Дело № 3а-50/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Киров 05 июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2020.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.06.2020.
Кировский областной суд в составе
председательствующего судьи Русских Л.В.,
при секретаре Соловьевой Е.В.,
с участием прокурора Русановой О.В.,
представителей административного истца ООО «Вятский фанерный комбинат» ФИО1, действующего на основании доверенности № УК/0007 от 01.01.2020, ФИО2, действующего на основании доверенности №УК/0102 от 14.11.2018;
представителей административного ответчика Правительства Кировской области ФИО3, действующей на основании доверенности № 27 от 18.02.2020, ФИО4 действующего на основании доверенности № 28 от 18.02.2020, ФИО5, действующего на основании доверенности № 38 от 24.03.2020,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Вятский фанерный комбинат»
к Правительству Кировской области
о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П ««О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Вятский фанерный комбинат» (далее – ООО «ВФК», Общество), являясь субъектом инвестиционной деятельности в области освоения лесов, обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Кировской области, в котором (с учетом уточнений) просило признать с даты вступления в законную силу недействующими абз. 3 п. 2 Приложения № 1 «Значения целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» к постановлению Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П «О реализации постановления Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» и с учетом переноса оспариваемого положения в иную структурную единицу акта - абз. 2 п. 2.5-1 Приложения №2 «Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» к этому же постановлению Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П в редакции от 13.09.2019 №465 – П.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что на его заявку о включении реализуемого им проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Министерством лесного хозяйства Кировской области (далее – Минлесхоз Кировской области) был опубликован проект распоряжения о её отклонении, и вопреки решению Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов при Министерстве промышленности и торговли РФ (далее – Межведомственная комиссия) от 27.11.2019 о необоснованном отказе в отборе заявки, Минлесхозом Кировской области издано распоряжение от 10.03.2020 об отклонении вышеуказанной заявки. Одним из оснований отклонения заявки о включении реализуемого проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, явилось несоответствие её требованиям положений постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П, заключавшееся в том, что инвестиционный проект предусматривал отношение объема перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60%. Согласно позиции ООО «ВФК» оспариваемое положение постановления Правительства Кировской области противоречит нормам федерального законодательства, поскольку устанавливает дополнительный критерий отклонения заявки, не предусмотренный п. 10, 12 и 13 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 (далее – Положение № 190).
Несмотря на дальнейшее исключение постановлением Правительства Кировской области от 12.05.2020 № 229-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П» оспариваемой нормы, ООО «ВФК» со ссылкой на положения абз. 2 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50) настаивает на рассмотрении спора по существу, поскольку в период её действия к административному истцу было применено содержащееся в ней положение, что повлекло нарушение его прав, которые до настоящего времени не восстановлены.
Административный ответчик - Правительство Кировской области заявленные требование не признал, указав, что оспариваемая норма введена в пределах полномочий, предоставленных п. 12 Положения № 190, целях формирования четких критериев оценки поступивших заявок. Учитывая, что заявка ООО «ВФК» была отклонена не только по основаниям, подпадающим под действие указанной нормы, но и иным основаниям, считает, что нарушения прав административного истца не допущено. Последующее исключение оспариваемого положения из текста постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П, по мнению административного ответчика, является основанием для прекращения производства по делу, ходатайство о котором было заявлено в ходе судебного разбирательства.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, прокурора, суд считает заявленное ходатайство не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 194 и п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем согласно ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
В силу абз. 2 п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 50, на который ссылается административный истец, в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (ч. 2 ст. 194, п. 1 ч. 8, ч. 11 ст. 213, п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, ч. 5 ст. 3 АПК РФ).
Согласно распоряжению Минлесхоза Кировской области №141 от 10.03.2020 в качестве одного из оснований для отказа в удовлетворении заявки ООО «ВФК» указано на то, что инвестиционный проект предусматривает отношение объема перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60%.
