Дело № 3а-50/2016
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск 29 августа 2016 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Колесниковой А.И., с участием прокурора Сырчиной Л.Н., представителей административного ответчика окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 70 «Хабаровский край - Комсомольский одномандатный избирательный округ» Машкова О.Ю., Удаловой Г.С., представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Премио КБ» Барышевой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Родиной Ю.В. к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 70 «Хабаровский край - Комсомольский одномандатный избирательный округ» о признании незаконным постановления от 12 августа 2016 года № 15/38 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Родиной Юлии Валерьевны,
УСТАНОВИЛ:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 18 сентября 2016 г.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 70 «Хабаровский край - Комсомольский одномандатный избирательный округ» от 12.08.2016г. № 15/38 (далее - Постановление № 15/38) отказано в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Родиной Ю.В. на том основании, что из 3 086 проверенных подписей избирателей на подписных листах в поддержку самовыдвижения кандидата, недействительными признаны 3 086.
Родина Ю.В. обратилась в Хабаровский краевой суд с требованием о признании Постановления № 15/38 незаконным. В обоснование заявленного требования указала следующее. Одним из оснований для отказа в регистрации послужило признание 100 % подписей отобранных случайной выборкой недействительными в связи со сбором подписей избирателей до дня оплаты изготовления подписных листов (пункт 1 части 15 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ). 09.07.2016г., 22.07.2016г., 27.07.2016г. она внесла на свой избирательный счет 1000 руб., 6000 руб., 84 500 руб. соответственно. Платежными поручениями № 1 от 09.07.2016г. и № 2 от 18.07.2016г. она произвела оплату на сумму 1000 руб. и 2000 руб. соответственно по договору № 287 от 09.07.2016г. за изготовление подписных листов. Денежные средства в размере 1000 руб. поступили на корреспондентский счет организации ООО «Премио КБ», но в связи с односторонним закрытием банком счета в связи со сменой реквизитов банка, денежные средства по платежному поручению № 1 были возвращены в адрес плательщика Родиной Ю.В. на избирательный счет. В исполнении платежного поручения № 2 филиалом Сберегательного банка РФ по г. Хабаровску было отказано без указания причин. 09.08.2016г., т.е. более чем за сутки до вынесения оспариваемого Постановления № 15-38 ею в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ в избирательную комиссию были представлены платежные поручения об оплате подписных листов (№ 1 от 09.07.2016г., № 2 от 18.07.2016г.). В силу статей 863, 865, 845 Гражданского кодекса РФ обязанность плательщика можно признать исполненной с момента надлежащего зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка получателя.
В соответствии с положениями статьи 150, части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного истца Родиной Ю.В., представителя заинтересованного лица ПАО «Роял Кредит Банк», которые в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
В судебном заседании представители административного ответчика Машков О.Ю., Удалова Г.С. заявленные требования не признали по тем основаниям, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 70 «Хабаровский край - Комсомольский одномандатный избирательный округ» (далее – Окружная избирательная комиссия) принято в соответствии с положениями Федерального закона № 20-ФЗ, Родиной Ю.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на том основании, что из 3 086 проверенных подписей избирателей на подписных листах в поддержку самовыдвижения кандидата, недействительными признаны 3 086. Оставшееся количество представленных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата. В качестве подтверждения оплаты подписных листов Родиной Ю.В. 02.08.2016г. в Окружную избирательную комиссию было представлено платежное поручение от 28.07.2016г.
Представитель ООО «Премио КБ» Барышева И.Е., являющаяся также доверенным лицом кандидата Родиной Ю.В., пояснила, что считает требования Родиной Ю.В. обоснованными, поскольку деньги за изготовление подписных листов по договору, заключенному 09.07.2016г. с ООО «Премио КБ» Родина Ю.В. пыталась перечислить платежными поручениями от 09.07.2016. и от 18.07.2016г. на расчетный счет ООО «Премио КБ», который был без уведомления закрыт ПАО «Роял Кредит Банк».
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, подлинники документов, содержащихся в материалах избирательного дела Родиной Ю.В., подлинники подписных листов, признанных недействительными, заслушав заключение прокурора, считающего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ), других федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона № 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона № 20-ФЗ в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Порядок сбора подписей избирателей определяется статьей 45 Федерального закона № 20-ФЗ.
Таким образом, гражданин Российской Федерации в порядке самовыдвижения обязан собрать с соблюдением установленных правил в поддержку своего выдвижения необходимое количество подписей избирателей.
Указанные нормы введены законодателем для того, чтобы предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. При этом, законодатель, вводя нормы, предусматривающие проверку достоверности сведений о кандидатах, порядка сбора подписей избирателей и подписных листов, имел в виду действительную и реальную поддержку избирателей, что может быть подтверждено лишь всесторонней проверкой подписей на предмет их достоверности, представленных в избирательную комиссию в качестве основания регистрации кандидата.
Статьей 49 Федерального закона № 49-ФЗ определена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. Согласно части 20 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ кандидат не регистрируется, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Федеральным законом от 03 ноября 2015 года № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в одномандатный избирательный округ № 70 «Хабаровский край – Комсомольский одномандатный избирательный округ» включены следующие муниципальные образования и населенные пункты: городской округ «Город Хабаровск»: Железнодорожный район, Краснофлотский район; городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре»; Амурский муниципальный район; Аяно-Майский муниципальный район; Верхнебуреинский муниципальный район; Охотский муниципальный район; муниципальный район имени Полины Осипенко; Солнечный муниципальный район; Тугуро-Чумиканский муниципальный район; Хабаровский муниципальный район: Анастасьевское сельское поселение, Восточное сельское поселение, Галкинское сельское поселение, Елабужское сельское поселение, Куканское сельское поселение, Малышевское сельское поселение, Мирненское сельское поселение, Мичуринское сельское поселение, Наумовское сельское поселение, сельское поселение «Село Новокуровка», сельское поселение «Село Петропавловка», Побединское сельское поселение, Ракитненское сельское поселение, Сергеевское сельское поселение, сельское поселение «Село Сикачи-Алян», Тополевское сельское поселение, Улика-Национальное сельское поселение, сельское поселение «Село Челны». На указанной территории зарегистрировано 514 414 избирателей.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 22 июня 2016г. принято постановление № 13/109-7 «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» (далее – Постановление ЦИК № 13/109-7), которым утверждены Порядок приема окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки (далее – Порядок) и Рекомендации по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию (далее – Рекомендации).
Приложение № 3 к постановлению ЦИК № 13/109-7 содержит информацию, из которой следует, что для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 70 «Хабаровский край - Комсомольский одномандатный избирательный округ» на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва необходимо 15 433 подписи избирателей, собираемых в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию, определено в количестве 16 204.
Постановлением Окружной избирательной комиссии от 21.06.2016г. № 1/1-70 установлено: для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 70 «Хабаровский край - Комсомольский одномандатный избирательный округ» в порядке самовыдвижения необходимо представить 15 433 достоверных и действительных подписи избирателей; максимальное количество представляемых в окружную избирательную комиссию подписей, содержащихся в подписных листах, составляет 16 204 подписи; количество подлежащих первоначальной проверке подписей избирателей составляет 3087 подписи; количество подлежащих дополнительной проверке подписей избирателей, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при первоначальной проверке, составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, составляет 2 315 подписей.
Из материалов дела следует, что 05 июля 2016 года Родина Ю.В. уведомила Окружную избирательную комиссию о выдвижении своей кандидатуры в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, представив комплект документов.
02 августа 2016 года кандидат в депутаты Родина Ю.В. представила в Окружную избирательную комиссию документы для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а также 2643 подписных листа с подписями избирателей согласно уточненному протоколу в количестве 15 852.
В соответствии с требованиями статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ членами Рабочей группы Окружной избирательной комиссии к проверке случайной выборкой были отобраны подписные листы, содержащие 3 087 подписей избирателей, что составляет 20 % от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей.
Отбор подписных листов оформлен протоколом случайной выборки от 02.08.2016г. по форме, приведенной в приложении № 6 к Порядку, протокол получен Родиной Ю.В. 02.08.2016г.
Поскольку Родиной Ю.В. одна подпись из подлежащих проверке, была исключена, окончательной к проверке принято 3086 подписей.
