ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/2022 от 14.03.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-50/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 14 марта 2022 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Астапенко С.А.,

при секретаре - Кирьяновой В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Карпаты» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

ООО «Карпаты» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость в отношении 137 земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на 13.04.2021 г.

Определением судьи Ленинградского областного суда от 14 января 2022 года выделены в отдельное производство административные исковые требования административного истца в отношении 1 земельного участка с кадастровым номером .

Согласно административному исковому заявлению ООО «Карпаты» просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 13.04.2021 г.

Требования административного иска мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного выше земельного участка. Выявленное административным истцом различие кадастровой и рыночной стоимости земельного участка имеет существенное значение для него, поскольку административный истец, как собственник, является плательщиком земельного налога. Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области. В качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области и администрация муниципального образования Путиловское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Савченко О.А. обратила внимание на замечания относительно представленного отчета об оценке. Вопрос об удовлетворении требования оставила на усмотрение суда.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Шаверина Ю.С. требования административного искового заявления оставила на усмотрение суда. Спорный земельный участок, учтенный в ЕГРН 13.04.2021 г., не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383. Земельный участок образован путем перераспределения земельных участков. Согласно сведениям ЕГРН наименьшее значение УПКС преобразуемых земельных участков соответствующего вида разрешенного использования в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 определено в размере <данные изъяты> руб./кв.м. Таким образом, для расчета кадастровой стоимости земельного участка применялся УПКС – <данные изъяты> руб./кв.м. Дата внесения кадастровой стоимости в ЕГРН – 14.04.2021. Дата определения кадастровой стоимости – 13.04.2021 г. Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований.

В письменных возражениях представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ленинградской области Тверской Д.Э. указал, что учреждение может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Самостоятельного решения об изменении кадастровой стоимости земельных участков Учреждение принять не может, так как не является уполномоченным на то органом.

В судебном заседании представитель административного истца Малышева Т.Н. требования административного иска поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Савченко О.А. вопрос об удовлетворении требований оставила на усмотрение суда.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», а также представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области и администрации муниципального образования Путиловское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 24.18 Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как указано в ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Судом установлено, что согласно выписке ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, ООО «Карпаты» является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области.

Объект недвижимости административного истца учтен в Едином государственном реестре недвижимости 13.04.2021 г., не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 г. №383. Кадастровая стоимость земельного участка внесена (определена) исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, площади участка.

Из выписки ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости 05.11.2021 г. следует, что датой внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости является 14.04.2021 г. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость – 13.04.2021 г. Кадастровая стоимость установлена размере – <данные изъяты> руб.

Кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости, что подтверждается отчетом об оценке от 01.12.2021 г. составленным оценщиком ФИО8, являющейся членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков».

В отчете об оценке от 01.12.2021 г. проведен анализ рынка и диапазона значений ценообразующих факторов, дано описание объекту оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты; проведен анализ наиболее эффективного использования; содержатся иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными.

В суд представлены полные и последовательные письменные пояснения оценщика на дополнительно возникшие вопросы к отчету об оценке, которые не противоречат содержанию и выводам, приведённым в отчёте.

Выводы отчёта об оценке мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.

Проанализировав отчёт и оценив его по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, а определённую рыночную стоимость признаёт достоверной.

Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую величину рыночной стоимости объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Карпаты» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 13.04.2021 года.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение принято в окончательной форме 25.03.2022 г.