ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-511/18 от 09.10.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-511/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Коробовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, обязании совершить действия,

у с т а н о в и л:

Административный истец <данные изъяты> обратилось в Алтайский краевой суд с административным иском к ответчикам Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ равной его рыночной стоимости. Также просит обязать ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости установленной судом.

Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего <данные изъяты> на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога. В связи с этим истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка – <данные изъяты>.

При принятии настоящего административного искового заявления к участию в деле на основании ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлеченыФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, Администрация <адрес>.

Представитель административного истца в судебное заседаниене явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административные ответчики Правительство Алтайского края, Управление Росреестра по Алтайскому краю, заинтересованные лицаФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, Администрация <адрес>, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в рассмотрении дела не направили, об отложении разбирательства дела не просили.

При этом от Правительства Алтайского края поступил письменный отзыв не иск, в котором содержались возражения относительно соответствия представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В поступившем письменном отзыве на иск от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также указано об оставлении вопроса об установлении кадастровой стоимости принадлежащих истцу объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, заявленной административным истцом, на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что <данные изъяты> на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>,площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации стационарной автозаправочной станции, что подтверждается выпиской из ЕГРН, договором купли-продажи (л.д.9-20).

Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, включая земельный участок с кадастровым номером ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Алтайского края".

Согласно кадастровой справке филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ, а также сведениям данного учреждения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет <данные изъяты>. (л.д.21,82-83).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обществом с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ДД.ММ.ГГ в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> отклонено (л.д.86-87).

В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д.98-135).

В связи с сомнениями, возникшими у Правительства Алтайского края в достоверности представленного административным истцом отчета, по настоящему делу была назначена и проведена судебная экспертиза.

Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ***, составленному экспертом <данные изъяты>., отвечающему требованиям статьи 4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д.171-191).

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка; содержащиеся в заключении экспертизы сведения дают представление о местоположении объектов – аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости; в заключении приведен анализ всех необходимых факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Заключение эксперта получено в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем суд находит указанную в заключении эксперта величину рыночной стоимости земельного участка достоверной.

При этом суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом возражений относительно содержащихся в заключении судебной экспертизы выводов не заявлено, доказательства иной рыночной стоимости земельного участка суду не представлены.

Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной имеет для административного истца, являющегося в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, правовое значение, суд удовлетворяет требования <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

В части требования об обязании административных ответчиков Правительства Алтайского края, УправленияРосреестра по Алтайскому краю внести соответствующие требования в ЕГРН о кадастровой стоимости, установленной на основании отчета о рыночной стоимости суд не находит оснований для его удовлетворении в виду следующего.

С ДД.ММ.ГГ вступил в законную силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ*** «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.

Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с ДД.ММ.ГГ осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.При этом в силу ч.4 ст.3данного Федерального закона " предусмотренные ч.3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

В соответствии с Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГ*** "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" кадастровая палата наделена полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе по ведению Единого государственного реестра недвижимости в частиведения кадастровых карт.

Таким образом, требование административного истца об обязании административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управления Росреестра по Алтайскому краю внести соответствующие требования в ЕГРН о кадастровой стоимости, установленной на основании отчета о рыночной стоимости не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены к органам, к полномочиям которых не отнесены данные полномочия.

При этом в соответствии со ст.24.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» орган регистрации прав в соответствии с прямым предписанием федерального законодателя обязан принять к исполнению вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости и внести соответствующие изменения в ЕГРН.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.

Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГ.

В удовлетворении требования об обязании Правительства Алтайского края, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю совершить действия отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья Ю.В.Гончарова