Дело №3а-514/18
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 27 августа 2018 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО2 ФИО3, представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об устранении в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровой ошибки, выразившейся во внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений об объекте оценки, в виде установления с даты проведения государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:53 на основании отнесения его к 7-ой группе видов разрешённого использования; обязании административного ответчика внести в государственной кадастр недвижимости данные об отнесении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:53 к 9-ой группе видов разрешённого использования и сведения о его кадастровой стоимости, соответствующие удельному показателю кадастровой стоимости для 9-ой группы видов разрешённого использования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 14.05.2018 года обратилась в Советский районный суд города Нижнего Новгорода к административному ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с административным исковым заявлением о признании незаконными действий административного ответчика, выразившихся во внесении в государственной кадастр недвижимости данных об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к 7-ой группе видов разрешённого использования и сведений о его кадастровой стоимости в размере 18976299,61 рублей; обязании административного ответчика внести в государственной кадастр недвижимости данных об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к 9-ой группе видов разрешённого использования и сведений о его кадастровой стоимости, соответствующей удельному показателю кадастровой стоимости для 9-ой группы видов разрешённого использования.
На основании определения Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 25.06.2018 года настоящее административное дело передано в Нижегородский областной суд для его рассмотрения по подсудности.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 20.07.2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 принято к производству Нижегородского областного суда для рассмотрения его в качестве суда первой инстанции.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде административный истец ФИО2, действующая через своего представителя ФИО3, подала в суд заявление об изменении административного искового заявления, в котором просит Нижегородский областной суд устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровую ошибку, выразившуюся во внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений об объекте оценки, в виде установления с даты проведения государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № на основании отнесения его к 7-ой группе видов разрешённого использования; обязать административного ответчика внести в государственной кадастр недвижимости данные об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к 9-ой группе видов разрешённого использования и сведения о его кадастровой стоимости, соответствующие удельному показателю кадастровой стоимости для 9-ой группы видов разрешённого использования (л.д.160-165).
Судом принято к рассмотрению измененное административное исковое заявление.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении административный истец ФИО2 указала о том, что 09.11.2009 года на основании договора купли-продажи муниципального имущества №1 она приобрела отдельностоящее здание бани, назначение: баня, расположенного по адресу: <адрес>.
27.05.2010 года оформлено право её собственности на земельный участок по адресу <адрес>, площадь объекта 2273 кв.м., кадастровый №, разрешённое использование: под зданием бани с прилегающей территорией.
С момента приобретения здания она, ФИО2, не планировала осуществлять и не осуществляла эксплуатацию здания в качестве бани. В здании развёрнуты производственные мастерские для выполнения работ по резке и подготовке стёкол, изготовления витражей, выполнения работ и оказания услуг по разработке дизайна и производству жалюзи. Территория земельного участка используется для целей производства и складирования.
В связи с выбором ею иного вида разрешённого использования объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, она в 2011 году обратилась в Земельную кадастровую палату с заявлением о внесении в данные государственного земельного кадастра сведений об избрании иного вида разрешённого использования земельного участка, что и было реализовано в установленном порядке. На основании её заявления в раздел государственного земельного кадастра: разрешённое использование земельного участка была внесена запись - под административное здание, удельный показатель кадастровой стоимости определён в размере 2419,37 руб./кв.м.
С 2011 года и по настоящее время здание эксплуатируется в качестве административного здания производственного (промышленного) назначения.
16 декабря 2015 года в её адрес поступило решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области об исправлении технической ошибки. По тексту решения указано, что 09.12.2015 года был произведён перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, а именно, до 16.12.2015 года кадастровая стоимость земельного участка была ошибочно определена по 9 группе видов разрешённого использования: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбора и заготовок» и составила 5499228,01 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости - 2 419,37 руб./кв.м).
В результате принятия решения об исправлении технической ошибки кадастровая стоимость земельного участка определена по 7 группе видов разрешённого использования: «земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения» и составила 18976299,61 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости - 6853,06 руб./кв.м).
