Дело №3а - 513/19
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 08 июля 2019 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Новоженине Б.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,
представителя административного ответчика Правительства Нижегородской области - ФИО3,
представителя заинтересованного лица Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области - ФИО4,
прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Зудина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО10 о признании недействующим в части распоряжения Правительства Нижегородской области №99-р от 03.02.2016 «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала ФИО5, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения "Дубрава Ботанического сада университета" и "Щелоковский хутор" в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Нижегородской области 3 февраля 2016 г. принято распоряжение № 99-р «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала ФИО5, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения "Дубрава Ботанического сада университета" и "Щелоковский хутор" в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода" (далее - Распоряжение Правительства №99-р), опубликованное 17 - 23 февраля 2016 г. в печатном издании "День города. Нижний Новгород", № 11 (1062). Пунктом 1 данного распоряжения утвержден прилагаемый проект планировки указанной территории (далее - Проект планировки территории).
ФИО1 обратилась в Нижегородский областной суд административным исковым заявлением о признании недействующим Распоряжения Правительства № 99-р в части включения границ земельного участка (кадастровый номер №) с жилым домом (кадастровый номер №), расположенных по адресу: <адрес>, в территориальную зону ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), а также зону красных линий улицы, согласно разделу III «Чертеж планировки территории» проекта планировки территории.
В обоснование своих доводов ФИО1 указала, что является собственником земельного участка (кадастровый номер №), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. На указанном земельном участке находится принадлежащий административному истцу на праве собственности жилой дом.
26.01.2019 ФИО1 было получено уведомление о несоответствии планируемой реконструкции объекта ИЖС установленным параметрам, в связи с расположением земельного участка в территориальной зоне ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), а также в красных линиях улицы, утвержденных Распоряжением Правительства №99-р.
По мнению административного истца, Распоряжение Правительства №99-р противоречит действующему законодательству в части включения принадлежащего ФИО1 земельного участка в границы красных линий.
Считает, что в нарушение ч.4 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в пояснительной записке к оспариваемому проекту планировки территории не указаны причины и целесообразность включения её земельного участка в зону красных линий.
Также, ФИО1 указывает на неопределенность ее положения, поскольку отсутствуют доказательства принятия решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, что свидетельствует о нарушении оспариваемым проектом планировки территории ст.43 ГрК РФ и нарушении прав ФИО1 как собственника объекта недвижимости.
Правительство Нижегородской области представило на административное исковое заявление ФИО1 возражения, в которых, со ссылками на ст.ст. 9, 11, 26, 41, 42 ГрК РФ, указало, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры и отделяющие территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые могут находиться или находятся в собственности физических или юридических лиц.
При этом подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, в частности, с генеральным планом городского округа.
Сославшись на Инструкцию о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 №150, действовавшую в период принятия оспариваемого акта, административный ответчик отметил, что действующее законодательство не содержит требований учитывать фактические границы землепользований при разработке и утверждении проектов планировки территорий.
Заинтересованное лицо – Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в своих возражениях на доводы административного искового заявления указал, что земельный участок с кадастровым номером № расположен: по Генеральному плану города Нижнего Новгорода, утв. постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 №22, в зоне Т-3 – территория улиц и дорог; по Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утв. приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 №07-01-06/22, в зоне ТТ – зона инженерно-транспортной инфраструктуры; по проекту планировки в границах красных линий, проектными решениями предусмотрена организация пешеходной улицы.
В соответствии с п.10 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Оспариваемый проект планировки соответствует утвержденным Генеральному плану и Правилам.
На чертеже проекта планировки отображены красные линии, которые отделяют планируемые территории общего пользования, в частности, применительно к земельному участку административного истца, пешеходную улицу, от иных территорий.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Зудина А.Н., полагавшего требования административного лица не подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, отзывов на административное исковое заявление, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № и жилого дома с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок расположен в зоне красных линий улицы, согласно разделу III «Чертеж планировки территории» проекта планировки территории, утв. Распоряжением Правительства Нижегородской области №99-р от 03.02.2016.
Следовательно, ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и при этом полагает, что этим актом нарушены её права и законные интересы. Соответственно, является надлежащим административным истцом.
