Дело № 3а-509/2022
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2022 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Шулико О.Г.,
при секретаре Чечиль К.В.,
с участием прокурора Улюмджиевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краснодарского регионального отделения общественной организации «<ФИО>7» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
административный истец Краснодарское региональное отделение общественной организации «<ФИО>8» (далее - КРООО «<ФИО>9») через своего представителя по доверенности ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия пункты 58939, 58941, 77368 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края №3321 от 27.12.2021 (далее– Перечень).
В обоснование административного иска указано, что в указанный Перечень необоснованно включены пункты в отношении принадлежащего на праве собственности административному истцу объектов недвижимого имущества:
нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...>А, пом. 1, 2, 4, 12/2;
нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...>А, пом. 6, 7, 10/2, 11, 15-17;
нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...>, пом. 4-10, 21, 22, 35-41, 41а, 41б, 42, 43, 43а, 44-48, которые не обладают признаками объектов налогообложения, для которых законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.
Необоснованное включение нежилых помещений в Перечень, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку приводит к завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.
В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности ФИО2 просит вынести законное и обоснованное решение.
В судебном заседании представитель КРООО «<ФИО>10» по доверенности ФИО3 просила удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности ФИО4 просила вынести законное и обоснованное решение.
Прокурор Улюмджиева А.В. в заключении полагала, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. От представителя указанного лица ходатайств относительно рассмотрения дела в его отсутствие либо об отложении судебного заседания, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, в суд не поступало.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснение представителей административного истца и административного ответчика, изучив доводы административного иска и отзыва, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
27 декабря 2021 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 3321, которым на 2022 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК N 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края N 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из пункта 3.52 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу - департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспариваемый приказ №3321 от 27.12.2021 принят в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года №1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
С 2020 года с учетом изменений, внесенных в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.07.2017 № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.02.2020 № 230 «О внесении изменений в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 г. № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», формирование проекта перечня на очередной налоговый период не предусмотрено.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 2 Закон КК N 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года N 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта департамента имущественных отношений Краснодарского края; Перечень информации о деятельности департамента имущественных отношений Краснодарского края, размещаемой на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.
Согласно представленным административным ответчиком документов, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Учитывая указанные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с частью 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что объекты недвижимости:
нежилое помещение с кадастровым номером <№...>, площадью 181,8 кв.м, имеющее назначение: нежилое, наименование: нежилые помещения подвала, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...>А, пом. 1, 2, 4, 12/2;
нежилое помещение с кадастровым номером <№...>, площадью 134,1 кв.м, имеющее назначение: нежилое, наименование: нежилые помещения первого этажа, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...>А, пом. 6, 7, 10/2, 11, 15-17;
- нежилое помещение с кадастровым номером <№...>, площадью 420,1 кв.м, имеющее назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...>, пом. 4-10, 21, 22, 35-41, 41а, 41б, 42, 43, 43а, 44-48, принадлежат на праве собственности административному истцу КРООО «<ФИО>11», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами <№...> находятся в здании с кадастровым номером <№...>, расположенному по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>А, имеющему назначение: нежилое, наименование: административное здание учебного комплекса по безопасности движения.
Названное здание с кадастровым номером <№...> расположено на земельном участке с кадастровым номером <№...>, который, в соответствии со сведениями ЕГРН, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации административного здания учебного комплекса по безопасности движения и гаражей служебного пользования».
Нежилое помещение с кадастровым номером <№...> находятся в здании с кадастровым номером <№...>, расположенному по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, имеющему назначение: нежилое, наименование: административное здание.
Данное здание с кадастровым номером <№...> расположено на земельном участке с кадастровым номером <№...>, который, в соответствии со сведениями ЕГРН, имеет вид разрешенного использования «под территорией <ФИО>16».
Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования названных земельных участков в период включения указанного здания в оспариваемый Перечень, в материалах административного дела не содержится. И такие виды разрешенного использования земельного участка размещение зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания населения не предусматривает.
Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта объекта с кадастровым номером <№...>, составленного ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Ленинградскому району по состоянию на 03 сентября 2019 года, следует, что объект имеет наименование «Помещение 6, 7, 10/2, 11, 15-17 – 1 этаж в доме №251-А, ул.Ленина». В соответствии с экспликацией помещения имеют следующие наименования и назначения: торговый зал (35,5 кв.м), кабинет, коридор, подсобное помещение, операторская.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого назначения, объектам бытового обслуживания населения, общественного питания в материалах административного дела не содержится.
Как установлено судом из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика, письменного отзыва департамента имущественных отношений Краснодарского края, рассматриваемые объекты недвижимости с кадастровыми номерами <№...> признаны подлежащими включению в Перечень, в соответствии со сведениями ЕГРН о нахождении помещений в зданиях, на основании пп.1 п.1 ст.378.2 НК РФ как помещения в административно-деловом центре. Объект недвижимости с кадастровым номером <№...> признан подлежащим включению в Перечень, в соответствии со сведениями ЕГРН о наименовании, а также сведений, содержащихся в документах технического учета на основании пп.2 п.1 ст.378.2 НК РФ как помещение, предназначенное для размещения офисов в административно-деловом центре.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что наименование зданий с кадастровыми номерами <№...>, в которых расположены нежилые помещения административного истца, как «Административное здание» и «Административное здание учебного комплекса по безопасности движения», позволяло признать объекты капитального строительства предназначенными для использования в целях административного назначения и, соответственно, включить их в Перечень.
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает наименование здания (строения, сооружения) как условие его признания административно-деловым или торговым центром, устанавливая в пунктах 3, 4 и 4.1 иные критерии.
Наличие слова «административное здание» в наименовании зданий нельзя считать достаточным основанием для формального включения их в Перечень.
Наименование объекта с кадастровым номером <№...> «Нежилые помещения первого этажа», вопреки утверждению административного ответчика, также не позволяло признать объект капитального строительства предназначенным для использования в целях размещения офисов в административно-деловом центре.
Несмотря на то, что согласно техническому паспорту площадь торгового зала объекта с кадастровым номером <№...> составила 26% от общей площади объекта, указанный объект был включен в Перечень как помещение, предназначенное для размещения офисов в административно-деловом центре.
Указанный технический паспорт, составленный ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Ленинградскому району по состоянию на 03 сентября 2019 года, суд оценивает критически по следующим основаниям.
С 01 января 2013 года на всей территории Российской Федерации в целях осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 1 января 2017 г. данный закон имел наименование «О государственном кадастре недвижимости»).
Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности», от 10 сентября 2004 г. №477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. №546 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».
Согласно пункту 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 №921 (утратило силу 08.07.2013), документом технического учета являлся технический паспорт.
Соответственно, на момент внесения изменений в НК РФ, в части ст.378.2 НК РФ осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, не относящихся к жилищному фонду, действующим законодательством не предусмотрена. Также действующим законодательством не предусмотрена подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящиеся к объектам жилищного фонда.
Согласно письму Министерства Финансов Российской Федерации от 24.01.2020 исх. №03-05-06-01/3960 с 01.01.2013 отсутствуют законные основания для проведения технического учета и технической инвентаризации, в том числе подготовка технических паспортов на объекты, не относящиеся к жилому фонду.
Необходимость исследования вопроса об отсутствии с 01.01.2013 законного основания для проведения технического учета и технической инвентаризации, в том числе подготовка технических паспортов на объекты, не относящиеся в жилому фонду указано также в Определение Конституционного суда РФ от 23.04.2020 №820-0.
Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет.
Таким образом, согласно действующему законодательству и письму Министерства экономического развития РФ от 26.12.2019 №Д23-45418, с 27.06.2013 технические паспорта на объекты нежилого назначения не изготавливаются, отсутствует нормативно-правовая база для проведения технического учета и технической инвентаризации, а технические паспорта, имеющий срок изготовления более 5 лет, не являются актуальными.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 -ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года. Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
В настоящее время в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, среди прочего, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Следовательно, представленный административным ответчиком в материалы дела технический паспорт не может быть использован как документ технического учета и инвентаризации ввиду отсутствия правового основания для его применения как документа технического учета.
Кроме того, из представленного административным ответчиком акта обследования здания и помещений от 13 сентября 2021 года сотрудника ГКУ КК «Кубаньземконтроль», наделенного приказом департамента от 13.07.2016 №1173 «Об утверждении изменений в устав государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, следует, что объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером <№...> (в котором размещены рассматриваемые нежилые помещения с кадастровыми номерами <№...>) объект представляет собой трехэтажное здание с подвалом, площадью 1221,9 кв.м; на фасаде здания имеются вывески: «Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по Ленинградскому району», «МВД России МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Ленинградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю». В помещениях площадью 76,6 кв.м, что составляет 6,3% от общей площади здания, имеется офисная мебель и оргтехника, оборудован учебный класс Ленинградского районного отделения КРООО «Всероссийское общество автомобилистов». В помещениях площадью 280 кв.м, что составляет 22,9% от общей площади здания, расположена офисная мебель и оргтехника, на дверях частично имеются таблички с указанием званий и фамилий сотрудников, находится Государственная инспекция безопасности дорожного движения. В помещениях площадью 117,8 кв.м, что составляет 9,6% от общей площади здания, признаки использования отсутствуют. Часть помещений площадью 747,5 кв.м, что составляет 61,2% от общей площади здания используются как коридоры, подвальные помещения, щитовые, тамбуры, туалеты, лестничные клетки, бытовые, подсобные, вспомогательные.
По результатам обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> составлен акт обследования от 13.09.2021, в соответствии с которым выявлено, что объект представляет собой группу нежилых помещений площадью 181,8 кв.м в трехэтажном здании с подвалом. На фасаде здания имеются вывески: «Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по Ленинградскому району», «МВД России МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Лениградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю». В помещениях расположены трубы, стояки, щиты. Объект представляет собой подвальные помещения с коммуникациями.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>, объект представляет собой группу нежилых помещений площадью 134,1 кв.м в трехэтажном здании с подвалом. На фасаде здания имеются вывески: «Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по Ленинградскому району», «МВД России МРЭО ГИБДД по обслуживанию Каневского, Брюховецкого и Лениградского районов ГУ МВД России по Краснодарскому краю». В помещениях площадью 76,6 кв.м, что составляет 57,1% от общей площади здания имеется офисная: мебель и оргтехника, оборудован учебный класс Ленинградского районного отделения КРООО «<ФИО>12». Часть помещений площадью 57,5 кв.м, что составляет 42,9% от общей площади здания, используется как вспомогательные помещения.
В соответствии с актом обследования здания с кадастровым номером <№...> (в котором размещено рассматриваемое нежилое помещение с кадастровым номером <№...>), объект представляет собой 3-х этажное здание, расположенным на огороженной территории; доступ на объект свободный; на здании размещена вывеска «МРЭО ГИБДД (по обслуживанию Абинского, Северского и Крымского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Со стороны фасада объект имеет 2 входа, над каждым размещены вывески МРЭО ГИБДД с режимом работы. Со стороны дворовой территории обустроены входы в подвал и помещение № 1. При входе в помещение № 1 размещена вывеска с реквизитами и режимом работы Крымского горрайотделения КРООО ВОА. В здании расположены помещения, оборудованные офисной мебелью, организационной техникой, местами хранения документации; на дверях присутствуют таблички с наименованием должностей. Помещения МРЭО ГИБДД (по обслуживанию Абинского, Северского и Крымского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю занимают площадь 208,4 кв.м (что составляет 24,1% от общей площади объекта); помещения Крымского горрайотделения КРООО BOA занимают 77,7 кв.м (что составляет 9% от общей площади объекта); учебные классы Крымского горрайотделения КРООО BOA занимают 138,6 кв.м (16%), оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения (тренажеры, дорожные знаки, проектор, экран); комната отдыха и приема пищи сотрудников Крымского горрайотделения КРО ОО BOA занимает 61,6 кв.м (7,1%), оснащенная мебелью для отдыха и бытовой техникой (холодильник, телевизор); вспомогательные помещения занимают 233,5 кв.м (27%). В помещениях 45-47 (учебный класс) размещен уголок потребителя с уставными документами частного учреждения организации дополнительного профессионального образования «Беркут». Назначение помещений площадью 143,8 кв.м (16,7%) не установлено, доступ не обеспечен.
Из акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> следует, что объект представляет собой группу помещений в подвале, на первом и втором этажах нежилого 3-х этажного здания с кадастровым номером <№...>. На момент обследования доступ на объект обеспечен полностью. В ходе обследования объекта выявлено, что в состав объекта входят: помещения Крымского горрайотделения КРООО BOA занимают площадь 77,7 кв.м (что составляет 18,5% от общей площади объекта), оборудованные офисной мебелью, организационной техникой, местами хранения документации. На дверях присутствуют таблички с наименованием должностей; помещения учебных классов Крымского горрайотделения КРООО BOA занимают площадь 138,6 кв.м (что составляет 33% от общей площади объекта), оснащены оборудованием и техническими средствами обучения (тренажеры, дорожные знаки, проектор, экран); комната отдыха и приема пищи сотрудников Крымского горрайотделения КРООО BOA занимает площадь 61,6 кв.м (14,7%), оснащенная мебелью для отдыха и бытовой техникой (холодильник, телевизор); вспомогательные помещения занимают площадь 142,2 кв.м (33,8%), коридоры, холлы, сан. узлы, лестничная клетка.
В соответствии с пунктами 11, 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2017 № 319, акты обследования объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: <№...>, <№...> вынесены на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданной приказом департамента от 26.06.2017 № 1266 (далее - Межведомственная комиссия), на заседании, состоявшемся 30.11.2021 (протокол № 9).
С учетом рекомендаций Межведомственной комиссии департаментом имущественных отношений Краснодарского края вынесен приказ от 27.12.2021 № 3321 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений», которым определен вид фактического использования указанных объектов как «вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, не соответствующий пунктам 3, 4, 4.1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно части 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Таким образом, у административного ответчика не имелось правовых оснований, предусмотренных действующим законодательством на момент утверждения оспариваемого Перечня, для отнесения выше названных объектов недвижимости к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в оспариваемый Перечень противоречит закону, нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает, что административный иск КРООО «<ФИО>13» подлежит удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату признания приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края недействующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день их принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.
При этом в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу налоговая база в отношении объекта капитального строительства подлежит исчислению в соответствии с общими требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обязания департамента имущественных отношений Краснодарского края принять новый нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Краснодарского регионального отделения общественной организации «<ФИО>14» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части – удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункты 58939, 58941, 77368 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года № 3321 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 29 марта 2022 года.
Судья: