ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-506/2023 от 23.08.2023 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-506/2023

УИД 32OS0000-01-2023-000291-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2023 года г.Брянск

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Шкобенёвой Г.В.

при секретаре Никитиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации Общественной организации Брянской области «Бюро пропаганды художественной литературы»,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (далее – Управление) обратилось в Брянский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и пунктами 65, 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области является уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, и, в том числе, обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

В обоснование иска административный истец указал, что общественная организация Брянской области «Бюро пропаганды художественной литературы» зарегистрирована 18.12.2002 г., учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций - (), ОГРН от 09.12.2002.

Адрес (место нахождения) Организации, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, - <адрес>.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, является директор - ФИО1.

В результате анализа материалов учетного дела Организации Управлением установлено, что Организацией при осуществлении своей деятельности нарушены требования законодательства Российской Федерации: документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе Организации в Управление не поступали, информация о продолжении деятельности и отчет по форме № ОН 0003 за 2021, 2022 годы Организацией в Управление не представлены.

Административный истец просит ликвидировать общественную организацию Брянской области «Бюро пропаганды художественной литературы» с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Стороны в судебное заседание не явились.

В силу пункту 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Таким образом, исходя из данных правовых норм, лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом судом, если судебная повестка направлена по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал суд. То есть, в конкретном случае ответчик был надлежащим образом извещен о дне судебного заседания и имел возможность явиться в судебное заседание, то есть, не лишен был права на судебную защиту.

При таких обстоятельствах, в силу пункта 6 статьи 226, а также части 1, 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не представивших.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений рассматривает в качестве суда первой инстанции областной суд.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях).

Статья 5 указанного Федерального закона определяет, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Статьей 7 Закона об общественных объединениях установлено, что общественные объединения могут создаваться, в том числе, в форме общественной организации.

В соответствии со статьей 8 Закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно статье 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного данным федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений (часть первая).

Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой названной статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации (часть десятая этой же статьи).

Статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

В каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения (пункт 32).

Из материалов дела следует, что общественная организация Брянской области «Бюро пропаганды художественной литературы» зарегистрирована 18.12.2002 г., учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций - (), ОГРН от 09.12.2002.

Адрес (место нахождения) Организации, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, - <адрес>.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, является директор - ФИО1.

В результате мониторинга информации о деятельности Организации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что ФИО1, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц как о директоре Организации, 14.11.2021 умер.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Указанные документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре Организации в Управление представлены не были, что явилось нарушением требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82 - ФЗ «Об общественных объединениях». В связи с выявленным нарушением 03.03.2022 исх. № 32/03-744 Управлением Организации вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации и установлен срок для устранения выявленного нарушения - до 18 час. 00 мин. 28.04.2022. Данное предупреждение было направлено Управлением в адрес Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Согласно сведениям Почты России указанное предупреждение Организацией после неудачных попыток вручения не получено. Вместе с тем, его следует считать полученным Организацией по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «в» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Организация, указавшая данный адрес как адрес, по которому осуществляется связь с ней, несет риск неполучения корреспонденции по данному адресу и сообщения, доставленные по данному адресу, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения предупреждений, вынесенных в адрес некоммерческих организаций до вступления в силу и действующих на день вступления в силу вышеназванного постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения.

В этой связи срок для устранения Организацией выявленных нарушений был продлен до 18 час. 00 мин. 27.07.2022.

В указанный срок документы для устранения выявленного нарушения в Управление не поступили, информация о невозможности устранения выявленного нарушения в Управление также не поступала.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» 28.07.2022 исх. № 32/03-2480 в адрес Организации Управлением было направлено информационное письмо о необходимости устранения выявленного нарушения в максимально короткий срок, конверт с указанным письмом вернулся в Управление после неудачных попыток вручения. Вместе с тем, его следует считать полученным Организацией.

До настоящего времени выявленное нарушение не устранено, документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе Организации в Управление не поступали.

Административный истец также указал, что в результате анализа материалов учетного дела Организации в 2022 году Управлением установлено, что Организацией при осуществлении своей деятельности нарушены требования законодательства Российской Федерации. В нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82 - ФЗ «Об общественных объединениях» и приказа Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» Организацией в установленный срок в Управление не представлена информация о продолжении деятельности и отчет по форме № ОН 0003 за 2021 год.

Учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в связи с выявленными нарушениями 11.05.2022 исх. № 32/03-1776 Организации Управлением направлено информационное письмо о выявленных нарушениях и необходимости их устранения в максимально короткий срок. Данное письмо было направлено в адрес места нахождения Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Согласно сведениям Почты России данное информационное письмо Организацией после неудачных попыток вручения не получено.

Вместе с тем, указанное информационное письмо следует считать полученным Организацией по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «в» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.)...»

Следовательно, организация, указавшая данный адрес как адрес, по которому осуществляется связь с ней, несет риск неполучения корреспонденции по данному адресу и сообщения, доставленные по данному адресу, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

До настоящего времени указанные нарушения не устранены, информация о продолжении деятельности и отчет по форме за 2021 год Организацией в Управление не представлены.

В результате анализа материалов учетного дела Организации в 2023 году Управлением установлено, что Организацией при осуществлении своей деятельности нарушены требования законодательства Российской Федерации.

В нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82 - ФЗ «Об общественных объединениях» и приказа Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» Организацией в установленный срок в Управление не представлена информация о продолжении деятельности и отчет по форме № ОН 0003 за 2022 год.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок вышеуказанных сведений является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Закона об общественных объединениях их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из ЕГРЮЛ.

Вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, допущенные административным ответчиком, являются неоднократными, существенными, подтверждаются необходимыми и достаточными доказательствами, до рассмотрения дела по существу, выявленные нарушения не устранены, в связи с чем, имеются основания, предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» для ликвидации организации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации Общественной организации Брянской области «Бюро пропаганды художественной литературы» - удовлетворить.

Ликвидировать Общественную организацию Брянской области «Бюро пропаганды художественной литературы» (учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – (), ОГРН от 9 декабря 2002 года) и исключить сведения о данном юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Г.В. Шкобенёва