Оспариваемое Распоряжение Правительства № 99-р принято Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий. Процедура рассмотрения на публичных слушаниях проекта планировки территории была соблюдена.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 03 июня 2016 г. по делу №3а-359/16 (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2016 г. №9-АПГ16-17).
Проверив Распоряжение Правительства №99-р на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно частям 1 и 5 статьи 41 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия Распоряжения Правительства №99-р) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит их основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (части 1 и 2 статьи 42 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 утверждена Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), которой установлены основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150 (далее – Инструкция №150).
В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вышеназванные Инструкции применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3.2.1 Инструкции № 150 проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки.
Как следует из пункта 5 статьи 3.2.1 Инструкции № 150, на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
В силу пункта 6 статьи 3.2.1 Инструкции № 150, на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохранные участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1 Инструкции №150).
Таким образом, целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей инфраструктуры, так и параметров планируемого развития планировочной инфраструктуры, в том числе линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи.
Поэтому действующее законодательство Российской Федерации не содержит императивных требований учитывать фактические границы земельных участков землепользователей при разработке и утверждении проектов планировки территорий.
Красные линии в Проекте планировки территории установлены на основании Генерального плана города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года № 22, что подтверждается представленными в судебное заседание чертежами планировки территории.
То обстоятельство, что красные линии в Проекте планировки территории накладываются на границы земельного участка, принадлежащего административному истцу ФИО1, не свидетельствует о незаконности их установления, поскольку установление красных линий в таких границах осуществлено в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса РФ и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), утв. Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30, в пределах предоставленных Правительству Нижегородской области полномочий, при отсутствии возможности иного установления границ красных линий с целью определения баланса публичных интересов сторон.
Довод административного истца о том, что возможно иное размещение пешеходной улицы, не затрагивая принадлежащий ей земельный участок, в данном случае отклоняется судом, поскольку ФИО1 не лишена была возможности участия в публичных слушаниях с изложением своего варианта размещения объекта улично-дорожной сети.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом Распоряжение Правительства №99-р, в части включения границ земельного участка (кадастровый номер №) с жилым домом, расположенных по адресу: <адрес>, в зону красных линий улицы, согласно разделу III «Чертеж планировки территории» Проекта планировки территории не противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Относительно довода административного истца о неопределенности её положения, поскольку отсутствуют доказательства принятия решения об изъятии принадлежащего ей земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Приказом Минфина России от 5 ноября 2015 г. N 171н утвержден Перечень элементов улично-дорожной сети, куда вошли: аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. На указанном земельном участке находится принадлежащий административному истцу на праве собственности жилой дом.
Распоряжением Правительства №99-р, принятым в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов местного значения и размещения линейных объектов, границ территорий общего пользования, утвержден проект планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала ФИО5, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения "Дубрава Ботанического сада университета" и "Щелоковский хутор" в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода, предусматривающий организацию пешеходной зоны, часть территории которой проходит по земельному участку административного истца, расположенного по адресу: <адрес> (раздел III «Чертеж планировки территории» проекта планировки территории).
С учетом изложенных норм ГрК РФ, отнесение части земельного участка истца к планируемым границам объекта местного значения и территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка.
Между тем в нарушение приведенных норм федерального законодательства Проект планировки территории, утвержденный Распоряжением Правительства №99-р, не содержит таких сведений. Также в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в отношении оспариваемого проекта планировки территории проводилась процедура согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ.
Поскольку оспариваемым Распоряжением Правительства №99-р не устанавливалась территориальная зона ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры), в границах которой находится земельный участок ФИО1, административный истец вправе обратиться в порядке административного судопроизводства с требованиями о признании недействующим соответствующего нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 ФИО11 – удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда распоряжение Правительства Нижегородской области №99-р от 03 февраля 2016 г. «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени маршала Рокоссовского, Генерала ФИО5, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода» в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
В остальной части заявленных требований, в том числе в части признания недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда распоряжения Правительства Нижегородской области №99-р от 03 февраля 2016 г. «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени маршала Рокоссовского, Генерала ФИО5, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода» относительно включения границ земельного участка (кадастровый номер №) с жилым домом, расположенных по адресу: <адрес>, в территориальную зону ТТ и зону красных линий улицы, согласно разделу III «Чертеж планировки территории» проекта планировки, отказать.
Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:
Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда Н.В.Гущева
Мотивированное решение принято 15 июля 2019 года.