ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/19 от 22.08.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Дело №3a-50/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Элиста 22 августа 2019 г.

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Сангаджиевой Б.Т.

при секретаре Манжиковой А.Э.

с участием:

представителей административного истца Козыревой И.В. и Габуншиной

К.Б.,

представителя административного ответчика Умкеева В.Б.

прокурора Матвеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 22 апреля 2019 г. № 38-п/э и частично недействующим приказа от 26 апреля 2019 года № 39-п/э,

установил:

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ПАО МРСК) обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что относится к числу субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль в сфере услуг по передаче электрической энергии. Филиал ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Калмыкия

Приказом Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее - РСТ РК) от 26 апреля 2019 г. № 39-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения приравненных к нему категориям потребителей на 2019 г.» (опубликован в газете «Хальмг Унн» от 30 апреля 2019 г. №76) установлены с 1 мая 2019 г. по 31 декабря 2019 г. на 2019 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям, с календарной разбивкой согласно приложению 1 и определена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» без учета потерь (далее - «Калмэнерго») на 2019 год.

Приказом РСТ РК от 26 апреля 2019 г. № 38-п/э «О внесении изменений в приказ РСТ РК от 26 декабря 2017 г. №98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющегося при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 гг. метод долгосрочной индексации» (приложение №2) для «Калмэнерго» утверждены долгосрочные параметры регулирования, которые скорректированы в части базового уровня подконтрольных расходов, и НВВ

«Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования методом доходности инвестированного капитала, которая скорректирована в части 2019 г.

Считает, что перечисленные приказы не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 20, статьям 23, 38 Закона об электроэнергетике, пунктов 2, 4, 7, 16, 17, 18, 28, 29, 38, 65, 81 Основ ценообразования, пунктов 27, 28 Правил государственного регулирования, Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, пункта 11 Методических указаний от 17 февраля 2012 г. № 98-э, пункта 51 Методических указаний от 06 августа 2004 г. № 20-э/2, нарушают право филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» на компенсацию экономически обоснованных расходов и подлежат признанию недействующими.

Так, приложением №1 к приказу РСТ РК от 26 апреля 2019 года №38-п/э утвержден базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Калмэнерго» на 2018-2022 гг. в размере 740 545,74 тыс. рублей. Полагает, что экономически обоснованный размер базового уровня подконтрольных расходов «Калмэнерго» на 2018-2022 гг. составляет 754 852,34 тыс. рублей. Подконтрольные расходы филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» определены РСТ РК в декабре 2018 г. в размере 791 818,06 тыс. руб., в феврале 2019 г. - 789 769,69 тыс. руб., в апреле 2019 г. - 774 801, 29 тыс. руб. Однако, впоследствии, ссылаясь на приказ ФАС России от 9 апреля 2019 г., РСТ РК оспариваемым приказом от 26 апреля 2019 г. №38-п/э внесла изменения в ранее принятые акты и утвердила базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» в размере 740 545,74 тыс. руб. При этом из базового уровня подконтрольных расходов исключены:

- расходы по техническому надзору;

- расходы на услуги ПАО «Россели»;

- работы по внедрению развития и сопровождения ПО и систем SAP;

- расходы по сертификации и контролю качества электроэнергии;

- расходы на проведение предварительных медицинских осмотров (обследований) персонала, компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока;

- расходы на страхование имущества (кроме автотранспортных средств);

- представительские расходы.

Основанием исключения данных статей затрат является, как указано в протоколе заседания Правления РСТ РК от 26 апреля 2019 г. №1-19/7 и Экспертном заключении РСТ РК от 25 апреля 2019 г. №3-ТСО, приказ ФАС России от 09 апреля 2019 г. №437/19. Между тем, данный акт, как и предыдущие приказы ФАС России от декабря 2018 г. №1930/18, от 12 февраля 2019 г. №163/19 не затрагивает вопросы признания расходов экономически обоснованными. Кроме

того, неполнота экспертного заключения не является основанием для признания тех или иных расходов экономически необоснованными.

РСТ РК определена НВВ «Калмэнерго» на 2019 г. в размере 1 347 557 тыс. руб. (без учета оплаты потерь), при этом не учтены расходы, связанные с обслуживанием заемных средств (проценты к оплате) и учтены подконтрольные расходы, рассчитанные от базового уровня подконтрольных расходов, утвержденного приказом РСТ РК от 26 апреля 2019 г. №38-п/э.

По мнению административного истца, экономически обоснованная цена НВВ (без учета оплаты потерь) на 2019 г. составляет 1 599 439,40 тыс. руб., в том числе:

- 236 914 тыс. руб. - расходы, связанные с обслуживанием заемных средств (проценты к оплате);

- 14 968, 40 тыс. руб. - подконтрольные расходы 2019 г.

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств (проценты к оплате) признаны РСТ РК экономически обоснованными согласно Экспертным заключениям РСТ РК от 20 декабря 2018 г. №1-ТСО, повторно №2-ТСО, №4-ТСО. В подтверждение расходов «Калмэнерго» представлены обосновывающие материалы, расчеты, бухгалтерские, статистические, управленческие отчетности. При этом приказом РСТ РК от 26 апреля 2019 года №38-п/э определена НВВ «Калмэнерго» на 2019 г., в которой не учтены расходы по статье «проценты к уплате, что является незаконным и противоречит п.2 ст.23 Закона об энергетике. п.2, 7, 17, 29, 38, 65 Основ ценообразования, п. 11 Методических указаний от 17.02.2012 г. №98-э и ущемляет права регулируемой организации на получение средств для покрытия экономически обоснованных расходов.

РСТ РК не обеспечено соответствие сбора утвержденной НВВ по двухставочным/одноставочным тарифам. Установленные РСТ РК приказом от 26 апреля 2019 г. №38-п/э с 1 мая 2019 г. скорректированные одноставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям противоречат п. 51 Методических указаний от 6 августа 2004 г. №20-э/2, п. 81 Основ ценообразования, а так же рассчитаны исходя из экономически необоснованной НВВ «Калмэнерго», установленной РСТ РК на 2019 г.

В указанном приказе отсутствует величина технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях «Калмэнерго», учтенная РСТ РК при установлении тарифов, что нарушает требования п. 27 Правил государственного регулирования.

Поскольку акты регулирующих органов об утверждении НВВ, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых (котловых) тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, признание недействующим приказа РСТ РК от 26 апреля 2019 г. №39-п/э влечет за собой признание недействующими нормативных правовых актов, которые на нем основаны и из него вытекают, а именно приказ РСТ РК от 26 апреля 2019 г. №38- п/э.

Кроме того, при принятии приказа от 26 апреля 2019 г. № 38-п/э ответчиком нарушен порядок опубликования данного нормативного правового акта, установленный частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 Указа Главы Республики Калмыкия от 21 августа 2014 г. №104 «О порядке опубликования и вступления в законную силу актов правительства Республики Калмыкия и актов органов исполнительной власти Республики Калмыкия». Приложение №1 приказа РСТ РК от 26 апреля 2019 года №38-п/э по форме не соответствует требованиям, предъявляемым к решению органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.

При изложенных данных ПАО «МРСК Юга» просило признать недействующими:

- Приказ РСТ РК от 26 апреля 2019 г. № 39-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения приравненных к нему категориям потребителей на 2019 г.» в части приложения №1 и приложения №2;

- Приказ РСТ РК от 26 апреля 2019 г. № 38-п/э «О внесении изменений в приказ РСТ РК от 26.12.2017 №98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющегося при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 гг. метод долгосрочной индексации».

В судебном заседании представители административного истца Козырева И.В. и Габуншина К.Б. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Умкеев В.Б. возражал против удовлетворения иска, сославшись на то, что оспариваемые приказы были приняты на основании и во исполнение приказа ФАС России от 9 апреля 2019 г. №437/19, и соответствуют требованиям законодательства. Полагает, что административному истцу следовало обжаловать именно приказы ФАС России от 19 декабря 2018 г. №1819/18 и от 9 апреля 2019 г. №437/19, а не принятые на их основании и в его исполнение производные оспариваемые правовые акты регионального органа власти в сфере регулирования тарифов. Также указал, что, по мнению административного ответчика, порядок опубликования приказа не нарушен, так как оспариваемый акт не носит нормативного характера, не является общеобязательным, рассчитан на применение в конкретный период времени, ввиду чего может быть не опубликован. Кроме того, на данный момент оспариваемый приказ опубликован в установленном порядке.

Привлеченные к участию в деле по ходатайству административного истца специалисты Бабенкова Е.В. - начальник департамента тарифообразования исполнительного аппарата ПАО «МРСК Юга» и Очирова И.Д. - заместитель директора филиала по экономике и финансам ПАО «МРСК Юга» - Калмэнерго» пояснили, что все расходы, исключенные административным ответчиком из состава затрат, являются экономически обоснованными и подтверждены документально.

Специалист Басацкий Н.А. - заместитель председателя РСТ Республики Калмыкия, признавая по существу заявленные требования и экономическую обоснованность соответствующих расходов, сослался на приказы ФАС России, послужившие единственным основанием для принятия оспариваемых истцом правовых актов.

