ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-500/2017 от 27.06.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тульский областной суд в составе :

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

при секретаре Тимашковой Ю.С.,

с участием представителя административного истца Управления министерства юстиции РФ по Тульской области по доверенности Красновой А.А.,

представителя административного ответчика Регионального отделения Общественной организации политической партии «Возрождение аграрной России» Мышкина А.М., действующего на основании устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №3-а-500/2017 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Региональному отделению Общественной организации политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области о приостановлении деятельности,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) обратилось в Тульский областной суд с иском к Региональному отделению Общественной организации политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области (далее Региональное отделение) о приостановлении деятельности на основании пункта 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях» от 11.07.2001 года № 95-ФЗ.

В обоснование заявленных требований Управление указало, что административный ответчик при осуществлении своей деятельности допустил нарушение подпункта пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», поскольку своевременно не сообщил об изменении сведений о местонахождении постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом и не представил соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

В связи с указанным нарушением в адрес Регионального отделения Управлением были вынесены два письменных предупреждения от 29.12.2016 года № 17/03-4522 и от 01.03.2017 года № 71/03-650, которые в установленном законом порядке не обжалованы и не отменены.

В установленный в предупреждениях срок нарушения законодательства Региональным отделением устранены не были, что и явилось основанием для обращения Управления с административным иском в суд.

Со ссылкой на положения п. 2 ст. 39 Федерального закона «О политических партиях» Управление просило суд приостановить деятельность Регионального отделения Общественной организации политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области (ОГРН № ) сроком на два месяца.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Краснова А.А. поддержала административный иск, пояснив, что предусмотренная законом обязанность устранения нарушений пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ административным ответчиком не исполнена, документы об устранении допущенных нарушений вплоть до дня судебного разбирательства, в порядке предусмотренном приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25 Региональным отделением не представлены.

Представитель административного ответчика Регионального отделения Общественной организации политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области, действующий на основании Устава партии- председатель Регионального отделения Мышкин А.М. не возражал против удовлетворения иска, указывая, что не намерен в установленном законом порядке вносить изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о местонахождении постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, поскольку это требует определенных денежных затрат, в том числе на нотариальное удостоверение заявления установленной формы.

Между тем, Региональное отделение какой-либо фактической деятельности не ведет, три из четырех членов партии, состоящих на учете в Региональном отделении вышли из состава партии, он является единственным членом Регионального отделения, руководящие органы партии какого-либо содействия его деятельности не оказывают, а несение указанных затрат за свой личный счет, представитель административного ответчика считал недопустимым.

Заинтересованное лицо Общественная организация Политическая партия «Возрождение аграрной России» в судебное заседание представителя не направило. О дате и месте слушания по делу извещалось своевременно и надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Межрайонная ИНФНС России № 10 по Тульской области, извещенное о дате и месте слушания по делу представила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 263 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав представленные в материалы административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1, часть 1).

В системном единстве с названным положением находятся положения статьи 13 Конституции Российской Федерации, относящиеся к основам конституционного строя Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (часть 1) и многопартийность (часть 3).

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В силу статьи 7 вышеназванного Закона одной из организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

При этом, ст. 12.2 указанного Закона определено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.

Таким законом является Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Согласно пп. «г» п. 1 ст. 26 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.

Под региональным отделением политической партии в указанном Федеральном законе (п. 3 ст. 3) понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Согласно пунктам 5 и 30.10 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом в данном случае является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, поскольку, в силу предоставленных ему полномочий на территории Тульской области оно осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 456 утвержден Административный регламент исполнения министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства российской федерации.

Указанным регламентом (пп.2 п. 3) предусмотрено, что предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является в числе прочих соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, указанный орган вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев.

В силу ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в суд уполномоченным лицом.

Проверяя наличие оснований к приостановлению деятельности юридического лица, суд исходит из следующего.

Порядок приостановления деятельности регионального отделения политической партии урегулирован ст. 39 Федерального закона №95-ФЗ.

В силу п. 2 указанной статьи в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца.

В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от 08 июня 2015 года произведена государственная регистрация Регионального отделения Общественной организации политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области при создании некоммерческой организации, в подтверждение чего выдано свидетельство от 22 июня 2015 года о государственной регистрации Регионального отделения.

При этом в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) внесены следующие сведения об адресе указанного юридического лица <адрес>

Указанный адрес внесен в ЕГРЮЛ на основании заявления при создании юридического лица, что подтверждено заявлением в налоговый орган, оформленным в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25.

Из материалов представленного административным истцом контрольного дела в отношении регионального отделения Политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области следует, что 16 декабря 2016 года административным ответчиком в адрес Управления было направлено сообщение в простой письменной форме об изменении юридического адреса Регионального отделения с <адрес> на <адрес>

Согласно пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, отражаются в предупреждении, в котором должен быть установлен срок для их устранения.

