Дело № 3а-50/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кызыл 14 июня 2022 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего - судьи Железняковой С.А.
при секретаре Донгак О.Ч.,
с участием представителя административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оола В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Даржаа Ч.К. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов мэрии города Кызыла, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Даржаа Ч.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Мэрии города Кызыла, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2012 года на Мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва. Решение суда не исполнялось до 11 декабря 2021 года. Считает, что продолжительность судопроизводства по делу нарушает его право на судопроизводство в разумный срок. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 402 444 рублей, взыскать расходы по уплате государственной пошлине в размере 300 рублей.
Определением судьи от 17 мая 2022 года в качестве административного соответчика привлечён Департамент финансов мэрии города Кызыла, в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Министерство финансов Республики Тыва, Министерство строительства Республики Тыва.
В судебное заседание административный истец Даржаа Ч.К.,представители административных ответчиков – Мэрии г. Кызыла, Департамента финансов мэрии г. Кызыла, заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Министерства финансов Республики Тыва, Министерства строительства Республики Тыва, заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель Куулар А.С. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оол В.К. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, поскольку решение суда исполнено, административный истец утратил право на получение компенсации.
Выслушав лицо, участвующее в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что органом местного самоуправления нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Из материалов гражданского дела № 2-3502/2012 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2012 года, вступившим в законную силу 7 ноября 2012 года, на Мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить Даржаа Ч.К. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл» Республики Тыва.
В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ВС № 027248763.
24 января 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство № 3730/13/02/17 в отношении Мэрии города Кызыла.
11 января 2022 года исполнительное производство № 3730/13/02/17 окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
В суд с настоящим административным иском Даржаа Ч.К. обратился 4 мая 2022 года, то есть в установленный частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (23 января 2013 года) до дня окончания исполнительного производства (11 января 2022 года), составила 8 лет 11 месяцев 20 дней.
На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 49 и подпунктом 15 пункта 1 статьи 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года № 50, предусмотрено, что Мэрия г.Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Кызыл Республики Тыва") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г.Кызыла осуществляет от лица мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом.
Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.
В Положении о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённом Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 года № 229, указано, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.
Поскольку обязанность предоставить Даржаа Ч.К. жилое помещение возложена на Мэрию города Кызыла, соответственно, Мэрия г. Кызыла (далее - должник) и Департамент финансов мэрии г. Кызыла являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является ненадлежащим ответчиком по административному делу, в связи с этим исковые требования Даржаа Ч.К. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва не подлежат удовлетворению.
В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как следует из материалов исполнительного производства, 24 января 2013 года возбуждено исполнительное производство № 3730/13/02/17.
10 июня 2013 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 24 июня 2013 года.
13 мая 2013 года отобрано объяснение у представителя должника.
17 июня 2013 года в Агентство по ЖКХ РТ, ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Тываэнергосбыт», Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва, Департамент земельных и имущественных отношений Республики Тыва, ОФМС по Республике Тыва, ООО УК «Жилсервис», Мэрию г. Кызыла, Управление Росреестра по РТ, направлены требования о предоставлении информации. Ответы поступили в течение июня-июля 2013 года.
19 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
9 апреля 2013 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
28 июня 2013 года определением Кызылского городского суда отказано в удовлетворении заявления Мэрии г. Кызыла о замене должника в исполнительном производстве.
13 августа 2013 года решением Кызылского городского суда Республики Тыва должник освобождён от уплаты исполнительского сбора.
10 сентября 2013 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 11 сентября 2013 года.
10 сентября 2013 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 11 сентября 2013 года.
16 октября 2013 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 18 октября 2013 года.
18 ноября 2013 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 21 ноября 2013 года.
14 ноября 2013 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 21 ноября 2013 года.
21 ноября 2013 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Управления правового обеспечения мэрии г. Кызыла.
26 ноября 2013 года должник уведомлен о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении по статье 17.15 КоАП РФ.
16 декабря 2013 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
6 марта 2014 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 7 марта 2014 года.
6 марта 2014 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Управления правового обеспечения мэрии г. Кызыла.
3 апреля 2014 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 4 апреля 2014 года.
10 мая 2014 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 27 мая 2014 года.
8 июля 2014 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 10 июля 2014 года.
В августе 2014 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 1 сентября 2014 года.
25 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
В ноябре 2014 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 17 ноября 2014 года.
В ноябре 2014 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
14 ноября 2014 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
В феврале 2015 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 12 февраля 2015 года.
5 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
19 июля 2016 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2016 года.
15 марта 2017 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
15 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 15 апреля 2017 года.
15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ. 24 августа 2017 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 29 августа 2017 года.
28 августа 2017 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
18 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
6 февраля 2018 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 14 февраля 2018 года.
13 февраля 2018 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
В апреле 2018 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 27 апреля 2018 года.
24 апреля 2018 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
27 апреля 2018 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
В июле 2018 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 12 июля 2018 года.
11 октября 2018 года определением Кызылского городского суда отказано в удовлетворении заявления Мэрии г. Кызыла об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
В ноябре 2018 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 12 ноября 2018 года.
30 ноября 2018 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 6 декабря 2018 года.
6 декабря 2018 года и 24 января 2019 года поступили ответы на требования судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
3 февраля 2019 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 3 марта 2019 года.
19 апреля 2019 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 14 мая 2019 года.
20 февраля 2019 года определением Кызылского городского суда отказано в удовлетворении заявления Мэрии г. Кызыла о прекращении исполнительного производства отказано.
17 июля 2019 года составлен акт совершения исполнительных действий.
2 сентября 2019 года должнику направлено требование об исполнении решения суда до 23 сентября 2019 года.
4 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 21 октября 2019 года.
14 октября 2019 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
25 января 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 8 февраля 2020 года.
27 марта 2020 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
13 июля 2020 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
15 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 2 августа 2020 года. 20 июля 2020 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
16 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
30 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 25 ноября 2020 года.
2 ноября 2019 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
27 января 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 10 февраля 2021 года.
29 января 2021 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
2 февраля 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя установлен новый срок должнику для исполнения требований исполнительного документа до 10 февраля 2021 года.
2 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
29 января 2021 года судебным приставом-исполнителем в Минфин РТ, Минстрой РТ направлены требования о предоставлении сведений о финансировании, а также о построенных (недостроенных) специализированных жилых помещениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 10 февраля 2021 года.
4 февраля 2021 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
12 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 23 марта 2021 года.
1 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем должник предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
4 октября 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя установлен новый срок должнику для исполнения требований исполнительного документа до 19 октября 2021 года.
4 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 19 октября 2021 года.
7 октября 2021 года поступил ответ на требование судебного пристава-исполнителя из Мэрии г. Кызыла.
28 октября 2021 года в отношении Мэрии г. Кызыла судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
8 ноября 2021 года постановлением старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП Мэрия г. Кызыла признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
11 января 2022 года Мэрия г. Кызыла подала заявление об окончании исполнительного производства, приложив договор найма специализированного жилого помещения с Даржаа Ч.К. от 23 декабря 2021 года.
11 января 2022 года постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Даржаа Ч.К. к Мэрии г. Кызыла, Департаменту финансов мэрии г. Кызыла подлежащим удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).
Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 402 444 рублей.
Исходя из требований Даржаа Ч.К., принимая во внимание личность административного истца, длительность неисполнения судебного акта – 8 лет 11 месяцев 20 дней, шестимесячный срок для добровольного исполнения решения суда, установленный судебным решением, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Даржаа Ч.К. является сиротой, состоит на учёте на получение жилого помещения с 28 ноября 2008 года, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 225 000 рублей.
Отсутствие жилых помещений в муниципальной собственности, отсутствие финансирования, а также то обстоятельство, что мэрия г. Кызыла предпринимала меры для исполнения решения суда, обращаясь в различные государственные и органы и в Хурал представителей г. Кызыла, то, что Министерством строительства Республики Тыва не исполнено мировое соглашение о строительстве домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённое Арбитражным судом Республики Тыва, не свидетельствует об отсутствии факта нарушения права Даржаа Ч.К. на исполнение судебного акта в разумный срок.
В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов мэрии г. Кызыла.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств местного бюджета Даржаа Ч.К. подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 22 апреля 2022 года.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Даржаа Ч.К. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Административный иск Даржаа Ч.К. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Присудить Даржаа Ч.К. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 225 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнение решения суда возложить на Департамент финансов мэрии города Кызыла за счёт средств местного бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Даржаа Ч.К. №**, открытый в Сибирском филиале ПАО «**», ИНН 7730060164, БИК 040407388, кор./счёт **, КПП 246602002.
Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 14 июня 2022 года.
Председательствующий С.А. Железнякова