Данное распоряжение подтверждает факт применения в отношении административного истца оспариваемой нормы и наступления для него неблагоприятных последствий в виде отказа в отборе его заявки для включения представленного им инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Доводы административного ответчика о том, что поданная заявка была отклонена и по иным основаниям, которые являлись сами по себе достаточными для принятия решения об отклонении заявки, проверены судом и признаны несостоятельными, поскольку наличие иных оснований для отказа в заявке не свидетельствует о неприменении оспариваемого положения в отношении административного истца и не влияет на результат рассмотрения дела. Заявляя данные доводы, Правительство области ошибочно не учитывает, что оценка правомерности отказа по иному основанию, не относящемуся к предмету рассматриваемого спора, является объектом судебной проверки Арбитражного суда Кировской области в рамках рассмотрения арбитражного дела № А28-1315/2020 по иску ООО «ВФК», решение по которому, на момент принятия судебного акта в рамках настоящего административного дела, не принято.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая доказанность нарушения прав административного истца оспариваемой нормой, руководствуясь положениями ч. 11 ст. 213 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении ходатайства Правительства Кировской области о прекращении производства по делу.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, рассмотрев спор по существу, суд пришёл к выводу об удовлетворении административного иска в силу следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Лесного кодекса РФ подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пп. «г», «е.1» и «з» п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ: формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; осуществляет возложенные на него полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. 7.1 ст. 26.3 настоящего Федерального закона; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.
В силу пп. «а» и «б» п. 5, пп. «а» п. 11 Положения № 190 значения целевых показателей критериев оценки инвестиционных проектов устанавливаются нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ - в отношении инвестиционных проектов на лесных участках, находящихся в собственности субъектов РФ и на лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано РФ органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Устава Кировской области от 27.03.1996 №12-ЗО Правительство Кировской области является постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти области.
Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти области.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Устава Кировской области от 27.03.1996 №12-ЗО Правительство области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение.
Согласно пп. «в» и «е» ст. 9 Закона Кировской области от 26.07.2001 № 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» (далее – Закон области № 10-ЗО) Правительство области осуществляет нормативное регулирование и координацию деятельности иных органов исполнительной власти области; образует координационные, совещательные и консультативные органы, утверждает их состав и положения о них.
Пунктом 2 ст. 16 Закона области № 10-ЗО установлено, что нормативные правовые акты Правительства области, устанавливающие общие, подлежащие многократному применению правила поведения индивидуально не определенных физических и юридических лиц в сфере осуществления государственного управления на территории области, а также устанавливающие общий порядок деятельности Правительства области и иных органов исполнительной власти области, принимаются в форме постановлений и подписываются Председателем Правительства области.
В силу абз. 1 п. 4 ст. 16 Закона области № 10-ЗО постановления Правительства области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности юридических лиц, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно и вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 12 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» источники официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области, органов исполнительной власти Кировской области определяются нормативными правовыми актами указанных органов в отношении принимаемых (издаваемых) ими актов (ч. 2).
Источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области наряду с источниками официального опубликования, определяемыми в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи, является «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством (ч. 3).
Согласно п. 8.5 Положения о порядке подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений Правительства Кировской области, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 24.07.2018 № 207, управление делопроизводства в течение 6 рабочих дней с даты принятия правовых актов в установленном порядке организует их опубликование в официальных изданиях для опубликования правовых актов Кировской области: на официальном информационном сайте Правительства Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://kirovreg.ru), на «Официальном интернет - портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) (обеспечивает направление постановлений Правительства Кировской области для размещения).
Оспариваемый нормативно-правовой акт принят Правительством Кировской области в форме постановления, подписан Губернатором – Председателем Правительства Кировской области и после подписания размещен 22.01.2019 на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.01.2019.
Постановления Правительства Кировской области от 13.09.2019 № 460-П и от 12.05.2020 № 229-П после их подписания Председателем Правительства Кировской области размещены 16.09.2019 на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.05.2020 на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 14.05.2020 соответственно.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт и акты, вносящие в него изменения, приняты Правительством Кировской области с соблюдением требований действующего законодательства в отношении формы их принятия, порядка опубликования и введения их в действие, в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий.
Данные обстоятельства установлены судом по результатам оценки исследованных доказательств и в ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривались.
В силу положений ч. 2 ст. 62 и ч. 9 ст. 213 КАС РФ по делам об оспаривании нормативных правовых актов обязанность доказывать наличие полномочий, соблюдения формы, вида, процедуры принятия, правил введения оспариваемого нормативного правового акта, в том числе порядка опубликования, а так же соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на административного ответчика. При этом административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по его мнению, противоречит оспариваемый акт; подтвердить сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтвердить иные факты, на которые административный истец ссылается как на основание своих требований.
Исходя из взаимосвязи положений ч. 8 и 11 ст. 213 КАС РФ, с учетом разъяснений, изложенных в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50, суд отмечает, что для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие совокупности двух юридически значимых обстоятельств: противоречие его положений нормам нормативно-правовых актов, обладающих большей юридической силы, и нарушение в результате его применения прав и законных интересов административного истца или наличие угрозы такого нарушения.
Предметом судебного спора являются структурные единицы оспариваемого нормативного правового акта, содержавшие в разные временные периоды одну и ту же правовую норму, в разных Приложениях постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 №9-П, которая изначально создавала угрозу нарушения прав административного истца, а в дальнейшем в результате её применения к административному истцу нарушило его права.
Так, п. 1 Приложении №1 «Значения целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П (в первоначальной редакции), была предусмотрена бальная система оценки с установлением значений по пяти целевым показателям критериев оценки инвестиционных проектов:
п.п.1.1. создание производственных мощностей по переработке древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях;
п.п.1.2 снижение энергопотребления производства (для инвестиционных проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры);
п.п.1.3. увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции;
п.п.1.4. создание высокопроизводительных рабочих мест;
п.п.1.5. соответствие инвестиционного проекта концепции социально-экономического развития Кировской области, соответствующих п.10 Положения №190.
При этом оценка инвестиционных проектов по критерию глубины переработки древесины в первоначальной редакции Постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П не предусматривалась.
Вместе с тем абз. 3 п. 2 данного Приложения было введено положение, согласно которому заинтересованный орган, руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, принимает решение об отклонении заявки на реализацию инвестиционного проекта в случае, если инвестиционный проект предусматривает отношение перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60%.
Впоследствии постановлением Правительства Кировской области от 13.09.2019 № 460-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П» Приложение №1 изложено в новой редакции, предусматривающей балловую систему оценки также с установлением значений по пяти целевым показателям критериев оценки инвестиционных проектов:
по четырем критериям, аналогичным п.п. 1.1-1.4 в предыдущей редакции, но с изменением п.п.1.5. - доля глубокой переработки древесины в допустимом ежегодном объеме заготовки древесины на лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционного проекта на создаваемых (модернизируемых) в рамках реализации инвестиционного проекта производственных мощностях.
В приложении №1 указанного постановления в новой редакции абз. 3 п.2 отсутствовал.
Однако в приложении №2 «Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» был введен п.2.5-1, абз. 2 которого предусматривал аналогичное положение, ранее изложенное в абз. 3 п.2 Приложения №1 в первоначальной редакции, согласно которому заинтересованный орган (комиссия), руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, принимает решение (рекомендацию) об отклонении заявки на реализацию инвестиционного проекта в случае, если: инвестиционный проект предусматривает отношение объема перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60%.
Исходя из предмета заявленного административного иска, судом отмечается, что порядок отбора заявок на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов установлен Положением №190.
Пунктом 12 Положения № 190 определено, что отбор заявок осуществляется в соответствии с критериями, устанавливаемыми нормативно-правовыми актами субъекта РФ.
В соответствии с п.15 указанного Положения направление заявки на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет заинтересованный орган исполнительной власти субъекта РФ.
После согласования Рослесхозом заявка утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ и в соответствии с п.22 Положения направляется в Минпромторг России для включения проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Анализируя и оценивая исследованные доказательства, представленные сторонами в материалы дела в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, судом установлено, что действуя в рамках Положения №190 и в период действия абз. 3 п. 2 Приложения №1 «Значения целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» к постановлению Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П в первоначальной редакции, ООО «ВФК» 24.06.2019 подало заявку №ВФК/0842 от 21.05.2019 на реализацию инвестиционного проекта «Организация производства большеформатной продольной фанеры» в Минлесхоз Кировской области (заинтересованный орган) (т. 1 л.д. 41).
Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией проекта в области освоения лесов ООО «ВФК» «Организация производства большеформатной продольной фанеры» №6 от 19.09.2019, комиссией принято решение об отклонении заявки административного истца по двум основаниям:
- заявка и представленная в её составе концепция инвестиционного проекта не соответствуют требованиям Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утв. приказом Минпромторга России от 15.05.2018 № 1870;
- инвестиционный проект предусматривает отношение объема перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60% (т.1 л.д. 181-186).
