Дело № 3а-50/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 23 марта 2016 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кулешовой Е.В.,
при секретаре Клищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 15 347 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, с разрешенным использованием: под проезды, тротуары, зеленые насаждения, объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб., полагая их кадастровую стоимость завышенной.
Указал при этом, что 27 декабря 2012 года на основании акта приема-передачи добровольного имущественного взноса от 12.12.2012 г., протокола общего собрания от 10.11.2011 г. №1 было зарегистрировано право собственности некоммерческого партнерства «Собрание собственников недвижимости в коттеджных поселках» на вышеназванный земельный участок, о чем свидетельствует соответствующая запись в сведениях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним <данные изъяты> от 27.12.2012.
Плательщиком членского взноса НП «Собрание собственников недвижимости в коттеджных поселках», в который в том числе входит налог на вышеназванный земельный участок, является ФИО1
В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылается на отчет № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненный ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга», об оценке рыночной стоимости земельного участка согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, на дату установления его кадастровой стоимости 1 января 2012 г. составляет - <данные изъяты> руб.
На отчет № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненный ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга», имеется положительное экспертное заключение № Э15-1223-03-01 от 29.12.2015 г., подготовленное экспертом НП по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» ФИО2
Административный истец ФИО1 просил установить кадастровую стоимости земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 15 347 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, с разрешенным использованием: под проезды, тротуары, зеленые насаждения, объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, в размере его рыночной стоимости в соответствии с отчетом № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненным ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» в размере <данные изъяты> руб.
В ходе рассмотрения административного дела представитель административного истца ФИО1 - ФИО3 уточнила исковые требования, в связи с допущенной опечаткой, просила установить кадастровую стоимости земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 15 347 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО3 поддержала уточненные исковые требования, просила установить кадастровую стоимости земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 15 347 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, с разрешенным использованием: под проезды, тротуары, зеленые насаждения, объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, в размере его рыночной стоимости в соответствии с отчетом № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненным ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» в размере <данные изъяты> руб.
Представитель заинтересованного лица НП «Собрание собственников недвижимости в коттеджных поселках» - ФИО4 поддержала уточненные исковые требования, просила установить кадастровую стоимости земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 15 347 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, с разрешенным использованием: под проезды, тротуары, зеленые насаждения, объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, в размере его рыночной стоимости в соответствии с отчетом № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненным ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» в размере <данные изъяты> руб.
Представитель Правительства Брянской области ФИО5 заявленные требования не признала. Указала на то, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению налоговых поступлений. По поводу отчета № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненного ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» об оценке рыночной стоимости земельного участка по итоговой величине стоимости объекта оценки, не возражала.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управления Росреестра по Брянской области) ФИО6 требования не признала, против представленных административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка и положительного экспертного заключения - не возражала.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области ФИО7 не возражала против представленных административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка и положительного экспертного заключения. По существу заявленных требований возражений не имела.
В судебное заседание не явились административный истец ФИО1 О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представили, об отложении судебного заседания – не ходатайствовал. С учетом положений ст.ст. 150, 247 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2012 года на основании акта приема-передачи добровольного имущественного взноса от 12.12.2012 г., протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ№ было зарегистрировано право собственности некоммерческого партнерства «Собрание собственников недвижимости в коттеджных поселках» на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 15 347 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, с разрешенным использованием: под проезды, тротуары, зеленые насаждения, объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры (л.д. 7).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 6).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316.
Работы по установлению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Брянской области производились на основании государственного контракта от 25.12.2009 года № 169 Д, заключенного Росреестром с ФГУП «ФКЦ «Земля» и договора субподряда №1/Эксперт групп/ГК №169К от 16.02.2010 года между ФГУП «ФКЦ «Земля» и ООО Консалтинговая группа «Эксперт». Заказчиком работ являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Результаты государственной кадастровой оценки отражены в Отчете № 22-22К/10-32 от 03.11.2011 года (л.д. 126-128) и утверждены Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 года № 1112.
Кадастровая стоимость земельных участков, не вошедших в Постановление Администрации Брянской области от 30.11.2012 г. № 1112, была рассчитана на основании Приказа Минэкономразвития от 12.08.2006 г. № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка».
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 указанной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального Закона РФ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями ст. 24.18 Закона, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
ФИО1 в обоснование заявленных требований, ссылается на отчет № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненный ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга», об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату установления его кадастровой стоимости 1 января 2012 г. составляет - <данные изъяты> руб. (л.д. 21-60), а также положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом НП по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» ФИО2 (л.д. 61 – 66).
Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как следует из п. 20 и п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство. При этом, по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Изучив отчет № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненный ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга», суд находит его допустимым доказательством, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости земельных участков, методом сравнительного подхода, основанном на принципе замещения в соответствии с информацией об аналогичных сделках. Расчеты производились с применением метода сравнения продаж. Оценщик ФИО8 является членом Саморегулируемой организации оценщиков НП «Кадастр-оценка», имеет необходимую квалификацию. Кроме того, гражданская ответственность оценщика застрахована в ОАО «Альфа Страхование» (л.д. 50 - 52).
Как следует из экспертного заключения эксперта ФИО2, отчет об оценке № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненный ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга», соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (л.д. 65).
Административными ответчиками представленный ФИО1 отчет № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненный ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» об оценке земельного участка и размер рыночной стоимости земельного участка, определенный оценщиком, не оспариваются, также не оспаривается экспертное заключение № Э15-1223-03-01 от 29.12.2015 г. эксперта НП по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» ФИО2
Судом административным ответчикам разъяснена обязанность доказывания недостоверности сведений о величине рыночной стоимости земельных участков, представленных заявителем, разъяснено право ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы от административных ответчиков не последовало.
При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, а также разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 15 347 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, с разрешенным использованием: под проезды, тротуары, зеленые насаждения, объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры в соответствии с отчетом № 15-766/215-080 ЗУ от 23.12.2015, выполненный ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 2 317 000 руб.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 года № П/93, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области».
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
уточненное административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поданное в Брянский областной суд 13 января 2016 года, – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 15 347 кв.м. в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Е.В. Кулешова
мотивированное решение изготовлено 25.03.2016 г.