ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-50/2022 от 29.08.2022 Курского областного суда (Курская область)

Дело № 3а-50/2022

УИД 46OS0000-01-2022-000025-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Курск 29 августа 2022 г.

Курский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Мигущенко Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарями Сибилевой Г.Г., Кретовой О.А.,

с участием административного истца Платонова М.Ю., его представителя Горбунова О.В., представителей административного ответчика – ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» - Лебедева А.А., Администрации Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области – Непочатых М.В., заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Городновский сельсовет» - Троянова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Платонова М.Ю, к ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрации Курской области, Комитету по управлению имуществом Курской области об оспаривании решений ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области», установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Платонов М.Ю, обратился в Курский областной суд в порядке главы 25 КАС РФ с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения заявленных требований) просил признать незаконными решения ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 10.01.2022 года №06.01.-22/5, от 15.02.2022 № 06.01-22/220, от 15.02.2022 № 06.01-22/219, которыми возвращены без рассмотрения его заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами , , в размере их рыночной стоимости и установить архивную кадастровую стоимость: земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 26.09.2016 - 38 062 000 рублей, внести в ЕГРН сведения об установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости на период с 27.09.2016 года по 23.10.2019; земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 19.10.2016 - 20 322 000 рублей, внести в ЕГРН сведения об установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости на период с 26.12.2016 года по 23.10.2019; земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 в размере 7 295 000 рублей, внести в ЕГРН сведения об установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости на период с 07.12.2016 года по 23.10.2019, указывая на соответствие представленных им отчетов об оценке законодательству об оценочной деятельности.

В судебном заседании административный истец Платонов М.Ю. и его представитель Горбунов О.В. заявленные требования поддержали по указанным в административном иске основаниям (с учетом уточнения) и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» - Лебедев А.А. против удовлетворения требований о признании незаконным решения ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 10.01.2022 года №06.01.-22/5, от 15.02.2022 № 06.01-22/220, от 15.02.2022 № 06.01-22/219 возражал, разрешение требований об установлении архивной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , в размере их рыночной стоимости – оставил на усмотрение суда.

Представитель Администрации Курской области и Комитета по управлению имуществом Курской области - Непочатых М.В. против удовлетворения требований возражала.

Представитель заинтересованного лица администрации Городновского сельсовета Железногорского района Курской области - Троянов А.Н. против удовлетворения требований возражал.

Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, извещенные о слушании дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.

Исследовав представленные доказательства по делу, выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению этого права, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению норм статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение). С даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; б) не применяются положения статьи 22 указанного федерального закона; в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ не осуществляется.

Согласно «Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 г., в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ).

Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд.

В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 25 ноября 2020 г. N 1186-па на территории Курской области положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» применяются для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с 1 января 2021 года.

Постановлением администрации Курской области от 25.11.2020 № 1186-па установлено, что с 01.01.2021 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Платонов Михаил Юрьевич являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 136 300 кв.м., расположенного по адресу: , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для малоэтажной жилой застройки.

Кадастровая стоимость названного земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года в размере 16 638 141 рублей определена в результате ГКО в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценке) и утверждена постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области» и внесена с ЕГРН 07.12.2016 года и соответствии со ст. 24.20 Закона об оценке. Данная кадастровая стоимость значилась в ЕГРН в период с 07.12.2016 года до 22.10.2019 года включительно.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном Федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса).

Поскольку постановление Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области» размещено на официальном сайте 02.12.2016, опубликовано в газете «Курская правда» 09.12.2016, то в силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса в целях налогообложения оно применяется к правоотношениям с 01.01.2018.

С 23.10.2019 года кадастровая стоимость данного земельного участка была изменена, ввиду изменения вида разрешенного использования земельного участка. ( т.1 л.д.15, 23-25, т.2 л.д. 199-202, 215-218, т.3 л.д. 6-8).

По заказу Платонова М.Ю. оценщиком ИП Аникеевым Д.А. подготовлен отчет об оценке № 25.1/1-11-01 от 28.12.2021г., согласно которому по состоянию на 01.01.2016 года величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером составляет 6 911 800 рублей.

Кроме того, Платонов М.Ю. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 436 742 кв.м., расположенного по адресу: , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для малоэтажной жилой застройки.

Кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 66 559 480, 80 рублей определена филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по состоянию на 19.10.2016 в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года №222. Данная кадастровая стоимость содержалась в сведениях ЕГРН в период с 26.12.2016 года до 22.10.2019 года включительно. С 23.10.2019 года кадастровая стоимость данного земельного участка была изменена, ввиду изменения вида разрешенного использования земельного участка ( т.1 л.д. 17-18, 22, т.2 л.д. 199-202, 215-218, т.3 л.д. 6-8).

По заказу Платонова М.Ю. оценщиком ИП Аникеевым Д.А. подготовлен отчет об оценке № 25.2/1-11-01 от 28.12.2021г., согласно которому величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 19.10.2016 составляет 18 884 700 рублей.

Кроме того, Платонов М.Ю. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 818 002 кв.м., расположенного по адресу: , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для малоэтажной жилой застройки.

Кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 99853504, 14 рублей определена филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по состоянию на 26.09.2016 в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года №222. Данная кадастровая стоимость содержалась в сведениях ЕГРН в период с 27.12.2016 года до 22.10.2019 года включительно. С 23.10.2019 года кадастровая стоимость данного земельного участка была изменена, ввиду изменения вида разрешенного использования земельного участка ( т.1 л.д. 19, 22, т.2 л.д. 199-202, 215-218, т.3 л.д. 6-8, 18-19).

По заказу Платонова М.Ю. оценщиком ООО фирма «Агро Плюс» Аникеевым Д.А. подготовлен отчет об оценке № 25.3/1-11-01 от 28.12.2021г., согласно которому по состоянию на 26.09.2016 года величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером составляет 31 902 100 рублей.

Разрешая требования Платонова М.Ю. о признании незаконными решений ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 10.01.2022 года №06.01-22/5, от 15.02.2022 № 06.01-22/220, от 15.02.2022 № 06.01-22/219, суд исходит из следующего.

Административное исковое заявление об оспаривании решения бюджетного учреждения рассматривается по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, при разрешении данного спора суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, с административным иском о признании недействительным решения ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 10.01.2022 года №06.01.-22/5, от 15.02.2022 № 06.01-22/220, от 15.02.2022 № 06.01-22/219 Платонов М.Ю. обратился в суд 01.04.2022, что свидетельствует о соблюдении административным истцом срока оспаривания решения, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.

В соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке и на основании распоряжения Администрации Курской области от 13.12.2016 № 442-ра на территории Курской области создано Областное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Курской области», наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Данное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным комитетом по управлению имуществом Курской области от 18.01.2017 № 01-19/14.

Согласно пункту 4.2 Устава руководителем бюджетного учреждения является директор, который назначается и освобождается от должности учредителем - комитетом по управлению имуществом Курской области. Приказом комитета по управлению имуществом Курской области от 19.07.2019 № 07.01-26/116 на должность директора назначен Коровкевич В.В. В силу приказа ОБУ «ЦГКО» от 03.08.2021 года №06.01-09/45, правом подписи писем об отказе в рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости наделен также замдиректора Кардашов А.А.

В соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке к полномочиям бюджетного учреждения относится рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной и принятие решений по ним. Порядок рассмотрения таких заявлений определен положениями статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.

В силу пунктов 3 - 6 части 4 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение заявителем лично. К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа. Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.

Как следует из материалов дела, 29.12.2021 года Платонов М.Ю. обратился в ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 26.09.2016 года, представив вышеуказанный отчет об оценке № 25.3/1-11-01 от 28.12.2021г.( т.2 л.д. 132-133).

Письмом заместителя директора ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 10.01.2022 года №06.01-22/5 (т.2 л.д. 130-131) указанное заявление возвращено административному истцу без рассмотрения со ссылкой на положения пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, ввиду того, что заявление подано Платоновым М.Ю. по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (дата заявления -29.12.2021 года, дата определения рыночной стоимости -26.09.2016 года).

Кроме того, 14.02.2022 года Платонов М.Ю. обратился в ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 19.10.2016 года, представив вышеуказанный отчет об оценке № 25.2/1-11-01 от 28.12.2021г. (т.2 л.д. 141-142).