Не согласившись с данным решением, она, ФИО2, обратилась в Советский районный суд города Нижнего Новгорода с административным исковым заявлением, в котором просила признать данное решение незаконным, внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости путём исключения из него сведений, внесённых на основании этого решения.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 05.08.2016 года по делу №№ её исковые требования были удовлетворены частично, решение вступило в законную силу. Суд признал незаконным решение филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от 09.12.2015 года и обязал административного ответчика рассмотреть вопрос об исключении соответствующих данных из государственного кадастра недвижимости.
Решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 05.08.2016 года по делу №№ было исполнено, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 5499228,01 рублей исходя из 9-ой группы видов разрешённого использования и соответствующего её удельного показателя кадастровой стоимости.
Однако в декабре 2017 года в её адрес из налогового органа поступило налоговое уведомление о необходимости оплатить налог на земельный участок за 2016 год исходя из кадастровой стоимости 18976299,61 рублей.
На её обращение письмом от 12.01.2018 года административный ответчик сообщил, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 18976299,61 рублей установлена в связи с отнесением земельного участка к 7 группе видов разрешённого использования в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Нижегородской области».
Административный истец полагает, что в Единый государственный реестр недвижимости включены недостоверные сведения о группе видов разрешённого использования её земельного участка и о соответствующей кадастровой стоимости, противоречащие решению Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 05.082016 года по делу №№.
Судом к участию в административном деле в качестве административных ответчиков дополнительно привлечены Правительство Нижегородской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, а в качестве заинтересованного лица - администрация города Нижнего Новгорода (л.д.178-180).
При рассмотрении настоящего административного дела в суде представитель административного истца ФИО3 требования административного искового заявления поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее также - ФГБУ «ФКП Росреестра») ФИО4 с требованиями административного искового заявления не согласился. Указал, что сведения о 7-ой группе видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № и о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Нижегородской области». В связи с этим, нарушения закона со стороны ФГБУ «ФКП Росреестра» и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области допущено не было. Сообщил суду о том, что решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 05.08.2016 года по делу №№ филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области было исполнено. Предположил, что в отношении земельного участка с кадастровым номером № сведения об отнесении его к 7-ой группе видов разрешенного использования могли быть включены в Приложение 1 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 на основании информации департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода о земельных участках, по которым имелись расхождения в значениях кадастровой стоимости. Представлены письменные отзывы на административное исковое заявление (л.д.91-94, л.д.152-153).
Другие лица, привлеченные судом к участию в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не может быть признано преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
В письменном отзыве привлеченное в качестве административного ответчика Правительство Нижегородской области указало о том, что постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года для участков земель населенных пунктов, внесенных в государственный кадастр недвижимости. При этом Правительство Нижегородской области действовало в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Согласно данных Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами и должна основываться на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости с применением методов массовой оценки недвижимости и учетом данных земельного и других кадастров. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, согласно которым расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Сославшись также на положения Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года №215, Правительство Нижегородской области указало в письменном отзыве на то, что полномочиями по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель было наделено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальные органы, а в настоящее время - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии с её территориальными управлениями. К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при проведении кадастровой оценки земель относится только принятие нормативного правового акта, которым утверждаются результаты кадастровой оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области был проверен Росреестром. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области был представлен проект постановления Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» для последующего его принятия. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 год.
Таким образом, по мнению Правительства Нижегородской области, результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель и Методическими указаниями.
В письменном отзыве привлеченное в качестве административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области указало о том, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2273 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, имеющим вид разрешенного использования: «под административное здание»; кастровая стоимость указанного земельного участка составляет 18976299,61 рублей. Кадастровая стоимость внесена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» (приложение 1). Исходя из вида разрешенного использования: «под административное здание» земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070186:53 согласно Приложению №5 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 отнесен к 7 группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», при этом удельный показатель составил 8348.57 рублей за кв.м.
