ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/2021 от 27.04.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2020-00123-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ларичевой И.В.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Холодковой О.В.,

с участием представителей административного истца Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов - Ващенко А.В., Захарова А.А.,

представителя административного ответчика Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. - Хороших К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-50/2021 по административному исковому заявлению Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов к Губернатору Иркутской области Кобзеву И.И., заинтересованные лица - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство лесного комплекса Иркутской области, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Общероссийская ассоциация общественных объединений Охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз», о признании недействующим со дня принятия Указа Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 г.»,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Указа Губернатора Иркутской области от 15.05.2020 № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 01.08.2020».

В обоснование административных исковых требований с учетом уточнений указало, что на портале http: pravo.gov.ru был опубликован нормативный правовой акт губернатора Иркутской области Указ № 149-уг от 15.05.2020 «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года». Пункт 1 Указа №149-уг вносит изменения в строку Указа губернатора Иркутской области от 26.06.2019 № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 01.08.2020» для Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее - Общество). Считает, что Указ № 149-уг нарушает права заявителя и не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство заключаются охотхозяйственные соглашения, по которому одна сторона обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить, в том числе право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (ч. 1, ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте»).

Общество осуществляет деятельность и реализует право на добычу на основании охотхозяйственного соглашения от 24.01.2020 № 103 (п.1 Соглашения). Право на добычу находится в прямой зависимости от лимита добычи, устанавливаемого губернатором. Лимит добычи охотничьих ресурсов это - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов, квота добычи охотничьих ресурсов это - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья (п. 13, 14 ч. 1 ст. 1 Закона № 209-ФЗ). Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 8 ст. 24 Закона № 209-ФЗ). Во исполнение ч. 8 ст. 24 Закона № 209-ФЗ издан Приказ № 228 от 29.06.2010 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию».

В соответствии с п. 4, п. 5 Приказа № 228 и ч. 9 ст. 24 Закона № 209-ФЗ квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом, заключившим охотхозяйственные соглашения. Обществом до 15.04.2019 была подана заявка на установление квот добычи в уполномоченный орган министерство лесного комплекса Иркутской области, на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов. При этом в Приказе № 228 под сноской *(3) раскрывается понятие, корреспондирующее п. 5 Приказа № 228 «Здесь и далее в документе - данные о численности охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания», что соответствует ч. 6 ст. 36 Закона № 209-ФЗ и п. 7.2.2. и п. 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утверждённых Приказом Минприроды России от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» (далее Приказ № 344).

В силу п. 9 Приказа № 344 ежегодно до 1 апреля Общество представляло в уполномоченный орган данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов). При этом п.7.2.2. и п. 9 Приказа № 344 расширительному толкованию не подлежат, иной обязанности на общество не возложено законом.

Считает, что Указ № 165-уг принят в соответствии с порядком, установленным частями 3-9 статьи 24, 33 Федерального закона № 209-ФЗ; Приказом № 228; письмом Минприроды РФ от 18.07.2018 №09-29-29/16904 «О согласовании лимита и квот добычи охотничьих ресурсов» в соответствии с пунктами 9.6 и 10 Приказа № 228 и на основании сведений о численности и заявки общества (ч. 9 ст. 24 Закона № 209-ФЗ, п. 4, 5 Приказа № 228). Такие обстоятельства не нуждаются в доказывании, так как никем не оспаривались. Ни Закон № 209-ФЗ, ни Приказ №228, регулирующий порядок установления квот не ставит в правовую зависимость установление квот от каких-либо методик зимнего маршрутного учёта. Напротив, порядок установления квот соблюдён Обществом, им была соблюдена процедура ч. 9 ст. 24 Закона № 209-ФЗ и п. 4 и 5 Приказа № 228, им подавалась заявка и сведения о численности, что положено в основу Указа №165-уг. Такие условия являются правовым основанием.