Письмом заместителя директора ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 15.02.2022 года №06.01-22/219 (т.2 л.д. 139-140) указанное заявление возвращено административному истцу без рассмотрения со ссылкой на положения пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, ввиду того, что заявление подано Платоновым М.Ю. по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (дата заявления -14.02.2022 года, дата определения рыночной стоимости -19.10.2016 года).

Помимо указанного, 14.02.2022 года Платонов М.Ю. обратился в ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 года, представив вышеуказанный отчет об оценке № 25.1/1-11-01 от 28.12.2021г. (т.2 л.д. 136-137).

Письмом заместителя директора ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 15.02.2022 года №06.01-22/220 (т.2 л.д. 134-135) указанное заявление возвращено административному истцу без рассмотрения со ссылкой на положения пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, ввиду того, что заявление подано Платоновым М.Ю. по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (дата заявления -14.02.2022 года, дата определения рыночной стоимости -01.01.2019 года).

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7).

Согласно п.2 части 8 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» обосновано принято решение о возврате Платонову М.Ю. его заявлений в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, ввиду того, что заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с указанным, принимая во внимание, что оспариваемые решения приняты ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка, подписаны уполномоченным лицом, содержание оспариваемых решений в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска Платонова М.Ю. о признании незаконными решений ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 10.01.2022 года №06.01-22/5, от 15.02.2022 № 06.01-22/220, от 15.02.2022 № 06.01-22/219 - следует отказать.

Разрешая требования Платонова М.Ю. об установлении архивной кадастровой стоимости: земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 26.09.2016 года, земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 19.10.2016 года, земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 года, суд приходит к следующим выводам.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости на территории Курской области с 01 января 2021 года, связанное с переходом к применению статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», положениями которой не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке, с учетом положений части 1 статьи 4 КАС РФ, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на ее оспаривание в судебном порядке. Иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Как следует из пояснений административного истца, представленных документов и не оспаривалось административными ответчиками и заинтересованным лицом, в настоящее время с Платонова М.Ю. в судебном порядке взыскивается задолженность по налоговым недоимкам и пени по земельному налогу за 2016-2019 г.г., в том числе рассчитанная из оспариваемой архивной кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков.

С учетом изложенного, принимая во внимание приведенные правовые положения в их системном единстве с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, суд приходит к выводу, что Платонов М.Ю. имеет самостоятельный правовой интерес в установлении оспариваемой архивной кадастровой стоимости данных объектов недвижимости и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.

Кроме того, с учетом приведенных доводов Платонова М.Ю. и мнения участников процесса, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления Платонову М.Ю. указанного в ч.3 ст. 245 КАС РФ срока обращения в суд и пересмотра кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.

В связи с чем ссылки представителя администрации Городновского сельсовета Железногорского района Курской области о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска, ввиду оспаривания Платоновым М.Ю. архивной кадастровой стоимости, нельзя признать обоснованными.

Поскольку Платонов М.Ю. оспаривает архивную кадастровую стоимость установленную на основании Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке, оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки, регулируется Законом об оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В силу положений статьи 70, 246 КАС РФ, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

В подтверждение своих доводов о рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом представлены: отчет об оценке ИП Аникеева Д.А. № 25.1/1-11-01 от 28.12.2021г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2016 составляет 6 911 800 рублей; отчет об оценке ИП Аникеева Д.А. № 25.2/1-11-01 от 28.12.2021г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 19.10.2016 составляет 18 884 700 рублей; отчет об оценке оценщика ООО фирма «Агро Плюс» Аникеева Д.А. № 25.3/1-11-01 от 28.12.2021г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 26.09.2016 составляет 31 902 100 рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в связи с возникновением вопросов, требующих специальных знаний, суд назначил судебную оценочную экспертизу на предмет определения соответствия указанных отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждения рыночной стоимости объектов недвижимости на дату их оценки.

Согласно заключению судебной экспертизы №Т11/06-22 от 04.08.2022 года, проведенной ЧПО Требесовой Н.В., отчет об оценке № 25.1/1-11-01 от 28.12.2021г., выполненный оценщиком ИП Аникеевым Д.А.; отчет об оценке № 25.2/1-11-01 от 28.12.2021г., выполненный оценщиком ИП Аникеевым Д.А.; отчет об оценке № 25.3/1-11-01 от 28.12.2021г., выполненный оценщиком ООО фирма «Агро Плюс» Аникеевым Д.А., не в полной мере соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, экспертом установлены нарушения оценщиком ФСО №1,3,7, повлиявшие на достоверность полученной рыночной стоимости объектов оценки.

Кроме того, согласно заключению судебной экспертизы №Т11/06-22 от 04.08.2022 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 136 300 кв.м., расположенного по адресу: , по состоянию на 01.01.2016 года составляет 7295 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 436 742 кв.м., расположенного по адресу: , по состоянию на 19.10.2016 составляет 20 322 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 818 002 кв.м., расположенного по адресу: , по состоянию на 26.09.2016 года составляет 38 062 000 рублей.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд приходит к выводу, что экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом сравнительного подхода, позволяют определить рыночную стоимость каждого земельного участка по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации, экспертом в заключении даны исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы.

Экспертное заключение составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, в части, применяемой к спорным правоотношениям.

Заключение эксперта, в том числе в части установления рыночной стоимости объектов недвижимости, сторонами не оспаривается, ходатайств о вызове эксперта или о назначении по делу дополнительной, повторной экспертиз не поступило. Административный истец с результатами проведенной по делу судебной экспертизы согласился и уточнил требования в части размера рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. В связи с изложенным, заключение судебной экспертизы №Т11/06-22 от 04.08.2022 года может быть положено в основу решения.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 года - 7 295 000 рублей; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 19.10.2016 - 20 322 000 рублей; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 26.09.2016 года - 38 062 000 рублей.

Доводы представителя администрации Городновского сельсовета Железногорского района Курской области о том, что изменение кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в границах сельсовета негативно повлияет на поступления в местный бюджет в связи со снижением налоговой базы спорного земельного участка, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости прямо предусмотрена законом.

Доводы ФГБУ «ФКП Росреестра» об отсутствии оснований для привлечении Учреждения к участию в деле в качестве административного ответчика, суд также считает необоснованными.

Положениями части 2 статьи 247 КАС РФ установлено, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Как разъяснено в пунктах 7, 31 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с приказом Росреестра от 12 мая 2015 года N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено ФГБУ «ФКП Росреестра».

Принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 19.10.2016 и земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 26.09.2016 года в соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности определена филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является ФГБУ «ФКП Росреестра», привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» к участию в деле в качестве административного ответчика в настоящем административном деле не противоречит статьям 38, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ 30.06.2021, так как вопрос применения кадастровой стоимости в размере рыночной, установленной решением суда, урегулирован ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, указание в резолютивной части решения суда даты подачи заявления при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по правилам Федерального закона N 135-ФЗ не требуется

Поскольку сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указание в резолютивной части решения суда о необходимости внесении в ЕГРН сведений о новом размере кадастровой стоимости также не требуется.

Вместе с тем, принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, учитывая разъяснения, приведенные в абзаце 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, в решении следует указать период применения сведений о кадастровой стоимости, устанавливаемой настоящим решением, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Платонова М.Ю. удовлетворить частично.

В удовлетворении административных исковых требований Платонова М.Ю, о признании незаконными решений ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 10.01.2022 года №06.01-22/5, от 15.02.2022 № 06.01-22/220, от 15.02.2022 № 06.01-22/219- отказать.

Административные исковые требования Платонова Михаила Юрьевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 136 300 кв.м., расположенного по адресу: , равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 года в размере 7 295 000 (семь миллионов двести девяносто пять тысяч) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента начала применения кадастровой стоимости по 22.10.2019 года включительно.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 436 742 кв.м., расположенного по адресу: , равной рыночной стоимости по состоянию на 19.10.2016 в размере 20 322 000 (двадцать миллионов триста двадцать две тысячи) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в период с 26.12.2016 года до 22.10.2019 года включительно.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 818 002 кв.м., расположенного по адресу: , равной рыночной стоимости по состоянию на 26.09.2016 года в размере 38 062 000 (тридцать восемь миллионов шестьдесят две тысячи) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 27.12.2016 года до 22.10.2019 года включительно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 12 сентября 2022.

Председательствующий судья: Н.А. Мигущенко