3а-50/2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
31 июля 2019 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
судьи Клевцовой Г.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Шумской Е.Ю.,
с участием прокурора прокуратуры Курской области Казимировой Е.Ю.,
истца ФИО1,
представителя истцов ФИО2 и ФИО3 по доверенностям от 11.01.2019 г. и 26.01.2017г. ФИО4,
представителей административных ответчиков:
Курского городского собрания ФИО5 по доверенности от 30.03.2018 г. № №,
администрации города Курска ФИО6 по доверенности от 21.05.2019 г. № №
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденных решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС (в редакции решения Курского городского Собрания от 02.04.2019 № 66-6-РС), недействующими в части,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» (далее Правила, Правила землепользования и застройки города Курска), которые официально опубликованы в газете «Городские известия» от 17 ноября 2007 года № 137-138. Решениями Курского городского Собрания от 17.12.2009 № 148-4-РС, от 28.10.2010 № 175-4-РС, от 25.02.2011 № 195-4-РС, от 28.09.2011 № 206-4-РС, от 27.04.2012 № 242-4-РС (изм. от 09.04.2015), от 21.05.2013 № 28-5-РС, от 14.10.2014 № 94-5-РС, от 22.09.2015 № 141-5-РС, от 24.11.2015 № 149-5-РС, от 16.02.2016 № 160-5-РС, от 13.10.2016 № 181-5-РС, от 22.11.2016 № 192-5-РС, от15.08.2017 № 225-5-РС, от 12.12.2017 № 14-6-РС, от 23.01.2018 № 20-6-РС, 06.11.2018 № 57-6-РС, от 02.04.2019 № 66-6-РС вносились изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», которые также официально опубликованы. Решение Курского городского Собрания от 06.11.2018 № 57-6-РС опубликовано в газете «Городские известия» 24.11.2018 № 141( приложение «Деловой курьер») и на официальном сайте органа местного самоуправления города Курска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Правила включают в себя приложения, в число которых входит Приложение 1 «Карта градостроительного зонирования муниципального образования «Город Курск» в части границ территориальных зон».
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления - Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденных решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС, действующих в редакции решения Курского городского Собрания от 02.04.2019 № 66-6-РС, в части Приложения 1, устанавливающего территориальную зону СХ (зона сельскохозяйственного использования) в отношении двух его земельных участков.
В обоснование иска указано, что пунктом 59 решения Курского городского Собрания от 06.11.2018 № 57-6- РС, внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск». Приложение 1 «Карта градостроительного зонирования муниципального образования «Город Курск» в части границ территориальных зон» Правил было изложено в новой редакции, согласно которой в границах принадлежащих истцу земельных участков: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. и кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, вошедших в черту города Курска, установлена территориальная зона СХ. Вместе с тем, в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации ( далее ГрК РФ) до граждан, включая истца, не была доведена необходимая информация о содержании проекта Правил землепользования и застройки, в том числе путем организации выставок, экспозиции демонстрационных материалов, проектов, выступлений представителей органов местного самоуправления, публикаций в средствах массовой информации. Указанные обстоятельства, а также то, что ФИО1, как и другие заинтересованные лица не приняли участие в публичных слушаниях, свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта.
Кроме того, при установлении территориальной зоны СХ не было учтено содержание генерального плана г. Курска. Отнесение земельных участков с кадастровыми номерами № к зоне СХ является незаконным и нарушает права истца, лишает его как правообладателя фактически использовать земельные участки, расположенные в густонаселенном районе г. Курска между территориальными зонами Ж-4,Ж-1,О-1,О-2. Зона СХ предполагает различные виды разрешенного использования, в том числе и животноводство, что не соответствует нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации(далее - ГрК РФ).
ФИО2 и ФИО3 также предъявили административный иск о признании недействующей Карты градостроительного зонирования муниципального образования « Город Курск», являющуюся приложением 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденных решением Курского городского Собрания от 23 октября 2007 года № 388-3-РС, действующих в редакции решения Курского городского Собрания от 02.04.2019 № 66-6-РС в части установления территориальной зоны СХ в границах земельных участков: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. и с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, ссылаясь на нарушение ст.ст. 30,31,33,34,35 ГрК РФ и несоответствие оспариваемого акта генеральному плану города Курска. В обоснование иска также указали, что на земельных участках отсутствуют объекты сельскохозяйственного назначения, участки не являются сельскохозяйственными угодьями и в силу положений ст.ст. 77,79 Земельного кодекса Российской Федерации ( ЗК РФ) и пункта 9 статьи 35 ГрК РФ не могли быть включены в состав территориальной зоны СХ. При принятии нормативного акта была нарушена процедура проведения публичных слушаний и требования ст. 5.1 ГрК РФ.
Определением от 17 июня 2019 года административные дела по иску ФИО1, по иску ФИО2 и ФИО3 в соответствии со ст. 212 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
ФИО1, представитель административных истцов ФИО2 и ФИО3 по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали по основаниям и доводам, указанным в административных исковых заявлениях.
Представитель административного ответчика Курского городского собрания ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в представленном отзыве.
Представитель административного ответчика Администрации г. Курска ФИО6 в судебном заседании доводы, указанные в ранее представленном отзыве поддержала, указав, что процедура принятия оспариваемого нормативного акта соблюдена, а права истцов не нарушены. Считает, что оспариваемые положения Правил землепользования и застройки города Курска не противоречат Федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, где в статье 213 предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (пункт 7).
Выслушав ФИО1, представителя ФИО2 и ФИО3 по доверенности ФИО4, возражения на административный иск представителей Курского городского собрания ФИО5, администрации города Курска ФИО6, а также заключение прокурора Казимировой Е.Ю., полагавшей, что оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части не имеется, исследовав материалы дела, оценивая фактические данные в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 43 Федерального закона №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему нормативных правовых актов органов местного самоуправления входят акты представительного органа. При этом, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В соответствии с положениями статей 4,29 Устава города Курска (принят решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 № 332-3-РС) Курское городское Собрание является представительным органом местного самоуправления.
В силу своей компетенции Курское городское Собрание принимает нормативные и иные правовые акты в виде решений, которые вступают в силу со дня их официального опубликования, или в иной срок, установленный указанными нормативными актами. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов города Курска считается первая публикация их полного текста в муниципальном печатном средстве массовой информации - Курской городской общественно-политической газете «Городские известия» ( статья 5 Устава города Курска).
Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», которые официально опубликованы в газете «Городские известия» от 17 ноября 2007 года № 137-138 и в настоящее время действуют в редакции решения Курского городского Собрания от 02.04.2019 № 66-6-РС.
Решением Курского городского Собрания от 06.11.2018 № 57-6-РС, опубликованным в газете «Городские известия» 24.11.2018 № 141( приложение «Деловой курьер») и на официальном сайте органа местного самоуправления города Курска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», в том числе в Карту градостроительного зонирования муниципального образования «Город Курск», являющуюся приложением 1 Правил. Установлена территориальная зона «СХ» - зона сельскохозяйственного использования в отношении земельных участков, принадлежащих административным истцам.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт представительного органа местного самоуправления, с учетом внесенных в него изменений, принят уполномоченным органом в установленной форме и с официальным опубликованием для всеобщего сведения.
Согласно частям 1, 4 статьи 7 и пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 3, пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
Судом установлено, что ФИО1 на основании договоров купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ. принадлежат земельные участки с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м и с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 - собственником участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные земельные участки имели вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», ранее входили в состав земель д. Татаренково Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области. Решением собрания депутатов Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области от 17.07.2017г. № 118-2-27 указанные участки в числе других были исключены из состава земель Нижнемедведицкого сельсовета.
На основании Закона Курской области от 27.02.2018 № 11-ЗКО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», в том числе в Закон Курской области от 01.12.2004 № 60-ЗКО «О границах муниципальных образований Курской области» земельные участки вошли в состав г. Курска. Правилами землепользования и застройки города Курска в отношении указанных земельных участков была установлена территориальная зона СХ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если решения о проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, и другим указанным в статье вопросам приняты до дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), публичные слушания по указанным проектам и вопросам проводятся в порядке, установленном в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, необходимые для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежат принятию и опубликованию не позднее 1 июля 2018 года.
29.06.2018 распоряжением Главы города Курска № 15-р назначены публичные слушания по проекту решения Курского городского собрания « О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск».
В соответствии Федеральными законами от 29.12.2017 № 455-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ решением Курского городского Собрания от 28.06.2018 г. № 47-6-РС были внесены изменения в Порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории города Курска утвержденного решением Курского городского собрания от 15.08.2017 № 226-5-РС. В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования ( опубликован 30.06.2018 ), но не ранее 01.07.2018 года.
Таким образом, публичные слушания, назначенные 29.06.2018 распоряжением Главы города Курска № 15-р по проекту решения Курского городского собрания «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» должны проводиться в порядке, установленном в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ и подлежащей применению к спорным отношениям), она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5,6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (часть 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12,13,14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний, что следует из части 15 статьи 31, части 1 статьи 32 ГрК РФ.
В соответствии с частями 1-3 статьи 32 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа.
Принятию Курским городским Собранием оспариваемого нормативного правового акта предшествовали конкретные последовательные процедуры.
Постановлением Главы г. Курска от 06.04.2018 № 731 (в ред. от 07.05.2018 № 953) создана Комиссия по землепользованию и застройке г. Курска.