Во исполнение положений абз. 1 п. 13 Положения № 190 проект решения заинтересованного органа об отклонении заявки ООО «ВФК» размещен на сайте Минлесхоза Кировской области 24.09 2019 (т.1 л.д. 43, 219).
Реализуя свое право в контексте требований абз. 2 п. 13 Положения №190 Общество 26.09.2019 обратилось в Межведомственную комиссию с заявлением об обжаловании вышеуказанного проекта решения об отклонении заявки (т.1 л.д.45-46).
По результатам рассмотрения заявления Межведомственной комиссией 27.11.2019 принято решение № 55-ЕВ/08 о выдаче заключения о необоснованности отказа Минлесхоза Кировской области в отборе заявки, предусмотренного проектом распоряжения подготовленного на основе рекомендаций комиссии от 19.09.2019 «Об отклонении заявки ООО «ВФК» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Организация производства большеформатной продольной фанеры» по причине несоответствия инвестиционного проекта требованию о необходимости обеспечения отношения перерабатываемой древесины к допустимому ежегодному объему заготовки в размере не менее 60% (т.1 л.д.47-49).
В период рассмотрения настоящего спора в суде,Минлесхозом Кировской области на основании рекомендаций комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией проекта в области освоения лесов принято распоряжение № 141 от 10.03.2020 об отклонении заявки ООО «ВФК» по основаниям, ранее указанным в проекте распоряжения (т.2 л.д.43-62), с дальнейшим его опубликованием в установленном законом порядке.
На момент вынесения решения судом первой инстанции постановлением Правительства Кировской области от 12.05.2020 № 229-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 22.01.2019 №9-П» п. 2.5-1 Порядка взаимодействия изложен в новой редакции, в результате которой оспариваемое положение исключено из текста оспариваемого постановления Правительства Кировской области (т.2 л.д. 87-93).
Проверяя оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отмечается следующее.
На момент подачи заявки административного истца (24.06.2019) п. 10 Положения №190 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2019 № 633) предусматривал следующие критерии оценки инвестиционных проектов: а) создание производственных мощностей по переработке древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях; б) снижение энергопотребления производства (для инвестиционных проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры); в) увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции, а также увеличение объемов выпуска продукции, направленного на увеличение доли экспорта продукции лесопереработки; г) создание высокопроизводительных рабочих мест; е) доля глубокой переработки древесины в допустимом ежегодном объеме заготовки древесины на лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционного проекта на создаваемых (модернизируемых) в рамках реализации инвестиционного проекта производственных мощностях.
В этот же период действовала первоначальная редакция постановления Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П.
В силу пп. «а» п. 11 Положения № 190 Правительством РФ были делегированы органам исполнительной власти субъектов РФ полномочия по установлению значений целевых показателей критериев оценки инвестиционных проектов, перечень которых установлен в вышеуказанном п.10 Положения № 190.
Под понятием «критерий» подразумевается показатель, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Под «значением критерия» следует рассматривать какие-либо характеристики указанного показателя, признака.
Исходя из содержания п. 12, 13 и 14 Положения № 190 следует, что заинтересованный орган, руководствуясь задачами рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины ее переработки, осуществляет проверку поступивших от инвесторов заявок на предмет их соответствия требованиям п. 2 и п. 7 - 10 Положения № 190 и принимает решение об отклонении заявки в случае её несоответствия указанным пунктам.
Таким образом, административный ответчик вправе был установить количественные показатели и соотнести их с тем или иным количеством баллов в принятой им бальной системе оценки инвестиционного проекта при его отборе, в том числе, в зависимости от глубины переработки древесины в допустимом ежегодном объеме заготовки древесины.
Позиция административного ответчика о том, что в силу п. 12 Положения №190, помимо оценки в баллах представленной заявки, у заинтересованного органа существует право и обязанность определить соответствие заявки задачам рационального использования заготавливаемой древесины и повышения глубины её переработки, на что и было направлено оспариваемое положение, несостоятельна, поскольку основана на ошибочном расширительном толковании положений действующего законодательства в своем субъективном интересе.
Делегируя пп. «а» п. 11 Положения № 190 органам исполнительной власти субъектов РФ полномочия по установлению значений критериев (количественных показателей) оценки инвестиционных проектов и проведению предварительного отбора заявок, федеральный законодатель установил единый порядок и подходы рассмотрения указанных заявок, а также исчерпывающий перечень оснований для их отклонения.
Устанавливая же значение глубины переработки древесины 60%, как минимально допустимое значение необходимое для отбора заявки, не являющееся критерием балловой системы, как в первоначальной редакции Приложения № 1, так и после переноса указанной нормы в Приложение №2, которым регламентировался порядок деятельности органов государственной власти Кировской области при отборе инвестиционных проектов, административный ответчик фактически ввел дополнительное основание для отклонения заявки, не предусмотренное нормами п. 2, 7-10, 12 Положения №190, что привело к отклонению заявки административного истца на основании указанного положения и нарушило его права, как субъекта инвестиционной деятельности в области освоения лесов, и законные интересы.
Устанавливая в пп. 1.1-1.5 Приложения 1 (в редакции постановления Правительства Кировской области от 13.09.2019 № 460-П) бальные значения для каждого из критериев, в т.ч. для глубины переработки древесины от 0 баллов при значении указанного показателя менее 60% и до 3 баллов при значении от 80% - 100% в п.п. 1.5, и сохраняя возможность получения необходимого количества баллов по иным критериям, с одновременным установлением возможности отклонения заявки в случае, если инвестиционный проект предусматривает отношение объема перерабатываемой древесины к объему заготовки, менее 60% в абз. 2 п. 2.5-1 Приложения № 2, Правительство Кировской области создало юридическую неопределенность (коллизию) в процедуре оценки соответствия заявки указанным критериям, что влекло для потенциальных инвесторов затруднения при подготовке заявки и инвестиционного проекта и возможность необоснованного отказа в отборе их заявок.
Таким образом, установленная в абз. 3 п. 2 Значений целевых показателей, в первоначальной редакции и впоследствии перенесенная постановлением Правительства Кировской области от 13.09.2019 № 460-П в абз. 2 п. 2.5-1 Порядка взаимодействия, возможность отклонения заявки на реализацию инвестиционного проекта в случае, если инвестиционный проект предусматривает отношение перерабатываемой древесины для производства продукции лесопиления и деревообработки к допустимому ежегодному объему заготовки древесины (кроме дровяной древесины) на лесных участках, выделенных для реализации инвестиционного проекта, менее 60%, противоречит положениям п. 10 – 12 Положения № 190, и при доказанном факте нарушения прав административного истца в результате её применения, установленного в рамках настоящего дела на основании представленных доказательств, подлежит признанию недействующей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учётом поэтапной процедуры прохождения рассмотрения заявки о реализации инвестиционного проекта, принимая во внимание изменение оспариваемого нормативного правового акта в период рассмотрения заявки административного истца и установленного в рамках рассмотрения настоящего административного дела факта нарушения прав ООО «ВФК» в результате применения оспариваемой нормы при рассмотрении его заявки, суд считает, что структурные единицы, в которых содержалась оспариваемая норма, подлежат признанию недействующими со дня их принятия, что соответствует целям восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, ч. 3 ст. 12 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», п. 8.5 Положения о порядке подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений Правительства Кировской области, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 24.07.2018 № 207 в резолютивной части настоящего решения подлежит отражению указание на опубликование на официальном информационном сайте Правительства Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://kirovreg.ru) решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 177, 179, 180, 194, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении ходатайства Правительства Кировской области о прекращении производства по настоящему административному делу -отказать.
Признать недействующими со дня принятия абзац 3 пункта 2 Приложения № 1 «Значения целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 22.01.2019 № 9-П «О реализации постановления Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» и, с учётом внесенных постановлением Правительства Кировской области от 13.09.2019 № 460-П изменений в постановление Правительства Кировской области от 22.01.2019 №9-П, абзац 2 пункта 2.5-1 Приложения №2 «Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении заинтересованным органом отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рассмотрения заявок об изменений приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном информационном сайте Правительства Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://kirovreg.ru).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, составление которого может быть отложено на срок не более 10 дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
Судья Кировского областного суда Л.В.Русских