УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 сентября 2022 года г.Ижевск Удмуртская Республика
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе
судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания ***,
с участием прокурора ***,
представителя административного истца *** - ***,
представителя административного ответчика Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики - ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата на должность Главы Удмуртской Республики *** о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 31 августа 2022 года № 225.4-6 «О согласовании постановлений территориальных избирательных комиссий в Удмуртской Республике о проведении голосования на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, с использованием дополнительной возможности реализации избирательных прав граждан Российской Федерации»,
установил:
постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 7 июня 2022 года № 1264-VI «О назначении выборов Главы Удмуртской Республики» на 11 сентября 2022 года назначены выборы Главы Удмуртской Республики.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации *** кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики» *** зарегистрирован кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики.
*** (далее – ***, административный истец) ДД.ММ.ГГГГ вх. № обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском к ЦИК УР, указывая следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики (далее – ЦИК УР, ЦИК Удмуртии) приняла постановление № «О согласовании постановлений территориальных избирательных комиссий в Удмуртской Республике о проведении голосования на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, с использованием дополнительной возможности реализации избирательных прав граждан Российской Федерации» (далее – оспариваемое постановление, постановление №).
Административный истец полагает, что данное постановление вынесено с грубым нарушением подпункта «б» пункта 4 статьи 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому голосование с использованием дополнительных возможностей реализации избирательных прав возможно при совокупности двух обстоятельств: в населенных пунктах отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с ними затруднено. Если хотя бы одно из обстоятельств отсутствует, решение о применении дополнительной формы голосования принято быть не может.
В большинстве мест, включенных в перечень для «выездного» голосования, есть либо транспортная доступность (такие места находятся в пределах одного населенного пункта, либо указано о периодичности движения общественного транспорта, либо предложено голосовать на остановках общественного транспорта, что само по себе свидетельствует о наличии транспортной доступности) либо есть помещения для голосования («выездное» голосование предложено проводить именно в этих помещениях).
ЦИК Удмуртии утверждены следующие места для голосования:
<...> и Новый Игерман голосование будет проводится на автобусной остановке. Наличие автобусной остановки свидетельствует о том, что транспортное сообщение с этими микрорайонами – административное здание, в котором имеются помещения для голосования, а в 300 м от этого здания проходит оживленная улица – Як-Бодьинский тракт, по которому передвигается большое количество общественного транспорта. Дом отдыха «Машиностроитель» имеет огромное количество помещений, в которых возможно организовать голосование. Голосование в микрорайоне «Нагорный» предложено провести по адресу: . По данному адресу расположен Нагорный психоневрологический интернат – большое административное здание, в котором также имеются в наличии помещения, в которых возможно организовать голосование. Микрорайон «Орловский» расположен вдольи объездной Ижевска, до него можно добраться автобусом №, маршрут которого позволяет доехать до любой точки данного микрорайона;
В предлагается провести голосование на данной улице расположено 60 домовладений, она достаточно протяженная. Где конкретно будет проводиться голосование? Адрес не указан. Кроме того, в шаговой доступности проходит , по которой активно передвигается общественный транспорт;
В городе Воткинске предлагается провести голосование по адресу: . В 20 метрах от указанного адреса расположена остановка общественного транспорта, на которой останавливаются 5 видов общественного транспорта. А по адресу , 2 км Чайковского тракта, административное здание () голосование будет организовано в здании, в котором имеются помещения для организации полноценного избирательного участка;
В городе Глазове предлагает провести голосование на детской площадке в микрорайоне Сыга, в то время как с данным микрорайоном налажено отличное транспортное сообщение, рядом проходит , по которой проезжает 5 видов автобусов.
Такая ситуация наблюдается практически в каждом предложении территориальных комиссий (далее – ТИК): либо предлагается провести голосование в населенном пункте, оснащенном транспортной доступностью, либо в помещении, что само по себе противоречит требованию закона об организации дополнительной возможности реализации избирательных прав в случае отсутствия таких помещений. Также отсутствует какое-либо обоснование их выбора. Материалы, подтверждающие обоснованность принятия решений территориальными комиссиями о применении дополнительной формы голосования, к постановлениям ТИК приложены не были. При принятии оспариваемого постановления обоснованность решений ТИК не изучалась и не проверялась. Следовательно, решение о применении дополнительной формы голосования принято необоснованно и с нарушением установленного порядка принятия подобного решения.
