РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 16 февраля 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре Князькиной А.С., с участием прокурора Атяскиной О.А., представителя административного истца по доверенности Обуховой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-510/2021 по административному исковому заявлению ООО «Альтаир» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, установил: Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир» (далее - ООО «Альтаир») обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, просит признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее – Перечень на 2020г.), утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №. Также Общество просит взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в свою пользу возмещение судебных расходов – госпошлины в размере 4 500 рублей. Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), данное здание не является административно-деловым либо торговым центром, не предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание. Включение указанного объекта в данные Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы. В судебном заседании представитель административного истца Обухова Т.А., действующая на основании доверенности, требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений относительно заявленных требований не предоставило. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что требования ООО «Альтаир» подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным. Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Как следует из с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. В соответствии с требованиями ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.ст. 14, 372 НК РФ). Законом Самарской области от 25 ноября 2003г. № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014г. № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2201 от 07 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год. Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019г. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок. Таким образом, оспариваемый приказ издан в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы, что административным истцом не оспаривается. Нежилое здание с кадастровым номером № включено в пункт № Перечня на 2020 г. Несмотря на истечение срока действия указанных приказов, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки. Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016г. N 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Пунктом 9 ст. 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Судом установлено, что ООО «Альтаир» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, наименование: административное, назначение: нежилое здание, площадью 36 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2013 года, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.12.2020 года № КУИ-002/2020-51055492. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 64 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под базу, арендуемом ООО «Альтаир» в спорный период по договору от 24 сентября 2008 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 22.12.2020 года. Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем объектов офисного, коммерческого, делового назначения, торговых объектов и объектов общественного питания. Согласно техническому паспорту, составленному филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», на здание, расположенное по адресу: <адрес>, исходя из экспликации к плану строения Литера № К, расположенного по улице Грозненская № 38, спорный объект включает части помещения: кабинет 13,6 кв.м, коридор 6,5 кв.м, кабинет 15,9 кв.м. При этом термин «кабинет» не тождественен термину «офис», наименование здания не свидетельствует о предназначении его для объектов офисного, делового, коммерческого назначения. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в указанные Перечни по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными. Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового центра, офисов. Основным видом деятельности ООО «Альтаир» является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.12.2020 г. № ЮЭ9965-20-335645706. Согласно договору аренды № 46-01/16 от 1 апреля 2016 г., заключенному между ООО «Альтаир» и ООО «Интрак», земельный участок с кадастровым номером № и нежилое здание с кадастровым номером № литера К в комплексе с иными зданиями – литеры АА1, Б, Г, Д, Е, Ж, З, общей площадью 5 785 кв.м, переданы в аренду ООО «Интрак». Из акта приема-передачи от 01.04.2016 года к договору аренды от 01.04.2016 года № 46-01/16 следует, что целевое назначение помещений: организация складского хранения товаров. Основным видом деятельности ООО «Интрак», является торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.12.2020 г. № ЮЭ9965-20-335626260. Спорный объект недвижимости расположен на охраняемой территории, где действует пропускной режим, ограничивающий свободный доступ посетителей, что подтверждается договором от 1 апреля 2016 г. № 20-01/16 об охране производственных (хозяйственных) объектов, заключенным между ООО «Интрак» и ООО ЧОО «Лига Безопасности». На основании ч. 9 ст. 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра. Однако, как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемого Перечня на 2020г. административным ответчиком не проводилось. Доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании спорного здания в период 2020 гг. в целях, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечень не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению. В соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020 г.), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта не действующими в части со дня его принятия. Согласно части 11 статьи 11, пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статье 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", пункту 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области. В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Административный истец при подаче настоящего административного иска оплатил государственную пошлину в размере 4500 рублей, что подтверждается платежным поручением № 584 от 21.12.2020. Таким образом, оплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика- министерства имущественных отношений Самарской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208 - 215 КАС РФ, суд р е ш и л : Административный иск ООО «Альтаир» удовлетворить. Признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Министерства имущественных отношений в пользу ООО «Альтаир» госпошлину в размере 4500 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.02.2021года. Судья: Т.Е. Лёшина РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (резолютивная часть) г. Самара 16 февраля 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре Князькиной А.С., с участием прокурора Атяскиной О.А., представителя административного истца по доверенности Обуховой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-510/2021 по административному исковому заявлению ООО «Альтаир» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил: Административный иск ООО «Альтаир» удовлетворить. Признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Министерства имущественных отношений в пользу ООО «Альтаир» госпошлину в размере 4500 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: Т.Е. Лёшина |