Дело №3а-50/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Н
при секретарях К С
с участием прокурора прокурор
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Оби Новосибирской области, Главы города Оби Новосибирской области к Совету депутатов города Оби Новосибирской области о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству в части пункты 2.1, 5.2 Положения « О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы города Оби о результатах своей деятельности, деятельности администрации города Оби, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Оби», утвержденного Решением семнадцатой сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области от 30 мая 2018 года № 205,
установил:
Решением семнадцатой сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области от 30 мая 2018 года № 205 утверждено Положение «О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы города Оби о результатах своей деятельности, деятельности администрации города Оби, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Оби» (далее Положение).
Данное решение опубликовано в газете «Аэро-Сити» от 12.07.2018 года № 28 и размещено на сайте http://pravo-search. minjust. ru (вх. № 10459-04/9 от 21.06.2018 )
Согласно пункту 2.1 Положения в рамках исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий отчет проводится по направлениям, определенным Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 « Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», с указанием приоритетов в работе администрации города и планов работы на следующий год.
Пунктом 5.2 Положения предусмотрено, что по результатам отчета, большинством голосов от установленного числа депутатов, Совет депутатов принимает одно из следующих решений:
- принять отчет Главы города Оби о результатах деятельности за истекший год;
- принять отчет Главы города Оби о результатах деятельности за истекший год. Деятельность Главы города Оби по результатам отчета признать неудовлетворительной.
Глава города Оби Новосибирской области и администрация города Оби Новосибирской области обратились в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов города Оби Новосибирской области о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству пунктов 2.1, 5.2 Положения « О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы города Оби о результатах своей деятельности, деятельности администрации города Оби, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Оби», утвержденного Решением семнадцатой сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области от 30 мая 2018 года № 205.
Так, Глава города Оби Новосибирской области оспаривает пункт 2.1 Положения в части слов « переданных государственных полномочий» и пункт 5.2 в части абзаца 3. В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемые нормы противоречат нормам Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениям Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 и Законам Новосибирской области Законам от 13.12.2006 № 65-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан» ; от 27.04.2010 № 485-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по решению вопросов в сфере административных правонарушений»; от 08.05.2013 № 326-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров, территориальных соглашений и территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений»; от 06.12.2013 № 389-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных»; от 10.12.2013 № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; от 02.04.2014 № 424-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий детей, обучающихся в образовательных организациях»; от 02.10.2014 № 469-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»; от 24.11.2014 № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями»; от 12.03.2018 № 242-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий», на основании которых органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области наделены отдельными государственными полномочиями Новосибирской области, поскольку действующее законодательство не наделяет Совет депутатов города Оби Новосибирской области контрольными функциями в отношении переданных государственных полномочий. Следовательно, возложив обязанность на Главу города представления отчета о результатах полномочий по реализации переданных государственных полномочий, Совет депутатов города Оби вышел за пределы компетенции представительного органа, определенной федеральным законодательством, что также свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного пунктом 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96. Оспаривая абзац 3 пункта 5.2 Положения, административный истец указывает, что Совет депутатов города Оби не может давать оценку Главе города по переданным государственным полномочиям, поскольку это не входит в его компетенцию. Отсутствие конкретизированных оснований в принимаемом решении Совета депутатов по результатам отчета при признании деятельности Главы города Оби неудовлетворительной, допускает расширительную интерпретацию, нарушает право на судебную защиту при оспаривании решения Совета об удалении Главы города в отставку, не содержит гарантий недопустимости субъективной оценки его деятельности, не содержит перечень обстоятельств, с которыми связывается признание деятельности Главы неудовлетворительной, что вносит правовую неопределенность и является коррупциогенным фактором.
Администрация города Оби оспаривает пункт 2.1 в части слов « переданных государственных полномочий» и «определенным Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 « Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
В обоснование заявленных требований указывает, что возложение на Совет депутатов города Оби контрольных функций за осуществлением администрацией города переданных государственных полномочий выходит за пределы полномочий представительного органа, противоречит федеральному законодательству и законам Новосибирской области, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 « Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» направлены на оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и не может быть использовано при оценке деятельности администрации города Оби. Федеральным законодательством представительному органу предоставлено право давать оценку только отчету Главы муниципального образования по исполнению им полномочий как Главы муниципального образования, но не как Главы администрации. Оспариваемые пункты Положения нарушают права администрации на осуществление контроля за выполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, соответствующими органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и региональным законодательством, а также право администрации на заслушивание Советом депутатов отчета о своей деятельности.
В судебном заседании представитель Главы города Оби Новосибирской области Б действующий на основании доверенности, поддержал уточненные требования.
Представитель администрации города Оби Новосибирской области П действующая на основании доверенности, также поддержала уточненное исковое заявление по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Совета депутатов города Оби Новосибирской области Б действующая на основании доверенности, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, полагая, что оспариваемые нормы соответствуют требованиям действующего законодательства и оснований для признания их недействительными не имеется.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора прокурор полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" часть 1 статья 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения ( часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ закреплены положения о том, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты Главы муниципального образования, Главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35).
При этом Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ не устанавливает требований к форме, порядку предоставления ежегодного отчета.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Как следует из части 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования, принимает решения.
Согласно части 1 статьи 19 Устава муниципального образования города Оби Новосибирской области представительным органом муниципального образования города Оби является Совет депутатов города Оби Новосибирской области. Глава муниципального образования города Оби Новосибирской области и администрация города Оби Новосибирской области относятся к исполнительным органам этого же муниципального образования.
В исключительной компетенции Совета депутатов города Оби находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 10 части 3 статьи 20 Устава муниципального образования города Оби Новосибирской области).
Обязанность заслушивать ежегодные отчеты Главы города Оби о результатах его деятельности, деятельности администрации города Оби и иных подведомственных Главе города Оби органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Оби предусмотрена частью 5 статьи 20 Устава муниципального образования города Оби Новосибирской области.
Таким образом, вопросы принятия решений о сроках и порядке заслушивания Советом депутатов города Оби Новосибирской области ежегодного отчета Главы города Оби находятся в исключительной компетенции представительного органа.
Решением семнадцатой сессии Совета депутатов города оби Новосибирской области от 30 мая 2018 года № 205 утверждено Положение «О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы города Оби о результатах своей деятельности, деятельности администрации города Оби, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Оби».
Согласно выписке из протокола заседания семнадцатой сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области от 30 мая 2018 года, за принятое решение проголосовал 21 депутат из 24 присутствующих при установленном числе депутатов -27.
Данное решение опубликовано в газете «Аэро-Сити» от 12.07.2018 года № 28 и размещено на сайте http://pravo-search. minjust. ru.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия правового акта.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Административные истцы указывают на противоречие оспариваемого Положения требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, региональному законодательству и положениям Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, с чем суд не может согласиться.
Частью 1, пунктом 2 части 2, пунктом 5 части 4, частями 5, 5.1 статьи 36, частью 1 и абзацем первым части 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если Глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
В случае избрания на муниципальных выборах Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и Уставом муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит Глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является Глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность Главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый Уставом муниципального образования.
Таким образом, деятельность Главы муниципального образования включает в себя как обеспечение органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, так и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Исходя из системного толкования части 11.1 статьи 34 и части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, в случае, если Глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, то он ежегодно представляет представительному органу муниципального образования отчет о результатах своей деятельности и о результатах деятельности местной администрации.
Особенностью ежегодного отчета, представляемого Главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, является то, что такой отчет, прежде всего, касается деятельности местной администрации и иных подведомственных Главе органов. В то же время в отчете должны находить отражение и выполняемые Главой функции высшего должностного лица муниципального образования, а также функции по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 25 Устава муниципального образования города Оби Новосибирской области работу администрации города Оби возглавляет Глава администрации. Полномочия Главы администрации исполняет Глава города.