Порядок организации и проведения публичных слушаний в г. Курске урегулирован Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории г. Курска, утвержденного решением Курского городского собрания от 15.08.2017 № 226-5-РС, то есть в редакции, действовавшей при принятии решении о проведении публичных слушаний (далее – Положение).
Собственники земельных участков, включенных в состав г. Курска из земель Нижнемедведицкого сельсовета Курского района, в том числе ФИО1, ФИО3, обратились с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков «Для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования: «Предпринимательство» и установлении территориальной зоны Ж-1 с целью эффективного использования принадлежащих им на праве собственности земельных участков, расположенных среди жилого массива в районе проспекта А.Дериглазова города Курска (почтовый адрес: Нижнемедведицкий сельсовет Курского района Курской области), что соответствует пункту 2 части 2, пункту 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ, пункту 5.2 Положения.
В соответствии с протестом прокурора г. Курска и обращениями заинтересованных лиц Глава г. Курска издал распоряжение от 29.06.2018 № 15-р «О назначении публичных слушаний по проекту решения Курского городского собрания «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск». Указанное распоряжение совместно с оповещением о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете «Городские известия» от 05.07.2018 № 80 (1879), являющейся, в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Устава города Курска официальным печатным источником опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Кроме того, 29.06.2018 на официальном сайте администрации г. Курска был размещен проект решения Курского городского Собрания «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Курск» в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет». Аналогичный проект был опубликован и в газете «Городские известия» от 30.06.2018 № 78 в спецприложении - «Деловой курьер».
Согласно опубликованному оповещению на период проведения публичных слушаний с 29.06.2018 по 28.08.2018 по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Курска можно было ознакомиться с экспозицией в кабинете 201 комитета архитектуры и градостроительства г. Курск ( <...>). Предложения и замечания по проекту можно было подавать в срок до 14.08.2018. Из журнала учета усматривается, что по проекту решения Курского городского Собрания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Курска поступали предложения и замечания.
Обсуждение проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки проведено с соблюдением порядка и сроков, установленных пунктом 1.8 раздела 1, пунктами 2.7-2.8 раздела 2, разделом 3, 5 Положения, состоялось в назначенное время - 09.08.2018 в 14:30 в актовом зале комитета архитектуры и градостроительства г. Курска, расположенного по адресу: <...>. В обсуждении проекта нормативного акта приняли участие 53 лица. Ход обсуждения предмета публичных слушаний на собрании участников публичных слушаний отражен в соответствующем протоколе, отвечающем требованиям пункта 3.16 Положения.
Результаты публичных слушаний по проекту внесений изменений в Правила землепользования и застройки 13.09.2018 рассмотрены на заседании Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, созданной постановлением Главы г. Курска от 06.04.2018 № 731 (в ред. от 07.05.2018 № 953).
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки опубликовано 06.10.2018 года в газете «Городские известия» № 120, спецприложение «Деловой курьер», что соответствует пункту 3.20 Положения. При этом, как следует из содержания указанного заключения, по вопросу, поступившему на собрании участников публичных слушаний по земельным участкам, ранее входившим в д. Татаренково Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области, с существующим видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства внесено предложение об установлении для испрашиваемых земельных участков зоны СХ с сохранением вида разрешенного использования в отношении земельных участков, попадающих под реконструкцию линейного объекта «Автомобильная дорога «Курск-п. Искра» - Чаплыгино – Алябьево в г. Курске».
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту в соответствии с частями 15,16 статьи 31 ГрК РФ направлено Главе г. Курска для последующего принятия решения и направления в Курское городское Собрание.
Анализ норм градостроительного законодательства ( ст.ст. 31-35 ГрК РФ) и фактических данных позволяет суду констатировать, что административными ответчиками был соблюден порядок доведения необходимой информации для участников градостроительной деятельности и потенциальных участников публичных слушаний, процедура проведения публичных слушаний соблюдена, поскольку при её проведении не установлено нарушений прав лиц.
Решение от 06.11.2018 № 57-6-РС принято на заседании Курского городского Собрания и опубликовано в газете «Городские известия» от 24.11.2018 № 141 (спецприложение «Деловой курьер»).
Таким образом, судом установлено соответствие федеральному законодательству порядка принятия, официального опубликования, вступления в законную силу нормативного акта органа местного самоуправления.
При это суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 15.07.2010 № 931-О-О о том, что публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.
Доводы административных истцов о том, что в нарушение требований статьи 31 ГрК РФ они не были надлежащим образом извещены о месте и времени проведения публичных слушаний, а размещенное оповещение не отвечает требованиям статьи 5.1 ГрК РФ, являются несостоятельными.
Положения приведенных правовых норм не предусматривают индивидуальное уведомление заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки и проектам внесения в них изменений.
Участие правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории, в отношении которой осуществлялась подготовка изменений в правила землепользования и застройки обеспечивается надлежащим соблюдением процедуры публичных слушаний.
Распоряжение главы г. Курска от 29.06.2018 № 15-р «О назначении публичных слушаний по проекту решения Курского городского собрания «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Курск»», содержит информацию о порядке ознакомления граждан с материалами, выносимыми на публичные слушания, о приеме заявок от физических и юридических лиц для участия в публичных слушаниях с правом выступления, предложений и рекомендаций по выносимому на публичные слушания проекту.
Установленными обстоятельствами подтверждается факт надлежащего информирования органом местного самоуправления граждан городского округа о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Курска, об этапах публичных слушаний, что свидетельствует о вовлечении физических и юридических лиц в процесс подготовки и утверждения правил землепользования и застройки и обеспечении участия в этом процессе (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ).
Доводы о несоответствии размещенного оповещения положениям статьи 5.1 ГрК РФ, также являются несостоятельными, поскольку на момент издания распоряжения главой г. Курска о назначении публичных слушаний положения указанной статьи не действовали, что следует из содержания частей 2, 3 статьи 19 Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ссылки стороны административных истцов о несоответствии оспариваемого акта нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, в том числе его противоречию генеральному плану г. Курска также не могут быть признаны состоятельными по следующим основаниям.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Пункт 4 статьи 31 ГрК РФ допускает осуществление применительно к части территории поселения или городского округа подготовки проекта правил землепользования и застройки при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.
Поскольку Правила землепользования и застройки в оспариваемой части приняты в отношении конкретной территории города Курска, ранее не входившей в состав муниципального образования «Город Курск», и, как следствие, не отраженной в генеральном плане, отсутствие утвержденного генерального плана муниципального образования не могло являться препятствием к принятию Правил землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон согласно пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Как указано в части 1 статьи 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации ( ЗК РФ) заложен принцип определения правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
В пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Частью 1 статьи 35 ГрК РФ закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования.
В состав зон сельскохозяйственного использования в силу части 9 статьи 35 ГрК РФ могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 10 статьи 35 ГрК РФ).
Таким образом, определение в границах населенного пункта в результате градостроительного зонирования зоны сельскохозяйственного использования положениям земельного и градостроительного законодательства не противоречит, поскольку нормы ЗК РФ и ГрК РФ не исключают нахождения в населенных пунктах земельных участков в составе территориальных зон сельскохозяйственного использования.
В связи с изменением границ города Курска, земельные участки принадлежащие истцам включены в черту города Курска.
Согласно материалам дела и сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки истцов относились к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Земельные участки административными истцами фактически не использовались, частично были заняты древесной и кустарниковой растительностью, о возможном включении участков в состав территории муниципального образования «город Курск» собственникам земельных участков было известно, что ими в судебном заседании не оспаривалось.
До принятия Закона Курской области от 27.02.2018 № 11-ЗКО, изменившего границы муниципального образования «город Курск» действия по изменению вида разрешенного использования земельных участков в период их нахождения в составе Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области, собственниками не были совершены.
Намерения по переводу земельных участков для использования в «предпринимательских целях» не подтверждают существование объектов недвижимости с иным видом разрешенного использования нежели «для сельскохозяйственного производства».
Принимая во внимание, что территориальная зона в отношении земельных участков административных истцов в связи с включением их в границы муниципального образования «город Курск» определена не была, собственниками земельных участков их использование не осуществлялось, территориальное зонирование было установлено обосновано, с учетом вида разрешенного использования, отраженного в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Исходя из градостроительных регламентов, классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» наиболее соответствует зоне «сельскохозяйственное использование».
Как следует из положений подпункта 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков.
Таким образом, то обстоятельство, что в отношении земельных участков административных истцов установлена территориальная зона «СХ» - для сельскохозяйственного производства, а не зона «Ж1», предназначенная для индивидуальной жилой застройки, само по себе не может свидетельствовать о нарушении градостроительного законодательства.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, о признании недействующей Карты градостроительного зонирования муниципального образования «Город Курск», являющуюся приложением 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденных решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 года № 388-3-РС ( в редакции решения Курского городского Собрания от 02.04.2019 года № 66-6- РС), в части установления территориальной зоны СХ в границах земельных участков: с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. и с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес> и административного искового заявления ФИО2, ФИО3 о признании недействующей Карты градостроительного зонирования муниципального образования « Город Курск», являющуюся приложением 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденных решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 года № 388-3-РС ( в редакции решения Курского городского Собрания от 02.04.2019 года № 66-6-РС), в части установления территориальной зоны СХ в границах земельных участков: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. и с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Курского областного суда Г.П. Клевцова