ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/19 от 21.02.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-50/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2019 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителей ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии ФИО2, ФИО3, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ФИО5 обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости, равной 6208646,01 руб. по состоянию на 16 апреля 2015 года. Требование мотивировал тем, что установленная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности здания в размере 9364442,72 руб. превышает его рыночную стоимость, чем нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению налога на имущество физических лиц, исчисляемого от кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленное требование поддержал по изложенным основаниям.

Представители административного ответчика – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии ФИО2, ФИО3, и заинтересованного лица по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО4 просили разрешить иск по усмотрению суда и учесть при этом, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года №457, вступившим в силу 01 января 2019 года, утверждены очередные результаты массовой кадастровой оценки объектов капитального строительства, таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость может быть установлена лишь до 31 декабря 2018 года.

Представители административного ответчика - Кабинета Министров Чувашской Республики и заинтересованного лица по делу - Администрации г.Шумерля в судебное заседание не явились. Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики в письменном отзыве просил разрешить иск по усмотрению суда, указав, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилого здания была утверждена на основании отчета от 28 сентября 2012 года №, составленного ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и ЗАО ИФК «Солид» согласно государственному контракту, заключенному с ними Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, соответствие результата работ было подтверждено положительным экспертным заключением НП «Кадастр-оценка» (г.Москва) от 26 октября 2012 года № .

Представитель Администрации г.Шумерля в письменном отзыве просил разрешить иск по усмотрению суда, отметив при этом, что отчет об оценке объекта недвижимости подлежит проверке на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд нашел возможным рассмотреть и разрешить дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения явившихся участников производства по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Утверждение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии о том, что учреждение не может быть административным ответчиком по делу, судом признается необоснованным. Требования предъявлены к Кабинету Министров Чувашской Республики и к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии, что не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

ФИО5 является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 642,6 кв.м. что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от 20 апреля 2015 года, выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Объект введен в эксплуатацию в 2015 году. Кадастровая стоимость здания утверждена 16 апреля 2015 года в размере 9364442,72 рублей.

Согласно п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.

Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.

Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 указанного Федерального закона, в силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В подтверждение своих доводов о том, что кадастровая стоимость здания существенно превышает его рыночную стоимость, административным истцом суду представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 29 декабря 2018 года №, подготовленный индивидуальным предпринимателем ФИО6, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по адресу: <адрес>, с кадастровым номером по состоянию на 16 апреля 2015 года составила 6208646,01 рублей.

Относительно разницы между утвержденной кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью, определенной индивидуальным предпринимателем ФИО6, суд полагает необходимым отметить, что методология проведения массовой кадастровой оценки отличается от методологии проведения индивидуальной рыночной оценки.

Государственная кадастровая оценка относится к сплошным массовым оценкам, проводимым по унифицированной процедуре, согласно положениям Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)» массовая оценка недвижимости - это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке, обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.

При проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому рыночная стоимость при ее условности расценивается судом как наиболее вероятная цена.

Суд принимает во внимание, что лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, в отчете имеются сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика; выводы, изложенные в отчете, соответствуют предмету исследования, мотивированы, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами. Оценка рыночной стоимости здания, эксплуатируемого как торгово-складское, проведена в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость здания определена методом затратного, сравнительного, доходного подходов, при этом оценщиком в основу взяты тип и состояние здания, информация о величинах арендных ставок при сдаче объектов в аренду, сделках с зданиями на территории Чувашской Республики, проанализированы цены сделок с объектами, являющимися аналогами оцениваемых. Выводы о рыночной стоимости оцениваемого здания отвечают принципам обоснованности и однозначности, предусмотренным пунктом 5 Федерального стандарта оценки № 3 (ФСО №3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299.

Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц доводов о необоснованности отчета не приводили, ходатайств о проведении экспертизы не заявляли.

Ввиду изложенного суд полагает, что кадастровую стоимость здания, принадлежащего административному истцу, следует установить в размере его рыночной стоимости, установленной вышеназванным отчетом.

Согласно абзацу 5 ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с абзацем шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался. Для физических лиц обращение в комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 29 декабря 2018 года. Следовательно, в рассматриваемом случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2018 года.

Ко времени судебного разбирательства проведена очередная государственная кадастровая оценка. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года №457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики», вступившим в силу с 1 января 2019 года, установлена другая стоимость объекта с кадастровым номером .

Ввиду этого период действия кадастровой стоимости, определенной настоящим решением суда, ограничивается 31 декабря 2018 года.

Руководствуясь ст. ст.180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики

Р Е Ш И Л :

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером размере его рыночной стоимости, равной 6208646,01 руб. по состоянию на 16 апреля 2015 года.

Датой обращения ФИО5 с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного нежилого здания в размере рыночной стоимости считать 29 декабря 2018 года.

Указанную кадастровую стоимость считать действующей до 31 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Д.В.Алексеев