ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-506/2021 от 09.12.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Уникальный идентификатор дела

18OS0000-01-2021-000413-67

Дело № 3а-506/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2021 года г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Олюниной Т.В.,

с участием:

представителя административного истца ООО «<данные изъяты>» – З.И.С.

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Удмуртской Республике - Л.М.В.

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – Т.К.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

административный истец общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту – ООО «<данные изъяты>», административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Администрации г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике о пересмотре архивной кадастровой стоимости за период с 27.03.2020 по 31.12.2020 объекта недвижимости – земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения (деловое управление код.4.1) с кадастровым номером: , общая площадь 2820 кв.м., адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, установив ее в размере, равной рыночной стоимости 9 901 000 руб.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ООО «<данные изъяты>» арендует вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером с 25 марта 2004 года, земельный участок находится в государственной собственности. В соответствии с п.2 Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности МО «Город Ижевск» и предоставленных в аренду без проведения торгов, утвержденного Постановлением Администрации г. Ижевска от 13.05.2011 №456, размер годовой арендной платы определяется исходя из формулы, с учетом кадастровой стоимости земельного участка. С 01.01.2015 до 01.01.2021 кадастровая стоимость земельного участка составляла 4 595 387 руб. 40 коп., что подтверждается данными фонда данных кадастровой оценки. В соответствии с указанной кадастровой стоимостью земельного участка арендодатель представил 10.03.2020 расчет годовой арендной платы за 2020 год по договору от 31.05.2000 в размере 75 823, 90 руб. Указанная сумма арендной платы уплачена административным истцом в полном объеме. Согласно указанному расчету задолженность отсутствует. С 01.01.2021 кадастровая стоимость земельного участка составляла 2 968 698 руб. 60 коп., что подтверждается Постановлением Правительства УР №583 от 27.11.2020 (строка 22631). В соответствии с указанной кадастровой стоимостью земельного участка арендодатель представил 11.03.2021 расчет годовой арендной платы за 2021 год по договору от 31.05.2000 в размере 44 530,48 руб. Согласно указанному расчету задолженность на 01.01.2021г. составляет 193 896 руб. 72 коп. Из пояснений арендодателя следует, что указанная задолженность образовалась в период 2020 года в связи с изменением кадастровой стоимости на основании изменения разрешенного вида использования (соглашение №1823/изм от 12.05.2020) в части изменения п.5.4 договора в части определения вида разрешенного использования – деловое управление (код 4.1) начиная с 27.03.2020 до 31.12.2020. При этом кадастровая стоимость земельного участка в этот период определялась исходя из удельного показателя по видам разрешенного использования в размере 7 784,27 руб. за 1 кв.м., утвержденного Постановлением Правительства УР от 30.11.2015 №531 и составляла 21 951 641, 40 руб. Между тем об изменении кадастровой стоимости арендодатель административного истца не уведомлял, в связи с чем, последний считает результатами кадастровой оценки нарушены права административного истца. Рыночная стоимость земельного участка в период с 27.03.2020 до 31.12.2020 значительно ниже кадастровой стоимости, определенной путем применения удельного показателя, что подтверждается представленным отчетом № от 30.07.2021, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26.03.2020 составила 9 901 000 руб. С 01.01.2021 кадастровая стоимость земельного участка составила 2 968 698 руб. 60 коп., что подтверждается Постановлением Правительства УР №583 от 27.11.2020 ( строка 22631). 26 марта 2021 года БУ УР «ЦКО БТИ» определена новая кадастровая стоимость земельного участка в размере 9 414 316, 20 руб. (строка 24879 акта №АОКС-18/2021/000062) (л.д. 7-8).

В процессе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, просил пересмотреть архивную кадастровую стоимость за период с 26.03.2020 по 18.02.2021 объекта недвижимости – земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения (деловое управление код.4.1) с кадастровым номером: , общая площадь 2820 кв.м., адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес> установив ее равной рыночной стоимости в размере 9 901 000 руб.

Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Удмуртской Республики.

В судебном заседании представитель административного истца З.И.С. административные исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточненных требований, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Удмуртской Республике - Л.М.В. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, ранее представила в материалы дела письменные возражения, согласно которым:

«Земельный участок с кадастровым номером является «ранее учтенным» объектом недвижимости и поставлен на государственный кадастровый учет 03.08.2000. Земельный участок предоставлен в аренду административному истцу ООО «<данные изъяты>» на основании договора на передачу прав и обязанностей от 02.12.2002 по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №1823 от 31.05.2000, договора на передачу прав и обязанностей от 25.03.2004 по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №1823 от 31.05.2000, договора о предоставлении участков в пользование на условиях аренды №1823 от 31.05.2000, соглашения об изменении размера арендной платы сроком до 24.12.2024.

На земельный участок зарегистрировано обременение права – ипотека (дата регистрации 22.06.2016).

В настоящее время кадастровая стоимость участка определена по состоянию на 31.12.2020 в сумме 9 414 316,20 руб. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 26.03.2021 №АОКС-18/2021/000062, выданного БУ УР «ЦКО БТИ».

Первоначально кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 01.01.2015 в сумме 4 595 387,40 руб. на основании постановления Правительства УР от 30.11.2015 №531.

26.03.2020 по заявлению представителя Администрации г. Ижевска в ЕГРН внесены сведения об изменении разрешенного вида использования земельного участка с «эксплуатация цеха по производству пластиковых окон и дверей с <данные изъяты>» на «деловое управление (код 4.1)».

В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка 27.03.2020 в ЕГРН внесена запись о кадастровой стоимости по состоянию на 26.03.2020 в сумме 21 951 641,4 руб. на основании постановления Правительства УР от 30.11.2015 №531 (из расчета удельного показателя).

18.02.2021 в ЕГРН внесена запись о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2021 в сумме 2 968 698,60 руб. на основании постановления Правительства УР от 27.11.2020 №583.

Считает, административным истцом неверно указан период для перерасчета архивной кадастровой стоимости, который должен быть указан с даты внесения в ЕГРН сведения об изменении вида разрешенного использования - 26.03.2020 до даты внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки - до 18.02.2021. Кроме того, административным истцом не представлена справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, о дате, на которую определена кадастровая стоимость.

Управление в настоящем деле является ненадлежащим ответчиком. Установленная судом рыночная стоимость объектов недвижимости вносится в качестве новой кадастровой стоимости в ЕГРН с момента вступления в силу судебного акта».

Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – Т.К.Ю.. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее в материалы дела представлен отзыв, согласно которому:

«Полагают, требования административного истца удовлетворению не подлежат, Администрация г. Ижевска не является надлежащим ответчиком по делу. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта, повлекшие изменение его кадастровой стоимости. Настоящее исковое заявление подано только 04.10.2021, соответственно истцом пропущен срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Постановлением Администрации г. Ижевска от 18.03.2020 №391/1 изменен вид разрешенного использования земельного участка. Довод истца о том, что он узнал об изменении кадастровой стоимости только в 2021 году, несостоятелен, так как сведения о кадастровой стоимости являются открытыми, а договором аренды предусмотрена ежеквартальная оплата арендной платы. Кроме того, соглашением №1823/изм от 12.05.2020 предусмотрено, что арендная плата с новым видом разрешенного использования начисляется с 27.03.2020, данное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке. Таким образом, учитывая периодичность внесения арендной платы, у административного истца отсутствуют уважительные причины для восстановления пропущенного срока. Кроме того отсутствуют сведения о соблюдении административным истцом статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности».

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что административному истцу принадлежит на праве аренды земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения (деловое управление код.4.1) с кадастровым номером: , общая площадь 2820 кв.м., адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, в подтверждение чего в материалы дела представлен договор от 25.03.2004 на передачу прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №1823 от 31.05.2000г., согласно которому ООО «<данные изъяты>» (Цедент) передало ООО «<данные изъяты>» (Цессионарию) свои права и обязанности по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №1823 от 31.05.2000г. на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2820 кв.м., по адресу: <адрес>; договор аренды земли №1823 от 31.05.2000; договор на передачу прав обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №1823 от 31.05.2000, заключенный 02.12.2002.

На основании Договора аренды о предоставлении участка в пользование на условиях аренды №1823 от 31.05.2000, Администрация г. Ижевска (Арендодатель) сдает, а ООО «<данные изъяты>» (Арендатор) принял в пользование на условиях аренды земельный участок , Цех по производству пластиковых окон и дверей с <данные изъяты> по адресу: <адрес>, площадью 2820 кв.м.

Договор заключен на срок по ДД.ММ.ГГГГ.

Арендатор обязался вносить ежегодную арендную плату в размере 10 885 руб. 20 коп., размер ежегодной арендной платы определяется соглашением сторон, однако ее минимальный размер не должен быть меньше установленных Администрацией г. Ижевска базовых (исходных) ставок.

Арендная плата вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября равными долями.

Размеры арендной платы, предусмотренные договором, могут пересмотрены досрочно по требованию одной из сторон в случае принятия соответствующих законодательных актов РФ, УР, иных нормативных актов государственных органов власти РФ и УР, или Городской Думы и Администрации г. Ижевска по изменению ставок арендной платы, а также ставок земельного налога.

Расчет суммы арендной платы по новой (измененной) ставке аренды земли производится с месяца начала действия новых ставок земельного налога, а также ставок арендной платы (Раздел II Договора аренды).

В последующем права и обязанности по вышеуказанному договору аренды о предоставлении участка в пользование на условиях аренды №1823 от 31.05.2000 перешли от ООО «<данные изъяты>» к ООО «<данные изъяты>», а далее – к ООО «<данные изъяты>» на основании договоров на передачу прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №1823 от 31.05.2000г. от 02.12.2002г., от 25.03.2004.

В соответствии с п.2 Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности МО «Город Ижевск» и предоставленных в аренду без проведения торгов, утвержденного Постановлением Администрации г. Ижевска от 13.05.2011 №456, расчет годовой арендной платы за земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 6 - 8 настоящего Положения, производится по формуле с учетом кадастровой стоимости земельного участка.

Первоначально кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена по состоянию на 01.01.2015 на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» (таблица № 26 «город Ижевск» строка 21227) (далее по тексту – Постановление № 531).

На основании соглашения №1823/2 от 09.09.2015 о внесении изменений в договор аренды земли №1823 от 31.05.2000, заключенного между Администрацией г. Ижевска и ООО «<данные изъяты>», на основании заявления ООО «<данные изъяты>», кадастровой выписки о земельном участке, выписки из ЕГРН внесены изменения в договор аренды земли №1823 от 31.05.2000,в том числе, глава 1 изложена в следующей редакции:

«Арендодатель сдает, арендатор принимает в пользование на условиях договора аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером общей площадью 2820 кв.м., с адресным ориентиром: <адрес> Разрешенное использование земельного участка «Эксплуатация цеха по производству пластиковых окон и дверей с <данные изъяты>».

Арендная плата вносится ежеквартально в сроки, не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября 15 ноября пропорционально количеству дней в квартале, за который осуществляется плата (п.2.5 Договора аренды земли в редакции соглашения №1823/2 от 09.09.2015).

Ежегодная арендная плата пересматривается не чаще одного раза в год и может быть изменена арендодателем в случаях принятия соответствующих законодательных актов РФ, УР, иных нормативных актов органов государственной власти РФ, УР, Городской Думы или Администрации г. Ижевска, без согласия арендатора и без внесения соответствующих изменений в договор (п.2.7 Договора аренды земли в редакции соглашения №1823/2 от 09.09.2015)».

Постановлением Администрации г. Ижевска от 18 марта 2020 года №391/1 «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> а», установлен вид разрешенного использования земельного участка площадью 2820 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, - Д.У. (код 4.1).

В связи с указанным, 26 марта 2020 года в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «Эксплуатация цеха по производству пластиковых окон и дверей с <данные изъяты> (код. 4.1).

На основании соглашения №1823/изм от 12.05.2020, заключенного между Администрацией г. Ижевска и ООО «<данные изъяты>», на основании выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 30.03.2020, Постановления Администрации г. Ижевска от 18.03.2020 №391/1, внесены изменения в договор аренды земли №1823 от 31.05.2000, в том числе, глава 1 изложена в следующей редакции:

1.4 Разрешенное использование земельного участка: <данные изъяты> (код.4.1).

1.5 Цель предоставления земельного участка: для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости.

Глава 5 изложена в следующей редакции:

Арендная плата вносится ежеквартально в сроки, не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября 15 ноября пропорционально количеству дней в квартале, за который осуществляется плата.

Арендная плата за земельный участок площадью 2820 кв.м. с разрешенным использованием <данные изъяты> (код 4.1)начисляется с 27 марта 2020 года (дата внесения сведений о кадастровой стоимости).

27 марта 2020 года в ЕГРН внесена запись о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 26.03.2020 в размере 21 951 641, 40 руб., которая определена на основании Постановления №531 исходя из расчета удельного показателя.

18 февраля 2021 года в ЕГРН внесена запись о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 968 698,60 руб., которая определена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 27.11.2020 №583 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, земель иного специального назначения на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2020 года» исходя из расчета удельного показателя (таблица № 26 «город Ижевск» строка 22631) (далее по тексту – Постановление № 583).

