ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
№ 3а-50/2020
УИД 75OS0000-01-2019-000640-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при помощнике ФИО1,
с участием:
представителя административного истца публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» ФИО2,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО3,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании не действующим в части приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2019 год»,
установил:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – РСТ Забайкальского края) от 31 декабря 2014 года № 748 установлены долгосрочные параметры регулирования для филиала ОАО «МРСК Сибири» – «Читаэнерго» на 2015-2019 годы, а также определен размер необходимой валовой выручки (далее также – НВВ) сетевой организации на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период (без учета оплаты потерь).
Приказом РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2019 год согласно приложению к настоящему приказу.
В пункте 4 таблицы 2 приложения «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Забайкальского края на 2019 год» НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (с учетом оплаты услуг ОАО «ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения) на 2019 год определена в размере 4 632 529,03 тыс.руб.
Приказом РСТ Забайкальского края от 25 января 2019 года № 14-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА внесены изменения, цифра «4 632 529,03» заменена цифрой «4 632 549,42».
Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 29 декабря 2018 года и 28 января 2019 года соответственно.
Приказом РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 662-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2020 год» приказ РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА признан утратившим силу.
30 декабря 2019 года публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ПАО «МРСК Сибири») в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилось в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением пунктов 7, 12, 33, 37, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 1178, а также пунктов 25, 26, 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э (далее – Методические указания № 228-э). Административный истец не согласен с установленной НВВ на 2019 год и считает экономически обоснованной НВВ в размере 5 063 198,42 тыс. руб., полагая, что при корректировке НВВ на 2019 год РСТ Забайкальского края необоснованно использовала параметр «плановый размер финансирования инвестиционной программы», предусмотренный инвестиционной программой, утвержденной распоряжением Правительствам Забайкальского края от 28 июля 2014 года № 461-р, несмотря на наличие инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» на 2016-2020 годы, утвержденной приказом Минэнерго России от 28 декабря 2015 года № 1043 (с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 30 декабря 2016 года № 1471; далее также инвестиционная программа № 1043), что повлекло снижение размера НВВ на 320 288 тыс. руб.
Также указывает на неправомерное исключение излишне полученной выручки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии, выявленной в ходе проведенной плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2014-2016 годы, в размере 110 361,04 тыс. руб.
Кроме того, в дополнительно представленных возражениях ссылаясь на пункт 8 Методических указаний № 228-э, указывает, что при установлении тарифов методом доходности инвестированного капитала расходы на инвестиции не участвуют в формировании НВВ, используемых для расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Забайкальского края. В соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 228-э орган регулирования имел законные основания учесть источники инвестиционной программы в соответствии с утвержденной приказом Минэнерго России от 28 декабря 2015 года № 1043, а остаток доступных средств из суммарного значения возврата и дохода на капитал направить на погашение заемных средств.
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в представленном письменном отзыве и дополнениях к нему с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что приказом от 31 декабря 2014 года № 748 для филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Читаэнерго» РСТ Забайкальского края рассчитала и утвердила долгосрочные параметры регулирования на 2015-2019 годы, а также определила размер необходимой валовой выручки сетевой организации методом доходности инвестированного капитала с учетом инвестиционной программы филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2015-2019 годы, утвержденной распоряжением Правительствам Забайкальского края от 28 июля 2014 года № 461-р, срок действия которой соответствовал долгосрочному периоду регулирования 2015-2019 годы. В связи с неосвоением объема денежных средств, который требовался для выполнения указанной инвестиционной программы, с 2018 года регулирование ПАО «МРСК Сибири» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации НВВ. При этом корректировка НВВ на 2019 год была произведена согласно пункту 42 Методических указаний, в том числе в связи с изменением (неисполнением) указанной инвестиционной программы по итогам 2017 года исходя из тех объемов, которые были определены в инвестиционной программе и учтены при установлении регулируемых тарифов на 2017 год. Отмечает, что объем тарифных источников финансирования инвестиционной программы 2017 года, определенных в соответствии с приказом Минэнерго России от 30 декабря 2016 года № 1471, был существенно ниже объема, определенного исходя из параметров распоряжения Правительства Забайкальского края от 28 июля 2014 года № 461-р, и учтенного при установлении тарифов на 2017 год. Соответственно, проведение корректировки НВВ по неисполнению (изменению) инвестиционной программы за 2017 год исходя показателей инвестиционной программы, утвержденной Минэнерго России привело бы к возникновению у регулируемой организации необоснованной, излишне полученной выручки в размере 320 288,29 тыс.руб., что повлекло бы нарушение пункта 7 Основ ценообразования.