Оспариваемым Указом № 149-уг право на законную добычу, утверждённое Указом № 165-уг, прекращено в связи с обнулением лимита и квот в полном объёме (кроме бурого медведя). Лимит и право на добычу в придаваемом значении ст. ст. 8, 23, 24 Закона № 209-ФЗ и содержания Указа № 149-уг для Общества не установлен, следовательно, право на добычу охотничьих ресурсов нет и не могло возникнуть.

Согласно справке Общества от 24.08.2020 № 78 в период действия Указа № 165-уг охотниками было добыто в особях: лосей 11; благородного оленя (изюбря) 7; дикого северного оленя 14; кабарги 112; бурого медведя 9; соболя 3064, бюджет РФ получил соответствующие сборы, ст. 333.3, ст. 333.5 НК РФ. Поскольку лимит добычи Указом № 149-уг не установлен для охотничьего угодья Общества с приданием ему обратной силы путём обнуления даже добытых охотничьих ресурсов, добытые ресурсы являются незаконными, чем нарушено право Общества на законную добычу.

Обществом были выданы разрешения на добычу Благородного оленя (изюбрь) взрослые самцы с неокостеневшими рогами срок охоты с 01 июня по 15 июля (Приложение №1 «Сроки охоты на копытных» к Правилам охоты, утверждённым Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты»), выданные в пределах квот, установленных Указом № 165-уг. Однако право на добычу в рамках данных разрешений прекращено в связи не установлением квот. Следовательно, Указ № 149-уг непосредственно затрагивает права субъекта отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, противоречит и не соответствует нормативно-правовым актам или его частям, имеющим большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (ч. 1 ст. 208 КАС РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ губернатор Иркутской области обеспечивает исполнение Конституции РФ, федерального законодательства, его акты не должны вступать в противоречие с Конституцией РФ и законодательством (ч. 2 ст. 20, ст. 22, ч. 1, ч. 2 ст. 27 Закон № 184, ч. 2 ст. 11 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-0З «О правовых актах Иркутской области». Губернатор Иркутской области издает правовые акты в форме указов губернатора Иркутской области и обязан предусматривать в правовых актах (вводной части, преамбуле) правовые акты, во исполнение которых он издан (ч. ч. 1, 2 ст. 59 Устава Иркутской области, ч. 3 ст. 11 закона Иркутской области № 1-0З). Данные императивные положения не соблюдены. Указ №165-уг и оспариваемый Указ № 149-уг отличаются. В оспариваемом указе не воспроизведены нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, и не упоминаются п. 7 и п. 16 Приказа № 228 (ч. 8 ст. 213 КАС РФ, п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50).

Обращает внимание на следующие существенные нарушения порядка принятия Указа № 149-уг и несоответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Высшее должностное лицо субъекта РФ утверждает лимит охотничьих ресурсов и вносит в него изменения (ст. 24 Закона № 209-ФЗ, Приказ № 228). Исчерпывающий перечень оснований внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов (в Указ № 165-уг) предусмотрен пунктом 16 Приказа № 228 это внесение изменений, не касающихся планируемого объёма добычи охотничьих ресурсов; на основании судебного решения. Указ № 149-уг не отвечает этим правовым основаниям, внесение изменений не только не основывается на судебном решении, но и изменяет объём добычи охотничьих ресурсов, изымая полностью квоты. Губернатор считает, что во взаимосвязи пунктов 7 и 16 Приказа № 228, ему предоставлено право, вносить изменения в лимиты и изымать квоты, после издания акта, не руководствуясь и не применяя п. 16 Приказа № 228, в том виде, в котором устанавливается такой порядок. Такое расширительное толкование ошибочно (п. 29 Пленума № 50).

В силу п. 9 Приказа № 344 ежегодно до 1 апреля лица, указанные в пункте 7.2.2, представляют в уполномоченный орган данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов). Перечень обязательных сведений на этом ограничивается. Это подтверждается Приказом министерства лесного комплекса №89 МПР от 03.12.2018 со ссылкой на Приказ № 344.

Пункт 7 Приказа № 228 регулирует порядок утверждения лимитов и квот, что предполагает применение его в случае неподачи охотпользователем сведений о численности согласно п. 7.2.2 и п. 9 Приказа № 344. Считает, что правовых оснований применять п. 7 Приказа № 228 также не имеется. В материалах дела имеются такие сведения (т. 3 л.д. 228). Следовательно, п. 7 Приказа № 228 не взаимосвязан с порядком внесения изменений по исчерпывающим основаниям п. 16 Приказа № 228. Также вопреки доводам административного ответчика, во вводной части не содержится указание на пункт 7 и 16 Приказа № 228, в нарушение пункта 2 приложения 2 Приказа № 228, следовательно, он не основан на таковых (п. 34 Пленума).

Указом № 149-ут не установлен лимит для Общества с периодом действия от 15.05.2020, однако его нормативное содержание полностью изымающего представленные права, предполагает придание ему обратной силы, без указания таковой, на срок действия с 01.08.2019. Поскольку губернатор утверждает, что применён п. 7 Приказа № 228, как основание для не установления квот, довод истца о придании обратной силы подтверждает изъятие квот путём их не установления. Кроме того, оспариваемый Указ № 149-уг поименован как «О внесении изменений...», что не соответствует нормативному содержанию, применённого в Указе № 149-уг пункта 7 Приказа № 228 «не установление квот», что также противоречит ч. 1 ст. 4 ГК РФ, в части указания на обратную силу. Считает, что такая дискреционно-произвольная реализация нормотворческой деятельности, позволяющая применять подход, ухудшающий положение граждан, противоречит презумпции не придания обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и отмену для них права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что противоречит требованиям, вытекающим из статьи 1 (часть 1), статей 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3), статьи 57 Конституции Российской Федерации. Оспариваемая норма не соответствует конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, а также принципу определенности и стабильности правового регулирования. У Общества полностью изъяты квоты на добычу, выданные на период с 01.08.2019 по 01.08.2020. Просят применить ч.1 ст. 15 Конституции Российской Федерации в качестве акта прямого действия (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Также указало, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является заинтересованным лицом по настоящему делу. Однако принятый им Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.11.2020 № 981 «Об утверждении Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу» устанавливает новый порядок регулирования с 01.01.2021, тем не менее пунктом 25 порядок внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в тех же случаях, что и в ранее действующем Приказе № 228, в случаях: а) внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов; б) на основании судебного решения.

Таким образом, нарушен порядок принятия Указа № 149-уг, предусмотренный: Федеральным Законом № 209-ФЗ, ст. 4 ГК РФ, Приказом № 228, ст. 9 Устава Иркутской области, ст. 11 Закона Иркутской области от 12.01.2010 №1-0З «О правовых актах Иркутской области...». Приведённые факты непосредственно затрагивают вопросы формирования доверительного отношения к власти, не соответствуют публичному и частному балансу интересов. Изъятие квот ставит в незаконное положение Общество и порядка 1000 охотников и их семей, их право добросовестного приобретения продукции охоты и запрет на добычу.

Просит суд с учетом принятых судом уточнений признать недействующим со дня принятия Указ Губернатора Иркутской области № 149-уг от 15.05.2020 «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года».

В судебном заседании представители административного истца Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов - Ващенко А.В., Захаров А.А., действующие на основании доверенностей, административные исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме, просили суд административные исковые требования с учетом уточнений удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. - Хороших К.А., действующий на основании доверенности, административный иск не признал, поддержал доводы возражений на административный иск, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме. Считает, что оспариваемый Указ принят Губернатором Иркутской области в пределах его полномочий, соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, и не нарушает права административного истца.

Административный ответчик Губернатор Иркутской области Кобзев И.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Заинтересованное лицо - Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило ходатайство с просьбой рассмотреть административное дело в отсутствие представителя министерства. Ранее представили отзыв на административный иск, в котором указали, что оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не имеется.

Заинтересованные лица - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Общероссийская ассоциация общественных объединений Охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 213 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения представителей административного истца Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов - Ващенко А.В., Захарова А.А., поддержавших административные исковые требования, представителя административного ответчика Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. - Хороших К.А., просившего в удовлетворении административных исковых требований отказать, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Холодковой О.В., полагавшей, что административные исковые требования Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов удовлетворению не подлежат, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Часть 2 статьи 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 13 и п. 14 ст. 1 Федерального закона № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.

Из статьи 33 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон № 52-ФЗ) следует, что объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

На момент принятия оспариваемого нормативного акта Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 № 228 утвержден Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию (далее - Порядок № 228). Также Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 № 138 были утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов (приложение № 1).

Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 209-ФЗ и п. 3 Порядка № 228 лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

В соответствии с ч. 9 ст. 24 Федерального закона № 209-ФЗ, п. 4 и п. 5 Порядка № 228 юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, которая определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с такой заявкой, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия, на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи (пункты 9 и 9.1 Порядка); до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу (п. 9.5).

В судебном заседании установлено, что при подготовке документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Иркутской области на период до 1 августа 2020 г. уполномоченным органом субъекта Российской Федерации были проведены все необходимые мероприятия в установленные Федеральным законом № 209-ФЗ и Порядком № 228 сроки.

Распоряжением Министерства природных ресурсов Иркутской области от 14.06.2019 № 358-мр утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рассмотрению материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира на территории Иркутской области и установлен срок действия заключения до 1 августа 2020 г.

Указом Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.

Указ Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг опубликован на официальном интернет - портале правой информации www.pravo.gov.ru 30.07.2019, а также в общественно-политической газете «Областная» от 14.08.2019 № 91.

В силу ст. ст. 57, 59 Устава Иркутской области Губернатор Иркутской области является высшим должностным лицом Иркутской области.

Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и Законов Иркутской области издает правовые акты в форме указов Губернатора Иркутской области. Указы Губернатора Иркутской области издаются по вопросам нормативного правового регулирования, а также в иных случая, предусмотренных Уставом Иркутской области и законами Иркутской области.

Как предусмотрено ст.59 Устава Иркутской области указы Губернатора Иркутской области издаются посредством их подписания Губернатором Иркутской области.

Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 11 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и Законов Иркутской области издает правовые акты в форме указов, которые подписываются Губернатором Иркутской области.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что издание Указа Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.» относится к компетенции Губернатора Иркутской области, данный указ принят в надлежащей для данного вида нормативного правового акта форме. Порядок издания Указа Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг, а также порядок его опубликования административным ответчиком соблюдены.

Таким образом, в установленные Федеральным законом № 209-ФЗ сроки Указом Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг были утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г., в том числе административному истцу - Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов.

Согласно Указу № 165-уг от 26.07.2019 Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов был утвержден лимит добычи: лося - 46 особей, благородного оленя (изюбря) - 60 особей, косули сибирской - 0 особей, дикого северного оленя - 49 особей, кабарги - 150 особей, бурого медведя - 24 особи, соболя - 4611 особей, рыси - ноль особей, барсука - ноль особей.

Вместе с тем, Указом Губернатора Иркутской области от 15.05.2020 № 149-уг (далее - Указ № 149-уг) «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года» в соответствии со ст. 11 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», принимая во внимание протест на указ Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г.» от 03.03.2020 № 7/1-06-2020, внесенный прокурором Иркутской области, руководствуясь ст. 59 Устава Иркутской области, внесены изменения в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, утвержденный Указом Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг, Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, а именно утвержден лимит на добычу бурого медведя в количестве 24 особей, в отношении других видов охотничьих ресурсов установлено нулевое значение.

Указ Губернатора Иркутской области № 149-уг опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru 01.06.2020, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19.05.2020, а также в общественно-политической газете «Областная» № 57 от 01.06.2020.