Таким образом, пункт 2.1 Положения, определяющий структуру ежегодного отчета Главы города Оби, представляемого в Совет депутатов города Оби Новосибирской области, в том числе, по содержанию в нем вопросов исполнения переданных государственных полномочий, не может рассматриваться как противоречащий положениям Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. В связи с чем, доводы административных истцов о противоречии оспариваемой нормы части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и положениям регионального законодательства, указанного административными истцами в административном иске, являются несостоятельными.
Не противоречит оспариваемая норма и положениям пункта 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, на что указывает представитель Главы города, поскольку пункт 9 наделяет исключительной компетенцией представительный орган муниципального образования по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, и полномочия Совета депутатов города Оби по указанным вопросам, не оспаривается представителями административных истцов.
Ссылка представителя администрации города Оби на положения статьи 18.1, пункта 6 части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ не применима к рассматриваемым правоотношениям,
поскольку статья 18.1 указанного закона посвящена оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, а часть 6 статьи 19 этого же закона устанавливает исчерпывающий перечень требований к содержанию федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, при нарушении которых, полномочие не может считаться переданным.
Суд также не находит оснований согласиться с доводами представителя администрации города Оби о несоответствии федеральному закону п.2.1 Положения в той части, в которой им установлено, что отчет Главы города Оби предоставляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 « Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в частности по определенной им структуре.
Действительно, указанные акты приняты в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Указанным постановлением Правительства утверждены, в том числе, правила предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; типовая форма доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период; методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ; перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Названное постановление не предусматривает оценку населением деятельности в сфере правоотношений, регулируемых Законами Новосибирской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области (на соответствие которым административный истец просит проверить законность нормативного правового акта).
Исходя из буквального толкования пункта 2.1 Положения, не следует, что представительный орган города Оби возложил на Главу города Оби обязанность при составлении отчета соблюдать те методики, формы отчета, перечень показателей, которые утверждены вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что данный пункт в оспариваемой его части не противоречит действующему федеральному законодательству, при том, что, как было указано ранее, федеральные механизмы, которые обеспечивали бы реализацию положений части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, отсутствуют. Определять срок заслушивания отчета Главы муниципального образования, предъявлять рекомендации к содержанию отчета, имеет полномочия представительный орган. Как один из видов контрольных полномочий представительного органа, такие полномочия связаны с дискрецией этого органа.
Кроме того, пункт 2.1 Положения регулирует вопросы представления отчета Главой города Оби о результатах своей деятельности, деятельности администрации города Оби, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Оби, и не возлагает какие-либо обязанности непосредственно на администрацию города Оби, а потому не может нарушать права и законные интересы администрации города.
Оспаривая пункт 5.2 Положения в части, представитель Главы города Оби, прежде всего, ссылается на положения части 5, пункта 2 части 13 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, а также на подпункты «а,ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, не предусматривающего основания признания деятельности Главы города по результатам отчета неудовлетворительной, что нарушает, прежде всего, право Главы города на судебную защиту.
Положения статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ применяются к правоотношениям, связанным с удалением представительным органом муниципального образования Главы муниципального образования в отставку, а частью 13 указанной статьи установлены определенные гарантии соблюдения прав глав муниципальных образований, удаляемых в отставку, в связи с чем, указанные нормы федерального законодательства не регулируют спорные правоотношения, а потому оспариваемый пункт Положения не может быть признан противоречащим этим нормам.
Суд не находит оснований согласиться с позицией представителя Главы города Оби о том, что отсутствие, закрепленных в муниципальном правовом акте оснований, критериев неудовлетворительной оценки деятельности Главы города Оби может повлечь нарушение его прав при применении положений статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, согласно которым одним из оснований для удаления Главы муниципального образования в отставку, является неудовлетворительная оценка деятельности Главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, в силу следующего:
Прежде всего, федеральным законодательством такие основания, критерии оценки отчета Главы муниципального образования не установлены.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что органы публичной власти, включая органы местного самоуправления, по своим конституционно-правовым функциям и предназначению призваны осуществлять эффективное и ответственное управление делами государства и общества в интересах населения; надлежащее исполнение обязательств, взятых непосредственно перед населением, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление от 2 апреля 2002 года № 7-П, определение от 2 апреля 2009 года № 479-О-О).
Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, удаление Главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность Главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и Главы муниципального образования в системе местного самоуправления; при этом действующее законодательство закрепляет ряд гарантий самостоятельности Главы муниципального образования при решении вопроса о его удалении в отставку, а также соблюдения прав и законных интересов населения (определения от 4 октября 2011 года № 1264-О-О, от 25 января 2012 года № 114-О-О и от 16 июля 2013 года № 1241-О).
Таким образом, оспариваемая норма в системе действующего правового регулирования не предполагает произвольного решения вопроса об удалении Главы муниципального образования в отставку, а потому не может расцениваться как нарушающая конституционные права Главы города Оби в указанном им аспекте.
Доводы представителя администрации города Оби о том, что Совет депутатов города Оби не вправе давать оценку деятельности администрации города Оби по представляемому отчету, поскольку выходит за пределы компетенции представительного органа, основан на ошибочном понимании норм права. Из пункта 5.2 Положения следует, что решение в отношении администрации муниципального образования не принимается, представительным органом муниципального образования рассматривается отчет Главы города Оби, возглавляющего местную администрацию на принципах единоначалия. Глава города призван обеспечивать законность в деятельности местной администрации в целом и каждого ее структурного подразделения, а также надлежащее исполнение всех возложенных на местную администрацию полномочий на основе субординации. Иное не только подрывало бы принципы единоначалия в руководстве местной администрацией, но и создавало бы предпосылки для снижения гарантий надлежащего уровня правовой дисциплины в местном самоуправлении.
Безосновательны доводы представителя администрации города о противоречии оспариваемой нормы во взаимосвязи с пунктом 2.1 Положения, пункту 6 части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, так как регулируют иные вопросы, не являющиеся предметом настоящего спора.
Кроме того, как уже отмечалось ранее, оспариваемые пункты Положения не могут нарушать права и законные интересы администрации города Оби, на что ссылается представитель, как в административном иске, так и в судебном заседании, поскольку администрация города Оби не является участником регулируемых Положением отношений.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96 утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика).
Методика прямо относит к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность (подпункты "а", "ж" пункта 3).
Анализ норм, содержащихся в Положении, в их системном единстве свидетельствует о том, что коррупциогенные факторы в этом муниципальном нормативном правовом акте отсутствуют. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 года № 114-О-О и от 16 июля 2013 года № 1241-О).
Проанализировав нормы федерального законодательства, регулирующие спорные отношения, суд приходит к выводу, что оспариваемые пункты положения не противоречат федеральному законодательству, следовательно, доводы представителей о нарушении требований части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, не обоснованы.
Таким образом, пункты 2.1 и 5.2 в оспариваемой части Положения « О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы города Оби о результатах своей деятельности, деятельности администрации города Оби, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Оби», утвержденного Решением семнадцатой сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области от 30 мая 2018 года № 205 изданы уполномоченным органом в пределах своей компетенции, с соблюдением установленного порядка и процедуры его принятия, не противоречит федеральному законодательству, коррупциогенных факторов не содержат, нарушений прав и интересов административных истцов пунктами 2.1 и 5.2 Положения не допущено.
Согласно пункту второму части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления администрации города Оби Новосибирской области, Главы города Оби Новосибирской области к Совету депутатов города Оби Новосибирской области о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству отдельных пунктов Положения « О порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы города Оби о результатах своей деятельности, деятельности администрации города Оби, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Оби», утвержденного Решением семнадцатой сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области от 30 мая 2018 года № 205,- отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий судья Н
_