УИД 70OS0000-01-2020-000048-40
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2020 года Томский областной суд в составе
судьи Бондаревой Н.А.
при секретаре Климашевской Т.Г.,
с участием прокурора Семитко С.Е., представителя административного истца ФИО1 ФИО2, представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-50/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующим пункта 539 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, определенного распоряжением Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года,
установил:
29 ноября 2017 года Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области издано распоряжение № 85-о, пунктом 1 которого определен перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год (далее – перечень).
Согласно пункту 539 указанного перечня здание с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
ФИО1, являющийся собственником данного здания, обратился в суд с административным иском об оспаривании распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года в части включения в перечень названного объекта недвижимости, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечень не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Указал, что земельный участок, на котором расположено спорное здание, имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания торгового помещения и обслуживания административного помещения, что однозначно не свидетельствует о возможности отнесения объекта недвижимости к торговому объекту. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет наименование: торговое «Запчасти», что также не указывает, что оно предназначено для использования в целях размещения торговых площадей.
В данном случае, по мнению административного истца, подлежало выяснению фактическое использование объекта недвижимости, которое не устанавливалось, обследование объекта с целью включения его в перечень не проводилось.
Вместе с тем спорный объект используется для размещения автомобильной мастерской, которая не относится к объектам общественного питания, бытового обслуживания или торговым объектам.
Представитель административного истца ФИО2 требования поддержала, в судебном заседании и письменных дополнениях указала, что Законом Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» установлены дополнительные критерии для включения объектов недвижимости в перечень, формируемый в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно общая площадь административно-деловых центров и торговых центров должна быть свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров, с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров). Нежилое здание административного истца имеет общую площадь 244,9 кв.м, а потому оно не подлежало включению в оспариваемый перечень. Кроме того, земельный участок, на котором расположено здание, находится в территориальной зоне Т-2 «Объектов транспортной инфраструктуры», виды разрешенного использования земельных участков которой не предназначены для размещения торговых объектов. В этой связи включение объекта в перечень по виду разрешенного использования земельного участка правомерным признано быть не может, в данном случае подлежало выяснению фактическое использование объекта недвижимости.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО3 в письменных возражениях и в пояснениях суду считала административный иск не подлежащим удовлетворению. Указала, что процедура включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Определение вида фактического использования спорного здания не проводилось ввиду его включения в перечень по виду разрешенного использования земельного участка. Также в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и в документах технического учета, спорное здание имеет наименование: торговое «Запчасти», т.е. предназначено для размещения торгового объекта.
В судебное заседание не явился извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный истец ФИО1, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в части, проверив оспариваемое распоряжение на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 1); создана комиссию по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 3).
В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).
Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утверждённого постановлением Губернатора Томской области № 68 от 11 июня 2013 года, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделён правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).
Таким образом, Департамент принимает распоряжения об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого здания общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д. 28-32, 45-47).
15 ноября 2017 г. на заседании Комиссии по определению видов фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (создана постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 г.) (л.д. 53) утверждён сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость. Под порядковым номером 10 данного перечня значится нежилое здание, расположенное по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/ (л.д. 59-64).
Данный документ был направлен в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, оспариваемым распоряжением Департамента № 85-о от 29 ноября 2017 года на основании сводного перечня комиссии определён перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год (приложение), пунктом 539 которого включено спорное здание (л.д. 11-24).
Распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 г. с приложением было официально опубликовано в полном соответствии со статьёй 30 Закона Томской области № 9-ОЗ от 07 марта 2002 г. «О нормативных правовых актах Томской области», статьёй 6 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12 мая 2000 г. «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» 30 ноября 2017 г. на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://дугс.рф. (л.д. 71-72).
При изложенных данных оспариваемое административным истцом в части распоряжение принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре его принятия, официально опубликовано для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспаривается.
Поскольку оспариваемым положением нормативного правового акта затрагиваются права и обязанности административного истца в виде наложения на него обязанности оплатить налог на имущество за период 2018 года исходя из кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: /__/, ФИО1 вправе оспорить распоряжение в части утверждения пункта 539 перечня.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний для признания отдельно стоящего здания торговым центром достаточно наличия одного из перечисленных в них критериев.
В статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Торговым залом предприятия розничной торговли является специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (пункт 112 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013).
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером /__/ является одноэтажным нежилым зданием общей площадью /__/ кв.м, имеет назначение: нежилое, наименование: торговое «Запчасти», расположен на земельном участке с кадастровым номером /__/ с видом разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания торгового помещения и обслуживания административного помещения. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 26 августа 2005 года (л.д. 41-47). Указанный вид разрешенного использования земельного участка не менялся, что подтверждается письмом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от 26 марта 2020 года № 01-20/03697 (л.д. 49).
Таким образом, на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества принадлежащее административному истцу нежилое здание обладало признаками торгового центра, поскольку оно располагалось на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого допускает размещение на нем торгового объекта.
Кроме того, из документов технического учета - плана объекта, расположенного по адресу: /__/, составленного Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» и актуального по состоянию на ноябрь 2017 года, а также экспликации к нему видно, что здание общей площадью /__/ кв.м состоит на 35,2% (/__/ кв.м) из помещений, предназначенных для осуществления торговой деятельности (торговый зал) (л.д. 91-92).
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о законности включения нежилого здания с кадастровым номером /__/ в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, поскольку такое включение было обусловлено не только видом разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), но и соответствовало критерию предназначения самого здания для использования в целях размещения торгового объекта (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Утверждение административного истца о необоснованном включении в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества принадлежащего ему нежилого здания по причине неустановления его фактического использования основано на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, поскольку каждый из приведенных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев является самостоятельным основанием для признания объекта недвижимости как использующегося в качестве торгового центра (комплекса).
Ссылки представителя административного истца на то, что вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне Т-2 «Объектов транспортной инфраструктуры», виды разрешенного использования земельных участков которой не предназначены для размещения торговых объектов, не имеют правового значения для разрешения настоящего административного дела, поскольку существующий вид разрешенного использования земельного участка не изменен на иные виды разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий.
Суд не может согласиться с доводами представителя административного истца о распространении особенностей, предусмотренных Законом Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций», при установлении налога на принадлежащий ФИО1 объект недвижимости, так как они на законе не основаны.
Статьей 4-1 приведенного Закона Томской области установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К таким особенностям отнесено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров) и помещения в них (пункт 1 части 1).
Вместе с тем названный закон, вопреки мнению представителя административного истца, регулирует порядок и особенности исчисления налога на имущество организаций.
В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах индивидуальные предприниматели отнесены к физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При этом в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц - к местным налогам.
Вопросы установления налога на имущество физических лиц, урегулированы главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, а в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 1 приведенного кодекса законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом в названной главе Налогового кодекса Российской Федерации не содержится указаний на то, что положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающие особенности определения налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям, подлежат применению при определении налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам.
Таким образом, нормы Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» не могут быть применены при определении налоговой базы на имущество физических лиц, так как порядок налогообложения имущества физических лиц регулируется решением Думы Города Томска от 11 ноября 2014 года № 1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц», подпунктом 2 пункта 4 которого предусмотрено, что физическим лицам в отношении объектов, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, предоставляется налоговая льгота в виде уменьшения налоговой ставки, установленной статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2015 году - до 0,5 процента; в 2016 году - до 1,0 процента; в 2017 году - до 1,5 процента. Основанием для предоставления льготы является поданное налогоплательщиком в налоговый орган заявление.
Поскольку по изложенным выше мотивам перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, определенный распоряжением Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года, в его оспариваемой части не противоречит имеющим большую юридическую силу требованиям законодательства, а также не нарушает прав административного истца в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующим пункта 539 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, определенного распоряжением Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение принято 7 июля 2020 года.