Дело № 3а-50/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кызыл 1 июня 2021 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего - судьи Железняковой С.А.
при секретаре Чимит Е.Ш.
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 мая 2015 года на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ему благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, 7 июля 2015 года решение суда вступило в законную силу. 21 апреля 2016 года возбуждено исполнительное производство. В настоящее время решение суда должником не исполняется. Общая продолжительность принудительного исполнения составляет 5 лет. Срок исполнения судебного решения является неразумным, не отвечающим основам Конституции РФ, существенно ущемляющим его права. Полагает, что сумма компенсации за длительное неисполнение судебного решения должна составить 450 770 рублей 04 коп. (60 календарных месяцев *82 евро* 91,62 официальный курс евро к рублю по курсу ЦБ РФ на 21 апреля 2021 года).
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал административное исковое заявление, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представители заинтересованных лиц – ФССП, УФССП по РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы административного и гражданского дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов гражданского дела № 2-3374/2015 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 мая 2015 года, вступившим в законную силу 7 июля 2015 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить ФИО1 на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.
В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС № 002748162.
21 апреля 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство № 14194/16/17002-ИП в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения ФИО1 не исполнено.
В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.
В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 мая 2015 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 7 июля 2015 года, следовательно, оно должно было быть исполнено до 7 января 2015 года.
Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (13 апреля 2016 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (29 апреля 2021 года), составила 5 лет 17 дней.
На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на Министерство функций (пункты 1 и 48 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года № 591).
Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).
Соответственно, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - должник) и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.
В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как установлено судом, постановление о возбуждении исполнительного производства № 14194/16/17002-ИП получено Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - должник) 25 апреля 2016 года.
24 апреля 2016 года должнику направлено извещение на приём к судебному приставу-исполнителю.
25 мая 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
13 июля 2016 года решением Кызылского городского суда Республики Тыва должник освобождён от уплаты исполнительского сбора.
20 ноября 2016 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 25.11.2016 год.
7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено и в тот же день должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
7 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 7 апреля 2017 года и направлено требование об исполнении решения суда.
30 мая 2017 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 09.06.2017 года и в тот же день должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
23 августа 2017 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 29.08.2017 года и в тот же день должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
28 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
24 октября 2017 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 27.10.2017 года и в тот же день должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
18 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
20 ноября 2017 года должником подано заявление в суд о замене стороны исполнительного производства.
11 января 2018 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене должника в исполнительном производстве на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва отказано.
6 февраля 2018 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя о явке к нему 14 февраля 2018 года.
15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос в Министерство финансов Республики Тыва о предоставлении информации по денежным средствам на строительство и приобретение жилья детям-сиротам.
15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий.
9 апреля 2018 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 13.04.2018 года.
14 мая 2018 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 18.05.2018 года.
7 июня 2018 года должнику направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.
18 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий.
4 июля 2018 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 09.07.2018 года и в тот же день должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
20 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий.
4 октября 2018 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 10.10.2018 года.
12 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
31 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.
26 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.
30 января 2019 года должником получено требование о явке к судебному приставу-исполнителю и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.
15 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.
21 февраля 2019 года судебный пристав-исполнитель составил протокол об административном правонарушении в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ..
25 февраля 2019 года постановлением заместителем начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
17 мая 2019 года решением Кызылского городского суда Республики Тыва постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва изменено, назначенное должнику наказание в виде 30 000 рублей заменено на предупреждение.
19 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.
19 ноября 2019 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 25.11.2019 года.
19 ноября 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 25.11.2019 года.
20 января 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.
20 января 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 31.01.2020 года и направлено требование от этой же даты.
27 января 2020 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
11 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.
11 февраля 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 14.02.2020 года и направлено требование от этой же даты.
6 марта 2020 года судебный пристав-исполнитель составил протокол об административном правонарушении в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
19 марта 2020 года постановлением заместителем начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
15 июля 2020 года должнику направлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 2 августа 2020 года и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.
В письмах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 31 июля 2020 года и 20 ноября 2020 года, адресованных судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку должник утратил полномочия по представлению жилых помещений.
30 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда до 25.11.2020 года.
28 декабря 2020 года должнику направлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 18 января 2021 года и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.
29 января 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено письмо о предоставлении списка жилых помещений для детей-сирот за 2020 год, а также информацию о наличии построенных, строящихся и планируемых застройках.
2 февраля 2021 года должником направлено письмо судебному приставу-исполнителю о том, что он не уклоняется от исполнения решения суда, а находится в зависимом положении от отраслевых органов исполнительной власти в части финансирования, строительства и заключения договоров специализированного найма жилого помещения.
26 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.
26 февраля 2021 года должнику направлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 15 марта 2020 года и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.
12 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда до 18.03.2021 года.
18 марта 2021 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в Кызылский городской суд Республики Тыва подано заявление об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение до сих пор не исполнено, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).
Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 450 770, 04 рублей.
Исходя из требований ФИО1, принимая во внимание личность административного истца, длительность принудительного исполнения судебного акта – 5 лет 17 дней, шестимесячный срок для добровольного исполнения решения суда, установленный судебным решением, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая, что органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, не предпринимались практически никакие действия по исполнению решения суда, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что ФИО1 является сиротой, включён в список лиц из числа детей-сирот на получение жилья на территории г. Кызыла Республики Тыва, состоит в очереди с 26 мая 2008 года, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 135 000 рублей.
Доводы представителя Министерства финансов Республики Тыва об отсутствии противоправных действий со стороны административных ответчиков и о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, а также доводы возражения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что исполнение решение суда невозможно в связи с утратой им статуса уполномоченного органа по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.
Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.
В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).
Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета ФИО1 подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 13 апреля 2021 года.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 135 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт ФИО1 №**, открытый в Сибирском филиале ПАО «Росбанк» в г. Красноярске, БИК 040407388, кор./счёт 3010180000000000388.
Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 1 июня 2021 года.
Председательствующий С.А. Железнякова