Постановление № 583 принято в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 31 декабря 2020 года в размере 9 414 316, 20 руб. на основании акта об утверждении результатов кадастровой стоимости от 26.03.2020 №АОКС-18/2021/000062, выданного БУ УР «ЦКО БТИ».

Административным истцом в материалы дела представлен расчет арендной платы по договору №1823 от 31.05.2000 за 2020 года от 10.03.2020, согласно которому задолженность на 01.01.2020 по внесению арендной платы отсутствует, к оплате за год - 75 823,90 руб.

В подтверждение внесения арендных платежей административным истцом представлены копии платежных поручений от 11.03.2020 №129 на сумму 18852,39 руб., от 09.06.2020 №244 на сумму 18852,39 руб., от 08.09.2020 №396 на сумму 19059,56 руб., от 10.11.2020 №489 на сумму 19059,56 руб.

Кроме того, представлен расчет арендной платы по договору №1823 от 31.05.2000 за 2021 года от 11.03.2021, согласно которому размер арендной платы за 2021 год составил 44 530,48 руб., задолженность по внесению арендной платы на 01.01.2021 в размере 193 896,72 руб., итого выставлено к оплате 238 501,31 руб.

ООО «<данные изъяты>», не согласившись с наличием задолженности за 2020 год, обратилось с настоящим административным исковым заявлением, указывая на необоснованность начисления арендной платы за указанный в иске период, поскольку рыночная стоимость земельного участка в спорный период была значительно ниже кадастровой стоимости, в связи с чем исчисление арендной платы в обозначенном в исковом заявлении размере нарушает права административного истца и является основанием для пересмотра архивной кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Представлено решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Удмуртской Республики от 24 сентября 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, которым заявление ООО «<данные изъяты>» об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером отклонено.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Административный истец обладает предоставленным статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности правом на оспаривание результатов определения ставшей архивной кадастровой стоимости земельного участка в связи с сохранением права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, поскольку, несмотря на внесение в государственный кадастр недвижимости новых результатов определения кадастровой стоимости, арендные платежи за спорный период рассчитаны исходя из оспариваемой кадастровой стоимости и право на перерасчет арендной платы за предшествующий год административным истцом не утрачено, в связи с указанным пропущенный административным истцом срок обращения в суд подлежит восстановлению, а доводы Администрации г. Ижевска в указанной части признаются судом несостоятельными.

Досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, административным истцом соблюден.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьями 387 - 390 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок является объектом налогообложения, в отношении которого подлежит уплате земельный налог, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке») государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Правительство Удмуртской Республики осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по проведению государственной кадастровой оценки, предусмотренные Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»: наделение бюджетного учреждения Удмуртской Республики полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости; принятие решений о проведении государственной кадастровой оценки; утверждение результатов определения кадастровой стоимости (пункт 36.1 статья 6 Закона Удмуртской Республики от 29 июня 2011 года № 29-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики»).

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 8 ноября 2017 года № 1383-р «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2018 - 2020 годах» в соответствии с указанными положениями статьи 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и пункта 36.1 статьи 6 Закона Удмуртской Республики от 29 июня 2011 года № 29-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики» принято решение о проведении на территории Удмуртской Республики государственной кадастровой оценки, в том числе в 2020 году - земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с поручением бюджетному учреждению обеспечить определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии с разъяснениями, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пунктам 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 г. N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Указанный документ действовал до 19 июня 2015 года.

С 20 июня 2015 года действует Приказ Росреестра от 12 мая 2015 г. N П/210 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик", пунктом 1 которого федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Таким образом, надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются Правительство Удмуртской Республики и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту – Закон) урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Статья 22 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии или суда. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статья 22 Закона).

Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

В соответствии с абзацем 2 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с абзацем 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

В связи с чем, суд признаёт, что объект недвижимости с кадастровым номером является учтённым, оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, ввиду утверждения результатов очередной государственной кадастровой оценки, кадастровая оценка спорного объекта в связи с изменением разрешенного вида использования земельного участка произведена по состоянию на 26 марта 2020 года, а потому кадастровая стоимость, равная рыночной, подлежит установлению на указанную дату, при этом период действия установленной кадастровой стоимости должен быть установлен с 26 марта 2020 года до 18 февраля 2021 года (с даты внесения в ЕГРН сведений об изменении разрешенного вида использования земельного участка и до даты внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости при проведении очередной государственной кадастровой оценки).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - Отчет).