Указывается, что в настоящее время законодательство не оперирует понятием «кадастровая ошибка», частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дано определение понятия «реестровая ошибка», схожего по своему правовому содержанию с ранее применявшимся понятием «кадастровая ошибка». Реестровая ошибка по характеру своего происхождения обусловлена наличием недостоверной информации в документах, на основании которых соответствующие сведения отражены в ЕГРН. Применительно к настоящему делу таким документом является постановление Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». Управление Росреестра по Нижегородской области не уполномочено делать выводы о качестве проведенной оценки, правильности выбранной методологии и обоснованности сделанных оценщиком выводов, поэтому решение о необходимости устранения реестровой ошибки в отношении сведений ЕГРН о кадастровой стоимости Управлением не может быть принято.
Кроме того Управление Росреестра по Нижегородской области, указало о том, что возложение на административного ответчика обязанности осуществить кадастровый учет объекта недвижимости является правовосстановительной мерой, применение судом которой невозможно без наличия определенных правовых предпосылок, выраженных в совершении административным ответчиком в отношении административного истца незаконных действий, нарушающих его права и законные интересы. Просило суд в удовлетворении требований, заявленных к Управлению Росреестра по Нижегородской области, отказать.
Судом в судебном заседании исследованы материалы административного дела №№ по административному исковому заявлению ФИО2 о признании незаконным решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от 09.12.2015 года, внесении изменения в данные государственного кадастра недвижимости, рассмотренного Советским районным судом города Нижнего Новгорода (решение от 05.08.2016 года).
Исследовав материалы настоящего административного дела и материалы административного дела №№, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из поданного ФИО2 в суд административного искового заявления, в том числе с учетом изменения его просительной части, из пояснений представителя административного истца ФИО3, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца сводятся к пересмотру результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в связи с недостоверностью сведений о данном объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а именно об ошибочном отнесении земельного участка к 7-ой группе видов разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации).
С учетом изложенного суд считает, что настоящее дело на основании статьи 20 КАС РФ подсудно Нижегородскому областному суду в качестве суда первой инстанции и подлежит рассмотрению с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 КАС РФ.
Из материалов настоящего административного дела усматривается следующее.
Административный истец ФИО2 на основании договора купли-продажи муниципального имущества от 09.11.2009 года №1 приобрела в собственность объект недвижимости - отдельностоящее здание - баня, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.21).
Также на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.04.2010 года №№ ФИО2 приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием бани с прилегающей территорией, площадью 2273 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.20).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 15.03.2011 года следует, что на указанную дату земельный участок с кадастровым номером № имел вид разрешенного использования: под зданием бани с прилегающей территорией, удельный показатель кадастровой стоимости: 9857,56 руб./кв.м (л.д.22).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 25.05.2011 года следует, что был изменен вид разрешенного использования земельного участка с: «под зданием бани с прилегающей территорией» на: «под административное здание», удельный показатель кадастровой стоимости: 2419,37 руб./кв.м (л.д.24-25).
09.12.2015 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области вынесено решение №РКФ/15-92163 об исправлении технической ошибки. Согласно данному решению в сведениях государственного кадастра недвижимости выявлена техническая ошибка в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В решении указывается, что в соответствии с приложением 2 постановления Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года №358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» кадастровая стоимость земельного участка была ошибочно определена по 9 группе видов разрешенного использования («земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок») и составила 5499228,01 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости - 2419,37 руб. за кв.м.). Принято решение исходя из вида разрешенного использования земельного участка: «под административное здание» удельный показатель кадастровой стоимости выбрать в соответствии с приложением 2 Постановления №358 по 7 группе видов разрешенного использования («земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии») в размере 6853,06 руб. за кв.м. Правильное значение кадастровой стоимости земельного участка - 15577005,38 руб. (л.д.105-106).
Не согласившись с данным решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области 09.12.2015 года №№, ФИО2 оспорила его, обратившись с административным исковым заявлением в Советский районный суд города Нижнего Новгорода (дело №№).