Поступление указанной информации послужило основанием для вынесения в адрес юридического лица предупреждения 29.12.2016 № 71/03-4522 в порядке ст. 38 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ.

В указанном предупреждении Управление указало, что в ходе проверки поступившей информации установлено, что Региональное отделение своевременно не сообщило об изменении сведений о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа и не представило соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Данное нарушение предписывалось устранить в срок до 01.03.2017.

Предупреждение было получено лично председателем Регионального отделения Мышкиным А.М. 29 декабря 2017 года, о чем имеется его собственноручная отметка на предупреждении. Факт получения данного предупреждения лично, Мышкин А.М. в судебном заседании не отрицал.

Предупреждение так же было получено лично председателем регионального отделения Мышкиным А.М., 01 марта 2017 года, о чем так же имеется его собственноручная отметка на предупреждении.

Данные предупреждения не были обжалованы Региональным отделением в суд, в связи с чем, при рассмотрении настоящего административного дела суду следует проверить обоснованность вынесенных в адрес административного ответчика предупреждений об устранении нарушений закона, в том числе наличие оснований к их вынесению и сроки, предоставленные для их устранения.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Указанные требования закона Управлением были соблюдены. Представленные Региональному отделению в соответствующих предупреждениях сроки соответствовали разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения и не были менее сроков, установленных законом.

Проверяя обоснованность предупреждений, суд исходит из следующего.

В силу требований ч. 5 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях» региональное отделение политической партии обязано информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

В свою очередь, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ предусматривает внесение в единый государственном реестре юридических лиц среди прочих следующих сведений и документов о юридическом лице адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;

Согласно ч. 2 ст. 54 ГК РФ в Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, который определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа и служит для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Требования к документам, представляемым для государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц установлены ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

П. 2 ст. 17 указанного закона предусмотрено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такая форма установлена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25.В силу требований данного приказа, документом, представляемым в регистрирующий орган при внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, является заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, с приложениями по форме № Р14001.

Согласно п. 1.18 цитируемого приказа указанное заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя),а подлинность подписи заявителя (подписей заявителей) на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Таким образом, суд полагает, что административным истцом в адрес Регионального отделения были вынесены обоснованные предупреждения, подлежащие исполнению.

В ходе рассмотрения спора по существу административным ответчиком Региональным отделением Общественной организации Политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области не представлено в адрес суда доказательств того, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждений, в срок предоставленный Управлением, устранены.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии намерений у Регионального отделения Общественной организации политической партии устранить допущенные нарушения в ходе рассмотрения дела так же не установлено.

Проверяя причины, по которым административный ответчик не устранил выявленные нарушения законодательства, суд установил, что в адрес Управления поступило письмо председателя регионального отделения Мышкина А.М. ( вх. 3362 от 19.05.25017 года) с просьбой инициировать вопрос о ликвидации Отделения в судебном порядке в связи с тем, что Отделение финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет, членов в Отделении нет, а цели деятельности не могут быть достигнуты. Данные доводы представитель административного ответчика подтвердил и в судебном заседании, указав, что не намерен устранять допущенные нарушения.

Обстоятельств, препятствующих приостановлению деятельности Регионального отделения по решению суда, предусмотренных пп.5-7 ст.39 Федерального закона «О политических партиях», судом не установлено.

В соответствии с разъяснениями п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в резолютивной части решения о приостановлении деятельности политической партии, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения суд, помимо срока, на который подлежит приостановлению деятельность названных организаций, указывает срок, в течение которого выявленные нарушения должны быть устранены административным ответчиком. В случае необходимости суд указывает на конкретные действия, которые следует совершить для устранения нарушения, послужившего основанием для приостановления деятельности, в связи с чем, суд полагает правильным указать административному ответчику, что в течение срока на который его деятельность приостановлена, Региональному отделению Общественной организации Политической партии «Возрождение аграрной России» следует устранить нарушения, указанные в предупреждениях, а именно направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в части изменения адреса (местонахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Исходя из изложенного, административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области о приостановлении деятельности Регионального отделения Общественной организации Политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области на срок два месяца подлежит удовлетворению, поскольку указанного срока явно достаточно для устранения допущенных нарушений, при выражении соответствующего намерения со стороны административного ответчика.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 39 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 95-ФЗ «О политических партиях», для приостановления деятельности Регионального отделения Политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области на срок 2(два) месяца.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения Общественной организации Политической партии «Возрождение аграрной России» в Тульской области (ОГРН ) на срок 2 (два) месяца.

В течение указанного срока административному ответчику следует устранить нарушения, указанные в предупреждениях, а именно направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в части изменения адреса (местонахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Срок приостановления деятельности исчислять с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья