ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-502/2021 от 29.04.2021 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красногорск Московской области

Московский областной суд в составе

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-502/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов городского округа Красногорск Московской области о признании недействующим со дня его принятия п. 5.12 решения Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18 «О земельном налоге на территории городского округа Красногорск Московской области» в части установления налоговых льгот для налогоплательщиков физических лиц членов многодетных семей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня его принятия п. 5.12 решения Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18 «О земельном налоге на территории городского округа Красногорск Московской области». В соответствии с данным пунктом установлены налоговые льготы для членов многодетных семей, признанных таковыми в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», если среднедушевой доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения – в размере 50 %.

В обоснование своих требований административный истец указал, что административному истцу на праве собственности принадлежат три земельных участка, расположенных в поселке Нахабино, г.о. Красногорск Московской области, в связи с чем на административном истце лежит обязанность уплаты земельного налога. В то же время, семья административного истца имеет статус многодетной и наделена определенными льготами, в том числе по уплате земельного налога. Так, п. 6.1 Решения Совета депутатов г.п. Нахабино Красногорского муниципального района от 19.08.2008 № 60/1-9, была установлена льгота, согласно которой многодетные семьи освобождались от уплаты земельного налога. Однако, 26 октября 2017 года Советом депутатов городского округа Красногорск Московской области было принято решение № 277/18 «О земельном налоге на территории городского округа Красногорск Московской области», согласно которому установлены налоговые льготы для членов многодетных семей, признанных таковыми в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», если среднедушевой доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения – в размере 50 %, с чем административный истец не согласен.

Административный истец полагает, что его права нарушены указанным пунктом нормативного правового акта, поскольку, по мнению истца, он отменяет ранее имеющуюся льготу, установленную Положением об установлении земельного налога на территории г.п. Нахабино, утвержденного решением Совета депутатов г.п. Нахабино Красногорского муниципального района от 19.08.2008 № 60/1-9. На основании п. 6.1 Решения Совета депутатов г.п. Нахабино многодетные семьи освобождались от уплаты земельного налога.

ФИО1 считает данное решение Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области не соответствующим ч. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушающим его право налогоплательщика как члена многодетной семьи. По мнению административного истца, оспариваемым решением отменена ранее предоставленная льгота, освобождающая административного истца от уплаты земельного налога.

Также административный истец считает, что обжалуемое решение Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области противоречит принципам ст. 391 НК РФ, в силу которой члены многодетной семьи освобождаются от уплаты земельного налога.

При принятии п. 5.12 оспариваемого решения отсутствует экономическое обоснование для принятия оспариваемого решения.

Кроме того, п. 5.12. оспариваемого Решения Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области, по мнению административного истца, не является определенным, поскольку вызывает неоднозначное толкование налоговым органом исчисление налога и применения льгот для многодетных семей из города Москвы, коим является административный истец, и из Московской области, имеющих разные уровни доходов, владеющие земельными участками в Красногорском районе Московской области.

Представитель административного истца в судебном заседании от 25 марта 2021 года административный иск поддержал, просил удовлетворить. В судебное заседание от 29 апреля 2021 года представитель административного истца не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные требования с учетом письменных пояснений поддержал.

Представитель Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Красногорск Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представители заинтересованных лиц Министерства социального развития Московской области и Красногорского управления социальной защиты населения в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Красногорск Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил.

Учитывая положения ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в том числе процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.

Исходя из положений ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу на праве собственности принадлежат три земельных участка, расположенных в поселке Нахабино, г.о. Красногорск Московской области.

Семья административного истца имеет статус многодетной, что подтверждено представленным удостоверением многодетной семьи города Москвы <данные изъяты>.

В период с 2008 года по 2017 год на территории городского поселения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области действовало Положение об установлении земельного налога на территории г.п. Нахабино, утвержденного решением Совета депутатов г.п. Нахабино Красногорского муниципального района от 19.08.2008 № 60/1-9.

Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области от 22.04.2015 года № 15/1.3 «О внесении изменений в Положение об установлении земельного налога на территории городского поселения Нахабино» в положение внесены изменения в соответствии с приложением № 1, согласно которым статья 6 изложена в следующей редакции: освобождаются от налогообложения, в том числе многодетные семьи (п.6.1). Пунктом 6.6. Решения установлено, что если налогоплательщик, имеющий право на льготу, обладает несколькими земельными участками на территории городского поселения Нахабино, льгота может применяться к земельным участкам, совокупная площадь которых не превышает норму выделения земли в Красногорском муниципальном районе. при этом налогоплательщик должен самостоятельно определить, в отношении какого земельного участка будет применяться льгота.

Данное решение было опубликовано в газете «Красногорские вести» № 66 от 19.05.2015 года и распространялось на правоотношения с 01 января 2014 года.

В соответствии со ст. 1 Закона Московской области № 186/2016-03 от 28.12.2016 «Об организации местного самоуправления на территории Красногорского муниципального района», объединены территории городского поселения Красногорск, городского поселения Нахабино, сельского поселения Ильинское, сельского поселения Отрадненское без изменения границ территории Красногорского муниципального района. В результате объединения поселений прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу указанного Закона. Городское поселение, образованное путем выше указанного изменения состава территории Красногорского муниципального района, наделено статусом городского округа (городской округ Красногорск).

В целях приведения муниципальных правовых актов городского округа Красногорск в соответствие с требованиями действующего законодательства Советом депутатов городского округа Красногорск утверждено Решение Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18.

Решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18 «О земельном налоге на территории городского округа Красногорск Московской области», в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Красногорск Московской области, на территории городского округа Красногорск Московской области установлен земельный налог и введен в действие с 01.01.2018 года.

Данным решение установлены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, установлены налоговые льготы как для категорий налогоплательщиков-организаций так и для категорий налогоплательщиков-физических лиц, установлены основания и порядок применения налоговых льгот.

Таким образом, Решение Совета депутатов городского поселения Нахабино от 19.08.2008 № 60/1-9 «Об утверждении положения об установлении земельного налога на территории городского поселения Нахабино» прекратило свое действие исчислением и уплатой налогоплательщиками земельного налога за налоговый период 2017 года.

В Решение Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18 неоднократно вносились изменения и дополнения, не повлекшие за собой изменений в содержании п. 5.12.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 7 ст. 1, ст. 65 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно положениям ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Земельный налог отнесен Налоговым кодексом РФ к местным налогам и сборам. В силу ч. 1 ст. 387 НК РФ он устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с абз. 2, 3 ч. 4 ст. 12 НК РФ местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В силу абз. 7 ч. 4 ст. 12 НК РФ представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно абз. 3 ч. 3 ст. 56 НК РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Устава городского округа Красногорск Московской области установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 28 Устава г.о. Красногорск установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, и установление льгот по уплате налогов и сборов, зачисляемых в местный бюджет, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах относятся к полномочиям Совета депутатов городского округа Красногорск.

Оспариваемое Решение, согласно п. 8, вступает в силу с 01.01.2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18 «О земельном налоге на территории городского округа Красногорск Московской области» опубликовано в газете «Красногорские вести» от <данные изъяты><данные изъяты>.

Таким образом, Решение Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18 принято в пределах полномочий Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения его в действие.

С целью дополнительной поддержки социально незащищенных слоев населения п. 5.12 решения Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18 «О земельном налоге на территории городского округа Красногорск Московской области» установлена налоговая льгота для членов многодетных семей, признанных таковыми в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», если среднедушевой доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения – в размере 50 %.

Административный истец полагает, что оспариваемое Решение ухудшает его положение как налогоплательщика: тогда как ранее он был освобожден от уплаты земельного налога полностью, в настоящее время для многодетных семей оспариваемым нормативным правовым актом установлена льгота в размере 50 % при соблюдении условия о размере среднедушевого дохода семьи.

По мнению ФИО1, указанным ухудшениям административным ответчиком придана обратная сила.

С таким доводом нельзя согласиться по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ч. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Исходя из теории права, под обратной силой действия правовой нормы во времени понимается распространение ее регулятивного действия на отношения, которые возникли до официального принятия и вступления данной нормы в силу.

В рассматриваемом случае оспариваемый нормативный правовой акт имеет перспективное действие, то есть действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после даты вступления его в силу.

Также, вопреки доводам административного истца, пункт 10 ч. 5 ст. 391 НК РФ, не освобождает членов многодетной семьи от уплаты земельного налога, а лишь дает определение порядка налоговой базы, в том числе основания уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности также для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Кроме того, главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления и уплаты земельного налога, не предусматривающий полного освобождения от уплаты земельного налога членов многодетных семей.

Доводы административного истца о том, что при принятии п. 5.12 оспариваемого решения отсутствует экономическое обоснование для принятия оспариваемого решения, основаны на неверном трактовании закона.

Так, в пункте 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах, указано, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт: иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений данного Кодекса (подпункт 9 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации). Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 данной статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 данной статьи (пункт 2 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенной нормы, налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения, без определения которого налог не считается установленным (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), должна иметь экономическое обоснование.

Вместе с тем, п. 5.12 оспариваемого решения устанавливает налоговую льготу, а не налоговую ставку, в связи с чем не требуется установление экономического основания.

Также суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что п. 5.12. оспариваемого Решения Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области, формально не определен, поскольку вызывает неоднозначное толкование налоговым органом исчисление налога и применения льгот для многодетных семей из города Москвы, коим является административный истец, и из Московской области, имеющих разные уровни доходов, владеющие земельными участками в Красногорском районе Московской области.

В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ (ред. от 01.12.2020) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2005 N 5/163-П), многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Полномочия по определению критериев и условий оказания социальной поддержки многодетным семьям закреплены за субъектами Российской Федерации, следовательно, при принятии собственного регулирования субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют порядок и условия предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям.

Данным законом Московской области о социальной поддержке семьи и детей в Московской области регламентируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области.

Статьей 1 вышеуказанного закона установлено, что его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительство в Московской области, за исключением части 3 статьи 16. Части 2 статьи 19, статьи 20.12 Закона.

Таким образом, льготой, установленной п. 5.12 Решения Совета депутатов могут воспользоваться многодетные семьи, имеющие место жительство только в Московской области, в то время как местом жительства административного истца является город Москва, тем самым оспариваемый пункт на административного истца не распространяется, в связи с чем довод административного истца о том, что оспариваемым решением нарушены его права как плательщика налога является несостоятельным.

Кроме того, установление льготных ставок по земельному налогу входит в дискреционные полномочия представительного органа городского округа Красногорск Московской области, в связи с чем изменение условий ее предоставления само по себе не может рассматриваться как противоречие федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах, решение Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18 «О земельном налоге на территории городского округа Красногорск Московской области» принято во исполнение положений статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Совету депутатов городского округа Красногорск Московской области о признании недействующим со дня его принятия п. 5.12 решения Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 октября 2017 года № 277/18 «О земельном налоге на территории городского округа Красногорск Московской области» в части установления налоговых льгот для налогоплательщиков физических лиц членов многодетных семей - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Мотивированное решение изготовлено – 11.05.2021 года.