Поясняет, что по результатам проведенной плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации за 2014-2016 годы при установлении тарифов на 2019 год общая сумма излишне полученной выручки, подлежащей учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, сложилась в размере -536 134,76 тысяч рублей, в том числе в части выручки на содержание сетей -375 806,98 тыс. руб. и оплаты потерь -160 327,78 тыс. руб. РСТ Забайкальского края в целях сглаживания изменения тарифов учла при тарифном регулировании на 2019 год лишь часть общей суммы, а именно -110 361,04 тыс. руб., при этом данная сумма является частью излишней выручки, полученной на оплату на содержание сетей.
Кроме того, указывая, что действие оспариваемого приказа прекратилось с 1 января 2020 года до обращения административного истца с данным административным исковым заявлением, в связи с чем он перестал затрагивать права и интересы административного истца, административный ответчик полагает производство по данному делу подлежащим прекращению.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО «МРСК Сибири» ФИО2 позицию административного истца поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель РСТ Забайкальского края ФИО3 с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года № 179-э Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58, в связи с чем в отношении него в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» введено государственное регулирование и контроль.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике; в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в электроэнергетике применяется такой метод государственного регулирования и контроля, как государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике.
В силу пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры. Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, за исключением организаций, названных в абзаце 5 данной нормы, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.
Методика расчета и определения уровня доходности капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24, пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.6 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Приказом РСТ Забайкальского края от 31 декабря 2014 года № 748 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2015-2019 годы» для ПАО «МРСК Сибири» как сетевой организации, применяющей метод доходности инвестированного капитала при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установлены долгосрочные параметры регулирования на период 2015-2019 годы, а также необходимая валовая выручка на указанный период с разбивкой по годам.
Вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края являлся предметом проверки Забайкальского краевого суда в рамках административного дела № 3а-86/2016 по административному исковому заявлению ПАО «МРСК Сибири» в части установления необходимой валовой выручки сетевой организации на 2016 год. Решением Забайкальского краевого суда от 29 сентября 2016 года административные исковые требования были удовлетворены, однако апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 72-АПГ16-10 решение Забайкальского краевого суда от 29 сентября 2016 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ПАО «МРСК Сибири».
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Приказом РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА для ПАО «МРСК Сибири» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2019 год. Приказом РСТ Забайкальского края от 25 января 2019 года № 14-НПА в вышеназванный приказ внесены изменения, цифра «4 632 529,03» заменена цифрой «4 632 549,42».
Приказы РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА, от 25 января 2019 года № 14-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе, с учетом экспертных заключений по установлению тарифов, официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 29 декабря 2018 года, 28 января 2019 года.
Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается, в данной части приказ РСТ Забайкальского края не оспаривается.
Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондируют принципы государственного регулирования цен (тарифов) обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 37 Основ ценообразования (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее – Основы ценообразования), в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе в случае отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, в состав которых входят правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета, а также перечень неподконтрольных расходов.
При использовании метода доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливается на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования, к числу которых относятся базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; размер инвестированного капитала; чистый оборотный капитал; норма доходности инвестированного капитала; срок возврата инвестированного капитала; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа; норматив технологического расхода (потерь), утверждаемый Министерством энергетики Российской Федерации (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям); уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа.
Регулируемые тарифы устанавливаются на основе необходимой валовой выручки, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования, и обеспечивает покрытие расходов, предусмотренных пунктом 35 данного документа; возврат инвестированного капитала в соответствии с пунктом 36 данного документа; получение дохода на инвестированный капитал в соответствии с пунктом 37 данного документа.
Согласно абзацу десятому пункта 32 Основ ценообразования при регулировании тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в течение 1-го долгосрочного периода регулирования в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, и (или) в случае, если инвестиционные проекты были исключены из инвестиционной программы, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования, на указанный долгосрочный период регулирования без замещения иными инвестиционными проектами, при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам), в порядке, предусмотренном методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.
При изменении метода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до изменения метода регулирования тарифов учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, предусмотренном теми методическими указаниями, в соответствии с которыми была установлена необходимая валовая выручка на соответствующий год (пункт 39 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом РСТ Забайкальского края от 31 декабря 2014 года № 748 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2015-2019 годы» регулирование тарифов сетевой организации на долгосрочный период регулирования осуществлено с применением метода доходности инвестированного капитала в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э, с учетом инвестиционной программы филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2015-2019 годы, утвержденной распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 июля 2014 года № 461-р (далее также – инвестиционная программа № 461-р).
В связи с неосвоением объема денежных средств, который требовался для выполнения мероприятий инвестиционной программы № 461-р, с 2018 года РСТ Забайкальского края перешла на регулирование тарифов ПАО «МРСК Сибири» с метода доходности инвестированного капитала на метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Таким образом, расчет корректировки необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Сибири» на 2019 год производился с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом в силу положений пункта 39 Основ ценообразования расчет корректировки НВВ по итогам 2017 года был осуществлен в соответствии с Методическими указаниями № 228-э.
В составе тарифной заявки ПАО «МРСК Сибири» НВВ на 2019 год (без учета стоимости оплаты потерь) предложено установить в размере 5 088 349,77 тыс. руб.
В соответствии с оспариваемым приказом РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА (в редакции приказа от 25 января 2019 года № 14-НПА) НВВ регулируемой организации определена на 2019 год в размере 4 632 549,42 тыс. руб.
ПАО «МРСК Сибири» не согласилась величиной НВВ, установленной оспариваемым приказом по следующим статьям:
- корректировка НВВ по изменению (неисполнению) инвестиционной программы за 2017 год, объем разногласий составил 320 288 тыс.руб.,
- величина дополнительной выручки, выявленной органом регулирования по результатам плановой выездной проверки технико-экономических показателей деятельности по передаче электрической энергии за 2014-2016 годы, подлежащая исключению из НВВ (в части расходов на покупку технологических потерь э/энергии), в размере 160 327,78 тыс.руб.
По результатам рассмотрения данных разногласий в Федеральной антимонопольной службе решением от 13 декабря 2019 года в удовлетворении требований ПАО «МРСК Сибири» отказано.
Указанные основания несогласия с величиной НВВ послужили и для оспаривания приказа РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА по настоящему делу.
Административный истец не согласен с использованием РСТ Забайкальского края параметра «плановый размер финансирования инвестиционной программы» предусмотренного инвестиционной программой № 461-р, в связи с наличием инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» на 2016-2020 годы, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 1043 (далее также – инвестиционная программа № 1043).
Согласно пункту 9 Методических указаний № 228-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка долгосрочных тарифов, осуществляемая на основе скорректированной необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.
Корректировка может проводиться по итогам текущего года на основании фактических данных за истекший отчетный период текущего года.
Для целей корректировки по итогам истекшего периода текущего года фактические значения параметров расчета тарифов за текущий год принимаются равными прогнозным годовым значениям, определяемым регулирующим органом на основании фактических данных за истекший отчетный период текущего года.
Отклонения фактических значений параметров расчета тарифов за год от прогнозных годовых значений, учтенных регулирующим органом на основании фактических данных за истекший отчетный период текущего года k, учитываются при корректировке необходимой валовой выручки в следующем году долгосрочного периода регулирования.
Скорректированная необходимая валовая выручка, определяемая при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования, рассчитывается в соответствии с пунктом 41 настоящих Методических указаний.
В соответствии с формулой, содержащейся в пункте 41, корректировка необходимой валовой выручки на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, содержит такие показатели как:
плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;
объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-j) долгосрочного периода регулирования.
Из изложенного следует, что при корректировке НВВ регулируемой организации на 2019 год органом регулирования должны учитываться отклонения планового размера финансирования инвестиционной программы, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на 2017 год до его начала, а также объем фактического финансирования данной инвестиционной программы.
Согласно экспертному заключению по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», на 2019 год с применением метода индексации необходимой валовой выручки органом регулирования произведена корректировка НВВ по исполнению инвестиционной программы (пункт 3.3.3). На основании представленного посредством ФГИС «ЕИАС» ФАС России отчета «Мониторинг принятых инвестиционных программ субъектами РФ по сетевым организациям» за 2017 год установлен факт исполнения утвержденной в отношении ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» инвестиционной программы за указанный период не в полном объеме. При плановом объеме финансирования мероприятий инвестиционной программы 2017 года в размере 1 422 726,00 тыс.руб. (в том числе за счет регулируемых тарифов – 1 121 580,00 тыс.руб.) фактически профинансировано и освоено средств на сумму 662 766,00 тыс.руб. В связи с чем сумма корректировки составила – 480 897,62 тыс.руб.
Указанный плановый объем финансирования мероприятий инвестиционной программы 2017 года в размере 1 422 726,00 тыс.руб. соответствует инвестиционной программе филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2015-2019 годы, утвержденной распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 июля 2014 года № 461-р (Приложение № 9 «Источники финансирования инвестиционной программы ОАО «МРСК Сибири» на 2015-2019 годы»).
При этом из заключения по расчету долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», на 2015 год с применением метода доходности инвестированного капитала также следует, что при расчете НВВ на плановый 2017 год учтены расходы на финансирование инвестиционной программы в размере 1 422 726,00 тыс.руб. (Приложение № 3 «Расчет расходов по RAB (2015-2019 гг.)»).
Инвестиционная программа ПАО «МРСК Сибири» на 2016-2020 годы была утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 1043, а соответственно, не могла быть учтена органом регулирования при определении долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы методом доходности инвестированного капитала.
Согласно экспертному заключению по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», на 2017 год с применением метода доходности инвестированного капитала усматривается, что корректировка НВВ по исполнению инвестиционной программы также с учетом установленных долгосрочных параметров регулирования определена исходя из инвестиционной программы № 461-р в соответствии с пунктами 42, 32, 36 Методических указаний № 228-э. С учетом указанных положений в составе НВВ была учтена величина возврата и дохода на инвестированный капитал в размере 1 296 009 тыс.руб. (692 762,2 тыс. руб. и 603 246,8 тыс.руб.).
При этом в отчете по исполнению инвестиционной программы за 2017 год, представленном ПАО «МРСК Сибири» в РСТ Забайкальского края при установлении тарифов на 2017 год, также указано, что размер проектируемых расходов на реализацию инвестиционной программы составил 1 422 726,00 тыс. руб., в том числе за счет регулируемых тарифов 1 121 580,00 тыс.руб.
При таких обстоятельствах, РСТ Забайкальского края обоснованно произвела расчет корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы № 461-р за 2017 год, с учетом планового объема инвестиционной программы, учтенного при установлении тарифов на очередной 2019 год долгосрочного периода регулирования.
Оснований для корректировки необходимой валовой выручки на 2019 год долгосрочного периода регулирования, с учетом положений пункта 41 Методических указаний № 228-э, в соответствии с инвестиционной программой ПАО «МРСК Сибири» на 2016-2020 годы, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 1043, у органа регулирования не имелось, поскольку, как указывалось выше, при установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «МРСК Сибири» на 2015-2019 годы объем источников финансирования на инвестиционную программу был учтен РСТ Забайкальского края с учетом параметров, предусмотренных инвестиционной программой № 461-р.
Доводы представителя РСТ Забайкальского края о том, что НВВ при долгосрочном периоде регулирования не формируется за счет планового размера инвестиционной программы, в данном случае инвестиционной программы № 461-р, суд находит несостоятельными и противоречащими вышеприведенным положениям нормативных правовых актов и материалам дела, в том числе апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 72-АПГ16-10, из которого следует, что при установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «МРСК Сибири» и корректировке тарифов на 2016 год были учтены расходы на реализацию инвестиционной программы № 461-р.
Суд также находит необоснованными доводы ПАО «МРСК Сибири» об исключении из НВВ величины дополнительной выручки, выявленной органом регулирования по результатам плановой выездной проверки технико-экономических показателей деятельности по передаче электрической энергии за 2014-2016 годы, в части расходов на покупку технологических потерь электрической энергии в размере 110 361,04 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.
Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.
Как усматривается из экспертного заключения по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», на 2019 год, органом регулирования произведена корректировка НВВ с учетом суммы излишне полученных доходов, определенной по результатам плановой выездной проверки технико-экономических показателей Читаэнерго по регулируемому виду деятельности – передача электрической энергии за период 2014-2016 годов. На основании полученных сведений о финансовых результатах деятельности ПАО «МРСК Сибири», а также с учетом ранее проведенных корректировок по факту 2014-2016 годов выявленная общая сумма излишне полученной выручки составила (-) 536 134,76 тыс. руб., в том числе в части выручки на содержание сетей (-) 375 806,98 тыс. руб. и в части выручки на оплату потерь (-) 160 327,78 руб.
С учетом положений пункта 7 Основ ценообразования, предусматривающего, что сумма излишне полученных доходов во избежание негативных последствий подлежит учету в течение нескольких периодов, но не более 5 лет, на 2019 год орган регулирования исключил при расчете НВВ 110 361,04 руб. Указанная сумма является частью выручки, излишне полученной на содержание электрических сетей, в размере 375 806,98 руб., что подтверждается письмом РСТ Забайкальского края от 19 ноября 2019 года № 01/6793, а также следует из решения ФАС от 18 декабря 2019 года № СП/11138/19.
Доводы ПАО «МРСК Сибири» о том, что данная сумма 110 361,04 руб. является частью выручки, полученной на оплату потерь 160 327,78 руб. являются необоснованными и не подтвержденными материалами дела, в связи с чем суд находит их несостоятельными.
Таким образом, корректировка НВВ ПАО «МРСК Сибири» на 2019 год на основании приказа РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА определена тарифным органом правомерно, исходя из установленных долгосрочных параметров регулирования на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годов и имеющихся данных за предыдущие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих тарифов, в соответствии с положениями пунктов 7, 37 Основ ценообразования и Методических указаний № 228-э.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.
При этом оснований для прекращения производства по делу в связи признанием оспариваемого нормативного правового акта утратившим силу, на что ссылался представитель РСТ Забайкальского края, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд не усматривает, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основании ПАО «МРСК Сибири» принимало оплату за оказываемые услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края по утвержденным тарифам, что само по себе могло свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов административного истца в период действия оспариваемого нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании не действующим в части пункта 4 таблицы 2 приложения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2019 год» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Мотивированное решение составлено 4 июня 2020 года.