ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/19 от 17.05.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-50/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2019 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Жернаковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фальковского Андрея Николаевича об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л :

Фальковский А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 14827 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>, по состоянию на 01 октября 2014 года в размере 136 704,94 рубля, как произведение общей площади участка и удельного показателя, относящегося к 15 виду разрешенного использования земельного участка.

В обоснование указано, что при утверждении приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 263-П от 10 ноября 2015 года новых результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 октября 2014 года была допущена кадастровая ошибка, применен удельный показатель кадастровой стоимости (далее – УПКС), установленный для 9-ой группы видов разрешенного использования земель: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Ранее Фальковский А.Н. обращался в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области с заявлением, филиалом устранена допущенная ошибка и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> была определена с применением УПКС, установленного для 15-ой группы видов разрешенного использования земель, и составляла 21 795,69 рублей. В результате допущенной реестровой ошибки кадастровая стоимость этого земельного участка, безосновательно возросла до 2 993 274,76 рублей.

Представитель административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области – Савельева И.А. в судебном заседании полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку исполнителем работ по государственному контракту ошибок при расчете кадастровой стоимости не выявлено.

Административный истец Фальковский А.Н., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Челябинской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, заинтересованного лица администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области, заинтересованное лицо Досымов Б.И., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.

Согласно части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о его кадастровой стоимости.

По смыслу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, следует, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требований, в том числе, об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).

Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила № 316).

В силу пунктов 4, 8 Правил № 316 государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Как следует из материалов дела Фальковский А.Н. в период с 25 марта 2010 года по 17 января 2017 года на основании договора купли-продажи земельного участка, на котором расположены принадлежащие гражданину или юридическому лицу здания, строения и сооружения №28/10 от 17 февраля 2010 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 14827 кв.м., относящегося к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования – под размещение одноэтажного здания МТМ, одноэтажного шлакоблочного здания, одноэтажного здания склада металлома, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, с 18 января 2017 года правообладателем указанного объекта недвижимости является Досымов Б.И.

Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, определением кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере, утвержденном Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 263-П от 10 ноября 2015 года затрагиваются права административного истца Фальковского А.Н., являющегося до 18 января 2017 года собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, так как при добровольной уплате либо взыскании недоимки по земельному налогу за указанный период подлежит применению эта кадастровая стоимость.

В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

При этом, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 263-П от 10 ноября 2015 года утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 октября 2014 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на запрос суда следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет 28 августа 2009 года. Указанный земельный участок включен в перечень объектов подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость была определена по состоянию на 01 октября 2014 года и утверждена Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10 ноября 2015 года № 263-П «Об утверждении результатов кадастровой стоимости земель населенных пунктов Челябинской области» в размере 2 993 274,76 рублей, сведения о вышеуказанной кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 03 декабря 2015 года.

Из ответа Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области на запрос суда следует, что исполнителем работ по контракту №79 от 24 марта 2015 года работы произведены в соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года №39 (далее – Методические указания).

В соответствии с перечнем земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Челябинской области, представленным в приложении №1 к Государственному контракту, указанный земельный участок имел вид разрешенного использования - под размещение одноэтажного здания МТМ, одноэтажного шлакоблочного здания, одноэтажного здания склада металлома.

В силу ст. 4 постановления Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 г. «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Вид функционального использования определяется на основе вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, указанный земельный участок был отнесен к видам разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.9 Методических указаний - Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (9 группа видов разрешенного использования земель).

Административный истец мотивирует недостоверность определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> тем, что до перехода земельного участка в собственность Фальковскому А.Н. данный участок принадлежал Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Колхоз Урал», основным видом деятельности которого являлось разведение крупного рогатого скота, вспомогательным видом деятельности - выращивание зерновых и зернобобовых культур. Фальковский А.Н. полагает, что поскольку этот земельный участок использовался исключительно в сельскохозяйственных целях, одноэтажные строения, занимаемые 1722,8 кв.м., (менее 12%) на территории данного земельного участка, приобретены у СПК «Колхоз Урал» по договорам купли-продажи, в которых указано назначение объектов: складское, транспортное, а виды деятельности СПК «Колхоз Урал» и назначение указанных выше объектов определяют их отношение к объектам по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции и обеспечению сельскохозяйственного производства (хранения сена, зерна, сельскохозяйственной техники, косилок, запчастей, а также ремонт машинно-транспортной техники) данный участок подлежал отнесению к 15 группе вида разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».

Как указывалось ранее, на момент проведения государственной кадастровой оценки земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежал на праве собственности Фальковскому А.Н. и имел вид разрешенного использования – под размещение одноэтажного здания МТМ, одноэтажного шлакоблочного здания, одноэтажного здания склада металлома.

Таким образом, ссылки административного истца на то, что этот земельный участок использовался СПК «Колхоз Урал» исключительно в сельскохозяйственных целях не имеют правового значения для рассмотрения дела, поскольку не свидетельствуют о том, что на момент проведения государственной кадастровой оценки Фальковский А.Н. фактически использовал земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в тех же целях, что и предыдущий собственник.

Поскольку в ходе рассмотрения дела административным истцом не представлены доказательства использования государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости недостоверных сведений об объекте недвижимости, при определении его кадастровой стоимости, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требования Фальковского Андрея Николаевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 14827 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>, в размере 136 704,94 рублей по состоянию на 01 октября 2014 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий