ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-503/2022 от 21.04.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-503/2022

32OS0000-01-2022-000045-61

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 21 апреля 2022 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Шалатоновой Т.С.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

представителя административного истца ФИО3 – ФИО4, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 04 апреля 2022 года № 433),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 04 апреля 2022 года № 433 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 04 апреля 2022 года № 433 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07 апреля 2022 года.

В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный указанным выше приказом управления имущественных отношений Брянской области, включены объекты недвижимости, в том числе, здание, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>А (пункт 724).

Административный истец ФИО3 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в него принадлежащего ему на праве собственности, расположенного по адресу: <адрес>А, нежилого здания, наименование: многофункциональное здание универсального назначения, кадастровый , ссылаясь на то, что включение данного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, противоречит действующему законодательству Российской Федерации, поскольку указанное нежилое здание не отвечает признакам объекта, фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также не отвечает признакам объекта, фактически используемого в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания по смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, т.к. не используется в указанных целях. Здание фактически используется для размещения промышленного предприятия и расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для размещения производственной базы. Считает, что включение принадлежащего ему объекта недвижимости с кадастровым в оспариваемый Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 2 Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 «О налоге на имущество физических лиц» и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, т.к. незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Административный истец ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО3

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 – ФИО4 административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования, просит признать не действующим с 01 января 2022 года пункт 724 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 04 апреля 2022 года № 433, в части включения в него нежилого здания, наименование: многофункциональное здание универсального назначения, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>А, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанного объекта в оспариваемый Перечень.

Представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО5 административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что спорный объект недвижимости подлежал включению в оспариваемый Перечень на 2020 год как объект бытового обслуживания в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по сведениям из ЕГРН данный объект имеет назначение «нежилое здание», наименование «многофункциональное здание универсального назначения», расположен на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения производственной базы». Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания от 23 апреля 2019 года установлено, что нежилое здание используется в качестве объекта бытового обслуживания более чем на 20%, в здании производится ремонт и обслуживание транспортных холодильных установок. Кроме того, административный истец имеет статус индивидуального предпринимателя и основным видом его деятельности является ремонт машин и оборудования. Считает, что включение указанного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень соответствует пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО3 - ФИО4, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО5, свидетелей ФИО1, ФИО2, заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 04 апреля 2022 года № 433) издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области ФИО5, принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как объект бытового обслуживания.

Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая доводы представителя административного ответчика, для признания законным включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае должен доказать, что указанный объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в указанных целях.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 19 октября 2021 года административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание, наименование: многофункциональное здание универсального назначения, площадью 1368,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>А. При этом на момент определения оспариваемого Перечня указанный объект недвижимости имел площадь 943.7 кв.м, изменение площади объекта, согласно объяснениям представителя административного истца ФИО4, произошло в связи с возведением пристройки к зданию.

В оспариваемый Перечень на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен под пунктом 724.

Спорный объект недвижимости расположен на принадлежащем административному истцу земельном участке, площадью 3 700 +/- 43 кв.м, кадастровый , по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения производственной базы.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Частью 2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 с наименованием «Бытовое обслуживание».

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).

Таким образом, виды разрешенного использования указанного выше земельного участка с кадастровым на котором расположен спорный объект недвижимости, не соответствуют названным пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, а также коду 3.3 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исходя из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее административному истцу здание с кадастровым , нельзя сделать однозначный вывод о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание относится к объектам бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении видов разрешенного использования указанного земельного участка в материалах дела не содержится.

При этом, как следует из объяснений представителя административного ответчика, виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не рассматривались в качестве основания для включения данного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в оспариваемый Перечень как объекта, предназначенного для использования или фактически используемого в качестве объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025 (действовавших на момент определения оспариваемого Перечня), правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания.

Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Однако, административным ответчиком доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорное нежилое здание используется для оказания бытовых услуг потребителям, не представлено.

Как следует из технического паспорта на многофункциональное здание универсального назначения, расположенное по адресу:<адрес>А, выданного межрайонным отделением № 1 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 22 октября 2021 года, помещения здания имеют наименование: «основное», «подсобное».

Вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 19 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО3 об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2017-2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1249, от 27 ноября 2017 года № 1312 и от 29 ноября 2018 года № 1512, установлено, что согласно техническому паспорту на многофункциональное здание универсального назначения, расположенное по адресу:<адрес>А, выданного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Брянский филиал по состоянию на 22 декабря 2011 года, помещения здания имели следующие наименования и площади:

1 этаж: гараж – 42,3 кв.м, гараж – 42,8 кв.м, гараж – 48 кв.м, котельная – 13,8 кв.м, коридор – 19,4 кв.м, основное – 23,1 кв.м, коридор – 14,4 кв.м, основное – 28,3 кв.м, производственная – 492,2 кв.м;

2 этаж: коридор – 28,1 кв.м, кабинеты – 14,1 кв.м, 10,8 кв.м, 11,8 кв.м, 29,3 кв.м, 14,9 кв.м, 15,7 кв.м, подсобное – 21,6 кв.м, лестница – 0,9 кв.м, санузел – 6,5 кв.м, основное – 65,7 кв.м.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, исходя из правоустанавливающих документов и технической документации на спорный объект недвижимости нельзя сделать вывод о том, что находящиеся в здании помещения предназначены для использования в качестве объектов бытового обслуживания, что не позволяет квалифицировать данный объект, как предназначенный для использования в целях, предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент принятия оспариваемого Перечня, и данное здание не могло быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без установления его фактического использования в указанных целях.

В соответствии с пунктом 9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п, мероприятия, направленные на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Форма акта обследования, его содержание, порядок составления и предоставления его копий заинтересованным лицам определяется в Методике.

Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года N 638, по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - Акт) по форме согласно приложению N 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.

В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости.

Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).

Как следует из представленного административным ответчиком акта проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 23 апреля 2019 года, в результате обследования многофункционального здания универсального назначения, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый , установлено, что суммарная площадь помещений объекта составляет 943,7 кв.м, используемая площадь помещений объекта составляет 861,2 кв.м, в здании производится ремонт и обслуживание транспортных холодильных установок. По данным выписки из ЕГРИП от 24 апреля 2019 года основной вид деятельности собственника здания ФИО3- ремонт машин и оборудования (код ОКВЭД 33.12-вид деятельности, относящейся к бытовому обслуживанию). Площадь, относящаяся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 684,5 кв.м, или 72,53%. При этом в акте не содержится сведений о площадях помещений, используемых под размещение объектов бытового обслуживания, не указано какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения названных объектов.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1 и ФИО2 - члены комиссии, проводившие обследование спорного здания и подписавшие указанный акт, пояснили, что вывод о соответствии указанного в акте здания требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был сделан исходя из основного вида деятельности собственника здания - индивидуального предпринимателя ФИО3, поскольку такой вид деятельности, как ремонт машин и оборудования, в соответствии с ОКВЭД относится к бытовому обслуживанию. В указанную в акте площадь 684,5 кв.м, относящуюся к видам использования по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включена площадь помещений, расположенных на 1 этаже здания, обозначенных на плане строения под номерами 1, 2, 3, 8, 9, и частично площадь помещения, расположенного на 2 этаже здания, обозначенного на плане строения под номером 8. При обследовании спорного объекта фактов, подтверждающих оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей гражданина, установлено не было, в здании производился ремонт и обслуживание транспортных холодильных установок, рефрижераторов.

Таким образом, учитывая, что представленным актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования спорного здания не подтверждается его фактическое использование в целях размещения объектов бытового обслуживания, отвечающих критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, у административного ответчика отсутствовали основания для включения данного объекта в оспариваемый в рамках настоящего административного дела Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по его фактическому использованию с учетом названного акта.

Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик располагал иными актами обследования указанного нежилого здания на момент включения его в оспариваемый Перечень не представлено.

При этом, из представленных представителем административного истца и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, следует, что ФИО3 является директором ООО «ПРОМХОЛОД-БРЯНСК», местом нахождения указанного юридического лица является: <адрес>А, основным видом деятельности - монтаж промышленных машин и оборудования. ООО «ПРОМХОЛОД-БРЯНСК» является членом Российского союза предприятий холодильной промышленности.

Согласно договору аренды от 09 января 2017 года, заключенному между ФИО3 (арендодатель) и ООО «ПРОМХОЛОД-БРЯНСК» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает в безвозмездное и бессрочное пользование многофункциональное здание универсального назначения, расположенное по адресу: <адрес>А, для ведения деятельности.

В спорном здании ООО «ПРОМХОЛОД-БРЯНСК» производится ремонт и обслуживание транспортных холодильных установок, при этом представленные суду Сертификат соответствия работ по монтажу газовых систем, исполнителем которых является ООО «ПРОМХОЛОД-БРЯНСК»; Сертификат соответствия работ по производству компрессорно-конденсаторных, среднетемпературных, низкотемпературных, для промышленных холодильных камер и камер коммерческого назначения, монтажных и пусконаладочных работ компрессорно-конденсаторных агрегатов, проектирование, производство и реализация холодильно-обогревательного оборудования, кондиционеров для автотранспорта и спецтехники; Свидетельство о прохождении ежегодного инспекционного контроля в области сертификации указанных выше работ, а также договоры на поставку холодильного оборудования, работы по монтажу холодильных установок, заключенные между ООО «ПРОМХОЛОД-БРЯНСК», как поставщиком или исполнителем, и заказчиками ГАУЗ «Брянская областная больница № 1», ГАУЗ «Брянская городская больница № 4», ООО «Охотно-Строй», АО «Людиновокабель», покупателями ООО «Легион», ООО «БРУСБОКС», ООО «ОКБ СХМ Технатон», свидетельствуют о производственной деятельности ООО «ПРОМХОЛОД-БРЯНСК» в области промышленной холодильной техники и транспортного холодильного оборудования, связанной с оказанием услуг юридическим лицам.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, и подтверждающих, что административным истцом спорное нежилое здание или помещения в нем используются для оказания бытовых услуг потребителям (населению), административным ответчиком не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о том, что указанный выше объект недвижимости обоснованно включен в оспариваемый Перечень, поскольку административный истец ФИО3 имеет статус индивидуального предпринимателя и его основным видом деятельности является ремонт машин и оборудования, который согласно коду ОКВЭД 33.12 относится к видам деятельности, относящейся к бытовому обслуживанию, не являются доказательством использования административным истцом спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.

Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.

Как следует из содержания распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» в системном единстве с нормами главы 26.2, главы 26.3 (в редакции, действовавшей на момент определения оспариваемого Перечня), главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.

В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Перечня) для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).

Аналогичное толкование содержится в информационных письмах Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22547@ «Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам» и от 30 ноября 2016 года N СД-4-3/22788@ «Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р».

С учетом изложенного ссылка на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности несостоятельна, поскольку названный акт не может быть применен к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень по указанному административным ответчиком основанию как объекта бытового обслуживания не имеется, т.к. относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения данного здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, управлением имущественных отношений Брянской области не представлено.

С учетом изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО3

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных его положений не действующими соответственно с 01 января 2020 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2020 года пункт 724 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» ( в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 04 апреля 2022 года № 433), в части включения в него здания, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>А.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 28 апреля 2022 года