Прокурор Матвеева О.В. высказалась за удовлетворение заявленных требований, указав, что в силу закона перечисленные в исковом заявлении расходы подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии и необоснованно были исключены административным ответчиком при принятии оспариваемых приказов.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, консультации специалистов, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - закон об электроэнергетике) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 г. № 48, является Региональная служба по тарифам Республики Калмыкия.

В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования) при регулировании цен (тарифов) по выбору регулирующего органа применяется, в том числе, метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ), который, как следует из материалов дела, избран регулирующим органом в отношении ПАО «МРСК Юга» - Калмэнерго (на период с 2018 года по 31 декабря 2022 года).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями («Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» утверждены приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктами 6, 7, 11 Методических указаний в состав долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются и на основе которых определяются долгосрочные тарифы, входит базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов.

Приказом Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее - РСТ РК) от 25.02.2019 № 23-п/э «О внесении изменений в приказ РСТ Республики Калмыкия от 26.12.2017 №98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров

регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 гг. метод долгосрочной индексации» базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» на 2018 год утвержден в размере 754 852,34 тыс.рублей. В указанную сумму вошли расходы, признанные РСТ РК экономически обоснованными и проанализированные с учетом фактически заключенных договоров за 2018 год, что подтверждается Экспертным заключением №1-ТСО РСТ РК по определению долгосрочных параметров регулирования филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» на 2018-2022 гг., и необходимой валовой выручки, рассчитанной методом долгосрочной индексации на 2018 год по делу №1/2018 от 22.02.2019.

Затем приказом от 26.04.2019 № 38-п/э «О внесении изменений в приказ РСТ Республики Калмыкия от 26.12.2017 №98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 гг. метод долгосрочной индексации» РСТ РК утвердила базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» в размере 740 545,74 тыс.рублей.

В соответствии с этим подконтрольные расходы филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» на 2019 год определены ответчиком в декабре 2018 года от базового уровня подконтрольных расходов, утвержденных на 2018 год, в размере 791 818,06 тыс.рублей, а приказом РСТ РК №38-п/э от 26.04.2019 указанный размер подконтрольных расходов уменьшен до 774 801,29 тыс.рублей.

При этом из состава базового уровня подконтрольных расходов на 2018 год были исключены следующие виды расходов: по техническому надзору - 1 411, 79 т. руб., на услуги ПАО «Россети» - 5 979,81 т. руб., по внедрению развития и сопровождения ПО и систем SAP - 2 425, 9 т. руб., по сертификации и контролю качества электроэнергии - 442,28 т. руб., на охрану труда - мероприятия по предупреждению заболеваний на производстве - 2 244,71 т. руб., по обязательным предварительным (при поступлении на работу) медицинским осмотрам - 57, 84 т. руб., на приобретение и бесплатную выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов - 481, 26 т. руб., по обязательным периодическим медицинским осмотрам - 1 705,61 т. руб., на страхование имущества 2018 г. (кроме автотранспортных средств) - 4 229,09 т. руб., представительские расходы - 53, 91 т. руб.

Между тем, в силу подпунктов 1, 2, 11, 8 пункта 28 Основ ценообразования перечисленные расходы по техническому надзору, по оплате услуг ПАО «Россети», по внедрению развития и сопровождения ПО и систем SAP, по сертификации и контролю качества электроэнергии, на проведение

предварительных медицинских осмотров (обследований) персонала, компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока, по страхованию имущества (кроме автотранспортных средств), а также представительские расходы (в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный период) подлежат включению в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки.

Условием включения этих расходов при определении НВВ согласно положениям статей 20, 23 Закона об электроэнергетике, пунктов 2, 15 - 34 Основ ценообразования является их экономическая обоснованность.

Как следует из протокола заседания Правления РСТ РК от 26.04.2019 №1- 19/7 и объяснений представителя административного ответчика основанием для исключения перечисленных расходов из базового уровня подконтрольных расходов на 2018 год послужил приказ Федеральной антимонопольной службы России от 09.04.2019 №437/19, которым эти расходы были признаны экономически необоснованными ввиду неполноты представленных РСТ Республики Калмыкия данных и документов.

Однако в указанном приказе Федеральной антимонопольной службы России, также, как и протоколе заседания Правления РСТ Республики Калмыкия, отсутствуют мотивированные основания, ставящие под сомнение либо опровергающие экономическую обоснованность соответствующих расходов.

Из имеющихся в деле копий экспертных заключений по каждому из перечисленных видов расходов следует, что они экономически обоснованны, подтверждены необходимыми расчетами, финансовыми, правовыми документами, статистическими данными.

Результаты этих экспертных заключений административным ответчиком не опровергнуты, содержащиеся в них данные не оспариваются, что подтверждается материалами дела и показаниями представителя ответчика Умкеева В.Б. и заместителя РСК Республики Калмыкия Басацкого Н.А., которые выразили согласие с экономической обоснованностью указанных расходов и сослались на необходимость их исключения из НВВ лишь на основании приказа ФАС России.

При таких данных суд приходит к выводу об отсутствии у регулирующего органа законных оснований для исключения указанных расходов из состава базового уровня подконтрольных расходов на 2018 год.

Доводы административного истца о незаконном невключении регулирующим органом в НВВ «Калмэнерго» на 2019 год расходов, связанных с обслуживанием заемных средств (проценты к уплате) в сумме 236 914 тыс.рублей и подконтрольных расходов в сумме 14 968,40 тыс.рублей также признаются судом обоснованными.

Приказами РСТ РК от 24.12.2018 № 105-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2019 год» и от 25.02.2019 № 23- п/э «О внесении изменений в приказ РСТ Республики Калмыкия от 26.12.2017 № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 гг. метод долгосрочной индексации» от 26.04.2019 № 38-п/э «О внесении изменений в приказ РСТ Республики Калмыкия от 26.12.2017 № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 гг. метод долгосрочной индексации» (приложение № 2) необходимая валовая выручка на содержание филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» (без

учета оплаты потерь) утверждена без учета расходов по статье «проценты к уплате».

Пунктом 17 Основ ценообразования предусмотрено, что в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В силу абзаца 15 пункта 38 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов рассчитывается в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, включаются в состав неподконтрольных расходов, учитываемых при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования, и определяются методом экономически обоснованных расходов.

Согласно статье 265 Налогового кодекса Российской Федерации, в состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида.

Таким образом, в силу приведенных норм закона расходы, связанные с обслуживанием заемных средств (проценты к уплате) подлежат включению в НВВ.

Как видно из материалов дела, 27.04.2018 ПАО «МРСК Юга» направило в РСТ РК заявление № КЛМ/01/47 на открытие тарифного дела по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» на 2019 год методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

На 2019 год филиалом ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» заявлены расходы по данной статье в размере 267 271 тыс.рублей (заявка от 14.12.2018 № КЛМ/01/160).

В подтверждение расходов филиалом ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» представлены в РСТ РК письмом от 27.04.2018 № КЛМ/01/47 все необходимые документы по кредитным обязательствам (пояснительная записка по плановым расходам по статье проценты к уплате на 2018-2023 гг.; реестры кредитных договоров; расчеты средневзвешенных процентных ставок и расшифровка задолженности ПАО «МРСК Юга» по полученным кредитам и займам 2017-2022 гг., величины расходов по обслуживанию кредитных ресурсов на 2017-2022 гг., данные о движении денежных средств и динамика ссудной задолженности за 2017-2022 гг.; методика распределения ссудной задолженности и расходов по обслуживанию кредитных ресурсов ПАО «МРСК Юга» между филиалами ПАО «МРСК Юга», утверждённая приказом ПАО «МРСК Юга» от 27.12.2017 № 947; положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета ПАО «МРСК Юга»; положение об управленческом учете ПАО «МРСК Юга», утвержденное приказом Общества от ЗОЛ 1.2017 № 865), а также ежегодно представляла в РСТ РК бухгалтерскую, статистическую и управленческую отчетность.

Экспертным заключением от 25.04.2019 № 4-ТСО РСТ РК по корректировке необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Юга»- «Калмэнерго», рассчитанной методом долгосрочной индексации на 2019 год по делу №1/2019 (приказ РСТ РК от 10.05.2018 № 29-п/э), признаны экономически обоснованными расходы филиала ПАО «МРСК Юга»- «Калмэнерго» на 2019 год в размере 236 914 тыс.рублей.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика по невключению в НВВ расходов филиала ПАО «МРСК Юга»- «Калмэнерго» по обслуживанию заемных средств на 2019 год в размере 236 914 тыс.рублей противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца.

Доводы административного искового заявления о не соответствии установленных РСТ РК приказом от 26.04.2019 № 39-п/э с 1 мая 2019 года скорректированных одноставочных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям, пункту 51 Методических указаний от 06.08.2004 № 20-э/2, пункту 81 Основ ценообразования также соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пунктам 63, 64 Основ ценообразования регулирующий орган в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливает на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы., с учетом изменения структуры потребления по группам потребителей и уровням напряжения относительно принятых при установлении соответствующих цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:

двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;

одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Одноставочная цена (тариф) определяется на основе ставок в соответствии с абзацем двадцать вторым настоящего пункта и рассчитывается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Во исполнение данной нормы закона приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 № 20-э/2 утверждены методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - методические указания № 20-э/2).

Согласно пунктам 50, 51 Методических указаний № 20-э/2 при расчете единых (котловых) тарифов должно быть обеспечено соответствие необходимой валовой выручки организации, определенной на основании двухставочных котловых тарифов на передачу электрической энергии и одноставочных тарифов.

Приказом РСТ Республики Калмыкия от 24.12.2018 № 105-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения и приравненных к нему категорий потребителей» утверждены и введены в действие с 1 января 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2019 год (приложение №3).

Приказом РСТ Республики Калмыкия от 26.04.2019 № 39-п/э введены в действие с 1 мая 2019 года скорректированные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям, на 2019 год (приложение №1).

Величина утвержденной котловой необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Юга» на 2019 год зафиксирована РСТ Республики Калмыкия в экспертном заключении 4-ТСО Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия по корректировке необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», рассчитанной методом долгосрочной индексации на 2019 год по делу № 1/2019 (приказ РСТ РК от 10.05.2018 № 29-п/э) от 25 апреля 2019 в размере 1 704 290,29 тыс.рублей.

Однако из представленных административным истцом расчетов следует, что сбор необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» на 2019 год по утвержденным РСТ Республики Калмыкия ставкам двухставочного тарифа составляет 1 704 290 тыс.рублей (что соответствует величине необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», зафиксированной в экспертном заключении 4-ТСО от 25 апреля 2019), при применении одноставочных тарифов к аналогичным показателям полезного отпуска электрической и мощности - 1 819 993 тыс.рублей, отклонение составляет 115 702 тыс.рублей.

Различие величины валовой выручки по двухставочным/одноставочным тарифам на передачу электрической энергии подтверждается также протоколом заседания Правления РСТ Республики Калмыкия от 26 апреля 2019 № 1-19/7, согласно которому разница необходимой валовой выручки составляет 166 503 тыс.рублей.

Данное обстоятельство представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Изложенное свидетельствует о том, что установленные РСТ РК приказом от 26.04.2019 № 39-п/э с 1 мая 2019 года скорректированные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям противоречат пункту 51 Методических указаний от 06.08.2004 № 20-э/2, пункту 81 Основ ценообразования, что является основанием для признания недействующим приложение № 1 к приказу Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 апреля 2019 г. № 39-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2019 г.».

Кроме того, доводы административного истца о несоответствии формы приказа РСТ Республики Калмыкия от 26.04.2019 № 39-п/э требованиям Правил государственного регулирования и Регламента установления цен (тарифов) и о несоблюдении РСТ Республики Калмыкия порядка введения в действие приказа РСТ РК от 26 апреля 2019 № 38-п/э также нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Согласно пункту 27 Правил государственного регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.

Форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждена приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 года № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее - Регламент установления цен (тарифов).

Как видно из содержания оспариваемого административным истцом приказа РСТ Республики Калмыкия от 26.04.2019 № 39-п/э, его форма не соответствует пункту 27 Правил государственного регулирования - в приложении № 1 отсутствует величина технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», учтенная РСТ Республики Калмыкия при установлении указанных тарифов, не соблюдена форма, предусмотренная приложением 3 к Правилам.

Приказ РСТ Республики Калмыкия от 26 апреля 2019 г. № 38-п/э в нарушение ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Указа Главы Республики Калмыкия от 21.08.2014 № 104 "О порядке опубликования и вступления в законную силу актов правительства Республики Калмыкия и актов органов исполнительной власти Республики Калмыкия" был опубликован в официальном средстве массовой информации - газете «Хальмг Унн» лишь после обращения административного истца в суд с настоящим иском - 21 августа 2019 года.

Принимая во внимание изложенное, суд признает исковые требования ПАО МРСК Юга подлежащими удовлетворению,

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Калмыкия

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 22 апреля 2019 г. № 38-п/э и частично недействующим приказа от 26 апреля 2019 года № 39-п/э удовлетворить в полном объеме.

Признать недействующими со дня принятия:

1. Приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 апреля 2019 г. № 38-п/э «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 года № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 - 2022 гг. метод долгосрочной индексации».

2. Приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 апреля 2019 г. № 39-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2019 год» в части приложений № 1 и № 2.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Б.Т. Сангаджиева