Административный истец считает, что реализация данного постановления приведет к многочисленным нарушениям избирательных прав как граждан избирателей, так и *** – кандидата на должность Главы Удмуртской Республики, фальсификации избирательного процесса в Удмуртской Республике. При голосовании на автобусных остановках, детских площадках и прочих местах будет грубым образом нарушена тайна голосования, не будет никакого контроля за соблюдением прав граждан, не будет обеспечена максимальная прозрачность избирательного процесса, потеряно доверие общества к итогам выборов.
Кроме этого, будут нарушены права избирателей, проживающих по адресам, указанным в оспариваемом постановлении, поскольку в случае их явки на основной избирательный участок им будет отказано в участии в голосовании в связи с отсутствием на основном избирательном участке списка избирателей (он будет находиться на «выездном» голосовании). Многочисленные факты подобных нарушений избирательных прав граждан на территории Удмуртии имели место в прошлом году при проведении выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Все это приведет к тому, что граждане, желающие отдать свой голос за административного истца как кандидата на должность Главы Удмуртской Республики, будут лишены этой возможности, а *** лишен части голосов.
Законодательство позволяет избирателям, которые проживают в населенных пунктах, где отсутствуют помещения для голосования, и транспортное сообщение с которыми затруднено, принять участие в выборах, подав в свою участковую избирательную комиссию заявление о голосовании вне помещения для голосования, то есть голосовать на дому.
Кроме того, ранее Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – ЦИК РФ) не рекомендовала регионам использовать такой вид волеизъявления – голосование «на пеньках». Глава ЦИК РФ ФИО1 говорила, что «на сентябрьских выборах голосование на придомовых территориях, которое в народе прозвали «голосованием на пеньках», использоваться не будет». Она отметила, что такой способ сработал, когда был пик заболеваемости коронавирусом, но сейчас возвращаться к этой форме голосования нет необходимости. Ссылаясь на положения статьи 63.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 1.7 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, статьи 20, 124, 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит отменить постановление ЦИК УР от ДД.ММ.ГГГГ№
В судебное заседание ***, будучи извещен о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
В судебное заседание заинтересованные лица Территориальная избирательная комиссия города Глазова, Устиновская территориальная избирательная комиссия города Ижевска, Октябрьская территориальная комиссия города Ижевска, территориальная избирательная комиссия города Воткинска, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
В силу изложенных обстоятельств дело рассмотрено в отсутствие административного истца ***, заинтересованных лиц Территориальной избирательной комиссии города Глазова, Устиновской территориальной избирательной комиссии города Ижевска, Октябрьской территориальной комиссии города Ижевска, территориальной избирательной комиссии города Воткинска, а также Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в порядке части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного истца *** заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме. При этом помимо ранее заявленного *** в административном исковом заявлении, указала следующие нарушения, допущенные территориальными избирательными комиссиями.
1. Территориальная избирательная комиссия города Можги.
Предлагается в городе Можга голосование по адресам:
1.1. , количество избирателей 670 чел., 10 сентября с 14 до 16 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 1.5 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом;
1.2. городСюгаильский 30, количество избирателей 270 чел., 9 сентября с 16 до 18 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 1.5 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом;
1.3. , количество избирателей 240 чел., 10 сентября с 16 до 19 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 1.5 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом;
2. Территориальная избирательная комиссия .
2.1. , около Административного здания Переездная, 3, количество избирателей 90 чел., 9 сентября с 11 до 13 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 2.5 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 20 минут прогулочным шагом;
2.2. , около здания Ключевая,2, количество избирателей 226 чел., 9 сентября с 15 до 17 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 2.5 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 20 минут прогулочным шагом;
2.3. , около хоккейной площадки , количество избирателей 150 чел., 9 сентября с 17 до 19 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 3 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 25 минут прогулочным шагом;
2.4. , около детской площадки , количество избирателей 105 чел., 10 сентября с 10 до 12 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 3 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 25 минут прогулочным шагом;
2.5. , около здания по , количество избирателей 145 чел., 10 сентября с 14 до 16 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 3 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 25 минут прогулочным шагом;
2.6. , количество избирателей 219 чел., 10 сентября с 10 до 13 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 1.6 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом;
2.7. , разъезд Чумойло, количество избирателей 22 чел., 9 сентября с 9 до 10:30 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 1 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 10 минут прогулочным шагом;
2.8. , около детской площадки , количество избирателей 105 чел., 10 сентября с 10 до 12 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 3 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 25 минут прогулочным шагом;
2.9 ,количество избирателей 408 чел., 9 сентября с 14 до 19 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 10 км, при этом имеется автобусное сообщение 4 раза в день.
3. Территориальная избирательная комиссия .
3.1. , около здания по , количество избирателей 276 чел., 9 сентября с 11 до 18:30 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 2 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом.
4. Территориальная избирательная комиссия .
4.1. , перекресток улиц Луппова, Рабочая, количество избирателей 120 чел., 9 сентября с 16 до 19 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: поселеок Кез, . Удаленность от УИК № указана 2 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом;
4.2. , у газовой заправки, количество избирателей 150 чел., 10 сентября с 11 до 13 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 2 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом;
4.3. , парк Юбилейный, количество избирателей 210 чел., 10 сентября с 10 до 12 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 2 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом;
4.4. , перекресток улиц Кирова и Кабельная, количество избирателей 130 чел., 10 сентября с 13 до 15 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: поселеок Кез, . Удаленность от УИК № указана 3 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 25 минут прогулочным шагом;
4.5. , количество избирателей 150 чел., 9 сентября с 16 до 19 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 2 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом;
4.6. , Герцена детская площадка, количество избирателей 210 чел., 10 сентября с 12 до 15 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 2,8 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 20 минут прогулочным шагом;
5. Территориальная избирательная комиссия .
5.1. , количество избирателей 44 чел., 9 сентября с 16:30 до 18:30 час., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: Верхняя Слудка, . Удаленность от УИК № указана 1,6 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом.
6. Территориальная избирательная комиссия .
6.1. , количество избирателей 142 чел., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: Старые Быги, . Удаленность от УИК № указана 2,6 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 20 минут прогулочным шагом.
7. Территориальная избирательная комиссия .
7.1. , количество избирателей 249 чел., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: , автобусное сообщение имеется;
7.2. , количество избирателей 252 чел., при этом участковая избирательная комиссия № находится по адресу: , автобусное сообщение имеется.
8. Территориальная избирательная комиссия .
В решении о проведении голосования с использованием дополнительной возможности не указано обоснование.
9. Территориальная избирательная комиссия .
9.1. , количество избирателей 126 чел., 9 сентября с 9 до 14 час., при этом участковая избирательная комиссия №, находится по адресу: . Удаленность от УИК № указана 1,4 км, подобное расстояние пешеход преодолеет за 15 минут прогулочным шагом.
Представитель административного ответчика – Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики *** административный иск не признал. В своих возражениях указал на то, что оспариваемое постановление принято компетентным органом с соблюдением процедуры и подписано в установленном порядке. Каких-либо нарушений при принятии постановления ЦИК УР не допущено, принятое постановление прав и законных интересов административного истца не нарушает, просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Привлеченная к участию в деле в порядке части 7 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представила заключение по делу, в котором полагала, что представленные в ЦИК России материалы, связанные с существом требований административного искового заявления, по своему объему без возможности участия в судебном заседании и изучения объяснений сторон, ознакомления со всеми доказательствами по делу не позволяют представить в суд мотивированное заключение по данному административному делу.
Прокурор *** дала заключение по делу о необоснованности заявленных требований. Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики ***, полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, исследовав представленные доказательства, Верховный Суд Удмуртской Республики не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
Оспариваемое административным истцом постановление Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики №.4-6 принято ДД.ММ.ГГГГ.
С административным исковым заявлением кандидат на должность Главы Удмуртской Республики, выдвинутый избирательным объединением «Удмуртское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», *** обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-14), то есть в установленный законом срок.
Как следует из материалов дела
Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№О назначении выборов Главы Удмуртской Республики» на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы Главы Удмуртской Республики.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.1-6 «О регистрации *** кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики» *** зарегистрирован кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» (далее по тексту – Закон УР №-РЗ) ЦИК Удмуртии формируется в составе 14 членов с правом решающего голоса.
Согласно части 6 статьи 5 Закона УР №-РЗ формирование Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики осуществляется Государственным Советом Удмуртской Республики и Главой Удмуртской Республики на равной основе: половина членов ЦИК Удмуртии назначается Государственным Советом Удмуртской Республики, другая половина – Главой Удмуртской Республики.
Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса» членами ЦИК Удмуртской Республики с правом решающего голоса назначены: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-VI «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса» членами ЦИК Удмуртской Республики с правом решающего голоса назначены: ***, ***, ***, ***, **, ***, ***.
Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-VI «О досрочном прекращении полномочий члена ЦИК Удмуртской Республики с правом решающего голоса» досрочно прекращены полномочия члена ЦИК Удмуртской Республики с правом решающего голоса ***.
Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-VI «О назначении члена Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса» членом ЦИК Удмуртии с правом решающего голоса назначена ***.
Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№*** освобожден от обязанностей члена ЦИК Удмуртии с правом решающего голоса.
Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ членом ЦИК Удмуртии с правом решающего голоса назначен ***.
Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ досрочно прекращены полномочия и освобожден от обязанностей члена ЦИК Удмуртии с правом решающего голоса ***.
Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ членом ЦИК Удмуртии с правом решающего голоса назначен ***.
Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ досрочно прекращены полномочия и освобожден от обязанностей члена ЦИК Удмуртии с правом решающего голоса ***.
Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ членом ЦИК Удмуртии с правом решающего голоса назначена ***.
Постановлением ЦИК Удмуртии от ДД.ММ.ГГГГ№Об избрании Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» председателем ЦИК Удмуртии избран ***.
Постановлением ЦИК Удмуртии от ДД.ММ.ГГГГ№Об избрании секретаря Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» секретарём ЦИК Удмуртии избран ***.
В соответствии с пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ) решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 14).
Как следует из протокола заседания ЦИК Удмуртии от ДД.ММ.ГГГГ№ при принятии оспариваемого постановления в заседании ЦИК Удмуртии принимали участие 9 из 14 членов ЦИК Удмуртии с правом решающего голоса.
При голосовании за оспариваемое постановление голоса членов ЦИК Удмуртии согласно протоколу заседания распределились следующим образом: «ЗА» - 9; «ПРОТИВ» - 0; «ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - 0.
В силу пункта 1 статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.
В соответствии с Постановлением ЦИК Удмуртии от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении голосования на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в течение нескольких дней подряд» голосование на выборах Главы Удмуртской Республики, на выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести в течение трёх дней – 9, 10 и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 4 той же статьи по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в период, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:
а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах);
б) голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом; в правомочном составе; достаточным количеством голосов; в пределах своей компетенции.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд» (далее по тексту – Постановление ЦИК РФ №) утверждено Положение Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд (далее по тексту – Положение).
В соответствии с пунктом 2 Постановления ЦИК РФ № Положение применяется в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, официальное опубликование которого состоялось после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1.7. Положения избирательные участки и адреса (описания мест) проведения голосования с использованием дополнительных форм голосования определяются избирательными комиссиями, непосредственно вышестоящими по отношению к участковым избирательным комиссиям, по согласованию с соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за семь дней до первого дня голосования во взаимодействии с органами местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в пределах установленного срока.
Из приведённых выше норм следует, что принятием оспариваемого постановления ЦИК Удмуртии лишь исполнило свою обязанность по формальному согласованию уже принятых постановлений территориальных избирательных комиссий.
Согласно Положению (пункт 1.7), избирательные участки и адреса (описания мест) проведения голосования с использованием дополнительных форм проведения голосования определяются избирательными комиссиями, непосредственно вышестоящими по отношению к участковым (т.е. территориальными избирательными комиссиями).
На момент подачи административного иска ни одно из согласованных оспариваемым постановлением решения территориальных комиссий административным истцом не обжаловалось, что подтвердил в судебном заседании представитель административного истца, на что указано в протоколе судебного заседания.
Как следует из административного иска, правовым основанием для отмены оспариваемого постановления административный истец указывает несоответствие постановлений четырёх территориальных избирательных комиссий закону: от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.1, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№
Кроме того, в судебном заседании представитель административного истца указывает несоответствие постановлений еще девяти территориальных избирательных комиссий закону: от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.№ от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№
Вместе с тем, оспариваемым постановлением согласованы постановления ещё 16 территориальных избирательных комиссий: от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Учитывая отсутствие возражений административного истца относительно содержания постановлений 16 территориальных комиссий, отмена оспариваемого постановления полностью невозможна, так как это повлечёт за собой нарушение прав избирателей.
Как указано ранее, постановление о согласовании ЦИК Удмуртии вправе принять не позднее, чем за 7 дней до первого дня голосования. В случае отмены оспариваемого постановления полностью ЦИК Удмуртии будет лишена права согласования постановлений территориальных комиссий, относительно которых административным истцом о нарушениях не заявлено.
В силу подпункта «б» пункта 4 статьи 63.1 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия вправе организовать голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Так согласно Постановлению Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ№ микрорайон Старый Игерман удалён от УИКа на 12 км, при этом численность избирателей составляет 545 избирателей; микрорайон Новый Игерман – удалённость – 11 км, численность избирателей – 178; Микрорайон Чистопрудный – удалённость – 10 км, численность избирателей – 259; ДО «Машиностроитель» – удалённость – 8 км, численность избирателей – 44; Микрорайон Нагорный – удалённость - 9, численность избирателей – 224; Микрорайон Орловский – удалённость – 7 км, численность избирателей – 313; Микрорайон Новоорловский – удалённость – 7 км, численность избирателей – 34; Нагорный ПНИ – удалённость – 9 км, численность избирателей – 32.
С учётом изложенного, такое постановление Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска принято в пределах полномочий, предоставленных законом и по вопросам, входящих в компетенцию комиссии.
Учитывая, что все обозначенные в постановлении места проведения голосования удалены от участковой избирательной комиссии и не имеют транспортной доступности, оснований для отказа в согласовании постановления Октябрьской ТИК города Ижевска у ЦИК Удмуртии не имелось.
Аналогичным образом определены дополнительные формы голосования, изложенные в постановлениях территориальных избирательных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№
Административный истец не обжаловал соответствующие постановления территориальных избирательных комиссий в ЦИК Удмуртии или в суд.
Полномочия ЦИК Удмуртии при принятии оспариваемого постановления ограничиваются формальной проверкой соблюдения территориальными комиссиями закона при принятии решений. Правовых оснований для отказа в согласовании таких постановлений у ЦИК Удмуртии при принятии оспариваемого постановления не имелось.
Исходя из предмета административного иска отмена оспариваемого постановления полностью на основании несогласия административного истца с частью постановлений территориальных избирательных комиссий не соответствует закону. Требований об отмене оспариваемого постановления в части согласования обозначенных в административном иске и дополнениях к нему постановлений территориальных избирательных комиссий административным истцом не заявлялось.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
При таких обстоятельствах, судом не усмотрены правовые основания для признания незаконным и отмене постановления ЦИК УР от 31 августа 2022 года № 225.4-6.
Исходя из изложенного, суд считает, что в удовлетворении требований административного искового заявления зарегистрированного кандидата на должность Главы Удмуртской Республики на выборах ДД.ММ.ГГГГ*** об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.4-6 «О согласовании постановлений территориальных избирательных комиссий в Удмуртской Республике о проведении голосования на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, с использованием дополнительной возможности реализации избирательных прав граждан Российской Федерации» необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
в удовлетворении административного искового заявления зарегистрированного кандидата на должность Главы Удмуртской Республики *** о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.4-6 «О согласовании постановлений территориальных избирательных комиссий в Удмуртской Республике о проведении голосования на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, с использованием дополнительной возможности реализации избирательных прав граждан Российской Федерации», отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 30 минут.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова