ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-501/2021 от 25.05.2021 Московского областного суда (Московская область)

3а-501/2021

50OS0000-01-2020-000025-43

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2021 года гор. Красногорск

Московская область

Московский областной суд

в составе председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

при помощнике судьи Такаевой А.А.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СП БИЗНЕС КАР» к Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействующим пунктов приложения № 1 к распоряжениям Министерства имущественных отношений Московской области «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «СП БИЗНЕС КАР» обратилось в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Московской области об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 - 2021 годы, утвержденных распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области. Просит признать недействующими пункты приложений к распоряжениям о включении в Перечни на 2017-2021 годы, принадлежащих истцу на праве собственности нежилых зданий: ТТЦ Тойота Левобережный общей площадью 13055,3 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, ТТЦ Тойота Лосиный остров общей площадью 7247,9 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> В обоснование заявленных требований указало, что включение указанных объектов в Перечни незаконно, нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.На основании приказа Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года N 540 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Вышеуказанным классификатором не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «для размещения торгово-технического центра по продаже и техобслуживанию автомобилей». Вид разрешенного использования «для размещения торгово-технического центра по продаже и техобслуживанию автомобилей» никакого описания не имеет, поскольку отсутствует как самостоятельный вид в классификаторе. Таким образом, с учетом неправомерного присвоения земельному участку единственного разрешенного использования, не предусмотренного нормативно-правовыми актами, а также не позволяющего конкретно определить вид его использования, следует вывод, что спорные здания расположены на земельном участке, разрешенное использование которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В таком случае, исходя из положений ст. 378.2 НК РФ должна быть соблюдена процедура по определению фактического использования здания, расположенного на земельном участке, которая перед принятием оспариваемых нормативных актов не проводилась. Не проведение мероприятий по определению вида фактического использования, а включение в Перечни необоснованно произведено лишь на основании вида разрешённого использования земельного участка, на котором они располагаются.

В судебном заседании представители административного истца требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, полагал, что оснований для исключения объектов из перечня не имеется.

Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Однако в силу части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие Налогового кодекса обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Таковым, в силу положений ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.

Субъекту Российской Федерации, после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предоставлено право своим законом устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге не имущество организаций Московской области" установлено, что на территории Московской области с 1 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе, торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 1.1).

Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 7 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, в Московской области уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений Московской области.

Из системного анализа названных правовых норм следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2016г. № 13ВР-1800 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 29.11.2016 и в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 224, 29.11.2016.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2017г. № 13ВР-1746 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 27.11.2017 и в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 226, 30.11.2017.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано в официальном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225 29 ноября 2018г. и размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 27 ноября 2018.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 28.11.2019, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225, 29.11.2019.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 26.11.2020г. № 15ВР-1607 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 27.11.2020, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225, 30.11.2020.

Таким образом, порядок принятия и опубликования указанных нормативных правовых актов соблюден.

Материалами дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером <данные изъяты> - Торгово-технический центр «Тойота», расположенный по адресу: <данные изъяты>

Указанный центр расположен на 8 земельных участках: с <данные изъяты> с видом разрешенного использования для строительства и эксплуатации торгово-технического центра по продаже авто-мототехники и запчастей, с <данные изъяты> - для строительства и эксплуатации торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей марки «Тойота» и организации парковки, <данные изъяты> – под размещение торгово-технического центра (ТТЦ) по продаже и обслуживанию автомобилей марок «Тойота» и «Лексус»; <данные изъяты> – размещение торгово-технического центра, с <данные изъяты> – для строительства и эксплуатации торгово-технического центра и организации парковки.

Принадлежащее истцу на праве собственности здание с наименованием «Здание торгово-технического центра «Тойота» с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, расположено на земельном участке с <данные изъяты> видом разрешенного использования – для размещения торгово-технического центра и объектов дорожного сервиса.

В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), в силу положений п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Включая спорный объект в Перечень объектов, недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административный ответчик исходил из того, что несмотря на то, что согласно технической документации на объект недвижимости нежилое здание не предназначено для ведения торгово-офисной деятельности, вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, является самостоятельным основанием для включения его в Перечень.

Указанные доводы административного ответчика являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм материального права.