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 05.08.2016 года по делу №№ исковые требования ФИО2 были удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от 09.12.2015 года и обязал административного ответчика рассмотреть вопрос об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений, внесенных в результате принятия решения от 09.12.2015 года №№ об исправлении технической ошибки (л.д.25-35).
17.10.2016 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области вынесено решение №№, согласно которому на основании решения Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 05.08.2016 года по делу №№ в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, внесены изменения в части кадастровой стоимости земельного участка, а именно указано правильное значение кадастровой стоимости - 5499228,01 рублей (л.д.36-37).
Из приведенного выше решения от 17.10.2016 года №№ следует, что кадастровая стоимость земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости в размере, соответствующем 9-ой группе видов разрешенного использования.
Из решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области от 17.10.2016 года №№, а также из пояснений представителя административного ответчика в суде следует, что решением от 17.10.2016 года №№ изменение кадастровой стоимости с 15577005,38 рублей на 5499228,01 рублей произведено по состоянию на 20.05.2011 года, то есть на дату, по состоянию на которую были внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в связи с отнесением его к 9-ой группе видов разрешенного использования согласно приложению 5 к постановлению Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года №358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» - «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», удельный показатель - 2419,37 руб. за кв.м.
Судом также установлено, что Правительством Нижегородской области принято постановление от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», которым установлена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года.
Данным постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 вновь установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № исходя из 7-ой группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения) в размере 18976299,61 рублей (строка 68489 приложения 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (действующей в спорный период) кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии со вступившим в силу с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» введено понятие реестровая ошибка - воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона).
Пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 (далее - Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39 (далее - Методические указания) (действующих на момент осуществления государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области»), предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
Пунктом 1.2 Методических указаний были установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (подпункт 1.2.7) и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (подпункт 1.2.9).
Постановление Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждено приложение №5 «Группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области.
Данное приложение содержит сведения о номере, наименовании группы и видах разрешенного использования.
Группа №7 имеет наименование: «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», виды разрешенного использования земельных участков в составе группы: земельные участки организаций, занимающихся банковской, страховой и биржевой деятельностью; земельные участки деловых, административных, коммерческих и офисных зданий и соответствующих помещений, принадлежащих организациям, занимающимся коммерческой деятельностью, а также иной управленческой деятельностью, не связанной с государственным и муниципальным управлением.
Группа №9 имеет наименование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, виды разрешенного использования земельных участков в составе группы: земельные участки фабрик, заводов и комбинатов; земельные участки административных зданий предприятий и организаций промышленности; земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; земельные участки типографий; земельные участки других промышленных предприятий; земельные участки ДЭЗов (РЭУ, ЖЭК); земельные участки объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в п.13 настоящего перечня); земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов; земельные участки мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; земельные участки кладбищ, крематориев; земельные участки баз и складов; земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка.
По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний (применяемых при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.11.2013 года), определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп. Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка. Отнесение вида разрешенного использования земельного участка к группам должно осуществляться с учетом фактического использования такого земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № представляет собой самостоятельный объект недвижимости, расположен под существующим зданием.
Из письменного отзыва административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» на административное исковое заявление следует 20.04.2011 года на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости внесены изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером №, а именно вид разрешенного использования данного земельного участка изменен с «под зданием бани с прилегающей территорией» на «под административное здание» (л.д.92). Данное обстоятельство подтверждается выписками из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 15.03.2011 года и на 25.05.2011 года (л.д.22-25).
Согласно техническому паспорту на задание, расположенное по адресу: <адрес>, литера А, составленному Советским отделением Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» 05.04.2016 года, данное здание имеет наименование: «административно-производственное здание», назначение: «нежилое здание» (л.д.94-107, дело №№).
Из справки службы районного архитектора Советского района ГлавУАГ администрации города Нижнего Новгорода следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденными постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 15.11.2005 года №89, контур здания № расположен в зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) (л.д.223, дело №№).
Согласно Правилам землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденными постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 15.11.2005 года №89 (применялись при утверждении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.11.2013 года) территориальная зона Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) предусматривала, в том числе, такие виды разрешенного использования как «деловое управление», «бытовое обслуживание».
Согласно статье 46.10 Правил землепользования и застройки (Таблица соответствия территориальных зон с соответствующими градостроительными регламентами Правил наименованиям функциональных зон генерального плана города Нижнего Новгорода) территориальная зона Ц-2 соответствует, в том числе зоне торгово-бытового назначения (или в составе: О-1, О-2, О-3, ОД) и зоне административно-деловой застройки (или в составе: О-1, О-2, О-3, ОД.
Так как государственная кадастровая оценка земель основывается как на классификации земель по целевому назначению, так и по виду функционального использования (пункт 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316), то для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии недостоверных сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, суд исследовал доказательства, содержащиеся в материалах настоящего административного дела, а также административного дела №№, относительно фактического использования земельного участка и расположенного на нем здания.
В административном исковом заявлении административный истец ФИО2 указала о том, что с момента приобретения здания она не планировала осуществлять и не осуществляла эксплуатацию здания в качестве бани. В здании развёрнуты производственные мастерские для выполнения работ по резке и подготовке стёкол, изготовления витражей, выполнения работ и оказания услуг по разработке дизайна и производству жалюзи. Территория земельного участка используется для целей производства и складирования.
Представитель административного истца в судебном заседании подтвердил данные доводы.
Доводы о том, что здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, фактически не использовалось для размещения в нем офисных помещений, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, подтверждается актом обследования здания, фотографиями, договорами аренды помещений, договором поставки оборудования, техническим паспортом и другими доказательствами.
Так, в исследованных в судебном заседании материалах административного дела №№ имеется договор аренды нежилого помещения от 01.06.2013 года №1 о передаче индивидуальным предпринимателем ФИО2 индивидуальному предпринимателю ФИО8 помещения площадью 21 кв.м. в здании, расположенном по адресу: <адрес>. Помещение передано для использования в качестве административного здания с правом организации производства товаров и услуг (п.1.4 договора) (л.д.39-44, дело №№).
На основании договора аренды нежилого помещения от 01.06.2013 года №2 индивидуальным предпринимателем ФИО2 передано индивидуальному предпринимателю ФИО9 помещение площадью 227,15 кв.м. в здании, расположенном по адресу: <адрес>. Помещение передано для использования его в качестве административного здания с правом организации производства товаров и услуг (п.1.4 договора) (л.д.45-50, дело №№).
Аналогичные договоры аренды помещений были заключены с данными арендаторами в 2014-2016 годах (л.д.51-86, дело №№), а также и в последующие годы: договор от 01.06.2017 года с индивидуальным предпринимателем ФИО9 (л.д.71-74, дело №а-514/18).
В материалах дела №№ имеется Акт осмотра здания от 26.04.2016 года, составленный начальником ОУУП и ПДН отдела полиции №7 Управления МВД России по г.Нижнему Новгороду ФИО16 и гражданами ФИО1 Д.А., ФИО10, ФИО11 Согласно данному Акту осмотра помещения здания используются индивидуальными предпринимателями ФИО9 и ФИО8
В здании расположена промышленно-производственная мастерская ИП ФИО9 по производству жалюзи. В помещениях размещены: склад материалов и принадлежностей, пошивочная мастерская с установленным швейным оборудованием, разделочная мастерская тканей, аппаратная с установленными в ней напольными стационарными станками для производства горизонтальных жалюзи, склад готовой продукции. По сообщению ИП ФИО9 станки приобретены и установлены в 2009-2010 годах.
В части здания размещена промышленно-производственная мастерская индивидуального предпринимателя ФИО8 по изготовлению оконных блоков, витражей, мозаичных блоков. В помещениях размещены: склад материалов и принадлежностей, стеклорезательная мастерская, склад готовой продукции, механизмы и приспособления для изготовления оконных блоков, витражей, мозаичных блоков. По сообщению ИП ФИО8 оборудование приобретено и установлено в 2010-2011 годах (л.д.122, дело №а-5387/16).
К акту осмотра приложены фотографии, исследованные в судебном заседании (л.д.123-128, дело №№).
Кроме того, в подтверждение осуществления ИП ФИО9 в здании по адресу: <адрес> производственной деятельности административным истцом суду представлены документы на поставку товара, приобретения оборудования, техническое обслуживание контрольно-кассовой техники (л.д.75-90, дело №а-514/18).
Как указано выше в данном судебном решении, согласно техническому паспорту здание, находящееся по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, имеет наименование: «административно-производственное здание».
Согласно экспликации к плану строения в здании предусмотрено размещение таких помещений, как: холлы, склады, коридоры, санузлы, пошивочная, электрощитовая, мастерская оконных блоков, умывальники, кабинеты, раздевалка, машинный зал, раскроечная мастерская, мастерская шитья. При этом складские и мастерские помещения составляют 281,8 кв.м. (76,5%), кабинеты - 11,9 кв.м. (3,2%) (остальные помещения вспомогательные).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, в рассматриваемый период фактически в целом не использовалось для размещения в нем помещений офисного назначения. Представлены доказательства использования помещений для административно-производственного назначения.
Суд полагает, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером № может быть отнесен к 7-ой группе видов разрешенного использования.
Кроме того, суд принимает во внимание решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 05.08.2016 года по делу №№, которым было признано незаконным изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с 9-ой группы видов разрешенного использования на 7-ую группу видов разрешенного использования, что имело место ранее.
Таким образом, отнесение вышеназванного земельного участка в ходе государственной кадастровой оценке к седьмой группе видов разрешенного использования вместо девятой, свидетельствует об искажении сведений, воспроизведенных о нем в Единый государственный реестр недвижимости.
Суд полагает необходимым удовлетворить административное исковое заявление ФИО2 в части и устранить воспроизведенную в Едином государственном реестре недвижимости реестровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения 7‑ой группы видов разрешенного использования, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № исходя из удельного показателя для 9-ой группы видов разрешённого использования и соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости.
При этом суд полагает, что в решении должно быть указано об устранении реестровой ошибки, а не кадастровой ошибки, как это указано в административном исковом заявлении. Возможность исправления реестровой ошибки предусмотрена статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». При этом суд считает, что применительно к настоящему делу документом, на основании которого в Едином государственном реестре недвижимости была воспроизведена недостоверная информация относительно 7-ой группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, является постановление Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области».
Суд также полагает необходимым указать резолютивной части решения о внесении соответствующих изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № исходя из удельного показателя для 9-ой группы видов разрешённого использования.
Вместе с тем, суд считает, что в части заявленного к административному ответчику ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» требования об обязании данного административного ответчика внести в государственной кадастр недвижимости сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к 9-ой группе видов разрешённого использования и сведения о его кадастровой стоимости, соответствующие удельному показателю кадастровой стоимости для 9-ой группе видов разрешённого использования, должно быть отказано, поскольку в силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» такая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для возложения указанной обязанности отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО2 по настоящему административному делу удовлетворить в части.
Устранить воспроизведенную в Едином государственном реестре недвижимости реестровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения 7‑ой группы видов разрешенного использования, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № исходя из удельного показателя для 9-ой группы видов разрешённого использования и соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости.
Внести соответствующие изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № исходя из удельного показателя для 9-ой группы видов разрешённого использования.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости считать 14.05.2018 года.
В части требования об обязании административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственной кадастр недвижимости данные об отнесении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:53 к 9-ой группе видов разрешённого использования и сведения о его кадастровой стоимости, соответствующие удельному показателю кадастровой стоимости для 9-ой группе видов разрешённого использования, - отказать.
Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Кручинин
В окончательной форме решение суда составлено 31 августа 2018 года.
Судья М.А. Кручинин