Дело № 3а–507/2021
УИД 26OS0000-04-2021-000171-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 18 июня 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,
с участием: представителя административного истца Ц.М.А.,
представителя заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н.,
прокурора отдела обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Б.В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Х.В.Д. к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Х.В.Д., действуя через представителя Ц.М.А., обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края, в котором просил: признать графу 3 строки 9 таблицы 1 Приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п, недействующей со дня его принятия;
признать абзацы 1 и 3 пункта 14 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п, недействующими;
установить размер ставки арендной платы в графе 3 строки 9 таблицы 1 Приложения Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п, равной размеру земельного налога 0.3 % от кадастровой стоимости;
возложить на административных ответчиков обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда на официальном сайте www.pravo.stavregion.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец, являясь на основании установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» критериев (показателей), субъектом малого предпринимательства (малых предприятий), арендует земельные участки сельскохозяйственного назначения, на которых, согласно выписке из ЕГРИП от 01 февраля 2021 года № ИЭ9965-21-26502617, осуществляет основной вид деятельности: выращивание зерновых культур.
В соответствии с договором от 24 октября 2018 года № 6-36 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключенным между Министерством имущественных отношений Ставропольского края и Индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Х.В.Д., последний использует на праве аренды находящийся в собственности Ставропольского края земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номеров ….., имеющий разрешенное использование - «для сельскохозяйственного производства», уточненной площадью 3 057 598 кв.м, кадастровой стоимостью 16 958 050,03 рублей, местоположение: ……, участок находится в ….. км от ориентира по направлению на юго-восток.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 25.12.2018 года за №…….
В соответствии с абзацами 1-2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, налогообложение производится по налоговым ставкам, не превышающим 0,3 процента их кадастровой стоимости.
Подпунктом 5 пункта 3 Порядка № 601-п предусмотрено, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,60 % в отношении: земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных; земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства.
28 декабря 2019 года Постановлением Правительства Ставропольского края № 633-п внесены изменения в Порядок № 601-п: графой 3 строки 9 таблицы 1 Приложения к Порядку № 601-п в новой редакции установлено, что ставка арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, группы I видов разрешенного использования (код 1.1. - растениеводство, код 1.2. - выращивание зерновых культур), расположенных на территории Курского муниципального района Ставропольского края, равна 2,4 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Размер арендной платы за арендованный по договору аренды № 6-36 от 24.10.2018 г. земельный участок сельскохозяйственного назначения в 2020 г. увеличился в 4 раза.
Согласно ч. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Установление оспариваемой ставки арендной платы в размере 2,4 процента от кадастровой стоимости земельного участка нарушает принцип экономической обоснованности, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, к числу которых относится осуществляемое административным истцом на арендуемом земельном участке производство сельскохозяйственной продукции, а также принцип запрета необоснованных предпочтений.
Доказательства соблюдения принципа экономической обоснованности в официальных общедоступных ресурсах отсутствуют, что подтверждает довод административного истца о том, что при подготовке оспариваемого постановления административным ответчиком не учитывались данные об оценке доходности указанных в иске земельных участков; о прибыли, полученной арендатором от осуществления разрешенной деятельности на таких участках; о местоположении и коммерческих возможностей участков, о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участков; влияние увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по его эксплуатации и фактическую возможность арендатора уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.
Абзацами 1, 3 пункта 14 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые к разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п, установлено, что размер арендной платы за использование земельного участка определяется по результатам его рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об цепочной деятельности в Российской Федерации», но не ниже размера земельного налога, рассчитанного для данного земельного участка, если размер ставки арендной платы признан вступившим в законную силу решением суда недействующим или не установлен и при этом к размеру арендной платы не применяются положения пунктов 4 -13 настоящего Порядка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу подп. 2 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, оспариваемый пункт 14 Порядка, устанавливающий определение размера арендной платы за использование земельного сетка по результатам его рыночной оценки (на открытом рынке в условиях конкуренции), противоречит, по мнению административного истца, как нормам Земельного кодекса Российской Федерации, так и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года №582.
Поскольку определение размера арендной платы за использование земельного участка по результатам его рыночной оценки заведомо направлено на нарушение основных принципов определения арендной платы, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582, абзацы 1, 3 пункта 14 Порядка № 601-п определения размера арендной платы по результатам его рыночной оценки при признании размера ставки недействующим решением суда является незаконным.
Таким образом, оспариваемыми положениями нарушены законные интересы административного истца, на него незаконно возложены обязанности по уплате неправомерно увеличенного размера арендной платы.
В представленных в материалы дела письменных возражениях на административный иск представитель Министерства имущественных отношений Г.С.Н. просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
По мнению представителя, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормам Постановления № 582, поскольку кадастровая оценка земель основана на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы в соответствии с Постановлением № 582.
Доводы административного истца о несоблюдении принципа простоты расчета, принципа экономической обоснованности Правительством Ставропольского края при утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков несостоятельны, а установление размера арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков соответствует принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы.
Ставка в размере 2,4% в отношении земель сельскохозяйственного использования, определена на основании Технико-экономического заключения, подготовленного Государственным бюджетным учреждением «Ставкрайимущество», к порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов для уравнения арендаторов. Данный подход соответствует принципу недопустимости расчета арендных ставок исключительно в целях увеличения доходов бюджета и получения максимальной прибыли от арендных платежей без учета интересов арендаторов земельных участков.
При этом, само по себе несогласие административного истца с установленным размером арендной платы не является основанием для отмены нормативного правого акта.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого постановления недействующим не имеется.
В возражениях на административный иск представитель Правительства Ставропольского края Р.А.А. выражает несогласие с требования административного истца, полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит принципам определения арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.
В судебном заседании представитель административного истца Ц.М.А. поддержала административные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в уточненном административном иске.
Представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н. просила отказать в удовлетворении требований административного иска в полном объеме по основаниям, указанным в возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении слушания дела ходатайств не заявляли.
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть заявленные административные исковые требования в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Б.В.В., полагавшего требования удовлетворить частично, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Из материалов административного дела следует, что в соответствии с договором от 24 октября 2018 года № 6-36 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключенным между Министерством имущественных отношений Ставропольского края и Индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Х.В.Д., последний использует на праве аренды находящийся в собственности Ставропольского края земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номеров …., имеющий разрешенное использование - «для сельскохозяйственного производства», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 3 057 598 кв.м, кадастровой стоимостью 16 958 050,03 рублей, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с.Полтавское. Участок находится в …. км от ориентира по направлению на юго-восток, северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: …...
Согласно расчету арендной платы к договору аренды от 24 октября 2018 года № 6-36 определение величины арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной собственности, производится согласно постановлениям Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п, от 28 декабря 2019 года № 633-п.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.
Оспариваемое постановление подписано Губернатором Ставропольского края, опубликовано в установленном порядке.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 28.12.2018, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2018.
Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2019 года.
Постановлениями Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п, от 19 августа 2020 года № 438-п, от 14 сентября 2020 года 506-п внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п, согласно которым Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных в аренду без торгов, изложен в новой редакции.
Изменения, внесенные постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2019 года № 633-п, вступили в силу с 01 января 2020 года. Начало действия редакции – 01 января 2020 года.
Изменения, внесенные указанными постановлениями Правительства Ставропольского края от 19 августа 2020 года № 438-п, от 14 сентября 2020 года № 506-п, вступили в силу с 01 января 2021 года.
В таблице 1 Приложения к Порядку установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, которые в частности по I группе видов разрешенного использования земельных участков для Курского муниципального округа Ставропольского края составляют 2.4% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части в суд может обратиться лицо, в отношении которого применен этот акт, а также лицо, которое является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из вышеизложенного следует, что административный истец, являясь арендатором земельного участка, арендная плата за которые исчисляется из ставки, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края плата № 601-п, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающие его законные права арендатора.
Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного акта и полномочия органа, его принявшего, суд не находит нарушений действующего законодательства.
Постановление Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п принято в пределах компетенции, в соответствии с требованиями законов Ставропольского края от 12 октября 1994 года № 6-кз «Устав (основной закон) Ставропольского края», от 31 июля 1996 года № 15-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края», от 6 ноября 1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края», подписано Губернатором Ставропольского края в соответствии с Постановления Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 года № 419-п «О регламенте Правительства Ставропольского края», и по данным основаниям не оспаривается административным истцом. Кроме того, процедура принятия оспариваемого нормативного акта уже была предметом проверки при рассмотрении административного дела №3а-212/2019 по административному иску Г.А.Г. о признании недействующим в части этого же нормативного правового акта.
Проверяя соответствие оспариваемого административным истцом нормативного правового акта федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) установлены и являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, следующие основные принципы:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 697);
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;
- принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, является принцип экономической обоснованности установления ставки арендной платы, который, по мнению административного истца, в данном случае не соблюден административным ответчиком.
Указанный принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В силу части 1 статьи 22 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, частью 2 настоящей статьи, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ставропольского края, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Ставропольского края.
В целях реализации вышеназванных полномочий по вопросам регулирования земельных отношений Правительством Ставропольского края 26 декабря 2018 года принято постановление № 601-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов», которым утвержден новый Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.
Настоящий Порядок определяет расчет размера арендной платы за использование земельного участка одним из следующих способов:
на основании кадастровой стоимости земельного участка;
2) на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Установленная ставка арендной платы от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.
В таблице 1 Приложения к Порядку установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, которые в частности по I группе видов разрешенного использования земельных участков для Курского муниципального округа Ставропольского края составляют 2.4%.
Вместе с тем, установленная ставка арендной платы принципу экономической обоснованности не отвечает.
В обоснование законности установления оспариваемой арендной ставки ответчик сослался на то, что постановление Правительства Ставропольского края № 601-п не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, поскольку кадастровая оценка земель основана на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, является основным принципом определения арендной платы в соответствии с указанным постановлением №582. При разработке проекта оспариваемого постановлении № 601-п учитывались мнения органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по вопросу установления ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории конкретных муниципальных образований края.
Единая ставка арендной платы в отношении земель сельскохозяйственного использования определена на основании Технико-экономического заключения к порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, подготовленного ГБУ «Ставкрайимущество», для уравнения арендаторов. Данный подход соответствует указанному судебными инстанциями принципу недопустимости расчета арендных ставок исключительно в целях увеличения доходов бюджета и получения максимальной прибыли от арендных платежей, без учета интересов арендаторов земельных участков.
В подтверждение довода о надлежащем экономическом обосновании оспариваемого постановления № 601-п административными ответчиками и заинтересованным лицом представлено заключение экономического обоснования возможности применения ставки исчисления арендной платы, за подписью кандидата экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики АПК Ставропольского государственного аграрного университета Р.И.И.
Вместе с тем, допрошенный в качестве свидетеля Р.И.И. в рамках административного дела Г.А.Г. о признании недействующим в части Постановления Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п пояснил, что с ним не заключался договор о сотрудничестве в рассматриваемой области, он не участвовал в разработке экономический обоснований по оспариваемому нормативному правовому акту.
Из представленного в материалы дела правового заключения Ставропольского Государственного центра исследования проблем собственности – филиал государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (НГГТИ) за подписью директора О.Р.Э. следует, что на исследование в институт представлялся оспариваемый проект постановления № 601-п. По итогам исследования сделан вывод о его соответствии требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 года и сложившейся судебной практики.
Однако, указанные в правовом заключении выводы сами по себе, в отсутствие надлежащей оценки общеобязательных принципов при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, не подтверждают соблюдения принципа экономической обоснованности определения арендной платы.
Это же относится и к технико-экономическому заключению, подготовленному начальником управления государственной кадастровой оценки ГБУ «Ставкрайимущество» О.Е.В.
Таким образом, изложенные документы, отсутствие других доказательств по делу, свидетельствуют о том, что при подготовке оспариваемого постановления административным ответчиком не учитывались данные об оценке доходности указанного в иске земельного участка; о прибыли, полученной арендатором от осуществления разрешенной деятельности на таком участке; о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участка; влияние увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по его эксплуатации и фактическую возможность арендатора уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.
Каких-либо иных документов, подтверждающих наличие экономического обоснования возможности применения ставок исчисления арендной платы, в материалах дела не имеется.
Основы дифференциации арендной платы заложены в механизме определения кадастровой стоимости, базирующиеся на принципе классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и плодородия земель, потому в учет ставки не входили.
Нельзя согласиться, по мнению суда, и с утверждением представителя административных ответчиков о том, что оценка экономической обоснованности факторов, влияющих на доходность земельного участка, произведена в рамках государственной кадастровой оценки, в связи с чем, отсутствует необходимость установления такой обоснованности повторно.
Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации №582 установлен принцип экономической обоснованности, согласно которому при определении арендной платы должно быть установлено соответствие ее размера доходности земельного участка. Определение экономических характеристик земельного участка в рамках государственной кадастровой оценки не исключает необходимости расчета указанного выше соответствия.
Доказательств того, что уровень доходности предоставленного в аренду административному истцу земельного участка изменился, что позволило повысить ставку арендной платы и при этом соблюсти экономически справедливый баланс интересов арендодателя и арендатора, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемого размера ставки арендной платы для указанного земельного участка.
Произвольное установление размера ставки арендной платы нарушает права административного истца, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок и его разрешенное использование, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидии, предоставляемые организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Оспариваемое постановление фактически уровняло в доходности земельные участки с разными видами разрешенного использования.
Поскольку в судебном заседании установлено, что обжалуемый в указанной части нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти в крае - Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601–п противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – постановлению Правительства Российской Федерации №582 от 16 июля 2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», заявленные в административном иске требования о признании ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, содержащиеся в графе 3 строки 9 таблицы 1 приложения к Порядку, подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд пришел к выводу о признании постановления Правительства Ставропольского края № 601-п недействующим в части со дня вступления данного решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» официальным опубликованием правового акта Ставропольского края считается опубликование его полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Первоначально оспариваемый нормативный акт опубликован в установленном порядке на сайте www.рravo.stavregion.ru 28 декабря 2018 года.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о возложении на административных ответчиков обязанности опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения на официальном сайте в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
По смыслу приведенных выше правовых норм, органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Предметом настоящего судебного спора является проверка оспариваемого нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а не определение конкретного размера ставки арендной платы, что относится к полномочиям соответствующего государственного органа.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50 от 25 декабря 2018 года).
Установление размера ставки арендной платы в графе 3 строки 9 таблицы 1 Приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п, равной размеру земельного налога 0.3% от кадастровой стоимости к числу самостоятельных способов восстановления нарушенного права, подлежащих защите в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не относится.
В силу пункта 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, в том числе на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (подпункт "г").
В связи с чем, оспариваемые абзацы 1 и 3 пункта 14 Порядка соответствуют нормам федерального законодательства и оснований для признания их недействующими не имеется.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований в указанной части надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Х.В.Д. к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании недействующим нормативного правового акта – удовлетворить частично.
Признать ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, содержащиеся в графе 3 строки 9 таблицы 1 приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-П «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов» (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п), недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Возложить на Правительство Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте www.pravo.stavregion.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований в части признания абзацев 1 и 3 пункта 14 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п, недействующими и установлении размера ставки арендной платы в графе 3 строки 9 таблицы 1 Приложения Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п, равной размеру земельного налога 0.3% от кадастровой стоимости – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.06.2021 года.
Председательствующий судья М.М. Товчигречко