В целях подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания и (или) торговых объектов, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию под кодами 3.3 "Бытовое обслуживание" и (или) 4.4. "Магазины" классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, предусматривающими, соответственно, размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), и (или) размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.

Согласно пункту 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 после вступления его в силу виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.

Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 226 от 12 мая 2017г. определены такие виды разрешенного использования земельных участков как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); размещение ОКС, общей площадью свыше 5 000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг); объекты бытового обслуживания населения, ателье, парикмахерские, прачечные, пункты проката, молочные кухни.

Однако, исходя из буквального описания, кодам 3.3 "Бытовое обслуживание" и 4.4. "Магазины" классификатора видов разрешенного использования земельных участков и пункту 1.2.5 Методических указаний вид разрешенного использования земельного участка «для размещения торгово-технического центра по продаже и техобслуживанию автомобилей» однозначно не соответствует.

В связи с этим, поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания, обоснованность включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества следовало определять исходя из предназначения для использования или фактического использования здания в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем, обследование вышеназванных нежилых зданий с целью установления вида их фактического использования перед принятием оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не проводилось.

По сведениям из экспликации к техническому паспорту на объекты здания включают помещения с назначением «основная», «вспомогательная», не свидетельствуют ни о размещении объектов торговли, ни о размещении объектов бытового обслуживания, так как при таком назначении помещений должна быть установлена фактическая направленность на выполнение работ (оказание услуг), предназначенных исключительно для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд населения.

Кроме того, заключением кадастрового инженера, проведенного в ходе рассмотрения дела, а также актом осмотра, подтверждается, что и в настоящее время отсутствуют необходимые 20% торговой площади. Такие помещения как мойка, переговорная, зона приемки авто, кузовной цех, склад запчастей не тождественны терминам «торговый зал», «объекты бытового обслуживания, общественного питания», в связи с чем, однозначно не свидетельствует о размещении торговых объектов либо объектов бытового обслуживания.

Кроме того, в соответствии с договорами аренды часть помещений указанных зданий сдаются в аренду страховой компании ОАО «Альфа-Банк», не выполняющей работы и не оказывающей услуги, предназначенной исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

При этом, вопреки доводам административного ответчика, из совокупного анализа положений статьи 381.2 НК РФ; статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст "Об утверждении национального стандарта", суд приходит к выводу о том, что складские помещения не являются вспомогательными помещениями по отношению к торговым залам, а относятся к основным площадям с самостоятельным видом использования. Площади, относящиеся к складским помещениям, по смыслу положения статьи 378.2 НК РФ, не могут признаваться используемыми для размещения объектов торговли.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Министерством имущественных отношений Московской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что объекты недвижимости признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, не отвечают, в связи с чем, спорные здания не подлежали включению в Перечень оспариваемых Распоряжений Миноблимущества.

Исходя из изложенного, административное исковое заявление ООО «СП БИЗНЕС КАР» подлежит удовлетворению.

При тех обстоятельствах, когда установлен факт ошибочного определения площади нежилых зданий, в результате которого на административного истца возлагалось большее налоговое бремя, возражения представителя административного ответчика против удовлетворения заявленных требований судом не могут быть приняты во внимание.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормы подлежат признанию не действующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество и признание оспариваемых норм не действующими с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые нормы не действующими со дня их принятия.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ООО «СП БИЗНЕС КАР» удовлетворить.

Признать недействующими со дня их принятия :

пункт 460 приложения 1 к распоряжению Минмособлимущества от 24.11.2016 № 13ВР-1800 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";

пункт 498 приложения 1 к распоряжению Минмособлимущества от 27.11.2017 № 13ВР-1746 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";

пункт 588 и 785 приложения 1 к распоряжению Минмособлимущества от 27.11.2018 № 15ВР-1632 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";

пункт 718 и 957 приложения 1 к распоряжению Минмособлимущества от 28.11.2019 № 15ВР-1947 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";

пункт 736 и 985 приложения 1 к распоряжению Минмособлимущества от 26.11.2020 № 15ВР-1607 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".

Решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Министерства имущественных отношений Московской области, в котором было опубликовано или должно было быть опубликовано оспоренные положения нормативных правовых актов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Смышляева

Дата изготовления мотивированного решения – 04.06.2021