Общие требования к содержанию отчета приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности.

При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).

Стандарты оценочной деятельности отражены в статье 20 Закона об оценочной деятельности.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 24.20 Закона).

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд отчет об оценке от 30 июля 2021 года №У-04/138-188, выполненный ООО «И.-Э», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения (деловое управление код.4.1) с кадастровым номером: , общая площадь 2820 кв.м., адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, по состоянию на 26 марта 2020 года составила 9 901 000 руб.

Правильность выводов оценщика подтверждается установленными в ходе исследования фактическими обстоятельствами и ничем не опровергнута.

Оценив отчет об оценке 30 июля 2021 года №У-04/138-188, выполненный ООО «И.-Э», по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает его достоверным, оснований не доверять выводам оценщика, не имеется.

При этом суд исходит из того, что отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого объекта; соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Представленный отчет об оценке составлен в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности, противоречий которому судом не установлено.

Отчет содержит исчерпывающие ответы на поставленный вопрос, в том числе описание объектов оценки, объектов-аналогов, методику отбора последних, аргументацию применения необходимых корректировок.

Профессиональное суждение оценщика ООО «И.-Э» П.Е.А. относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговый вывод о величине рыночной стоимости объекта недвижимости не является произвольным и не вызывает сомнений, поскольку основан оценщиком на исчерпывающем анализе ценностных характеристик, расчётных показателей стоимости и корректировок.

Оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки (ФСО); его отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости путем расчета рыночной стоимости сравнительным подходом приведено в соответствующей таблице, является мотивированным и корректным; оценщиком произведен расчет в рамках сравнительного подхода в определении итоговой стоимости земельного участка.

Суждения оценщика основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведённых исследований является ясным и понятным; выводы, изложенные в отчете, согласуются между собой и с доказательствами, представленными в материалы дела.

Доказательств, ставящих под сомнение правильность отчета от 30 июля 2021 года №У-04/138-188, выполненного ООО «И.-Э», участниками процесса не представлено.

Несмотря на разъяснение судом права заявить ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, указанным правом стороны не воспользовались.

Исходя из чего, суд не находит оснований сомневаться в верности профессиональных суждений оценщика, являющегося субъектом оценочной деятельности, обладающий опытом работы и соответствующими знаниями в данной области.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Представленный административным истцом отчет об оценке от 30 июля 2021 года №У-04/138-188, выполненный экспертом ООО «И.-Э», признается судом надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим установленную оценщиком итоговую величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, поскольку данный отчет сомнений в правильности выводов оценщика не вызывает.

Оснований сомневаться в правильности выводов оценщика не имеется, поскольку они мотивированы, предельно ясны и обоснованы обстоятельствами, исследованными оценщиком, и не содержат противоречий.

Отчет об оценке от 30 июля 2021 года №У-04/138-188, выполненный ООО «И.-Э», отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

В данном случае требования административного истца подлежат удовлетворению, размер кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером устанавливается равным его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 30 июля 2021 года №У-04/138-188, составленном оценщиком ООО «И.-Э», как наиболее достоверный.

Как разъяснено в абзаце 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендатор недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным иском об определении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера арендной платы, который рассчитывается по формуле с учетом кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем, размер кадастровой стоимости объекта недвижимости в спорный период непосредственно затрагивает интересы административного истца.

Являясь арендатором спорного земельного участка, у ООО «<данные изъяты>» имеются обязательства по внесению арендных платежей, размер которых зависит от оспариваемой кадастровой стоимости, и, несмотря на то, что в последующем эта кадастровая стоимость стала архивной, административный истец имеет правовую заинтересованность в ее пересмотре и установлении в размере рыночной стоимости. Потому его требования о пересмотре архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с установлением кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, являются обоснованными.

Требования, предъявленные к Администрации г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, удовлетворению не подлежат, поскольку указанные органы не утверждали результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в указанный период, а также не являются государственными органами, осуществляющими функции по государственной кадастровой оценке.

Так, из разъяснений пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.

Пересмотреть архивную кадастровую стоимость земельного участка, установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения (<данные изъяты> код.4.1) с кадастровым номером: , общая площадь 2820 кв.м., адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9 901 000 рублей по состоянию на 26 марта 2020 года с периодом действия с 26 марта 2020 года до 18 февраля 2021 года.

Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости считать 29 сентября 2021 года.

В удовлетворении административных исковых требований к Администрации г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу составлено 21 декабря 2021 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова