ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/2022 от 08.06.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-50/2022

10OS0000-01-2022-000074-39

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В., с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителя административного истца Пронина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жолобовой С.О. о признании не действующими решений Совета Медвежьегорского городского поселения от 31 октября 2012 г. № 235 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения» и от 29 декабря 2021 г. № 181 «Об утверждении Генерального плана Медвежьегорского городского поселения» в части,

у с т а н о в и л:

Жолобова С.О. оспорила в судебном порядке решения Совета Медвежьегорского городского поселения от 31 октября 2012 г. № 235 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения» и от 29 декабря 2021 г. № 181 «Об утверждении Генерального плана Медвежьегорского городского поселения» в части включения в границы санитарного разрыва автомобильной дороги земельного участка с координатами характерных точек местоположения границ в системе координат МСК-10: (...).

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат части 3 статьи 9, части 8 статьи 23, части 5 статьи 30, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 1 части 2 статьи 33, пункту 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статье 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктам 3 и 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. № 222, пунктам 2.1 и 2.6 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), поскольку санитарно-защитная зона, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, установлена Правилами землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения и Генеральным планом Медвежьегорского городского поселения с превышением компетенции, без установления данной зоны уполномоченным федеральным органом власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

По мнению административного истца, оспариваемые решения нарушают ее право на предоставление земельного участка в собственность как многодетной семье, поскольку Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказано в предоставлении в собственность данного земельного участка по причине его нахождения в зоне с особыми условиями - санитарно-защитной зоне автомобильной дороги.

Производство в части требований о признании не действующим решения Совета Медвежьегорского городского поселения от 29 декабря 2021 г. № 181 «Об утверждении Генерального плана Медвежьегорского городского поселения» в части прекращено.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ Упрдор «Кола»).

В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Административный ответчик в письменном отзыве на административный иск возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что в Генеральном плане Медвежьегорского городского поселения оспариваемая санитарно-защитная зона не установлена, решение об утверждении Правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения принято с соблюдением норм действующего законодательства, санитарные разрывы от транспортных коммуникаций установлены в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В дополнении к отзыву просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо ФКУ Упрдор «Кола» в письменном отзыве на иск указало, что автомобильная дорога общего пользования федерального значения «А-119 Вологда - Медвежьегорск - автомобильная дорога Р-21 «Кола» передана в оперативное управление учреждения, сведениями об установлении санитарного разрыва автомобильной дороги, в границах которого находится испрашиваемый участок, учреждение не располагает.

Заинтересованное лицо администрация Медвежьегорского городского поселения в отзыве на иск просило в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованные лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи в отзывах на иск оставили разрешение спора на усмотрение суда, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Жолобова С.О. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании положений Закона Республики Карелия от 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия».

Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 01 февраля 2022 г. административному истцу отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне автомобильной дороги, в которой не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома.

Согласно карте границ зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения (далее - Правила землепользования и застройки, Правила) испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в зоне «Н-2» - санитарные разрывы от транспортных коммуникаций.

В силу пункта 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что оспариваемым нормативным правовым актом осуществлено градостроительное зонирование земельного участка, предоставление которого в собственность испрашивается административным истцом, Жолобова С.О. является лицом, имеющим право обратиться с настоящим административным иском.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил застройки и землепользования, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно Уставу Медвежьегорского городского поселения (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Совет Медвежьегорского городского поселения (статьи 24, 26 Устава).

На XXХVI сессии II созыва Совета Медвежьегорского городского поселения принято решение от 31 октября 2012 г. № 235 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения».

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд отмечает следующее.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которые включают в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждении состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний по проекту либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, и 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет» (части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).

Однако требования вышеуказанных правовых норм не были соблюдены при утверждении оспариваемых Правил землепользования и застройки. Доказательств обратного административным ответчиком Советом Медвежьегорского городского поселения в соответствии с возложенным на него бременем доказывания (часть 9 статьи 213 КАС РФ) суду не представлено.

Постановление администрации Медвежьегорского городского поселения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки № 39 принято 26 марта 2008 г. Вопреки положениям части 7 статьи 31 ГрК РФ сведений о публикации сообщения о принятии такого решения в средствах массовой информации не представлено, равно как и сведений об обнародовании постановления с размещением текста документа.

Указанным постановлением также утверждена комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки и Положение о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения.

Не имеется доказательств соблюдения административным ответчиком и положений частей 9, 10 статьи 31 ГрК РФ, а именно, подтверждения осуществления проверки проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документов территориального планирования.

Подготовка и принятие правил землепользования и застройки предусматривают последовательное соблюдение этапов и процедур, предусмотренных статьей 31 ГрК РФ, направленных на обеспечение соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, которые реализуются, в том числе, путем проведения публичных слушаний.

Исходя из положений статьи 28 и частей 11-15 статьи 31 ГрК РФ целью публичных слушаний является обеспечение возможности каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу. Следовательно, нарушение положений градостроительного законодательства, ставящее под сомнение достижение указанных целей, свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия нормативного правового акта и влечет признание его недействующим.

В силу части 11 статьи 31 ГрК РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Как указано в части 12 статьи 31 ГрК РФ, публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28, частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил).

Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта (части 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил)).

Вышеуказанные положения согласуются с частью 4 статьи 28 Федерального закона
№ 131-ФЗ, в силу которой порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Согласно статье 19 Устава Медвежьегорского городского поселения порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Советом поселения.

Решением Совета Медвежьегорского городского поселения от 26 июля 2006 г. № 37 утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний в Медвежьегорском городском поселении, согласно которому решение Совета Медвежьегорского городского поселения, распоряжение главы Медвежьегорского городского поселения о проведении публичных слушаний должны быть опубликованы в средствах массовой информации не менее чем за 10 дней до начала проведения публичных слушаний с официальным опубликованием проекта обсуждаемого документа, указанием места, даты и времени проведения публичных слушаний (пункт 2.4).

Решение, принятое в результате публичных слушаний, подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации (пункт 3.7).

Административным ответчиком не представлено доказательств принятия главой муниципального образования в установленный срок предусмотренного частью 11 статьи 31 ГрК РФ решения о проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки.

Административным ответчиком представлена копия печатного издания «Диалог» от 06 июня 2012 г. № 29 (1587) о публикации сообщения о проведении 14 августа 2012 г. в 17 часов 30 минут публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки с указанием о том, что проект Правил опубликован в «Вестнике Медвежьегорского городского поселения» и на официальном сайте Медвежьегорского городского поселения в сети «Интернет». При этом непосредственно доказательств опубликования проекта Правил (копия печатного издания, скриншот страницы сайта) и решения главы Медвежьегорского городского поселения о проведении публичных слушаний не представлено. Также не представлено подтверждение проведения экспозиции проекта Правил землепользования и застройки в целях доведения до населения информации о содержании проекта (часть 5 статьи 28 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил)).

Согласно протоколу проведения публичных слушаний от 14 августа 2012 г. участники публичных слушаний (21 человек) проголосовали «за» проект Правил землепользования и застройки.

Доказательств составления в соответствии с требованиями части 15 статьи 31, части 1 статьи 32 ГрК РФ заключения о результатах публичных слушаний, а также опубликования такого заключения в соответствии с частью 7 статьи 28 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил) административным ответчиком не представлено.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом выявлены существенные нарушения процедуры проведения публичных слушаний при принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки.

Отсутствуют доказательства соблюдения Главой Медвежьегорского городского поселения и требований части 16 статьи 31 ГрК РФ.

В качестве доказательств опубликования оспариваемого решения Совета Медвежьегорского городского поселения административным ответчиком представлен скриншот страницы сайта Министерства юстиции Российской Федерации с информацией о справке об обнародовании от 01 ноября 2012 г. Доказательств опубликования Правил в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 32 ГрК РФ, не представлено.

Согласно ответу административного ответчика на запрос суда ввиду ликвидации администрации Медвежьегорского городского поселения иных документов, касающихся процедуры принятия Правил землепользования и застройки, не имеется.

Исходя из положений части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением полномочий органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления их в силу возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Совокупность всех вышеперечисленных нарушений является существенной и свидетельствует о несоблюдении органом местного самоуправления установленной законом процедуры принятия Правил землепользования и застройки (в том числе процедуры публичных слушаний), что, исходя из положений пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 29, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», имеет юридическое значение и служит достаточным основанием для признания судом оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью (независимо от того, что оспариваются его отдельные положения) без исследования его содержания и других обстоятельств дела.

Таким образом, суд находит правовые основания для признания Правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения недействующими полностью в связи с нарушением процедуры принятия решения.

Кроме того, поскольку пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрены положения об установлении санитарных разрывов для автомагистралей, требования об установлении санитарных разрывов для автомобильных дорог данным нормативным правовым актом не предусмотрены, суд приходит к выводу, что в Правила землепользования и застройки необоснованно включены положения, устанавливающие санитарный разрыв от транспортных коммуникаций в границах испрашиваемого административным истцом земельного участка.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в случае признания административного искового заявления обоснованным судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части и признании оспариваемого нормативного правового акта полностью или в части не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В связи с удовлетворением требований административного истца суд на основании статьи 111 КАС РФ считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Жолобовой С.О. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Медвежьегорского городского поселения от 31 октября 2012 г. № 235 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Медвежьегорского городского поселения».

Взыскать с Совета Медвежьегорского городского поселения в пользу Жолобовой С.О. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Медвежьегорского городского поселения.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 15 июня 2022 г.