Из представленных документов следует, что при проверке подписных листов члены Окружной избирательной комиссии проверяли соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, и кандидата с использованием кодов нарушений, таблица которых приведена в приложении № 7 к Порядку.
В соответствии с пунктами 1-14 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ, недействительными признаются:
1) подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем одномандатном избирательном округе;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
4) подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им в подписной лист собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 3 и 4 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частями 3, 4 и 5 статьи 45 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 45 настоящего Федерального закона;
10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 45 настоящего Федерального закона;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
13) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом;
14) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее заверительной записи кандидата.
Из представленных ведомостей проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов следует, что из проверенных 3086 подписей, содержащихся в отобранных к проверке подписных листах, 3086 подписей (что составило 100 % от проверенных подписей) признано недействительными, в том числе:
-6 подписей по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 15 статьи 49 Федерального закона от 22.02.2014г. № 20-Ф: подпись лиц, не обладающих активным избирательным правом в Одномандатном избирательном округе № 70;
-2 подписи по основанию, предусмотренному пунктом 13 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей внесены позднее заверения подписного листа кандидатом;
-2 подписи по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: нет подписи избирателя, не указана дата внесения избирателем своей подписи;
-2461 подпись по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов;
-1 подпись по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; лица не обладающие активным избирательным правом в Одномандатном избирательном округе № 70;
-447 подписей по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета);
-5 подписей по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; нет или неполный адрес места жительства избирателя;
-14 подписей по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 6 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
-22 подписи по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 7 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в сведениях об избирателе;
-47 подписей по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 8 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в сведениях о лице? осуществлявшем сбор подписей избирателей;
-38 подписей по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 3 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; лица не обладающие активным избирательным правом в Одномандатном избирательном округе № 70; сведения об избирателях не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета);
-3 подписи по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 и 6 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя; сведения об избирателях не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета);
-1 подпись по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 6 и 8 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя; неоговоренные исправления в сведениях о лице? осуществлявшем сбор подписей избирателей;
-1 подпись по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 7 и 8 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в сведениях об избирателе; неоговоренные исправления в сведениях о лице? осуществлявшем сбор подписей избирателей;
-17 подписей по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 и 7 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в сведениях об избирателе; сведения об избирателях не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета);
-15 подписей по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 и 8 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в сведениях о лице? осуществлявшем сбор подписей избирателей; сведения об избирателях не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета);
-2 подписи по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 6 и 7 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в сведениях об избирателе; неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя; сведения об избирателях не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета);
-1 подпись по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 7 и 8 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; неоговоренные исправления в сведениях об избирателе; неоговоренные исправления в сведениях о лице? осуществлявшем сбор подписей избирателей; сведения об избирателях не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета);
-1 подпись по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 и 8 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов; лица, не обладающего активным избирательным правом в Одномандатном избирательном округе № 70; неоговоренные исправления в сведениях о лице? осуществлявшем сбор подписей избирателей; сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета).
Судом проверены подлинники подписных листов, отобранных к проверке, установлена обоснованность признания 3 086 подписей избирателей недействительными по установленным Окружной избирательной комиссией основаниям.
Так, 3076 подписей избирателей признаны недействительными по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ - подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, из них 615 подписей избирателей признаны недействительными также по другим основаниям. 10 подписей избирателей признаны недействительными по основаниям, не включающим пункт 1 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона № 20-ФЗ оплата изготовления подписных листов осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда. Политическая партия, кандидат вправе начать сбор подписей избирателей со дня оплаты изготовления подписных листов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ, пунктом 2.4.4 Порядка кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, представляет в окружную избирательную комиссию копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
В качестве документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов, кандидатом Родиной Ю.В. 02.08.2016г. в Окружную избирательную комиссию была представлена копия платежного поручения № 9 от 28.07.2016г. в адрес ООО «Премио КБ» на сумму 3000 руб., в поле «назначение платежа» которого указано: оплата по договору № 128 от 09.07.2016г. за изготовление подписных листов.
Из представленных подлинников подписных листов, признанных недействительными, следует, что все 3086 подписи избирателей, включая 10 подписей, которые были признаны Окружной избирательной комиссией недействительными по другим основаниям, собраны в период с 11 по 26 июля 2016 года, т.е. до оплаты изготовления подписных листов.
09.08.2016г. в Избирательную комиссию Хабаровского края административный истец представила платежные поручения № 1 от 09.07.2016г., № 2 от 18.07.2016г. на 1000 руб. и 2000 руб. соответственно в адрес ООО «Премио КБ» - оплата за изготовление подписных листов
В материалы дела административным истцом представлена ксерокопия Договора № 287 от 09.07.2016г. на изготовление подписных листов кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заключенного между Родиной Ю.В. и ООО «Премио-КБ». По условиям договора подписные листы изготавливаются в срок с 09 по 25 июля 2016 года (п.2.1.1), цена договора составляет один рубль из расчета стоимости изготовления одного листа (п.3.1), расчеты осуществляются путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Премио-КБ» (п. 3.2) в течение 15 дней после подписания или отказа от подписания акта выполненных работ (п.3.4).
Доводы административного истца о том, что оплата изготовления подписных листов произведена платежными поручениями № 1 от 09.07.2016г. и № 2 от 18.07.2016г., которые не были проведены банками не по ее вине, не свидетельствуют об отсутствии в действиях кандидата нарушения, предусмотренного пунктом 1 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают оплату подписных листов кандидатом в депутаты.
Из представленной административным истцом выписки по лицевому счету следует, что первая сумма в размере 1000 руб. зачислена на избирательный счет Родиной Ю.В. в Дальневосточном Банке ПАО Сбербанк 11.07.2016г. Проводка по платежному поручению от 09.07.2016г. выполнена 14.07.2016г., при этом согласно информации ПАО «Роял Кредит Банк» в связи с тем, что указанный административным истцом банковский счет ООО «Премио-КБ» был закрыт 30.05.2016г., денежные средства были возвращены Родиной Ю.В. по платежному поручению № 6 от 14.07.2016г.
Следующая сумма в размере 6000 руб. зачислена на избирательный счет Родиной Ю.В. только 25.07.2016г. На расчетный счет ООО «Премио-КБ» сумма, переведенная по платежному поручению от 28.07.2016г., зачислена 01.08.2016г. Сведения о переводе суммы по платежному поручению от 18.07.2016г. выписка по лицевому счету не содержит.
Кроме того, предоставление дополнительно 09.08.2016г. в Окружную избирательную комиссию указанных платежных получений от 09.07.2016г. и от 18.07.2016г. не соответствует требованиям избирательного законодательства. В соответствии с положениями пунктов 2 и 4 части 2 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Поскольку платежное поручение от 28.07.2016г. оформлено в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 12.11.2013г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», основания для его замены отсутствовали.
625 подписей помимо оснований, предусмотренных пунктом 1 части 15 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ признаны недействительным по иным основаниям
Указанные нарушения подтверждаются представленными подлинниками подписных листов, справкой Управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю от 05.08.2016г. № 39/833 с приложением на 48 листах, из которых следует, что допущены нарушения в паспортных данных, месте регистрации, дате рождения, написании фамилии, неверно указано отчество; информацией Комитета по делам ЗАГС и архивов Правительства Хабаровского края от 05.08.2016г. № 1-43/1041, содержащей сведения о 21 лице, умершем в 2008 – феврале 2016 года, указанным в подписных листах в качестве избирателей.
Таким образом, судом при исследовании оригиналов подписных листов, установлено, что все 3 086 проверенных подписи избирателей, являются недействительными.
Количество подписей, признанных недействительными составляет более 5 % (100%) от числа проверенных подписей. Оставшееся после проведенной выборочной проверки количество подписей избирателей (12 766) недостаточно для регистрации кандидата, что в силу части 20 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ в случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия в течение суток с момента его принятия выдает кандидату копию решения с изложением оснований отказа. Основанием отказа для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона № 20-ФЗ решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая приведенные выше положения федерального законодательства, установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствующие о том, что решение окружной избирательной комиссии принято с соблюдением требования, предусмотренных частью 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ, иных требований указанного Федерального закона, суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения окружной избирательной комиссии об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Родиной Ю.В. в удовлетворении административного искового заявления к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 70 «Хабаровский край - Комсомольский одномандатный избирательный округ» о признании незаконным постановления от 12 августа 2016 года № 15/38 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в административную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня его вынесения.
Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз