ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/2021 от 11.11.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

УИД: ...

Дело №3а-50/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 ноября 2021 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Свистунове А.И., с участием прокурора Сметаниной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Россети Сибирь» к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании не действующими в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019 - 2023 годы» (в редакциях приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020г. №1/22, от 27 мая 2021 года №1/15); приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 25 декабря 2020г. №1/23 (в редакции приказа РСТ Республики Бурятия от 21 января 2021г. №1/1);приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 27 мая 2021г. №1/17,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ Республики Бурятия) от 26 декабря 2018г. №1/50 определен размер необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, на период 2019 - 2023 годов (без учета оплаты потерь). Согласно приложению к приказу необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь (далее – НВВ) на 2021 год была определена в размере 4825193,42 тыс. руб.

В приказ в последующем были внесены изменения: Приказом РСТ Республики Бурятия от 28 февраля 2020г. №1/5 НВВ для ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» на 2021г. была скорректирована и установлена в размере 5199947,71 тыс. руб.; приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020г. №1/22, действовавшим на момент обращения истца в суд, приложение к приказу от 26 декабря 2018г. №1/50 изложено в новой редакции, НВВ сетевой организации на 2021г.утверждено в размере 5234088,61 тыс. руб. Приказом РСТ РБ № 1/15 от 27 мая 2021 года, действующим на момент принятия настоящего решения, приложение к приказу от 26 декабря 2018г. №1/50 изложено в новой редакции, НВВ сетевой организации на 2021г. утверждено в размере 5234109,40 тыс. руб.

Указанные приказы РСТ Республики Бурятия не опубликованы.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020 года № 1/23 утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2021 год. В пункте 1 таблицы 1 приложения №1 к приказу, устанавливающем НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия, для ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) была установлена в размере 3760150,99 (4803582,28) тыс. руб.

Приказ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 30 декабря 2020г. и в этот же день зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов исполнительных органов власти Республики Бурятия за № 032020692.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 21 января 2021г. №1/1 приложение №1 к приказу №1/23 от 25 декабря 2020г. изложено в новой редакции, при этом ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) установлена в прежнем размере - 3760150,99 (4803582,28) тыс. руб.

25 января 2021 года Приказ зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов исполнительных органов власти Республики Бурятия за № 032021016 и 26 января 2021 года опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.

Обращаясь в суд, ПАО «Россети Сибирь» (ранее – ПАО «МРСК Сибири, наименование изменено решением общего собрания 1 июня 2020г.), филиалом которого является ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», с учетом уточнения административных исковых требований просит признать недействующими с момента принятия: 1) приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50, в редакции приказа РСТ Республики Бурятия от 25 декабря2020г. №1/22, в части приложения к приказу установившего НВВ на 2021 год в размере 5234088,61 тыс. руб.; в редакции приказа РСТ Республики Бурятия от 27 мая 2021 г. №1/15, в части приложения к приказу установившего НВВ на 2021 год в размере 5234109,40 тыс. руб.; 2) приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 25 декабря 2020г. №1/23 (в ред. приказа РСТ Республики Бурятия от 21 января 2021г. №1/1), в части п. 1 таблицы 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3760150,99 (4803582,28) тыс. руб. и приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 27 мая 2021г. №1/17в части п. 1 таблицы 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3760171,78 (4803603,07) тыс. руб.Кроме этого, просит возложить на Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия обязанность принять нормативно-правовой акт, заменяющийприказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 (в редакции приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятияот 25 декабря 2020г. № 1/22, от 27 мая 2021 г. № 1/15) в части устанавливающей НВВ ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго») (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 6439718,20 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований административный истец (с учетом уточнения) указал следующее. В нарушение статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», абз.11 п.7 Основ ценообразования и п.11 Методических указаний 98-э, в НВВ филиала на 2021 год не включены плановые операционные расходы текущего периода регулирования на оплату потерь электрической энергии на 2021 год в размере 263830,28 тыс. руб. Сумма расходов периода 2015-2019 года в размере 567270,19 тыс. руб. вместо включения в НВВ, повторноперераспределена. Также РСТ РБ неправомерно перераспределила расходы в размере 335968,45 тыс. руб., без указания на то, к какой группе расходов относится данная сумма. Вопреки приведенным нормам, регулятор неправомерно отнес расходы за 2015 год в размере 38539,88 тыс. руб. на 2022 год, тогда как срок распределения расходов /доходов не мог превышать 5 лет.

Оспариваемым Приказом РСТ Республики Бурятия нарушены права и законные интересы истца, поскольку он принят с нарушением действующих законов и подзаконных актов, нарушает право истца на получение экономически обоснованной платы за услуги по передаче электрической энергии.

В судебном заседании представители ПАО «Россети Сибирь» ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, исковые требования (с учетом уточнений) поддержали, просили признать недействующими оспариваемые приказы с момента принятия и обязать ответчика принять заменяющий нормативно-правовой акт.

Действующий на основании доверенности представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия ФИО3 исковые требования не признал, ссылаясь на то, что приказы приняты в пределах компетенции РСТ по Республике Бурятия, в порядке, установленном Правилами регулирования цен и Основами ценообразования, на основании проведенной экспертизы предложения ПАО «Россети Сибирь».

Тарифный орган не оспаривает сумму плановых затрат на компенсацию потерь в 2021 году в размере 1255400,55 тыс. руб., эта же сумма была рассчитана регулятором, что нашло свое отражение в экспертном заключении по расчету единых котловых тарифов на 2021 год (таблица 1 стр. 1 экспертного заключения). Изменение НВВ посредством уменьшения затрат административного истца не производилось. Валовая выручка на 2021 год снизилась в результате применения механизма сглаживания валовой выручки в пределах долгосрочного периода регулирования, что отвечает основным принципам тарифного регулирования в виде достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, соответствует положениям пунктов 7 и 37 Основ ценообразования № 1178. Спорная сумма в 567270,19 тыс. руб. также включена в валовую выручку предприятияна 2021 год, что также видно из заключения эксперта. Из общей суммы НВВ на 2021 год на последующие периоды регулирования перенесены суммы в размере 903238,64 тыс. руб., безотносительно конкретных статей затрат, что также не противоречит действующему законодательству. Перераспределение суммы 38539,90 тыс. руб., израсходованной в 2015году на 2022 год произведено в рамках ранее принятого тарифного решения на предшествующий период регулирования, которое в установленном законом порядке административным истцом не оспаривалось.

Кроме этого, в соответствии с абз. 6 ч.1 ст. 23.2 ФЗ «Об электроэнергетике» цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 8 настоящего Федерального закона, определяется исходя из цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и ставки, которая обеспечивает учет величины перекрестного субсидирования в данной цене (тарифе). Не включение оспариваемых истцом затрат в размере 1 167 068,92 тыс. руб. на 2021 год обуславливалось ограничениями предельными максимальными уровнями тарифов на услуги по передаче электрической энергии потребителям Республики Бурятия на 2021 год, утвержденными ФАС России, а также предельной величиной перекрестного субсидирования, утвержденной федеральным законодателем для Республики Бурятия в размере 1 562,7 млн.руб. При этом данная предельная величина учитывалась при утверждении ФАС России предельного уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Учет недостающих затрат, связанных с содержанием сетей филиала ПАО «Россети Сибирь» привел бы к росту экономически обоснованных затрат и ставок на содержание сетей на 135,1 %. Как следствие, тарифный орган принял меры для учета расходов ПАО Россети Сибирь» на период регулирования 2021 года. Кроме этого, при принятии оспариваемых нормативных актов учитывалось финансовое положение истца, имевшего положительный бухгалтерский баланс, соответственно недостатка средств на регулируемый период 2021 года у него не имелось.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, дела об установлении тарифов, заключение прокурора Сметаниной И.Г., указавшей об обоснованности заявленных требований, приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения о ценообразовании в сфере электроэнергетики урегулированы Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее-Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. №98-э (далее-Методические указания) и Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденными приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. № 834/18 (далее-Регламент).

В силу ч.1 ст.6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

В соответствии с ч.3 ст.24 Закона об электроэнергетике и п.63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. №29 Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия (далее - субъекты регулирования), а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 3.8 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия в ее полномочия входит установление цены (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

В соответствии с п.12 Правил государственного регулирования цен организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил).

ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время ПАО «Россети Сибирь») 27 апреля 2018г. обратилось с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период 2019-2023г.г. с применением метода индексации необходимой валовой выручки.

Приказом РСТ Республики Бурятия №1/6 от 7 мая 2018г. открыто дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, проведена экспертиза предложений сетевой организации и приказом №1/49 от 26 декабря 2018г. установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки; приказом №1/50 от 26 декабря 2018г. определен размер необходимой валовой выручки электросетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023годы. На 2020 год НВВ установлена в размере 4688638,19 тыс. руб., на 2021г. - в размере 4825193,42 тыс. руб.

Приказом РСТ РБ № 1/34-1 от 26 декабря 2019 года в приказ № 1/50 внесены изменения, размер НВВ административного истца на 2020 год скорректирован и установлен в размере 4993739,12 тыс. руб. В этот же день регулятором принят приказ № 1/35 «О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия», в пункте 1 таблицы 1 приложения 1 к которому для ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) была установлена в размере 3631328,36 (4594119,74) тыс. руб.

Приказом РСТ РБ от 28 февраля 2020 года № 1/5 в приказ РСТ РБ № 1/50 от 25 декабря 2018 года вновь внесены изменения, приложение к приказу изложено в новой редакции, НВВ на 2020 год установлена в размере 5016080,61 тыс. руб.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 года приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023 годы» (в редакции приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2019г. № 1/34-1, от 28 февраля 2020г. № 1/5, от 25 декабря 2020г. № 1/22) в части приложения к приказу, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2020г. в размере 5 016 080,61 тыс. руб.; приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 26 декабря 2019г. №1/35 (в редакции приказа РСТ РБ от 27 января 2020г. №1/3) в части п. 1 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3 631 328,36 тыс. руб. (4 594 119,74 тыс. руб.), признаны недействующими с момента их принятия. На Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия возложена обязанность принять акты, заменяющие признанные судом недействующими положения приказов.

28 апреля 2020г. истец обратился с заявлением в РСТ Республики Бурятия о корректировке необходимой валовой выручки на 2021г. и установлении ее в размере 10515665 тыс. руб., а также об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021г., приложив расчет и обосновывающие материалы.

11 ноября 2020 года, истец направил в адрес РСТ РБ скорректированную тарифную заявку на 2021 год.

Приказом РСТ Республики Бурятия №1/4 от 12 мая 2020г.открыто дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия на 2021 год, назначены уполномоченные по делу, о чем 15 мая 2020 года направлено соответствующее письмо в адрес заместителя генерального директора филиала ПАО «МРСК Сибири»- «Бурятэнерго» ФИО4; проведена экспертиза предложения регулируемой организации, на заседании коллегии РСТ Республики Бурятия 25 декабря 2020г. в присутствии представителей административного истца принят приказ №1/22, которым скорректирован НВВ на 2021г. (5234088,61 тыс. руб.) и приказ №1/23 «О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия», в пункте 1 таблицы 1 приложения 1 к которому для ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) была установлена в размере 3760150,99 (4803582,28) тыс. руб.

Приказом РСТ Республики Бурятия от 21 января 2021г. №1/1, принятым во исполнение приказов Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 26 ноября 2020 года № 1162/20 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам РФ на 2021 год», в приказ РСТ РБ от 25 декабря 2020 г. №1/23 внесены изменения в части, не касающейся оспариваемого размера НВВ административного истца.

Приказом ФАС России от 23 апреля 2021 года № 390/21 «Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия» отменены с 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия в связи с нарушением пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 г. № 53-э/1, пунктов 50 и 51 Методических указаний.

В связи с принятием указанного приказа ФАС России, на заседании коллегии РСТ РБ 27 мая 2021 года в присутствии представителей административного истца принят приказ № 1/15 от 27 мая 2021 года, которым в приказ № 1/50 от 26 декабря 2018 года вновь внесены изменения. НВВ административного истца на 2021 год установлена в размере 5234109,40 тыс. руб. Приказ вступил в силу со дня его подписания.

Также регулятором на заседании коллегии в этот же день принят приказ № 1\17 от 27 мая 2021 год «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия, в пункте 1 таблицы 1 приложения 1 которого, НВВ административного истца без ФСК (с ФСК) установлена в размере 3760171,78 (4803603,07 тыс. руб.).

Регулирование тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2021 год для ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго) осуществлялось с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Бурятия «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, договоров и соглашений Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» № 47-1 от 26.10.1994г. официальным опубликованием нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия является их размещение на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.

В соответствии с пунктом 11 Правил подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия № 146 от 8 июля 2004 г., нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

Установлено, что оспариваемые приказы РСТ РБ №№ 1/23 от 25 декабря 2020 года (в редакции от 21 января 2021 года), №1/17 от 27 мая 2021 года по своей форме соответствуют приведенным законоположениям, официально опубликованы и зарегистрированы, приняты РСТ РБ в пределах предоставленных ему полномочий. Нарушений процедуры при их принятии не допущено -в соответствии с п.п. 8, 12, 20 Правил регулирования цен по предложению регулируемой организации было открыто дело об установлении цен (тарифов), до принятия приказов проведены экспертизы предложения об установлении цен (тарифов) (п.22 Правил) с составлением экспертных заключений, приказы приняты органом регулирования в пределах предоставленных ему полномочий по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования, о чем суду представлены протоколы заседания (п.25 Правил регулирования цен), приказы об установлении единых (котловых) тарифов опубликованы в установленном порядке.

То обстоятельство, что приказ №1/50 от 26 декабря 2018г., устанавливающий размер НВВ регулируемой организации, и его последующие редакции от 25 декабря 2020 года и от 27 мая 2021 года не обладает всеми признаками нормативного правового акта, не является препятствием для его проверки в оспариваемой части в рамках настоящего дела, поскольку он является составной частью комплексного правового регулирования ценообразования в сфере установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и его действие распространяется на неопределённый круг лиц, соответственно он обладает признаками нормативного правового акта.

Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела, оспариваемый приказ РСТ РБ от 25 декабря 2020 г. № 1/23 (в редакции от 21 января 2021 г. № 1/1) «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» утратил силу на основании приказа РСТ РБ № 1/16 от 27 мая 2021 г «Об отмене некоторых приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия».

Также утратила силу, редакция приказа РСТ РБ № 1/50 от 26 декабря 2018 года, от 25 декабря 2020 г. № 1/22 - в связи с изданием приказа РСТ РБ от 27 мая 2021 г. № 1/15.

Несмотря на это, суд не усматривает оснований для прекращения производства по делу в указанной части по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 214 КАС РФ, поскольку утратившие силу нормативные правовые акты применялись в отношении административного истца.

Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Исходя из п. 12 этих же Основ, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

В соответствии с п.7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования (абз.10).

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных, в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абз.11 п.7 Основ).

Согласно п.9 Методических указаний №98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных, в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования.

Из пункта 14 протокола заседания коллегии РСТ РБ № 1\22 от 25 декабря 2020года (лист 15 протокола) следует, что в целях сглаживания изменения тарифов в соответствии с абз. 11 пункта 7 Основ ценообразования, затраты за 2019 год в сумме 1918465,38 тыс. руб. распределены на период в 2022 -2026 г.г. в порядке указанном в таблице. Из этой же таблицы следует, что всего подлежит распределению в 2021 году сумма в размере 2945667,36 тыс. руб., включая затраты 2019 года в размере 1918465,38 тыс. руб. и 1027201,98 тыс. руб. затраты за период 2015-2018 гг., включая оспариваемые истцом затраты в размере 38539,88 тыс. руб. за 2015 год, отнесенные к распределению на 2022 год.