Не согласившись с Указом Губернатора Иркутской области от 15.05.2020 № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года», Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов обратилось с данным административным исковым заявлением.

Проверяя законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, а также нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, порядок и процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему выводу.

Первоначальное право пользование охотничьими ресурсами у административного истца возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, выданной 11.07.2007 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на основании распоряжения первого заместителя главы администрации Иркутской области от 02.07.2007 № 319-рз «О предоставлении территории (акватории) Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов в долгосрочное пользование».

В соответствии с долгосрочной лицензией на период с 11.07.2007 по 11.07.2032 в границах территории общей площадью 3 231 300 га Усть-Кутского района Иркутской области разрешено пользование следующими объектами животного мира: лось, изюбрь, дикий северный олень, косуля, кабарга, бурый медведь, волк, рысь, росомаха, лисица, выдра, барсук, соболь, норка, колонок, горностай, ондатра, белка, заяц-беляк, глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, гуси, утки, кулики, кроме видов и подвидов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации (л. д. 246, т. 3).

На основании долгосрочной лицензии Администрацией Иркутской области с Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов 10.12.2007 заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, срок действия договора до 11.07.2032.

Согласно п. 3.2 договора на охотпользователя - Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов возложены обязанности, в том числе по: рациональному использованию объектов животного мира, соблюдению установленных правил, норм и сроков пользования животным миром, условий и требований, установленных в долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и настоящем договоре, применению при пользовании объектами животного мира способов, не нарушающих целостности естественных сообществ; осуществлению учета и оценки состояния используемых объектов животного мира, а также оценки состояния среды их обитания; ведению систематического наблюдения за объектами животного мира, средой их обитания и учет изъятия объектов животного мира, предоставлению необходимой информации о результатах наблюдения и объемах изъятия объектов животного мира в специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

24.01.2020 между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов заключено Охотхозяйственное соглашение № 103, согласно которому Обществу в Усть-Кутском районе Иркутской области предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов, а Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов приняло на себя обязательство обеспечивать проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру (пункт 1.1 соглашения), осуществлять учет и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку среды из обитания (пункт 8.2.5 подпункта 8.1 пункта 8 соглашения), предоставлять сведения о численности охотничьих ресурсов (пункт 8.2.13 подпункта 8.2 пункта 8 соглашения).

Охотхозяйственное соглашение заключено с Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организацией охотников и рыболовов на 49 лет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов является надлежащим административным истцом по данному административному делу, так как в спорных правоотношениях оно является охотпользователем, которому на охотничий сезон 2019-2020 гг. Указом Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг был установлен лимит добычи охотничьих ресурсов, который был впоследствии изменен оспариваемым Указом Губернатора Иркутской области от 15.05.2020 № 149-уг, законность которого является предметом проверки по настоящему административному делу.

Кроме того, оспариваемым Приказом № 149-уг административному истцу на период до 01.08.2020 был утвержден лимит только на добычу бурого медведя в количестве 24 особей, тогда как Приказом № 165-уг на этот же охотничий период Обществу был утвержден лимит на добычу: лося - 46 особей, благородного оленя (изюбря) - 60 особей, дикого северного оленя - 49 особей, кабарги - 150 особей, бурого медведя - 24 особи, соболя - 4611 особей.

На основании Приказа № 165-уг на период с 1 июня по 15 июля 2020 г. административным истцом членам Общества были выданы 9 разрешений на добычу благородного оленя (изюбря) - самцов с неокостеневшими рогами, получены денежные средства за их выдачу, однако право на добычу охотничьих ресурсов не было реализовано в связи с принятием оспариваемого указа. В связи с аннулированием квот на Общество возлагается обязанность по возвращению денежных средств физическим лицам, получившим разрешение на добычу благородного оленя.

Кроме того, в судебных заседаниях представители административного истца неоднократно поясняли, что в связи с принятием оспариваемого указа права охотников были нарушены.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права и законные интересы.

На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию был регламентирован Приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию».

Данный Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений разработан в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ и определяет процедуру подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений.

Высшее должностное лицо субъекта РФ - Губернатор Иркутской области утверждает лимит охотничьих ресурсов (ст. 24 Федерального закона № 209-ФЗ, Приказ № 228).

В силу п. 16 Порядка № 228 внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях:

- требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов;

- на основании судебного решения.

Таким образом, действующим на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта законодательством установлена процедура внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов. Исчерпывающий перечень оснований внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов предусмотрен п. 16 Порядка № 228.

В судебном заседании установлено, что оспариваемым актом в ранее принятый документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов внесены изменения и утверждены иные лимиты до 1 августа 2020 г. для Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов.

Следовательно, оспариваемым указом в нарушение требований п. 16 Порядка № 228, то есть в отсутствие установленных им оснований, внесены изменения в уже утвержденные лимиты добычи охотничьих ресурсов и фактически изменены действующие объемы добычи охотничьих ресурсов, установленные на тот же период указом Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг.

Из анализа приведенного законодательства следует, что внесение изменений в уже утвержденные лимиты добычи охотничьих ресурсов допускается только в соответствии с п. 16 Порядка № 228. Иным образом внесение изменений в утвержденные лимиты добычи охотничьих ресурсов, минуя предусмотренный порядок, действующим законодательством не предусмотрено.

Более того, приказ Минприроды России от 27.11.2020 № 981 «Об утверждении Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу» устанавливает новый порядок регулирования с 1 января 2021 г., тем не менее пунктом 25 порядок внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в тех же случаях, что и в ранее действовавшем Порядке № 228, в случаях: а) внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов; б) на основании судебного решения.

Кроме того, ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ закрепляет, что прекращение права на добычу охотничьих ресурсов осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и настоящим Федеральным законом. Основания и порядок прекращения права пользования животным миром указаны в ст. 47 Закона № 52-ФЗ. Принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке (ч. 3 ст. 47 Закона № 52-ФЗ). Принимая Указ от 15.05.2020 № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года», Губернатор Иркутской области фактически прекратил право Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов на добычу охотничьих ресурсов (кроме - бурого медведя), квоты на которые были им ранее установлены Указом от 26.07.2019 № 165-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 года», при этом в оспариваемом указе не указаны основания прекращения права административного истца на добычу охотничьих ресурсов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый Указ Губернатора Иркутской области от 15.05.2020 № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года» противоречит требованиям Федерального закона № 209-ФЗ и п. 16 Порядка № 228 по изложенным выше основаниям и нарушает права и законные интересы административного истца на использование объектов животного мира.

При этом суд учитывает, что исходя из анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что установлено ограничение по времени для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации по всем видам охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, 31 июля текущего года, а срока утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - 1 августа текущего года. Возможность продления этих сроков законом не предусмотрена, равно как и возможность утверждения отдельным нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации лимита добычи охотничьих ресурсов, перечисленных в ч. 4 ст. 24 Федерального закона№ 209-ФЗ, за пределами срока, указанного в части 3 той же статьи, в том числе путем внесения изменений в ранее изданный нормативный правовой акт, поскольку такие изменения касаются планируемого объема добычи охотничьих ресурсов и не могут быть внесены в силу прямого запрета п. 16 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29.06.2010 № 228 (только на основании судебного решения).

Доводы административного ответчика, что комплексное толкование пунктов 7 и 16 Порядка № 228 позволяет сделать вывод, что изменения, предусмотренные указом № 149-уг, не касаются планируемого объема добычи охотничьих ресурсов и вносятся в связи с отсутствием данных о численности охотничьих ресурсов, что предметом оспариваемого указа № 149-уг не является изменение планируемого объема добычи охотничьих ресурсов, соответственно произошло не изменение лимитов, а был зафиксирован факт отсутствия их установления ввиду предоставления истцом недостоверных данных о численности охотничьих ресурсов, что Порядком № 228 не урегулирован порядок исключения лимитов добычи охотничьих ресурсов в случае, если юридические лица, заключившие охотхозяйственные соглашения, ненадлежащим образом выполняли обязанности по государственному мониторингу охотничьих ресурсов, являются необоснованными и опровергаются установленными судом обстоятельствами и материалами дела. Так, Указом Губернатора Иркутской области от 15.05.2020 № 149-уг внесены изменения в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, а именно утвержден лимит на добычу бурого медведя в количестве 24 особей, в отношении других видов охотничьих ресурсов установлено нулевое значение, что свидетельствует о том, что внесенные изменения касаются планируемого объема добычи охотничьих ресурсов. При этом Порядком № 228 установлена процедура внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов - пункт 16.

Доводы административного ответчика, что, поскольку в соответствии с п. 7 Порядка № 228 отсутствие данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, является основанием для отказа охотпользователю в установлении ему лимита, квоты добычи охотничьих ресурсов в этом охотничьем сезоне, то представление административным истцом недостоверных данных о зимнем маршрутном учете, что было подтверждено проверкой прокуратуры, является основанием для отказа в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов охотпользователю, предоставившему такие данные, правового значения для рассматриваемого дела не имеют, поскольку Указом Губернатора Иркутской области от 26.07.2019 № 165-уг были утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г., в том числе для административного истца, при этом пункт 7 Порядка № 228 предусматривает случаи, когда квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается (до утверждения лимитов). При этом процедура внесения изменений в уже установленные лимиты добычи охотничьих ресурсов определена пунктом 16 Порядка № 228.

Довод административного ответчика о возможности исключения необоснованно установленных лимитов добычи охотничьих ресурсов в порядке самоконтроля Губернатором Иркутской области как высшим должностным лицом Иркутской области является необоснованным, поскольку внесение изменений в установленные и утвержденные лимиты добычи охотничьих ресурсов в порядке самоконтроля недопустимо, так как порядок внесения изменений предусмотрен Порядком № 228.

Доводы административного ответчика, что в период действия оспариваемого указа № 149-уг была разрешена охота только на взрослых самцов благородного оленя (изюбря) с неокостеневшими рогами (пантами) и на бурого медведя. Квоты, установленные для административного истца на добычу бурого медведя, оспариваемым указом № 149-уг не изменялись. В отношении добычи благородного оленя (изюбря) право на добычу на основании выданных разрешений было прекращено, благородные олени на основании указанных разрешений не были добыты, при этом возможность добычи благородного оленя (изюбря) на основании выданных разрешений не предопределена исходя из характера охоты как вида деятельности, в связи с чем, утверждения административного истца о нарушении его прав носят необоснованный, предположительный характер, являются необоснованными, поскольку судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права и законные интересы.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом Указ Губернатора Иркутской области от 15.05.2020 № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года» не соответствует требованиям указанных в настоящем решении суда нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, предусмотренная Порядком № 228, нарушена, в связи с чем, права и законные интересы административного истца на использование объектов животного мира также нарушены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и признании Указа Губернатора Иркутской области от 15.05.2020 № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года» недействующим.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Из разъяснений, изложенных в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд, учитывая краткосрочность действия оспариваемого указа, а также то, что оспариваемым указом были внесены изменения в установленные лимиты добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2020 г., то есть действие оспариваемого указа ограниченно временными рамками, определенными в самом акте, с учетом необходимости восстановления нарушенных прав административного истца, приходит к выводу о признании не действующим Указа Губернатора Иркутской области от 15.05.2020 № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года» со дня его принятия - 15.05.2020.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная», а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-176, 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 г. № 149-уг «О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 1 августа 2020 года».

Сообщение о принятии судебного акта опубликовать в общественно-политической газете «Областная», а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья И.В. Ларичева

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2021 г.