Дело № 3а-50/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Смоленский областной суд в составе:
судьи Чеченкиной Е.А.,
с участием прокурора Юрченковой Л.Н.,
при секретаре Зуйковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Смоленской области об оспаривании Положения о порядке предоставления денежной выплаты на осуществление полномочий депутатам Шумячского районного Совета депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, утвержденного решением Шумячского районного Совета депутатов от 30 августа 2013 года № 73, в редакции решения Шумячского районного Совета депутатов Смоленской области от 26 августа 2016 года № 77,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать противоречащим статье 34, пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Положение о порядке предоставления денежной выплаты на осуществление полномочий депутатам Шумячского районного Совета депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, утвержденное решением Шумячского районного Совета депутатов от 30 августа 2013 года N 73, в редакции решения Шумячского районного Совета депутатов Смоленской области от 26 августа 2016 года N 77 (далее - Положение).
В обоснование требований прокурор указал, что Положением предусмотрена ежемесячная денежная выплата депутатам Шумячского районного Совета депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, выплачиваемая с даты начала срока их полномочий, ее размер определяется Положением и составляет 3750 рублей, выплата производится за счет средств местного бюджета. Общая сумма денежных выплат депутатам Шумячского районного Совета депутатов на осуществление депутатской деятельности в 2016 году составила 616500 рублей, за 9 месяцев 2017 года - 502678 рублей.
Также указывают на то, что оспариваемое Положение нарушает права муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области и неопределенного круга лиц, поскольку предусматривает ежемесячную денежную выплату депутатам Шумячского районного Совета независимо от понесенных ими расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и без представления документов, подтверждающих сумму понесенных расходов, что при наличии дефицита бюджета муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области приводит к нарушению в сфере бюджетного процесса, а также к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств.
В судебном заседании прокурор Юрченкова Л.Н. поддержала заявленные требования.
Административный ответчик Шумячский районный Совет депутатов своего представителя в судебное заседание не направил, просили о рассмотрении дела в его отсутствие. В заявлении, направленном в суд, исполняющий полномочия председателя Шумячского районного Совета депутатов, имея на основании устава соответствующие полномочия, административные исковые требования признал.
В соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного надлежаще, поскольку их явка не была признана обязательной.
Заслушав объяснения прокурора Юрченковой Л.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как установлено статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Закон об общих принципах организации местного самоуправления) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1).
Федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления нормотворческими полномочиями по установлению гарантий осуществления полномочий депутата, одновременно определил объемы и границы их реализации, указав в абзаце первом пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона, что такие гарантии определяются не произвольно, а в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Действующее законодательство не предусматривает возможность выплаты депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, ежемесячных денежных сумм независимо от выполнения депутатских полномочий, а устанавливает ежемесячную оплату труда только депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе (численность которых ограничена), определяя ему дополнительные ограничения в виде запрета занятия видами деятельности, перечисленными в пункте 7 статьи 40 данного Федерального закона.
Частями 1 и 4 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 20 Устава муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области, принятого решением Шумячского районного Совета депутатов от 18 июля 2005 года N 87 (далее - Устав), Шумячский районный Совет депутатов является представительным органом муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области, состоящим из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, наделенный в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними областными законами, настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Депутаты Шумячского районного Совета депутатов осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе (часть 3 статьи 23 Устава).
Статьей 10 Закона Смоленской области от 31 марта 2009 года N 9-з "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Смоленской области" установлено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, гарантируются условия, обеспечивающие осуществление полномочий, в соответствии с муниципальным правовым актом (часть 1). Уставом муниципального образования лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, может быть предусмотрена денежная выплата на осуществление полномочий, предоставляемая в порядке, установленном муниципальным правовым актом (часть 2).
Согласно пункту «б» части 2 статьи 23.1 Устава депутату, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, гарантируется денежная выплата на осуществление полномочий депутата в порядке, установленном решением Шумячского районного Совета депутатов.
Из смысла приведенных положений следует, что условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий должны обеспечиваться депутатам в качестве гарантий осуществления ими своих полномочий, которые для депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, предопределяют их компенсационный характер.
Из содержания оспариваемого Положения следует, что настоящее устанавливает порядок предоставления денежной выплаты на осуществление полномочий депутатам Шумячского районного Совета депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе (пункт 1.1). Согласно пункту 2.4 названного денежная выплата осуществляется депутату ежемесячно с даты начала срока его полномочий; денежная выплата выплачивается депутату в размере 3750 рублей (пункт 2.5). Также пунктом 3.1 Положения установлено, что денежная выплата выплачивается за счет средств местного бюджета на соответствующий финансовый год, предусмотренных на обеспечение деятельности Шумячского районного Совета депутатов.
Таким образом, Положение предусматривает не компенсацию понесенных расходов в связи с депутатской деятельностью, а ежемесячную выплату депутатам Шумячского районного Совета, носящую регулярный периодический характер независимо от понесенных ими расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и без представления документов, подтверждающих сумму таких расходов, что по своей сути является вознаграждением за исполнение публичных полномочий депутатами, осуществляющими свою деятельность на непостоянной основе, которое не предусмотрено действующим законодательством и противоречит положениям статей 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Также федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование вопроса о расходных обязательствах муниципального образования, предусмотрел в пункте 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации право органов местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных названным кодексом, определять размеры и условия оплаты труда только тех депутатов, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Однако оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом установлена необоснованная обязанность по выплате депутатам Шумячского районный Совет депутатов ежемесячной денежной суммы, что противоречит также пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Шумячский районный Совет депутатов, приняв Положение, не содержащее иных предписаний, кроме норм, обязывающих производить депутатам ежемесячные денежные выплаты, фактически закрепил право депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, на получение ежемесячного дохода независимо от фактического исполнения публичных функций.
Такое правовое регулирование не согласуется со статусом депутата, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, который вправе иметь другую постоянную работу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не отвечает принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства, суд приходит к выводу о признании Положения о порядке предоставления денежной выплаты на осуществление полномочий депутатам Шумячского районного Совета депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, утвержденного решением Шумячского районного Совета депутатов от 30 августа 2013 года N 73, в редакции решения Шумячского районного Совета депутатов Смоленской области от 26 августа 2016 года N 77, противоречащим действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 296, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление заместителя прокурора Смоленской области об оспаривании Положения о порядке предоставления денежной выплаты на осуществление полномочий депутатам Шумячского районного Совета депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, утвержденного решением Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2013 № 73, в редакции решения Шумячского районного Совета депутатов Смоленской области от 26.08.2016 № 77, удовлетворить.
Признать недействующим Положение о порядке предоставления денежной выплаты на осуществление полномочий депутатам Шумячского районного Совета депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, утвержденное решением Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2013 № 73, в редакции решения Шумячского районного Совета депутатов Смоленской области от 26.08.2016 № 77, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления или в ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты Шумячского районного Совета депутатов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Чеченкина
Мотивированное решение суда изготовлено 24 ноября 2017 года.