Из пункта 5.3 экспертного заключения от 18 декабря 2020 года (том 4 л.д. 167, таблица № 59) по данным предприятия выпадающие доходы для включения в тарифы на услуги по передаче электрической энергии составили 3 188449,04 тыс. руб., из которых РСТ РБ приняло доходы в размере 1 640 685,46 тыс. руб.

Из п.5.4.этого же экспертного заключения следует, что необходимая валовая выручка сетевой организации с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования превысила 10% суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем в отношении филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» применен механизм сглаживания. По итогам проведенного анализа за 2019г. экономически обоснованными признаны 1 640 685,46 тыс. руб. (таб.59 экспертного заключения), из которых в целях сглаживания сумма 809361,42 тыс.руб. распределена на последующие периоды регулирования 2024-2026г.г. равными долями.

Кроме этого, согласно пункту 5.4.2 экспертного заключения в целях сглаживания роста тарифов на 2021 год перераспределена НВВ филиала в размере 903259,43 тыс. руб. на 2022 и 2023 годы в пределах одного долгосрочного периода регулирования 2019-2023 г.г.

Перераспределяя указанную сумму, эксперт указал, что данное перераспределение осуществляется в соответствии с абз. 15 п. 37 Основ ценообразования № 1178, согласно которому возможно перераспределять НВВ организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования безотносительно конкретных статей затрат, то есть орган регулирования вправе перераспределять любую сумму из общей валовой выручки.

Кроме этого, согласно пункту 5.4.3 экспертного заключения, регулятором также перераспределена часть НВВ на оплату потерь электрической энергии на 2021 год в размере 267616,30 тыс. руб. (из 1 255387,528 тыс. руб.). Указанная сумма перераспределена на 2022 -2023 годы равными долями.

Согласно таблицы № 64 экспертного заключения (т. 4 л.д. 173) при корректировке НВВ административного истца на 2021 год перераспределена сумма в 2 186081,68 тыс. руб., в том числе 809361,42 тыс. руб. – результаты деятельности за 2019 год, определенные при корректировке НВВ на 2021 год; 903,259,43 тыс. руб. – величина НВВ филиала Бурятэнерго к перераспределению до конца долгосрочного периода регулирования 2019-2023 г.г.; 205844,53 тыс. руб. – во исполнение решения ФАС России от 7 декабря 2020 г. № СП/106894/20 (раздел 5.2.12 экспертного заключения); 267616,30 тыс. руб. – величина НВВ на оплату потерь электрической энергии на 2021 год.

Из таблицы № 65 экспертного заключения видно, что затраты истца за 2015-2019 гг. в размере 567270,19 тыс. руб., вопреки доводам последнего, учтены прикорректировке НВВ в 2021 году. Повторное распределение данной суммы на последующие периоды регулирования в данном случае не производилось.

Из данной таблицы, также как из пунктов 7 и 14 протокола заседания коллегии РСТ РБ № 1/22 от 25 декабря 2020 года следует, что сумма затрат в размере 1027200,98 тыс. руб.,образовавшихся за период 2015-2019 гг., включая оспариваемые административнымистцом затраты в размере 38539,88 тыс. руб., понесенные им в 2015 году перераспределялись регулятором во исполнение ранее принятых им нормативных правовых актов.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца, указанные в уточнении административного иска относительно неправомерности перераспределения затрат за 2015-2019 гг. в размере 567270,19 тыс. руб., подлежат отклонению, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Проверяя правомерность перераспределения затрат в размере 38539,88 тыс. руб., понесенных административным истцом в 2015 году, суд не находит оснований не согласиться с позицией административного ответчика и признать неправомерным указанное перераспределение по следующим основаниям.

Как уже указывалось выше, из таблицы № 65 экспертного заключения, пунктов 7 и 14 протокола заседания коллегии РСТ РБ № 1/22 следует, что 38539,88 тыс. руб. действительно относятся к затратам административного истца, понесенных им в 2015 году и данная сумма действительно была перераспределена на 2022 год.

Однако данное перераспределение осуществлялось во исполнение ранее принятого нормативного правового акта - решения РСТ РБ № 1/50 от 27 декабря 2016 года «О внесении изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 19.12.2013 г. № 1/58-1 «Об установлении необходимой валовой выручки ОАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) на 2014-2018 годы, что подтверждаетсяпротоколом заседания коллегии РСТ РБ № 1/50 от 27 декабря 2016 г. (том 1 л.д. 59).

По смыслу пунктов 25-28 Правил регулирования цен, протокол заседания коллегииявляется неотъемлемой частью нормативного правового акта в виде решения регулирующего органа в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), при этом основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.

Поскольку перераспределение оспариваемой суммы в 38539,88 тыс. руб. осуществлялось во исполнение ранее принятого нормативного правового акта, подлежащего обязательному исполнению всеми без исключения, оснований считать оспариваемые приказы РСТ РБ в данной части, противоречащими законодательству имеющему большую юридическую силу, у суда нет.

Проверяя правомерность перераспределения иных сумм, суд учитывает то, что законность перераспределения 205844,53 тыс. руб. (во исполнение решения ФАС России от 7 декабря 2020 г. № СП/106894/20 (раздел 5.2.12 экспертного заключения), стороной административного истца не оспаривается.

Что касается правомерности перераспределения 267616,30 тыс. руб. – величины необходимой валовой выручки на оплату потерь электрической энергии на 2021 год, то в данной части суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, включая уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40 (1) этих же Основ.

В соответствии с этим же пунктом, цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитывается при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

Как уже указывалось выше, согласно пункту 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Из системного толкования положений абз. 11 п. 7, п. 38 Основ ценообразования, п. 9 Методических указаний №98-э следует, что в целях сглаживания роста тарифов подлежат распределению фактические неучтенные расходы и недополученные доходы, выявленные по результатам анализа прошлых периодов регулирования, возможность распределения в целях сглаживания планируемых затрат в виде валовой выручки на оплату потерь электрической энергии, указанные нормы не содержат.

Ссылки административного ответчика на положения пункта 37 Основ ценообразования, в обоснование правомерности перераспределения НВВ на оплату потерь электрической энергии на последующие периоды регулирования, принять во внимание нельзя, поскольку его положения применимы к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала, тогда как в рассматриваемом деле применялся метод долгосрочной индексации.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для перераспределения планируемых затрат филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» на оплату потерь электрической энергии на 2021 год в размере 267616,30 тыс. руб. на 2022 и 2023 год равными долями по 133808,15 тыс. руб., у регулирующего органа не имелось.

Проверяя правомерность перераспределения затрат 2019 года, определенных при корректировке НВВ на 2021 год в размере 809361,42 тыс. руб. (таблица 62 экспертного заключения, том 4 л.д. 172), суд приходит к следующему.

Как уже указывалось выше, исходя из системного толкования абз. 11 пункта 7 Основ ценообразования, с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия «период регулирования» как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), следует признать, что в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться могут учитываться в течение периода, который не может быть более 5 лет, в котором они, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, были выявлены.

С учетом приведенных законоположений, перераспределение неучтенных в 2019 году расходов административного истца в размере 269787,14 тыс. руб. на 2026 год, превышает установленный законом 5-летний период.

В остальной части, не согласиться с правомерностью перераспределения неучтенных расходов 2019 года на 2024-2025 годы, суд оснований не находит.

Несмотря на отсутствие ссылок на приведенное обстоятельство в административном иске и уточнениях к нему, суд исходит из положений п. 7 статьи 213 КАС РФ в силу которых, суд при проверке законности оспариваемых положений нормативного правового акта не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске.

Что касается перераспределенной суммы 903259,43 тыс. руб., то суд в данной части приходит к следующему.

В нарушение требований пункта 23 Правил регулирования тарифов экспертное заключение не содержит расчета указанной суммы и обоснование ее включения в сглаживание тарифа.

Ссылки административного ответчика на то, что поскольку сглаживание указанной суммы проводилось в порядке абз. 15 п. 37 Основ ценообразования, то регулятор имел возможность перераспределения любой суммы из валовой выручки безотносительно конкретных статей, принять во внимание нельзя. В частности, как уже выше указывалось, положения названного пункта не могли быть применены при принятии оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку установление тарифов производилось методом долгосрочной индексации.

Как видно из протокола заседания коллегии РСТ РБ № 1/15 от 27 мая 2021 года, при принятии оспариваемых решений РСТ РБ № 1/15 от 27 мая 2021 года № 1/17 от 27 мая 2021 года, НВВ административного истца был незначительно скорректирован. В частности, приказом № 1/15 размер НВВ на 2021 год был увеличен на 20,79 тыс. руб. и составил 5234109,40 тыс. руб. вместо ранее установленных 5 234 088,61 тыс. руб.

Размер перераспределяемой величины необходимой валовой выручки на оплату потерь электрической энергии на 2021 год составил 263830,28 тыс. руб. вместо ранее установленной 267616,30 тыс. руб.

В остальной части размеры, мотивы и правовые основания перераспределения затрат административного истца, как видно из приведенного протокола и экспертного заключения от 21 мая 2021 года, остались прежними.

Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 (в редакции приказов от 25 декабря 2020г. № 1/22, от 27 мая 2021 года № 1/15, устанавливающий необходимую валовую выручку ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго) на 2021г., приказ от 25 декабря 2020г. №1/23 (в редакции от 21 января 2021г. №1/1) иприказ № 1/17 от 27мая 2021 года, которымиустанавливались и установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия входят в единый пакет документов, принимаемый органом регулирования в рамках процесса установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, и в совокупности содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений по расчетам за услуги по передаче электрической энергии, то есть являются нормативно-правовыми актами.

При этом установленный Приказом РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 (с последующими редакциями) размер НВВ на 2021г. воспроизведен в п. 1 таблицы 1 приложения 1 к приказу от 25 декабря 2020г. №1/23 (в редакции от 21 января 2021г. №1/1) и приказу № 1/17 от 27 мая 2021 года – без учета уровня напряжения ВН-1.

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондируют принципы государственного регулирования цен (тарифов) обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

С учетом перечисленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что установленный оспариваемыми нормативно-правовыми актами РСТ Республики Бурятия размер необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - Бурятэнерго на 2021г. указанным принципам, а также нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не соответствует, потому в соответствии с пунктом 1 части 2 ст.215 КАС РФ приказы в части установления размера НВВ филиала ПАО «Россети Сибирь» - Бурятэнерго подлежат признанию недействующими.

Судом проверены доводы административного ответчика о том, что не включение в котловой тариф на 2021 год оспариваемых истцом затрат, обусловлено ограничениями предельными максимальными уровнями тарифов на услуги по передаче электрической энергии потребителям Республике Бурятия на 2021 год, утвержденными ФАС России, а также предельной величиной перекрестного субсидирования, утвержденной законодательством РФ для Республики Бурятия, в размере 1 562,7 млн. руб.

Действительно, пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам РФ и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81 (1) Основ на долгосрочный период или очередной год.

В соответствии с абз.4 названного пункта органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают единые (котловые) тарифы в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями.

Абзацем 6 этого же пункта установлено, что при расчете и установлении единых котловых тарифов (цен) также учитывается величина перекрестного субсидирования.

Приложением № 6 к Основам ценообразования для Республики Бурятия установлена предельная величина перекрестного субсидирования, учитываемая в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, в размере 1562701,13 тыс. руб.

Приказом ФАС России № 1162/20 утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам РФ на 2021 год.

Из пункта 11 экспертного заключения «О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям РБ (том 2 л.д. 182) следует, что тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей в РБ приняты в рамках предельных уровней, утвержденных Приказом ФАС России от 9 октября 2020 г. № 983/20 и Приказа ФАС России № 1163/20от 26 ноября 2020 г. При этом уровень перекрестного субсидирования (при установленных тарифах) составит 1 537818,76 тыс. руб., что ниже, предельной величины перекрестного субсидирования на 24 882,4 тыс. руб. (п. 12 экспертного заключения).

Несмотря на перечисленные законоположения и фактические обстоятельства, доводы ответчика в указанной части не свидетельствуют о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах предельных уровней цен (тарифов).

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (абзац второй пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 08 ноября 2019 N 1483/19 утвержден порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (далее-Порядок согласования).

Как установлено судом и не оспаривается административным ответчиком, последний в ФАС России за согласованием решения об установлении тарифов для ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго) выше предельных максимальных уровней, не обращался.

Таким образом, тарифным органом не исполнена обязанность по согласованию решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с приведенным выше Порядком, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам России от 08 ноября 2019 года N 1483/19.

Доводы административного ответчика о том, что у него отсутствовала возможность согласовать превышение предельных тарифов, так как приказ ФАС России от 26 ноября 2020 года N 1162/20 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год" опубликован на официальном сайте ФАС России 30 декабря 2020 года, подлежат отклонению.

Из пункта 8 Порядка согласования следует, что документы, прилагаемые к заявлению о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального, представляются не позднее 20 календарных дней со дня принятия Федеральной антимонопольной службой балансовых решений в сроки, установленные абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования.

Действительно, указанный выше приказ ФАС России от 26 ноября 2020 года N 1162/20 был опубликован на сайте ФАС России 30 декабря 2021 года.

Вместе с тем, Республиканская служба по тарифам, являясь профессиональным участником отношений в сфере тарифного регулирования, с целью соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, имела возможность до принятия тарифного решения запросить соответствующий приказ ФАС России.

Более того, императивных норм, которые бы прямо запрещали регулятору устанавливатьтарифы, при которых величина перекрестного субсидирования будет превышена, действующее законодательство об электроэнергетике не содержит.

При изложенной совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствииоспариваемыхнормативных правовых актов федеральному законодательству, ссылки регулятора на то, что они не нарушают прав и интересов истца, поскольку у него имелся положительный бухгалтерский баланс, правового значения не имеют и не свидетельствуют об отсутствии права на обращение в суд, поскольку последний являетсянепосредственным субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемые приказы имеют ограниченный срок действия – 2021г., они подлежат признанию недействующими в части с момента принятия.

Частью 4 статьи 216 КАС РФ предусмотрено право суда в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

При этом следует учесть разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016г. №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», согласно которому в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложить на РСТ Республики Бурятия обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктом 2 части 4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Республики Бурятия

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ПАО «Россети Сибирь» удовлетворить.

Признать не действующими с момента принятия:

- приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023 годы» в редакциях приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020г. №1/22, от 27 мая 2021 года №1/15 в части, устанавливающей необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2021г. в размере 5 234088,61 тыс. руб. и 5234109,40 тыс. руб. соответственно;

- приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 25 декабря 2020г. №1/23 (в редакции приказа РСТ РБ от 21 января 2021г. №1/1) в части п. 1 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3 760150,99 тыс. руб. (4 803 582,28 тыс. руб.);

-приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» от 27 мая 2021г. №1/17 в части п. 1 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3 760 171,78 тыс. руб. (4 803 603,07 тыс. руб.);

Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия принять акт, заменяющий признанный судом недействующим в части приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 (в редакции приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2020г. № 1/22, от 27 мая 2021 г. № 1/15).

Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 29 ноября 2021 года.

Председательствующий: Т.Н. Раднаева