ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-503/20 от 25.06.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

3а-87/20214

25OS0000-01-2020-000572-78

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

25 июня 2021 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

Судьи Приморского краевого суда Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

с участием прокурора Романовой О.Н.,

представителей административного истца - Родькиной Е.В., Решетниковой И.В.,

представителей административного ответчика - Ивановой Е.А., Ивановой Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Дальневосточная распорядительная сетевая компания» к агентству по тарифам Приморского края, заинтересованные лица - МУП г. Владивостока « Владивостокское предприятие электрических сетей», ООО «Коммунальные сети», АО «Спасскэлектросети», АО «Электробытсервис», АО «Арсеньевэлектросервис», АО «Коммунэлектросервис», АО «Михайловскагропромэнерго», ООО « Территориальная электросетевая компания», АО «Оборонэнерго», ООО «Артемовская электросетевая компания», АО «Дальневосточная ресурсоснабжающая компания», Октябрьское районное муниципальное унитарное предприятие электрических сетей», АО «Кавалеровская электросеть», ОАО « Российские железные дороги», МУП «Уссурийск-электросеть» УГО, ООО «Промышленные энергосети ГТК», ООО «Энергетические сети преображения», ООО «Кировская электросеть», ООО «Энергия», ООО «Распределительные энергетические сети», ООО «Дальнереченская энергосетевая компания», ООО « Дальневосточные электрические сети», Федеральной Антимонопольной службы России, об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

25.12.2019 года Департаментом по тарифам Приморского края (с 01.01.2020, в связи с изданием постановления Губернатора Приморского края от 06.08.2019 №52- пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края» - гентство по тарифам Приморского края) принято Постановление № 66/7 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края».

Указанное постановление № 66/7 опубликовано на официальном интернет- портале правовой информации http://wvm.pravo.gov.ru 30.12.2019, а также в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края «Приморская газета», спецвыпуск, № 1 (1735), 01.01.2020.

Пунктом 1. Постановления № 66/7, утверждены и введены в действие с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно: стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края согласно приложениям №№ 1,2

Приложением 1 к Постановлению № 66/7 утверждена стандартизированная тарифная ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края для территорий городских населенных пунктов, в том числе стандартизированная тарифная ставка платы на покрытие расходов на строительство воздушных линий электропередач в расчете на 1 км линий, С2

Приложением 2 к Постановлению № 66/7 утверждена стандартизированная тарифная ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края для территорий, не относящихся к городским населенным пунктам, в том числе стандартизированная тарифная ставка платы на покрытие расходов на строительство воздушных линий электропередач в расчете на 1 км линий, С2

Административный истец обратился в суд с требованиями о признании недействующим приложения 1, 2 к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2019г. № 66/7 « об утверждении стандартизированных тарифных ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края» в части устанавливающей стандартизированные тарифные ставки платы на покрытие расходов на строительство воздушных линий электропередач в расчете 1 км. линий, С2: ставки 1.3.1.3.1 Материал опоры ( железобетонные (3), тип провода ( изолированный провод (1), материал провода (сталеалюминевый 3). Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 6(10)кВ, для территорий городских населенных пунктов, в размере 686 115,98 руб./км., а также в части устанавливающей стандартизированные тарифные ставки платы на покрытие расходов на строительство воздушных линий электропередач в расчете 1 км. линий, С2: ставки 1.3.1.4.1 материал опоры( железобетонные (3), тип провода ( изолированный провод (1), материал провода алюминиевый 4). Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 0,4кВ, для территорий не относящихся к городским населенным пунктам в размере 296 787,55 руб/км. В обоснование заявленных требований указал, что расчётная величина ставок платы согласно методических указаний была определена АО «ДРСК» на основании фактических данных за предыдущие три года (2016,2017,2018гг.), в частности, были заявлены следующие расчётные величины ставок платы: 1.3.1.3.1 Материал опоры (железобетонные (3), Тип провода (изолированный провод (1), Материал провода (сталеалюминевый 3), Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 6(10) кВ, для территорий городских населенных пунктов, в размере 1 667 287,99 руб./км; 1.3.1.4.1 Материал опоры (железобетонные (3), Тип провода (изолированный провод (1), Материал провода (алюминиевый (4), Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 0,4 кВ, для территорий не относящихся к городским населенным пунктам, в размере 435 123,45 руб./км.

Вместе с тем приложением 1 и 2 к Постановлению № 66/7 утверждены соответствующие стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края в размере, значительно ниже заявленных величин, а именно:

по ставке 1.3.1.3.1 Материал опоры (железобетонные (3), Тип провода (изолированный провод (1), Материал провода (сталеалюминевый 3), Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 6(10) кВ, для территорий городских населенных пунктов, в размере 686 115,98 руб./км;

по ставке 1.3.1.4.1 Материал опоры (железобетонные (3), Тип провода (изолированный провод (1), Материал провода (алюминиевый (4), Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 0,4 кВ, для территорий не относящихся к городским населенным пунктам, в размере 296 787,55 руб./км.

Установленный размер ставок значительно ниже фактических затрат на строительство и не покрывает затраты на приобретение материалов для строительства, при этом полная стоимость затрат включает в себя такие необходимые составляющие стройки, как: проектные и изыскательские работы, пуско-наладочные работы, затраты на вырубку ДКР и оплата компенсационной стоимости за снос зелёных насаждений, затраты на машины и механизмы, оплату труда, командировочные расходы, сметная прибыль, накладные расходы, перебазировка техники, доставка материалов на объекты и т.д., что нарушает права и законные интересы АО «ДРСК» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате их применения не обеспечивается покрытие расходов на технологическое присоединение, что противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу: статье 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ; пункту 87 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в области электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178.

Протокол заседания Правления департамента по тарифам Приморского края № 68 от 25.12.2019 не содержит представленную территориальными сетевыми организациями сводную информацию о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, необходимую в соответствии с пунктом 27 методических указаний для расчета стандартизированных тарифных ставок а также итоговые расчеты стандартизированных тарифных ставок С2. Отсутствует расчет выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологических присоединений к электрическим сетям, определяемых в соответствии с требованиями, предусмотренными Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологических присоединений к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1, и отсутствует расчет устанавливаемых ставок платы. АО «ДРСК» также, не было ознакомлено с итоговыми расчетами стандартизированных тарифных ставок С2.

В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования в полном объеме приведя доводы и основания указанные в административном исковом заявлении, а также пояснив, что не согласны с формированием регулирующим органом выборки для расчета стандартизированной тарифной ставки 1.3.1.3.1, поскольку для подготовки выборки расходов, каждая сетевая организация формирует перечень фактических затрат по каждому заявителю на строительство 1 км воздушной, кабельной линии, трансформаторных подстанций и т.п. Далее, регулирующий орган по тарифам определяет среднюю арифметическую величину расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению у конкретной сетевой организации и в выборе участвуют средние величины, полученные от сетевых организаций. При этом, из выборки исключаются затраты крупнейшей сетевой организации в регионе, у которой наибольшее количество присоединений и строительство осуществляется на сложных территориях с наибольшим расстоянием от существующих объектов электросетевого хозяйства до энергопринимающих устройств заявителей. АО «ДРСК» считает, что необходимо формировать выборку из представленных всеми территориальными сетевыми организациями сводных материалов всех расходов, из которой должны быть исключены расходы ниже предельного минимального уровня и превышающие предельный максимальный уровень таких расходов из выборки всех технологических присоединений по региону, без привязки к сетевой компании. При таком подходе будет установлена экономически обоснованная средняя ставка по всем сетевым организациям, а не принят расчет расходов только территориальных сетевых организаций с минимальными фактическими затратами, которые попали в выборку.

По стандартизированной ставке: 1.3.1.4.1 - расходы на строительство объектов для осуществления технологического присоединения, помимо затрат на оборудование и материалы, должны учитывать затраты на машины и механизмы, так как строительство объекта не может осуществляться без перебазировки в район строительства строительной техники, материалов, приборов и инструментов, затраты на накладные расходы и затраты на оплату труда, что является частью себестоимости работ, однако затраты, понесенные Обществом на осуществление технологического присоединения объектов заявителей, не были включены в необходимую валовую выручку, так не были включены затраты «машины и механизмы», которые являются расходами на ГСМ в размере 27,50 тыс. руб., также не учтены в нормативах накладных расходах, затраты Общества на страховые платежи (взносы) по обязательному страхованию и расходы на оплату труда, данные затраты были подтверждены АО «ДРСК» представленными в регулирующий орган формами № КС-2, в которых отражается сметная (договорная) стоимость работ, а также форма установленная приказом № 585, содержащая данные по расходам на оплату труда по технологическому присоединению.

Объем принятых регулятором выпадающих доходов должен быть включен в необходимую валовую выручку сетевой организации как компенсация затрат, понесенных в предыдущих периодах и как сумма плановых затрат на очередной год регулирования ( дополнительные пояснения прилагаются к материалам дела).

Представители агентства по тарифам Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились по доводам и основаниям изложенных в письменных отзывах, а также пояснили, что по данным, включенным в выборку за каждый год, регулирующим органом определяется среднее арифметическое значение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства. Расчет стандартизированных тарифных ставок выполняется по формуле № 29 методических указаний.

При расчете ставок платы за технологическое присоединение на 2020 год сетевыми организациями края были представлены в департамент по тарифам сведения о фактических расходах по технологическому присоединению за 2018, 2017, 2016 годы. Данные о фактических расходах за 2017, 2016 годы ранее предоставлялись организациями и анализировались регулирующим органом при установлении стандартизированных ставок платы на 2019 год, в связи с чем при регулировании ставок платы на 2020 год указанные данные были приняты без изменений.

АО «ДРСК» были представлены сведения для расчета ставок по приложениям №№ 1, 5 Методических указаний, представлены данные по расходам на строительство в разбивке по способу выполнения работ за 2018 год по территориям городских и не городских населенных пунктов, однако обосновывающие документы на бумажном носителе АО «ДРСК» представлены не были.

В формируемую для расчета стандартизированных тарифных ставок, в том числе ставки С2, выборку экспертной группой включены расходы сетевых организаций на строительство объектов электросетевого хозяйства за 2016, 2017, 2018 годы, значения которых не ниже предельного минимального уровня и не превышают предельный максимальный уровень. Итоговый расчет стандартизированных тарифных ставок С2 произведен на основании среднего арифметического значения расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства за 2016, 2017, 2018 годы и индексов потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития РФ.

Среднее арифметическое значение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства за 2016, 2017 годы принято в размере, используемом при регулировании ставок платы на 2019 год.

По стандартизированной ставке платы 1.3.1.3.1 расходы АО «ДРСК» на строительство объектов электросетевого хозяйства не попали в выборку, поскольку расходы на строительство 1 км воздушной линии превышают предельный максимальный уровень.

По стандартизированной ставке платы 1.3.1.4.1 в не городских населенных пунктах расходы АО «ДРСК» на строительство объектов электросетевого хозяйства попали в выборку, поскольку расходы на строительство хозспособом 1 км воздушной линии не ниже предельного минимального уровня и не превышают предельный максимальный уровень. Поскольку при расчете ставок платы за технологическое присоединение в выборку попадают данные по нескольким сетевым организациям, в том числе с менее затратными способами строительства воздушных линий, то рассчитанные органом регулирования стандартизированные ставки не будут равны расчетам, произведенным только из данных АО «ДРСК». Действующим законодательством на организации возложена обязанность по предоставлению подтверждающих экономическую обоснованность понесенных затрат. Вместе с тем административным истцом документов подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов, по статьям затрат, включаемым в расчет ставок представлено не было ( пояснения в письменном виде прилагаются).

Представитель заинтересованного лица ООО «Промышленные энергосети Приморского края» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что специалистами органа регулирования составлено экспертное заключение, согласно которому установленный размер ставок значительно ниже фактических затрат на строительство 1 км BJI 6(10) кВ и 1 км BJI 0,4 кв., однако административный ответчик не привел доводов, обосновывающих принятое решение. В тексте заключения отсутствуют какие - либо расчеты. Экспертное заключение, на основании которого тарифным органом принято оспариваемое в части постановление, не позволяет установить экономическую обоснованность НВВ по части оспариваемых организацией статей расходов, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца при осуществлении регулируемой деятельности. Таким образом, оспариваемые тарифы рассчитаны регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства

ООО «Артемовская электросетевая компания» просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменный отзыв, согласно которого с заявленными требованиями АО «ДРСК» не согласны, с учетом утвержденного нормами права порядка расчета, поддерживает довод агентства по тарифам о том, что рассчитанные органом регулирования стандартизированные ставки не будут равны расчетам, произведенным только из данных АО «ДРСК», не усматривают в оспариваемых стандартизированных тарифных ставках нарушения прав и законных интересов АО «ДРСК» (отзыв прилагается).

Представители ОАО «РЖД», АО «Михайловскагропромэнерго», АО «Арсеньевэлектросервис», АО «Кавалеровская электросеть», МУП «Уссурийск - электросеть», АО «Коммунэлектросервис» АО «Спасскэлектросеть» в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Сведениями о неявке в судебное заседание иных заинтересованных лиц по уважительным причинам, суд не располагает. Ходатайств об отложении судебного разбирательства до начала судебного заседания в адрес суда не поступало.

В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 2 и 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании части 4 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35- ФЗ «Об электроэнергетике» полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации.

Полномочия агентства по тарифам Приморского края закреплены Положением об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского 1фая от 30 сентября 2019 года № 628-па «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края».

В соответствии с пунктом 1.2, подпунктом «б» пункта 2.2.3 «Положения об агентстве по тарифам Приморского края», агентство по тарифам Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

25.12.2019 года Департаментом по тарифам Приморского края (с 01.01.2020, в связи с изданием постановления Губернатора Приморского края от 06.08.2019 № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края» - агентство по тарифам Приморского края) принято Постановление № 66/7 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края».

Указанное постановление № 66/7 опубликовано на официальном интернет- портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2019, а также в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края «Приморская газета», спецвыпуск, № 1(1735), 01.01.2020., со дня его опубликования вступило в законную силу.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.

Пунктом 1 Постановления № 66/7, утверждены и введены в действие с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно: стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края согласно приложениям №№ 1,2

Так приложением 1 и 2 к Постановлению № 66/7 утверждены стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края : ставка 1.3.1.3.1 Материал опоры (железобетонные (3), Тип провода (изолированный провод (1), Материал провода (сталеалюминиевый 3), Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 6(10) кВ, для территорий городских населенных пунктов, в размере 686 115,98 руб./км; и ставка 1.3.1.4.1 Материал опоры (железобетонные (3), Тип провода (изолированный провод (1), Материал провода (алюминиевый (4), Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 0,4 кВ, для территорий не относящихся к городским населенным пунктам, в размере 296 787,55 руб./км.

АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» является территориальной сетевой организацией на территории Приморского края и осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям.

Оспариваемые положения нормативного правового акта применены к АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: 1) расходы на топливо; 2) расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); 3) расходы на оплату услуг, 4) расходы на сырье и материалы; 5) расходы на ремонт основных средств; 6) расходы на оплату труда и страховые взносы; 7) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; 8) прочие расходы.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых
цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год рассчитывают с использованием метода сравнения аналогов и устанавливают не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту), в виде формулы платы за технологическое присоединение, единых для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок и ставок за 1 кВт максимальной мощности.

На регулирующем органе лежит обязанность произвести расчет платы ( тарифа) в экономически обоснованном размере.

Территориальными сетевыми организациями ( 26 сетевых организаций) в регулирующий орган были представлены документы по утверждению ставок платы
за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2020г.

При расчете ставок платы за технологическое присоединение на 2020 год сетевыми организациями края были представлены в департамент по тарифам Приморского края сведения о фактических расходах по технологическому присоединению за 2018, 2017,2016 годы.

АО «ДРСК» также в регулирующий орган были представлены расчетные величины ставок платы на покрытие расходов на строительство воздушных линий электропередач, за технологическое присоединение к электрическим сетям: по ставке 1.3.1.3.1 Материал опоры (железобетонные (3), Тип провода (изолированный провод (1), Материал провода (сталеалюминиевый 3), Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 6(10) кВ, для территории городских населенных пунктов, в размере 1 667 287,99 руб./км;

По ставке 1.3.1.4.1 Материал опоры (железобетонные (3), Тип провода (изолированный провод (1), Материал провода (алюминиевый (4), Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 0,4 кВ, для территорий не относящихся к городским населенным пунктам, в размере 435 123,45 руб./км.

Расчётная величина ставок платы была определена АО «ДРСК» на основании данных за предыдущие 3 года (2016,2017,2018 гг.).

В соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017г. № 1135/17, (пункт 27) стандартизированные тарифные ставки - С2,СЗ,С4,С5,С6,С7,С8, рассчитываются регулирующим органом на основании сводной информации, представленной территориальными сетевыми организациями в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям, раздельно для случаев технологического присоединения на территории городских населенных пунктов и территорий, не относящихся к территориям городских населенных пунктов.

Для формирования выборки для расчета стандартизированной тарифной ставки на год п, регулирующим органом с использованием данных, представленных территориальными сетевыми организациями, определяются:

расходы на строительство 1 км воздушной линии (с дифференциацией по уровням напряжения (s), а также в соответствии с дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ рвл (t)), rst(тыс. руб./км).

В формируемую для расчета стандартизированных тарифных ставок выборку за каждый год (п -4; n-3; п -2) включаются расходы территориальных сетевых организаций на строительство объектов электросетевого хозяйства, значения которых не ниже предельного минимального уровня и не превышают предельный максимальный уровень таких расходов, определяемые по установленным в методических указаниях формулам. Где PcpeOT(C2st) - средняя арифметическая величина расходов территориальных сетевых организаций на строительство 1 км. воздушной линии.

Таким образом, согласно методических указаний, размер платы за осуществление технологического присоединения определяется в зависимости от средней величины расходов сетевых организаций на выполнение соответствующих мероприятий за предшествующий ее установлению период

При расчете стандартизированной тарифной ставки 1.3.1.3.1 в формируемую для расчета стандартизированных тарифных ставок выборку за каждый год (п-4; п-3; п-2) регулирующим органом были включены расходы территориальных сетевых организаций на строительство объектов электросетевого хозяйства, значения которых не ниже предельного минимального уровня и не превышают предельный максимальный уровень таких расходов.

По данным, включенным в выборку за каждый год (п-4; п-3; п-2), регулирующим органом было определено среднее арифметическое значение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства.

Расчет стандартизированных тарифных ставок выполнен по формуле 29 определенной пунктом 27 методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

При регулировании ставок платы на 2020 год данные о фактических расходах
за 2017,2016 годы были приняты без изменений, поскольку ранее предоставлялись организациями и проанализированы регулирующим органом при установлении стандартизированных ставок платы на 2019 год, были признаны экономически обоснованными, и не оспаривались.

Для установления стандартизированных тарифных ставок и платы за единицу
максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение на 2020г. АО «ДРСК», письмом от 11.10.2019 № 01-101-18-196/5382, представило сведения по расходам на строительство для расчета ставок по приложениям №№ 1, 5 Методических указаний. Сведения были представлены в электронном виде

Дополнительно по запросу департамента от 21.11.2019г. №27/3870, письмом от 29.11.2019 №01-101-18- 233/6499 АО «ДРСК» представлены данные по расходам на строительство в разбивке по способу выполнения работ за 2018 год по территориям городских и не городских населенных пунктов. Сведения представлены в электронном виде и на бумажном носителе.

Д ля формирования выборки для расчета стандартизированных тарифных ставок С2. СЗ. С4. С5. С6, с использованием сведений о фактических расходах сетевых организаций на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения, агентством были определены расходы на строительство с дифференциацией по уровням напряжения, а также в соответствии с дифференциацией в зависимости от вида используемого материала И способа выполнения работ.

Расходы на строительство за 2018 год определены агентством исходя из способа выполнения работ: по территориям городских населенных пунктов (ставка 1.3.1.3.1) - подрядный способ, по территориям не городских населенных пунктов (ставка 1.3.1.4.1) - хозспособ.

По стандартизированной ставке платы 1.3.1.3.1 (6(10) кВ) в городских населенных пунктах все понесенные расходы АО «ДРСК» на строительство объектов электросетевого хозяйства регулирующим органом были учтены, поскольку работы были проведены с участием подрядной организации, однако АО «ДРСК» не попало в выборку, так как расходы на строительство 1 км воздушной линии (Материал опоры (железобетонные (3), Тип провода (изолированный провод (1), Материал провода (сталеалюминевый 3), Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)) (1552,74 тыс. руб.) превысили предельный максимальный уровень Ртах (1413,51 тыс. руб./км), то есть средние статистические показатели иных сетевых организаций, ( рассчитанные значения представлены в виде таблицы), значение рассчитано по установленной методическими указаниями формуле.

Довод административного истца о том, что расчет не соответствует методическим указаниям, о неверном применении методических указаний, является несостоятельным, поскольку истцом не указано, какие значения рассчитаны неверно и не соответствуют установленной формуле, не обоснован предлагаемый расчет, своего расчета не представлено. Кроме того, АО «ДРСК» самостоятельно выведена средняя арифметическая величина расходов территориальных сетевых организаций на строительство 1 км. воздушной линии.

В силу пункта 4 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

При этом, в силу требований пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить сетевая компания.

Орган регулирования тарифов проводит экспертизу обоснованности расходов,
учтенных при расчете цен (тарифов), и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Данные о расходах по строительству были предоставлены АО «ДРСК» пообъектно, с разбивкой по видам и техническим характеристикам объектов электросетевого хозяйства (материал опор (дерево, бетон, металл) материал и тип провода, его сечение (сталь, алюминий, изоляция), способ прокладки (траишен, блоки, туннели), уровням напряжения и по иным основаниям, исходя из фактических затрат.

Агентством расходы на строительство были определены исходя из способа выполнения работ.

При выполнении строительных работ хозспособом (ставка 1.3.1.4.1) в состав расходов АО «ДРСК» агентством, из представленных истцом в тарифный орган в обоснование понесенных затрат - актов выполненных работ КС-2, КС-3, расшифровки по учету заработной платы по 585 форме, форма № п-4, подтверждающая сведения о численности и заработной плате работников, была представлена ранее так как представляется в регулирующий орган ежегодно в рамках подачи заявления на корректировку НВВ до 01 мая ежегодно, однако указанные в актах и учетной форме расходы не были приняты тарифным органом в полном объеме, а взяты во внимание и включены в состав расходов только «материалы (оборудование)».

Регулирующим органом при анализе представленных обосновывающих затраты документов не были учтены затраты на «оплату труда», «страховые платежи по обязательному страхованию», затраты «машины и механизмы», «накладные расходы», из пояснений представителей агентства следует, что данные расходы не были учтены ввиду не предоставления обществом первичных документов обосновывающих размер фактических расходов.

Вместе с тем, в силу части 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35- ФЗ «Об электроэнергетике» в случае непредставления необходимых сведений орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам установления и изменения регулируемых цен (тарифов).

Кроме того, согласно пункту 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

Письмом от 19.06.2019 № 27/1805, по запросу от 21.11.2019г. №27/3870 агентством по тарифам Приморского края для расчета стандартизированных тарифных ставок и ставок платы за единицу максимальной мощности на 2020 год была запрошена информация в АО «ДРСК» в электронном виде о фактических данных по технологическому присоединению к электрическим сетям за 2018 г в определенной форме прилагаемой таблицы.

Таким образом, регулирующий орган для установления ставок, посчитал достаточным запросить у истца только расчеты в форме таблиц разработанных самим агентством.

Письмом от 29.11.2019 № 01-101-18-233/6499 АО «ДРСК» предоставило информацию о фактических данных по технологическому присоединению за 2018 год раздельно для территорий, относящихся к городским населенным пунктам и не относящимся к городским населенным пунктам с приложением в электронном виде материалов и обосновывающих документов к расчету стандартизированных тарифных ставок, выпадающих доходов за технологическое присоединение к электрическим сетям. Согласно сопроводительному письму сведения были представлены в электронном виде и на бумажном носителе. В связи с чем нельзя говорить, что экономическое обоснование исходных данных полностью отсутствовало, что общество представило лишь расчеты в форме таблиц без подтверждающей документации.

У агентства, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта имелась, но не была исполнена предусмотренная пунктом 19 Правил регулирования обязанность предложить АО «ДРСК» представить дополнительные обосновывающие материалы, вместе с тем агентство, произвольно и по своему усмотрению, не приняло во внимание спорные затраты: «оплата труда», «страховые платежи по обязательному страхованию», затраты «машины и механизмы», «накладные расходы», в то время как в случае недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность регулирующего органа предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы, что исходя из принципов соблюдения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), а также практики оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованных цен ( тарифа).

Какого - либо мотивированного вывода, агентства по тарифам в экспертном заключении, а также в протоколе заседания правления, экономического обоснования о причинах принятия и об отказе в принятии во внимание спорных затрат, отсутствует. В то время как согласно представленной в материалы дела выписки из протокола заседания Правления департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2019г. при утверждении тарифных ставок, экспертная группа, при рассмотрении представленных сетевыми организациями обосновывающих материалов, исходила из того, что вся представленная предприятиями информация является достоверной, то есть дана оценка достоверности представленных данных.

В судебном заседании представители агентства по тарифам также не могли конкретно пояснить какой именно пакет документов обосновывающих понесенные расходы должен был быть представлен истцом.

Интерпретация полномочия по запросу необходимых документов у истца в качестве права, а не обязанности, создает почву для неравного отношения к организациям, когда регулирующий орган в каких-то случаях может запросить документацию, а в каких-то может этого не делать.

Исключение вышеуказанных расходов обусловленное непредставлением АО «ДРСК» подтверждающих документов, произведено с нарушением требований действующего законодательства, поскольку общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочего, как указывалось выше, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6 Закона об электроэнергетике).

Довод административного ответчика о том, что оспариваемые ставки были утверждены на 2020г. и применение их на 2021г. не предусмотрено, в связи с чем права административного истца не нарушаются, судом не принимается, поскольку расчётная величина ставок платы на следующий период регулирования определяется на основании данных за предыдущие 3 года, при расчете выпадающих доходов значения фактических расходов принимаются без изменений, установление ставки на следующий период с применением ставок неравнозначных фактическим затратам, может привести к возникновению некомпенсированных расходов на строительство объектов, к возникновению убытков у субъекта регулирования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 -180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Акционерного общества «Дальневосточная распорядительная сетевая компания» об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить частично.

В удовлетворении заявленных требований Акционерного общества «Дальневосточная распорядительная сетевая компания» о признании недействующим приложения 1, 2 к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2019г. №66/7 « об утверждении стандартизированных тарифных ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края» в части устанавливающей стандартизированные тарифные ставки платы на покрытие расходов на строительство воздушных линий электропередач в расчете 1 км. Линий, С2:

ставки 1.3.1.3.1 Материал опоры ( железобетонные (3), тип провода ( изолированный провод (1), материал провода (сталеалюминевый 3). Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 6(10)кВ, для территорий городских населенных пунктов, в размере 686 115,98 руб./км. – отказать.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда приложения 1, 2 к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2019г. №66/7 « об утверждении стандартизированных тарифных ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края» в части устанавливающей стандартизированные тарифные ставки платы на покрытие расходов на строительство воздушных линий электропередач в расчете 1 км. Линий, С2:

ставки 1.3.1.4.1 материал опоры ( железобетонные (3), тип провода ( изолированный провод (1), материал провода алюминиевый 4). Сечение провода (диапазон до 50 квадратных мм включительно (1)», по уровню напряжения 0,4кВ, для территорий не относящихся к городским населенным пунктам в размере 296 787,55 руб/км.

Обязать агентство по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Внукова