ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/18 от 17.10.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а-50/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск 17 октября 2018 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Матвеевой М.К.

при секретаре Яковлевой Н.А.

с участием прокурора Марковой Д.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» о признании недействующим со дня принятия Приложения №2 к решению Поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) №33-06 от 25 марта 2015 года «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Поселок Пеледуй» и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия)» в части водного транспорта, как вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

25 марта 2015 года Поселковым Советом депутатов муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) принято решение №33-06 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Поселок Пеледуй» и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия)» (далее - Решение Поселкового совета от 25 марта 2015 года №33-06).

Текст решения размещен на стенде «Официальная информация», установленном в здании Муниципального образования «Поселок Пеледуй» и на официальном сайте Муниципального образования «Поселок Пеледуй» http://peledui.sakha.gov.ru/Resheniya-predstavitelynogo-organa/poselkovyj-sovet-deputatov.

Приложением №2 указанного нормативного правового акта установлены ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Поселок Пеледуй» и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия).

Публичное акционерное общество «Ленское объединенное речное пароходство» (далее ПАО «ЛОРП»), являющееся арендатором расположенного в п.Пеледуй Ленского района Республики Саха (Якутия) земельного участка с разрешенным использованием «водный транспорт» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Решения Поселкового совета от 25 марта 2015 года №33-06 недействующим в части установления в Приложении №2 базовой ставки арендной платы с разрешенным использованием «водный транспорт» в размере 66,0%.

Требования мотивированы тем, что размер арендной платы за земельный участок, определенный с учетом базовой ставки в оспариваемом значении, является существенным по отношению к кадастровой стоимости участка, арендная плата возросла почти в пять раз и составила 2 218 920, 00 рублей, вследствие чего нарушаются права и охраняемые законом интересы пользователя землей. Установленное значение базовой ставки не согласуется с принципом экономической обоснованности, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 582).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6, действующий на основании доверенности № ... от _______, поддержал административный иск в полном объеме.

Административный ответчик и заинтересованное лицо в суд не явились. Извещены. Представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с требованиями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного ответчика и заинтересованного лица.

Суду административным ответчиком представлено возражение на административное исковое заявление, в котором выражено несогласие с доводами, изложенными в нем. В частности указано, что при рассмотрении и утверждении оспариваемого решения учитывалось финансово-экономическое обоснование, в котором указывается о недопущении снижения доходов бюджета от аренды земельных участков относительно доходов 2014 года и плановых показателей на 2015 год. В целях недопущения нарушения прав арендаторов при разработке проекта решения применялся унифицированный подход. Дифференциация ставок арендной платы производилась в зависимости от вида использования земель в соответствии с Классификатором, вне зависимости от организационно-правовой формы арендаторов. Базовые ставки арендной платы считают обоснованными учитывая местоположение, инвестиционную привлекательность и доходность земельных участков на территории муниципального образования «Поселок Пеледуй». Отмечено, что 25 марта 2014 года, между МО «Ленский район» в лице МУ «КИО МО «Ленский район» PC (Я)» и ОАО «ЛОРП» был заключен договор аренды земельного участка №148, сроком на 5 лет, арендная ставка составляла 10%. Дополнительным соглашением от 16 июля 2015 года №01-148 в договор аренды земельного участка от 25 марта 2014 года внесены ряд изменений, в том числе в качестве арендодателя земельного участка выступает МКУ Администрация МО «Поселок Пеледуй» Ленского района PC (Я), а также изменился расчет арендной платы, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и базовой ставки арендной платы. Дополнительное соглашение подписано тремя сторонами, в том числе ПAO «ЛОРП», таким образом полагают, что административный истец знал об изменении расчета арендной платы и при подписании документа дал свое согласие с установленными арендными платежами. Приказом Минэкономразвития России от 02 июня 2012 года №322 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства» строго указана категория земель, на которые распространяется данный приказ - земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, то есть в федеральной собственности. Утвержденная вышеназванным приказом ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости не распространяется на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Доводы административного ответчика о правомерности заявленных требований не могут быть подтверждены апелляционным определением Верховного суда РФ от 08 сентября 2016 года по делу №74-АПГ16-6 в силу того, что в указанном документе вид разрешенного использования земельного участка и его целевое назначение, а также сам хозяйствующий субъект (арендатор ПАО «Якутскэнерго») кардинально отличается от вида разрешенного использования, целевого назначения арендуемого земельного участка и самого арендатора (ПАО «ЛОРП»), и правовые основания установления базовых ставок и арендных платежей регулируются разными нормами федерального и регионального законодательства. Административный истец ПАО «ЛОРП» не относится к объектам, предусмотренным пп.2 ст.49 ЗК РФ, в связи с чем ссылка на вышеуказанное апелляционное определение Верховного суда РФ от 08 сентября 2016 года является необоснованной.

В представленных суду письменных возражениях заинтересованного лица - муниципального казенного учреждения администрация МО «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) указано, что в соответствии с постановлением Правительства PC (Я) от 26.01.2008 года №26 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления, базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка. Базовая ставки арендной платы в размере 66% от кадастровой стоимости земельного участка за аренду земельных участков с разрешенным видом использования - водный транспорт, установлена решением Поселкового Совета депутатов МО «Поселок Пеледуй» от 25.03.2015 года №33-06. При подготовке решения было произведено финансово-экономическое обоснование арендных ставок. Отмечено, что на арендуемом ПАО «ЛОРП» земельном участке расположено нежилое здание «Пассажирский вокзал «Пеледуй»», принадлежащий на праве собственности административному ответчику. При этом, сведений о принадлежности этого здания к объектам регионального значения у МКУ Администрации МО «Поселок Пеледуй» не имеется, а ПАО «ЛОРП» не представляет доказательства, подтверждающие размещение на земельном участке объектов, относящихся к объектам федерального, либо регионального значения. Генеральным планом, утвержденным решением Поселкового Совета депутатов МО «Поселок Пеледуй» от 27.08.2008 года №5-14 размещение на территории муниципального образования «Поселок Пеледуй» объектов федерального, либо регионального значения не предусмотрено. Согласно статье 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов. В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Земельные участки, не находящиеся в федеральной, муниципальной собственности, а также в собственности субъекта РФ, юридических и физических лиц, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок, арендуемый административным истцом, входит в категорию земель, государственная собственное на которые не разграничена. Таким образом, доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений распределяются по нормативу 50% в бюджет муниципального образования «Ленский район» и 50% в бюджет муниципального образования «Поселок Пеледуй». Считают несостоятельной ссылку административного истца на Приказ Минэкономразвития России от 02.06.2012 года №322, которым установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства, поскольку действие данного приказа распространяется только на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. На основании вышеизложенного полагают, что административное исковое заявление необоснованным, представленные документы и ссылки административного истца несостоятельными, права и законные интересы истца оспариваемым решением не нарушены.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Марковой Д.Р., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

25 марта 2015 года Поселковым Советом депутатов муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) принято решение №33-06 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Поселок Пеледуй» и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия)» (далее - Решение Поселкового совета от 25 марта 2015 года №33-06).

Оспариваемое решение размещено на стенде «Официальная информация», установленном в здании Муниципального образования «Поселок Пеледуй» и на официальном сайте Муниципального образования «Поселок Пеледуй» http://peledui.sakha.gov.ru/Resheniya-predstavitelynogo-organa/poselkovyj-sovet-deputatov.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Уставом муниципального образования «Посёлок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) определен круг вопросов местного значения и структура органов местного самоуправления (статьи 5, 23).

Статьей 5 Устава муниципального образования «Посёлок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) к вопросам местного значения городского поселения отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Поселкового совета депутатов МО «Поселок Пеледуй», опубликован и вступил в силу в соответствии с федеральным законодательством и статьями 46 и 48 Устава муниципального образования «Посёлок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия). Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта сторонами не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Таким образом, экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также оценку статуса арендатора, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа необоснованных предпочтений и поддержки социально значимых видов деятельности.

Порядок определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Республики Саха (Якутия) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Положением о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года №26 (далее также - Положение №26).

Согласно пункту 1.12 Положения №26 размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органов местного самоуправления.

Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок. При определении базовой ставки арендной платы руководствоваться принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Базовая ставка арендной платы для размещения объектов пристани в отношении расположенного на территории поселка Пеледуй земельного участка с разрешенным использованием «для искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней» при подписании 25 марта 2014 года договора аренды земельного участка, на основании утвержденного Районным советом депутатов от 22 апреля 2014 года №11-8 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципальных образований поселений Ленского района Республики Саха (Якутия), не межселенных территориях муниципального образования «Ленский район», и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Ленский район» Республики Саха (Якутия), изначально составляла 10%.

Установленная оспариваемым решением базовая ставка арендной платы в размере 66,0% от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.

Вместе с тем, установленная ставка арендной платы этому принципу не отвечает.

В обоснование законности определения оспариваемой арендной ставки ответчиком представлено Финансово-экономическое обоснование, составленное главным специалистом-экономистом Муниципального казенного учреждения Администрации МО «Поселок Пеледуй» ФИО1, где основной целью при разработке ставок являлось недопущение снижения доходов бюджета от аренды земельных участков относительно доходов 2014 года и плановых показателей на 2015 год с учетом неизменности кадастровой стоимости. Для реализации принципа экономической обоснованности учитывалась специфическая характеристика муниципального образования: рынок земельных участков (значительное увеличение спроса на земельные участки промышленности, связанные с выгрузкой и переработкой грузов ПАО «Газпром» в том числе речного причала Газпром), экономико-географическое положение поселка (доставка крупных грузов производится в основном в летнее время водным транспортом) и экономической эффективности производственной деятельности арендаторов, осуществляющих свою деятельность на территории поселка.

Предложенные ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков рассчитаны исключительно с учетом неизменности кадастровой стоимости земельных участков в 2014 году, недопущения дефицита местного бюджета, обеспечения максимального поступления в бюджет арендных платежей, получения прибыли от сдачи земельных участков в аренду.

Никаких экономических исследований при этом не проводилось, принцип экономической обоснованности при определении базовых ставок арендной платы не учитывался. В целях избежания социальной напряженности населения, незначительно повышены ставки арендной платы в отношении земельных участков социальной направленности, предназначенных под строительство домов малоэтажной жилой застройки (ставка в 2014 г. – 1,5%; 2015 г. – 1,88%). Максимальное поступление в бюджет арендных платежей обеспечивалось за счет повышения ставок за использование земельных участков коммерческого назначения. Арендная ставка за пользование земельным участком по виду разрешенного использования 7.3 –«водный транспорт» определена поселковым советом депутатов МО «Поселок Пеледуй» с учетом финансово-экономического обоснования в размере 66,0%.

В судебное заседание административный ответчик какие-либо заключения, экономические обоснования, справочный материал, докладные, расчеты, заключения специалистов, в том числе составленные сторонней организаций, для целей определения размера арендой ставки, не представил.

Представитель заинтересованного лица также не представил суду доказательств о том, что для целей определения экономически обоснованной арендной платы были проведены компетентные исследования и расчеты.

На основании представленных доказательств и установленных судом обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что представленное Финансово-экономическое обоснование не отражает экономическую обоснованность определения ставки арендной платы земельных участков вида разрешенного использования 7.3, расположенных на территории муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) в размере 66,0%.

При расчете оспариваемой арендной ставки не учитывались данные об оценке доходности земельных участков коммерческого использования (под торговую деятельность), расположенных в п.Пеледуй Ленского района Республики Саха (Якутия), о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанных с использованием этих земельных участков, о влиянии размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации земельных участков и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом установленной ставки.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении принципа экономической обоснованности при установлении базовой ставки арендной платы за пользование земельными участками разрешенного пользования «водный транспорт» в размере 66,0%, расположенных в п.Пеледуй, утвержденной решением Поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) №33-06 от 25 марта 2015 года.

Установление повышенного размера ставки арендной платы продиктовано исключительно интересами городского поселения в целях избежания выпадающих доходов бюджета, получении максимальной прибыли от арендных платежей.

При таких обстоятельствах решение Поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) №33-06 от 25 марта 2015 года в оспариваемой части устанавливает базовую ставку арендной платы, не отвечающую принципам экономической обоснованности, и противоречащей положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования «Поселок Пеледуй» с 2015 года, суд пришел к выводу о признании решения Поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) №33-06 от 25 марта 2015 года недействующим в части, со дня вступления данного решения суда в законную силу. Оснований для удовлетворения требования административного истца о признании нормативного акта недействующим с момента его принятия, суд не находит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» – удовлетворить.

Признать недействующим приложение №2 к решению Поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) №33-06 от 25 марта 2015 года «Об утверждении Положения об определении размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Поселок Пеледуй» и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия)» в части установления ставки арендной платы в размере 66,0% за аренду земельных участков для водного транспорта и предназначенных для размещения искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок, со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении в течение одного месяца опубликовать путем вывешивания на стенде «Официальная информация», установленном в здании Муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия) и на официальном сайте Муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района Республики Саха (Якутия).

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО2 Матвеева

Решение изготовлено в окончательной форме 19 октября 2018 года.