ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/2022 от 23.12.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

УИД 41OS0000-01-2022-000070-52

Дело № 3а-50/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Петропавловск-Камчатский 23 декабря 2022 года

Камчатский краевой суд в составе председательствующего судьи Бочкаревой Е.Ю.,

с участием представителей административного истца Кряжевских М.А., Токарева А.В.,

представителей административного ответчика Шишковой И.Н.,

прокурора Соловьевой О.И., Курбанова Ш.М.,

при секретаре Шипиловой Я.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее - Министерство), в рамках предусмотренных подпунктом 13(1) пункта 2.1 постановления Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 426-П «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края» 23 декабря 2016 года издан приказ № 774 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Новоавачинском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период».

Приказом Министерства от 6 августа 2019 года № 560 в приказ № 774 внесены изменения, которым установлены нормативы расхода потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Новоавачинском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный сезон, применяющиеся с 1 января 2020 года.

ПАО «Камчатскэнерго» обратилось в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 23 декабря 2016 года № 774 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Новоавачинском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период» (в редакции приказа от 6 августа 2019 года № 560); взыскать уплаченную при подаче административного иска государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

В ходе производства по делу административный истец требования уточнил, просив признать недействующим и не подлежащим применению приказ Министерства от 23 декабря 2016 года № 774, в редакции приказа Министерства от 6 августа 2019 года № 560, в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Новоавачинском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период на многоквартирные и жилые дома до 1999 года постройки со дня вступления в силу решения суда; возложить на Министерство обязанность принять новый заменяющий нормативный акт в срок не позднее 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу в части, касающейся применения нормативов к многоквартирным жилым домам до 1999 года постройки.

В обоснование заявленных требований административный истец, ссылаясь на положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации», пункты 13, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила № 306), пункты 18, 19, 20 приложения № 1 к Правилам № 306, таблицу 4 Правил № 306 указал, что норматив на отопление устанавливается дифференцированно по типам домов в зависимости от их этажности и года постройки. Значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии для домов постройки до 1999 года существенно отличаются от значений, предусмотренных для домов постройки после 1999 года. Министерство утвердило нормативы на отопление в сниженном размере, что привело к установлению норматива, не обеспечивающего ПАО «Камчатскэнерго» компенсацию израсходованной тепловой энергии. Величина нормативов с 1 января 2020 года для домов 1-4 этажей постройки до 1999 года отличается от величины аналогичных нормативов, действующих до 2020 года. При отсутствии существенных изменений исходящих параметров жилого фонда и климатических условий, значительное изменение нормативов является невозможным. Оспариваемый приказ не соответствует нормам права, имеющим большую юридическую силу, и применяется до настоящего времени при расчетах за период с 1 января 2020 года. В самостоятельно произведенном расчете ПАО «Камчатскэнерго» использовало данные по площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха в соответствии с пунктом 44 Правил № 306 как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. Итоговые величины отличаются от установленных оспариваемым нормативным правовым актом нормативов.

В заседании суда представители административного истца Кряжевских М.А., Токарев А.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований, представив письменные замечания к расчету административного ответчика, согласно которому при расчете административным ответчиком указаны некорректные площади помещений в жилых домах, расчетная температура наружного воздуха при расчете норматива. В выборке по расчету Министерством использованы 36 домов, из которых 22 дома оснащены коллективными или индивидуальными приборами учета тепловой энергии, соответственно, не подлежали включению в расчет норматива. В расчете не участвуют 14 домов, неоснащенных приборами учета тепловой энергии, подлежащих расчету. Температура наружного воздуха в расчете Министерства рассчитана на основании данных среднемесячных температур за предшествующие 5 осенне-зимних периодов, в то время как температура наружного воздуха должна быть рассчитана как среднеарифметическое среднесуточных температур за предшествующие 5 осенне-зимних периодов. Продолжительность отопительного периода в расчете Министерства не соответствует Постановлениям о начале и об окончании отопительных периодов 2018-2019 года (том 2, л.д. 136-137).

Представитель административного ответчика Шишкова И.Н. доводы иска не признала по основаниям, изложенным в отзыве, указала, что нормативы потребления коммунального ресурса определялись расчетным методом по формуле № 18 приложения № 1 Правил № 306. Использование расчетного метода обоснованно требованиями пункта 22 Правил № 306. Среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период определена на основании сведений, предоставленных ФГБУ «Камчатское УГМС» за 2014-2019 года как среднеарифметическое средних суточных температур. Информация об оснащенности жилых домов приборами учета, конструктивных особенностях жилых домов от органов местного самоуправления и исполнителей услуг не запрашивалась. Часовая тепловая нагрузка определена по формуле 20 Правил № 306 - qmax = qуд. x S, где: qуд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м), представила расчет норматива (том 1, л.д. 101-102).

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Курбанова Ш.М. полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку положения нормативного правового акта не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, определяющего методику расчета норматива, исследовав и оценив собранные по административному делу доказательства, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд должен выяснить:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;

б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами № 306.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).

Пунктом 2.2 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 426-П установлено, что Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере теплоснабжения; утверждает нормативы потребления коммунальных услуг.

В силу пунктов 21. 21.4 Положения, издание приказа, которым утверждаются нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета относится к полномочиям Министерства.

Таким образом, административный ответчик обладал полномочиями по принятию оспариваемого нормативного правового акта.

Приказ от 23 декабря 2016 года № 774, включая редакцию от 6 августа 2019 года № 560, опубликован на официальном интернет портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 9 августа 2019 года, номер публикации 4101201908090011, а также в издании «Официальные Ведомости» № 177-178 5 сентября 2019 года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования, предъявляемые к форме оспариваемого нормативного правового акта, полномочиям органа, его издавшего, порядку издания (опубликования) в рассматриваемой ситуации соблюдены.

Как следует из оспариваемого нормативного правового акта с 1 января 2020 года по настоящее время норматив потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Новоавачинском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края установлен для ПАО «Камчатскэнерго» в отношении многоквартирных домов до 1999 года постройки этажностью от 1-4 составлял 0,02952 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, в то время как до 1 января 2020 года действовал норматив в размере 0,04886 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц. При этом нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях установлены с применением расчетного метода.

Оценивая доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с данными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении.

Как следует из формулы 2 в пункте 2 приложения № 2 к Правилам № 306, при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода используется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме или жилого дома в месяц, определяемый по формуле 18 в пункте 18 приложения № 1 к Правилам № 306.

Исходя из содержания пунктов 18-20 приложения № 1 к Правилам № 306, для расчета норматива используются: общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах; часовая тепловая нагрузка на отоплении многоквартирного дома или жилого дома (ккал/час); температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома; среднесуточная температура наружного воздуха за пять предшествующих отопительных периодов; расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления; продолжительность отопительного периода; общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв.м); нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал /час на 1 кв.м), предусмотренный в таблице 4 Правил № 306.

Приведенная в пункте 18 приложения № 1 Правил № 306 формула расчета норматива выглядит следующим образом: где: Qо – количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле 19; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м).

Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле 19, где: qmax - часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал/час); tвн - температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C); tсро - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°C); tро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C); nо - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже; 24 - количество часов в сутках; 10-6 - коэффициент перевода из ккал в Гкал. Количественные значения tвн, tсро, tро и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил № 306.

В соответствии с пунктом 20 приложения № 1 Правил № 306 часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации домов. В случае отсутствия проектной документации часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. При отсутствии указанных документации и данных часовая тепловая нагрузка (ккал в час) определяется по следующей формуле 20:qmax = qуд. x S, где: qуд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 4; S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м).

Согласно пункту 44 Правил № 306 температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

В силу пункта 2 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, объем выборки определяется на основе предварительной выборки в 2 этапа:

а) на первом этапе производится предварительный отбор многоквартирных домов или жилых домов, в отношении которых дисперсия выборочной совокупности определяется по следующей формуле 2 где: n" - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов; - месячный (среднемесячный) расход коммунальных ресурсов в отдельном i-м многоквартирном доме или жилом доме за наблюдаемый период в расчете на единицу измерения, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах; - среднее арифметическое предварительной выборки;

б) среднее арифметическое предварительной выборки рассчитывается по следующей формуле 3 где: месячный (среднемесячный) расход коммунальных ресурсов в отдельном i-м многоквартирном доме или жилом доме за наблюдаемый период в расчете на единицу измерения, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах; n" - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов.

Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов; в) на втором этапе определяется дисперсия генеральной совокупности по следующей формуле 4 где: дисперсия выборочной совокупности; дисперсия выборочной совокупности; N - объем генеральной совокупности (количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов); n" - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов.

Административным ответчиком представлена таблица расчета норматива (том 1, л.д. 101-102), содержащая сведения о площади домов, не соответствующие информации, содержащейся в уполномоченном регистрационном органе - Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Росреестр).

Представленная административным истцом информация, подтвержденная надлежащими доказательствами – сведениями с официального публичного сайта Росреестра (том 2, л.д. 1-116, 214-244), техническими паспортами домов (том 2, л.д. 117-119). Приведенная административным истцом в обоснование доводов таблица расчета норматива отопления наглядно подтверждает некорректность используемого Министерством значения «площадь дома» в таблице расчета норматива (том 2, л.д. 141).

В частности, неверно указана площадь по 12 домам:

Дом № 5 по ул. Первомайская, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 88,3 вместо 62,2;

Дом № 6 по ул. Первомайская, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 162,1 вместо 161,3;

Дом № 8 по ул. Первомайская, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 32,8 вместо 64;

Дом № 10 по ул. Первомайская, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 77,4 вместо 60,2;

Дом № 11 по ул. Первомайская, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 77,4 вместо 62,3;

Дом № 5 по ул. Центральная, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 85,2 вместо 42,8;

Дом № 6 по ул. Центральная, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 74,7 вместо 134;

Дом № 8 по ул. Центральная, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 88,1 вместо 99,4;

Дом № 10 по ул. Центральная, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 86,8 вместо 48;

Дом № 6 по ул. Молодежная, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 89,2 вместо 88,6;

Дом № 1 по ул. Юбилейная, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 564,7 вместо 624,04;

Дом № 2 по ул. Юбилейная, указана Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м) 645,2 вместо 644,7.

В расчете норматива участвовало 36 домов (том 1, л.д. 101-102). Из представленных административным истцом доказательств, отвечающих признакам относимости и допустимости - актов обследования домов на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета техническая возможность установки коллективных приборов учета тепловой энергии следует, что 13 домов, не оборудованных приборами учета, подлежали включению, но не включены в расчет норматива.

В частности, согласно актам рабочей группы сотрудников ПАО «Камчатскэнерго» и отделения «Теплоэнерго» филиала «Коммунальная энергетика» техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в домах, расположенных по адресам: в поселке Новый - ул. Молодежная, д. 13, ул. Полевая, д. 2, ул. Полевая, д. 8, в поселке Нагорный - ул. Гагарина, д. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 15, 16, 17, отсутствует.

Представленными в материалы административного дела письменными доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60, 61, 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности, справкой ФГБУ «Камчатское УГМС» от 5 августа 2019 года № 04-791 (том 1, л.д. 88-89, 120-186), нашел подтверждение факт применения административным ответчиком при расчете норматива отопления информации о среднемесячной, а не среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительные периоды 2014-2019 годы, как предусмотрено пунктом 44 Правил № 306. Административным истцом правомерно указано, что в силу положений пункта 2.2 Свода правил «Строительная климатология» СП 131.13330.2018 (действующих на момент установления норматива), раздела 6 таблицы 10.1 СП 131.13330.2018, графой 5 таблицы 3.1 для Новоавачинского сельского поселения температура воздуха наиболее холодной пятидневки (с обеспеченностью 0,92) составляет -18 °С, продолжительность отопительного периода - 251 день.

При продолжительности отопительного периода 2018-2019 года 9 месяцев, что составляет 259 дней (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь), при применении среднесуточных показателей наружного воздуха -1,2°C, температуре внутреннего воздуха 18°C, площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, отраженной в сведениях Росреестра, а также включения 13 домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии (необоснованно исключенных административным ответчиком из расчета норматива), значения устанавливаемых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на отопительный период значительно отличаются от установленных оспариваемым нормативным правовым актом.

Подробный расчет приведен административным истцом в виде таблицы, судом проверен и является верным (том 2, л.д. 141).

Исследовав представленные сторонами публичного спора доказательства в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета не соответствует требованиям статьи 157 ЖК РФ, Правилам № 306 в части многоквартирных домов до 1999 года постройки.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приказ Министерства от 23 декабря 2016 года № 774 (в редакции от 6 августа 2019 года № 560) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Новоавачинском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Новоавачинском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период на многоквартирные и жилые дома до 1999 года постройки необходимо признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.

Разрешая требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Положения части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не возлагают на суд, принявший решение о признании нормативного правового акта недействующим, обязанность в каждом случае решать вопрос о возложении на орган (должностное лицо), принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим.

Учитывая положения части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также нормы части 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 10 Конституции Российской Федерации о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, согласно которым исполнение решения суда о признании недействующим (частично недействующим) нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется самим этим органом либо путем внесения в этот акт необходимых изменений и дополнений, направленных на его приведение в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо путем отмены данного акта и принятия органом нового нормативного правового акта, отвечающего требованиям других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, необходимость возложения данной обязанности на Министерство судебным решением отсутствует.

Кроме того, в данном случае отсутствуют основания полагать, что в результате принятия настоящего апелляционного определения возникнет недостаточная правовая урегулированность.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу статей 103, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уплаченная при обращении с настоящим административным иском государственная пошлина в размере 4 500 рублей подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 23 декабря 2016 года № 774 (в редакции приказа от 6 августа 2019 года № 560) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Новоавачинском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Новоавачинском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период на многоквартирные и жилые дома до 1999 года постройки.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать информацию о признании нормативного-правового акта в части недействующим в издании «Официальные Ведомости».

В удовлетворении требования о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанность принять новый замещающий нормативный акт в срок не позднее 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу в части, касающейся применения нормативов к многоквартирным жилым домам до 1999 года постройки – отказать.

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в пользу публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2022 года.

Судья Е.Ю. Бочкарева