ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-502/2022 от 06.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2022-000370-60

Дело №3а-502/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 6 сентября 2022 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Судневой В.Н.,

при помощнике судьи Никулиной Е.В.,

с участием прокурора Исцелемовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Родиной Дарьи Викторовны о признании не действующими Генерального плана Култаевского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 29 от 6 февраля 2014 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края» в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от 25 марта 2021 года № 121; Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 53 от 9 июня 2014 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения», в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 132, в части включения земельного участка с кадастровым номером ** в границы территории комплексного развития,

у с т а н о в и л:

решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 29 от 06 февраля 2014 г. «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края» утвержден Генеральный план Култаевского сельского поселения, в который решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 25 марта 2021 года № 121 внесены изменения в части включения земельного участка с кадастровым номером ** в границы территории комплексного развития.

Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 53 от 9 июня 2014 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» утверждены Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, в которые 29 апреля 2021 года решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края № 132 внесены изменения в части включения земельного участка с кадастровым номером ** в границы территории комплексного развития.

Данные решения опубликованы в установленном законом порядке в печатном издании в бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» и размещены на официальных сайтах Земского Собрания Пермского муниципального района и Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района (http://kultaevo.permraion.ru; http://zemsobr. permraion.ru).

Родина Д.В. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими: Генеральный план Култаевского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 29 от 6 февраля 2014 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 25 марта 2021 года № 121) и Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 53 от 9 июня 2014 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 132) в части включения земельного участка с кадастровым номером ** в границы территории комплексного развития как противоречащих ст.ст.65, 66 Градостроительного кодекса РФ, нарушающих её права и законные интересы. Полагает, что включение указанного земельного участка в границу территории комплексного развития создает риск изъятия земельного участка, препятствует строительству объектов индивидуального жилищного строительства и вспомогательных объектов без заключения с администрацией муниципального образования «Пермский муниципальный район» договора о комплексном освоении территории.

В судебном заседании административный истец Родина Д.В. участия не принимала, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель административного истца Родиной Д.В. –Теплых Л.А., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Земского Собрания Пермского муниципального района, заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» С., действующий на основании доверенностей, просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что Генеральный план Култаевского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 29 от 6 февраля 2014 г. «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 25 марта 2021 г. № 121) и Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 53 от 9 июня 2014 г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 г. № 132) приняты с соблюдением установленной законом процедуры и в оспариваемой части не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края в судебном заседании участия не принимал, в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Исцелемовой А.В., полагавшей, что требования административного истца законны и обоснованы, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 21 КАС РФ, в силу положений части 8 статьи 213 которого, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.

В соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ( часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам),законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом, в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие и по этому основанию не оспариваются.

Пунктом 1.2.31 Решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 25.03.2021г. № 121 Генеральный план Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края дополнен картой «Карта функциональных зон поселения» планируемого размещения объектов местного значения с.Култаево, д. Аникино, д. Кичаново, д.Шумки, д.Севастьяны, д.Кеты,д.Заполье, п. Объект КРП, д.Ежи, д.Капидоны согласно приложению 5 к настоящему решению

( л.д.114 том 1).

В соответствии с приложением № 5 - на Карте функциональных зон поселения, планируемого размещения объектов местного значения с. Култаево, д.Аникино, д.Кичаново, д.Шумки, д.Севастьяны, д.Кеты, д.Заполье, п.Объект КРП, д.Ежи, д.Капидоны выделена территория комплексного развития, включая территории, подлежащие комплексному освоению (л.д. 65 Том 2).

Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29.04.2021г. № 132 в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края, утвержденные решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 № 53 в Карту градостроительного зонирования с.Култаево, д.Аникино, д.Кичаново, д.Шумки, д.Севастьяны, д.Кеты, д.Заполье, п.Объект КРП, д.Ежи, д.Капидоны внесены изменения (приложение 3 к настоящему разделу).

Согласно приложению 3 - на Карте градостроительного зонирования с.Култаево,д.Аникино,д.Кичаново,д.Шумки,д.Севастьяны,д.Кеты,д.Заполье,п.Объект КРП, д.Ежи, д.Капидоны установлена территория комплексного развития, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию (л.д. 66 Том 2).

Материалами дела подтверждается, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером **, площадью 1000 кв. м., расположенный по адресу: ****, категории земель: земли населенных пунктов (л.д. 63-64 Том 2).

Данный земельный участок расположен в границах территории комплексного развития, установленной, в том числе, вблизи с. Култаево Пермского муниципального района Пермского края оспариваемыми нормативными правовыми актами. Указанное обстоятельство подтверждается сведениями МКУ стратегического развития Пермского муниципального района (л.д.69 том 2) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Комплексное развитие территорий - совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов (п.34 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Положениями ст.65 Градостроительного кодекса РФ установлены следующие виды комплексного развития территории:

1) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены многоквартирные дома, указанные в части 2 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории жилой застройки);

2) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены объекты капитального строительства, указанные в части 4 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории нежилой застройки);

3) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц (далее - комплексное развитие незастроенной территории);

4) комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (далее - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей.

В соответствии с частью 11 ст.65 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация комплексного развития территории по инициативе правообладателей осуществляется в соответствии со статьей 70 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 70 Градостроительного кодекса РФ комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством. При этом участие указанных лиц, не являющихся собственниками земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - правообладатель), в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей допускается в случае, если срок действия его прав на земельный участок составляет на день заключения в соответствии с настоящей статьей договора о комплексном развитии территории не менее чем пять лет (при наличии письменного согласия собственника указанного земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества и (или) при наличии письменного согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности).

В случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности и мероприятия по комплексному развитию территории не предусматривают изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, письменное согласие исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, не требуется.

В границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, не могут быть включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, не принадлежащие таким правообладателям, если иное не предусмотрено настоящей частью. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в границы территории, подлежащей комплексному развитию, могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков. Порядок такого согласования устанавливается Правительством Российской Федерации ( часть 2).

На основании части 3 ст.70 Градостроительного кодекса РФ комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - договор). Содержание договора определяется в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что установление в Генеральном плане, Правилах землепользования и застройки и отображение на Картах функционального и территориального зонирования территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому ее развитию, осуществлено в отношении земельного участка с кадастровым номером **, принадлежащего административному истцу с нарушением требований ч.4 ст.65, ч.1 ст.66, ст.70 Градостроительного кодекса РФ и законных прав и интересов административного истца.

Частью 3 ст.70 Градостроительного кодекса РФ предусматривается, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателя осуществляется на основании договора о комплексном развитии.

В ходе судебного заседания судом достоверно установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что административный истец как собственник земельного участка с инициативой комплексного развития территории в установленном порядке не обращался, волеизъявления о заключении договора о комплексном развитии территории с органом местного самоуправления не выражал.

При таком положении правовых оснований для включения принадлежащего административному истцу земельного участка в границы территории комплексного развития не имелось.

В обоснование доводов об инициативном поведении правообладателя земельного участка представитель Земского Собрания Пермского муниципального района ссылается на инвестиционное соглашение от 17 ноября 2009 года между администрацией Пермского муниципального района Пермского края и ОАО «КД ГРУПП», по условиям которого Застройщик (ОАО «КД ГРУПП») намерен произвести за свой счет проектирование и реализацию ориентировочно 200 отдельно стоящих малоэтажных жилых домов на земельных участках, обеспечить за свой счет застраиваемую территорию внутриплощадочными сетями, объектами инженерной и транспортной инфраструктур, необходимыми для нормальной жизнедеятельности поселка, предусмотреть проектом размещение на застраиваемой территории объектов социально- культурного, коммунально-бытового и рекреационного назначения, необходимых для обслуживания населения.

Между тем, принимая во внимание, что данное соглашение заключено ОАО «КД ГРУПП», которое правообладателем земельного участка не являлось, условия инвестиционного соглашения к моменту издания оспариваемых нормативных актов не были реализованы, доводы представителя ответчика о наличии правовых оснований для включения спорного земельного участка в границы территории комплексного развития следует отклонить как несостоятельные.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; обеспечения комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии.

Включение земельного участка, принадлежащего административному истцу, в границы территории комплексного развития влечет изменение правового режима, порядка и условий пользования земельным участком, создает неопределенность правового режима его использования, поэтому утверждения представителя Земского Собрания Пермского края о недоказанности нарушения прав оспариваемыми нормативными правовыми актами не могут быть приняты во внимание.

При таком положении суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Административный ответчик не привел суду доводов, которые могли бы повлечь отказ в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз.3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемые акты применялись до принятия решения суда и на основании этих актов реализовывались права граждан, они подлежат признанию недействующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Родиной Дарьи Викторовны удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- Генеральный план Култаевского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 29 от 6 февраля 2014 года «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края» ( в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 25 марта 2021 года № 121);

- Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 53 от 9 июня 2014 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 132)

- в части включения земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1000 кв. м., расположенного по адресу: ****, в границы территории комплексного развития.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень муниципального образования «Пермский муниципальный район» и на официальном сайте Земского Собрания Пермского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись