Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 04 октября 2018 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Нестеровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-514/18 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кулик» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Кулик» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности двух земельных участков:
- с кадастровым номером 50:29:0040303:12 общей площадью 23 018 кв. м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: складирование и продажа строительных материалов, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Воскресенский район, г/пос. Воскресенск, <...>;
- с кадастровым номером 50:29:0040303:45 общей площадью 23 033 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства логистического распределительного центра (базы хранения), адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Воскресенский район, г/пос. Воскресенск, г. Воскресенск.
Административный истец просит суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете об оценке.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что результаты государственной кадастровой оценки данных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.
Досудебный порядок рассмотрения спора административным истцом соблюден: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области решением от 24 ноября 2017 года заявление ООО «Кулик» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участка, поступившее в Комиссию 08 ноября 2017 года, отклонила.
В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенных в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки данного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости спорного земельного участка. Проведение экспертизы было поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью «ИОЛА. Объективная оценка» ФИО1
После получения заключения эксперта представитель административного истца представила в суд уточненное административного исковое заявление, в котором просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:12 и с кадастровым номером 50:29:0040303:45 в размере их рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении по состоянию на дату кадастровой оценки – на 23 декабря 2013 года и на 08 февраля 2017 года, а именно в размере 12 140 137 рублей и 15 540 829 рублей.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не возражала против удовлетворения требований административного истца. Не оспаривала право истца на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, полагала, что действительная рыночная стоимость земельных участков определена в заключении эксперта, и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, полагает уточненное административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, абз. 37 указанной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Судом установлено, что ООО «Кулик» на праве собственности принадлежат два земельных участка:
с кадастровым номером 50:29:0040303:12 общей площадью 23 018 кв. м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: складирование и продажа строительных материалов, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Воскресенский район, г/пос. Воскресенск, <...>;
- с кадастровым номером 50:29:0040303:45 общей площадью 23 033 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства логистического распределительного центра (базы хранения), адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Воскресенский район, г/пос. Воскресенск, г. Воскресенск.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (том 1 л.д.17-38).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №567-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель указанной категории на территории Московской области, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно представленной суду выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:12 – 23 декабря 2013 года (т. 1 л.д.15).
Утвержденная Распоряжением №567-РМ кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:12 составила 12 980 080,38 рублей (л.д.15).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области – по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно представленной суду выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:45 – 08 февраля 2017 года (т. 1 л.д.16).
Утвержденная Распоряжением №566-РМ кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:45 составила 21 762 039,06 рублей (л.д.16).
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Согласно заключению № СЭ-94/2018 от 27 апреля 2018 года эксперта ООО «ИОЛА. Объективная оценка» ФИО1, которой судом было поручено проведение судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости земельных участков административного истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:12, определенная по состоянию на 23 декабря 2013 года, установлена размере 12 140 137 рублей (том 2 л.д.90), а также рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:45, определенная по состоянию на 08 февраля 2017 года, установлена размере 15 540 829 рублей (том 2 л.д.90).
Суд, проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном в заключении эксперта ФИО1
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Экспертное заключение соответствует требованиям ч. 1 – ч. 3 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оно содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответ на поставленный судом вопрос.
Суд, оценивая представленное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется, сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает.
Право административного истца на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, определенной по состоянию на 23 декабря 2013 года и 08 февраля 2017 года не оспаривается.
Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта, участвующими в деле лицами не представлено, выводы эксперта о величине рыночной стоимости земельных участков участвующими в деле лицами не оспорены.
С учетом изложенного суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах уточненное административное исковое заявление ООО «Кулик» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:12, в размере рыночной, определенной в экспертном заключении 12 140 137 рублей и земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:45, в размере рыночной, определенной в экспертном заключении 15 540 829 рублей - подлежит удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для них является дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В данном случае заявления ООО «Кулик» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости двух земельных участков поступили в Комиссию 08 ноября 2017 года, и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2017 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Кулик» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:12 общей площадью 23 018 кв.м, адрес объекта: Московская область, Воскресенский район, г/пос. Воскресенск, <...>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 23 декабря 2013 года, - в размере 12 140 137 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040303:45 общей площадью 23 033 кв.м, адрес объекта: Московская область, Воскресенский район, г/пос. Воскресенск, г. Воскресенск, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 08 февраля 2017 года, - в размере 15 540 829 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «08 ноября 2017».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Терещенко
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2018 года.
Судья А.А. Терещенко