ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-514/19 от 20.05.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-514/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 20 мая 2019 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Парамонова Т.И.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

при секретаре Зиновкине Е.О.,

с участием представителя административного истца ФИО1- ФИО2, представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании отдельных положений приказа управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1251 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1251 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень).

Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 31 октября 2016 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2018 года № 1841, указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года.

В пункт 152 Перечня включен объект недвижимости - склад ЛДСП и готовой продукции, назначение: нежилое, 1- этажный, общей площадью 629,6 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: Брянская <адрес>-Б.

В пункт 179 Перечня включен объект недвижимости - здание колбасного цеха, назначение: нежилое, 1- этажный, общей площадью 295,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Брянская <адрес>.

В Приказ № 1251 от 26 октября 2016 года внесены изменения, и на момент рассмотрения дела в суде он изложен в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 250.

В новой редакции Перечня объекты недвижимости:

- склад ЛДСП и готовой продукции, назначение: нежилое, 1- этажный, общей площадью 629,6 кв.м., с кадастровым номером . расположенный по адресу: Брянская <адрес>- <адрес> значится в пункте 151;

- здание колбасного цеха, назначение: нежилое, 1- этажный, общей площадью 295,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: Брянская <адрес> - в пункте 175.

Указанный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 05 марта 2019 года.

ФИО1 обратился с административным исковым заявлением о признании недействующими с 1 января 2017 года пунктов 152 и 179 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1251 (ред. от 27 ноября 2018 года) «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса РФ спорные объекты не отвечают признакам объектов недвижимого имущества, фактически используемых в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и не являются объектами налогообложения исходя из кадастровой стоимости. Здания склада и колбасного цеха являются производственными объектами и расположены на земельных участках с производственным назначением. Включение спорных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определялась как их кадастровая стоимость, неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Административный истец, с учетом уточнения административных исковых требований, просил признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 151 и 175 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1251 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 250) «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 уточненные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что из фотоматериалов следует, что здание колбасного цеха является складом, а не магазином. Также отметила, что из распечатки публичной кадастровой карты, где отмечен земельный участок, на котором расположено здание склада ЛДСП и готовой продукции, следует, что вид разрешенного использования земельного участка – для размещения складских помещений. Отмечала, что предоставленная администрацией муниципального образования «Дятьковский район» выписка из правил землепользования свидетельствует о том, что в качестве вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные объекты, указано – «под склады и оптовые базы». Указывала на то, что в спорных зданиях отсутствуют магазины, что подтверждается документами технического учета. Полагала, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что здание склада ЛДСП используется в качестве объекта делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Также считала, что не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что здание колбасного цеха использовалось в спорный период как магазин. Кроме того, не представлено каких-либо доказательств в подтверждение того, что здание колбасного цеха относится к торговому объекту исходя из вида разрешенного использования земельного участка.

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области ФИО3 иск не признала, пояснив, что процедура утверждения и опубликования оспариваемого нормативно-правового акта была соблюдена. Спорные объекты включены в Перечень на основании сведений, предоставленных администрацией <адрес>, сведений из ЕГРН и технических паспортов. Указала, что объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: Брянская <адрес>Б, включен в перечень по п.3 ст.378.2.НК РФ, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: Брянская <адрес>, включен в перечень по п.4 ст.378.2 НК РФ, на основании сведений, предоставленных администрацией <адрес>.

Свидетель ФИО4, работающая в должности главного бухгалтера у ИП ФИО1, суду пояснила, что два спорных объекта используются в производственных целях - для распиловки материалов и в качестве форматно-раскроечного цеха. В здании колбасного цеха и здании склада ЛДСП и готовой продукции находится производственное оборудование. В штатном расписании отсутствует должность продавца.

Административный истец ФИО1 о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал.

В письменном отзыве на административное исковое заявление содержится заявление главы администрации Дятьковского района Брянской области ФИО5 о рассмотрении дела без участия представителя заинтересованного лица администрации Дятьковского района Брянской области.

С учетом требований ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

Согласно Положению об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013г. № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области. Управление в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты (пункты 1.1 и 1.3 Положения). Управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1251 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 28 февраля 2019 года № 250), размещен на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 октября 2016 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 250 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 05 марта 2019 года.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, оспариваемые Приказы изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1251 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, на территории <адрес> Брянской <адрес>, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В пункт 152 Перечня включен объект недвижимости - склад ЛДСП и готовой продукции, назначение: нежилое, 1- этажный, общей площадью 629,6 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: Брянская <адрес>-Б.

В пункт 179 Перечня включен объект недвижимости - здание колбасного цеха, назначение: нежилое, 1- этажный, общей площадью 295,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Брянская <адрес>.

В Приказ № 1251 от 26 октября 2016 года внесены изменения, и на момент рассмотрения дела в суде он изложен в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 250.

В новой редакции Перечня объекты недвижимости:

- склад ЛДСП и готовой продукции, назначение: нежилое, 1- этажный, общей площадью 629,6 кв.м., с кадастровым номером 32:29: 0010201: 197. расположенный по адресу: Брянская <адрес>- Б значится в пункте 151;

- здание колбасного цеха, назначение: нежилое, 1- этажный, общей площадью 295,9 кв.м., с кадастровым номером 32:29:0010501:52, расположенное по адресу: Брянская <адрес> - в пункте 175.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, для признания законным включения объектов недвижимости в Перечень, административный ответчик, в силу прямого указания статьи 213 КАС РФ, должен доказать, что объекты недвижимости либо расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает или фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел,
связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № 32-0-1-23/4601/2019-6873 от 29.03.2019 г. и №32-0-1-23/4601/2019-6878 от 01.04.2019 (т.1 ) здание колбасного цеха расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1835 +/- 14,99 кв.м., принадлежащем административному истцу на праве собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для производственной деятельности.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № 32-0-1-23/4601/2019-6866 от 29.03.2019 г. и №32-0-1-23/4601/2019-6877 от 02.04.2019 (т.) усматривается, что склад ЛДСП и готовой продукции расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1640 +/- 14 кв.м., принадлежащем административному истцу на праве собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для размещения объектов (зданий) административного и складского (промышленного) назначения.

Согласно договору купли продажи № 173 от 10.12.2007, заключенному между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района и ФИО1 (т.), земельный участок, расположенный по адресу: Брянская <адрес> имеет предназначение «для производственной деятельности».

Согласно договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (т.), земельный участок, расположенный по адресу: Брянская <адрес>-б имеет предназначение «для размещения объектов (зданий) административного и складского (промышленного) назначения».

В свидетельстве от 13 августа 2010 года о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером в качестве вида разрешенного использования земельного участка указано - «для размещения объектов (зданий) административного и складского (промышленного) назначения» (т.).

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано 10.01.2008, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т.).

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т.).

В соответствии с выпиской № 13 из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Дятьково» (т.), утвержденной решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 26 октября 2010 № 2-93 и действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа, земельные участки с кадастровыми номерами и относятся к зоне производственно-коммунальных объектов IV-V класса санитарной классификации (П3).

Положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, в редакции от 30.09.2015, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:

- к коду вида разрешенного использования 4.1 «Деловое управление» отнесено: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности);

- к коду вида разрешенного использования 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.

Установленные в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и виды разрешенного использования: «для производственной деятельности» и «для размещения объектов (зданий) административного и складского (промышленного) назначения», действуют, как на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, так и на момент рассмотрения дела судом. При этом установленные виды разрешенного использования земельных участков не подпадают под коды видов разрешенного использования 4.1 «Деловое управление», 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)».

Оценивая довод административного ответчика о том, что такой вид разрешенного использования земельного участка как «для размещения объектов (зданий) административного и складского (промышленного) назначения» соответствует пункту 1.2.7. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, суд приходит к следующему.

По смыслу п. 3, п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют видам разрешенного использования земельных участков, отмеченных в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, в редакции от 11.01.2011, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В пункте 1.2.5. Методических указаний значатся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

В пункте 1.2.7. Методических указаний значатся земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Данных, свидетельствующих об отнесении земельных участков, на которых расположены спорные объекты недвижимости, по виду разрешенного использования к землям, на которых возможно размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5.), а также офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7.) материалы дела не содержат.

Суд приходит к выводу о том, что такие виды разрешенного использования земельных участков как «для производственной деятельности» и «для размещения объектов (зданий) административного и складского (промышленного) назначения» однозначно не свидетельствует о том, что на таких земельных участках предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. При таких обстоятельствах включение принадлежащих административному истцу зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества должно быть обусловлено предназначением для использования или фактическим использованием спорных зданий в соответствующих целях.

Согласно техническому паспорту на здание (т. ), расположенное по адресу: Брянская <адрес> Б, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь склада ЛДСП и готовой продукции составляет 659.3 кв.м. В разделе «IV. Общие сведения» указанного технического паспорта, в графе назначение указано «Здание склада ЛДСП и готовой продукции», а в графе использование значится «по назначению».

Также из кадастрового паспорта на склад ЛДСП и готовой продукции (т. ) следует, что указанное здание имеет производственное назначение.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что склад ЛДСП и готовой продукции оборудован помещениями, необходимым для признания его офисным зданием делового, административного и коммерческого назначения, а также торговым объектом, объектом общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Из сведений технического паспорта на склад ЛДСП и готовой продукции (т.), усматривается, что в здании отсутствуют какие-либо помещения, которые предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Из приведенных данных технического паспорта, и кадастрового паспорта, следует, что нежилое здание с наименованием склад ЛДСП и готовой продукции, имеет производственное назначение и используется как склад ЛДСП и готовой продукции.

Представитель административного ответчика не оспаривал тот факт, что в отношении склада ЛДСП и готовой продукции отсутствует акт обследования, который бы указывал на то, что данный объект недвижимости фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Кроме того, из представленных стороной административного истца инвентарных карточек (т.) следует, что здание склада ЛДСП и готовой продукции с 30 ноября 2011 года оборудовано винтовыми компрессорами; с 02 декабря 2011 года оборудовано копировальнофрезерными станками с верхним расположением шпинделя и наклоняемой головкой.

Таким образом, по документам технического учета, правоустанавливающим документам, иным материалам дела невозможно сделать вывод об отнесении здания склада ЛДСП и готовой продукции к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, либо торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно техническому паспорту на здание колбасного цеха (т. ), расположенное по адресу: Брянская <адрес>, составленному по состоянию на 14 ноября 2002 года, площадь здания колбасного цеха составляет 295.9 кв.м.

Согласно экспликации к поэтажному плану, здание имеет один этаж, основные помещения занимают площадь равную 231 кв.м.; подсобные помещения занимают площадь равную 64 кв.м.

Также, согласно экспликации к поэтажному плану, здание колбасного цеха имеет следующие помещения: коридор площадью 7.1 кв.м., кабинет площадью 14.3 кв.м., коридор площадью 7.2 кв.м., кладовая площадью 10 кв.м., кладовая площадью 7.4 кв.м., посолочная площадью 15.5 кв.м., экспедиционная площадью 20.5 кв.м., цех площадью 48.2 кв.м., машинное площадью 39.4 кв.м., варочная площадью 25.5 кв.м., цех площадью 9.2 кв.м., цех площадью 7 кв.м., коридор площадью 5.5 кв.м., кабинет площадью 4.2 кв.м., коптильня площадью 19.1 кв.м., холодильник площадью 12.4 кв.м., холодильник площадью 7.3 кв.м., моечная площадью 7.7 кв.м., бытовка площадью 13.8 кв.м., умывальник площадью 1.7 кв.м., туалет площадью 3.6 кв.м., лаборатория площадью 8.4 кв.м.

Из приведенных данных технического паспорта, экспликации к поэтажному плану помещений здания, следует, что нежилое здание колбасного цеха имеет преимущественное назначение помещений для осуществления «производственной» деятельности.

Кроме того, из представленных стороной административного истца инвентарных карточек (т.) следует, что здание колбасного цеха с 31 мая 2010 года обустроено вентиляционными, пылеулавливающими установками; с 31 декабря 2011 года обустроено форматно-раскроечными станками; с 30 сентября 2013 года - токарными станками.

Согласно штатному расписанию, утвержденному 10 января 2016 года (т ), у ИП ФИО1 отсутствуют должности торговых работников.

Таким образом, по документам технического учета, правоустанавливающим документам, иным материалам дела, невозможно сделать однозначный вывод об отнесении здания колбасного цеха к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Кроме того, из буквального толкования положений п.п. 2 п. 4 ст. 378 Налогового кодекса РФ следует, что для правильного их применения необходимо определить, что является «торговым объектом».

Данное понятие раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и п. 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Из данного понятия следует вывод, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов. И для того чтобы признать здание колбасного цеха торговым объектом, согласно ст. 2 Закона о торговой деятельности, его площадь должна включать в себя помещения, предназначенные для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Если объект недвижимости не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан торговым объектом в целях применения ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что здание колбасного цеха оборудовано помещениями, необходимым для признания его торговым объектом.

Исходя из наименований помещений, входящих в состав здания колбасного цеха по сведениям технического паспорта объекта (т.1 л.д. 211), не усматривается, что все без исключения помещения или помещения площадью более 20% от общей площади принадлежащего административному истцу здания колбасного цеха предназначены для торговой деятельности.

Таким образом, на основании технических документов нельзя сделать безусловный вывод о том, что здание колбасного цеха является торговым объектом по предназначению.

Суд не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что фактическое использование здания колбасного цеха по назначению подтверждено актом осмотра нежилых помещений в <адрес> Брянской <адрес> от 04.04.2017.

Исходя из пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,4,5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения в Перечень спорных объектов недвижимости, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка, информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

В соответствии с пунктом 5 Порядка мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме:

1) межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области;

2) запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества;

3) обследований объектов недвижимого имущества.

Пунктом 6 Порядка установлено, что вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области; информации, полученной от государственных органов; и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса согласно перечню документов указанных в настоящем пункте.

Как усматривается из представленного акта осмотра нежилых помещений в г. Дятьково Дятьковского района Брянской области от 04.04.2017, обследование объекта с целью определения вида его фактического использования проводили члены комиссии ФИО6, ФИО7, ФИО8

В графе «целевое использование» в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером указано «склад магазин», а в графе «фактическое использование» указано «используется по целевому» (т. , ).

В соответствии с пунктами 7.2.-7.6. Порядка, по результатам обследования рабочими группами органов местного самоуправления объектов недвижимого имущества на основании распоряжения главы администрации соответствующего муниципального района, городского округа Брянской области в срок не позднее пяти рабочих дней от даты окончания проведения обследования составляется акт обследования.

Согласно пункту 7.7. Порядка в акте обследования указываются: дата и место составления акта обследования; дата и номер распоряжения главы администрации муниципального района, городского округа Брянской области на проведение обследования; фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших обследование; фамилии, имена, отчества и должности специалистов и (или) экспертов, привлеченных к участию в обследовании; наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, гражданина, являющегося собственником объекта недвижимого имущества, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, гражданина, присутствовавшего при проведении обследования; дата, время и место проведения обследования; вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 7.8. Порядка, акт обследования подписывается всеми членами рабочей группы органов местного самоуправления, участвовавшими в проведении обследования.

Согласно пункту 7.9. Порядка материалы фото- и (или) видеосъемки и проведенных измерений объекта недвижимого имущества являются неотъемлемой частью акта обследования.

Оценивая представленный акт, составленный по состоянию на 04.04.2017, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд учитывает положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, предусматривающие, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Как усматривается из акта обследования, в нем не содержится каких-либо сведений о фактическом использовании отдельных помещений, входящих в здание колбасного цеха, указания о конкретных площадях помещений, используемых в качестве помещений, относящихся к помещениям торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также расчета процентного отношения суммы площадей, используемых в целях размещения помещений торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади нежилого помещения.

Согласно акту обследования нельзя считать установленным, что фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания более 20 процентов общей площади здания колбасного цеха.

Такое указание в графе «фактическое использование», как «используется по целевому», не свидетельствует о том, что здание колбасного цеха фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания более 20 процентов от общей площади здания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что акт осмотра нежилых помещений в г. Дятьково Дятьковского района Брянской области от 04.04.2017, не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование здания колбасного цеха по назначению в качестве офисного здания делового, административного и коммерческого назначения, либо торгового объекта, объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Кроме того, данный акт не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование здания колбасного цеха в качестве торгового объекта и в силу следующего. Из системного толкования положений п. 8 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п и действовавшего на момент включения в Перечень принадлежащего административному истцу здания колбасного цеха на 2017 год, следует, что акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества и включения их в перечень на соответствующий налоговый период, составляются до начала налогового периода.

Представленный акт составлен за рамками начала действия оспариваемой части нормативно-правового акта 26 октября 2016 года № 1251 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Кроме того, осуществление торговой и иной деятельности, кроме производственной, опровергается показаниями свидетеля ФИО4 согласно которым, спорные объекты используются для распиловки материалов и в качестве форматно-раскроечного цеха.

У суда не имеется оснований не доверять указанному свидетелю, поскольку его показания не противоречат письменным доказательствам по делу, согласуются с объяснениям стороны административного истца, данными в судебном заседании, административным ответчиком допустимыми доказательствами не опровергнуты, в связи с чем принимаются судом как достоверное и допустимое доказательство использования спорных объектов для производственных целей.

В силу прямого предписания, содержащегося в ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем управлением имущественных отношений Брянской области доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащих административному истцу зданий условиям, установленным п.3, п.4 ст.378.2 НК РФ и необходимым для включения зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, не представлено.

Из сведений, содержащихся в технических паспортах зданий, иных документах, имеющихся в деле, прийти к выводу о том, что более 20 процентов общей площади помещений, расположенных в спорных зданиях, предназначены для размещения офисов, объектов общественного питания, торговых объектов и объектов бытового обслуживания, не представляется возможным.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты недвижимости не соответствуют критериям ст. 378.2 НК РФ. В связи с этим требование административного истца о признании недействующими пунктов 151 и 175 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1251 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 250) «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", подлежит удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования административного истца о признании недействующим оспариваемого нормативно-правового акта с 1 января 2017 года.

Согласно статье 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В статье 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Решением Дятьковского городского Совета народных депутатов № 3-83 от 30.10.2015 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории муниципального образования "город Дятьково" Брянской области налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 405 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

В соответствии со статьей 409 указанного кодекса налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что требования об оплате налога за 2017 год административным истцом уже получено (т. 2 л.д. 57, 62).

Включение спорных зданий в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 год.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченные сроки действия на 2017 год, признание отдельных его положений не действующими с 01 января 2017 года будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 2 оспариваемого Приказа управления имущественных отношений Брянской области отделу кадастровой оценки и контроля за использованием недвижимости и земельных ресурсов было поручено разместить (опубликовать) приказ с приложением Перечня в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области и направить Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

С учетом изложенного, настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, в управление имущественных отношений Брянской области и размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании отдельных положений приказа управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1251 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 250) «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» - удовлетворить.

Признать не действующими с 01 января 2017 года пункты 151 и 175 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1251 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года № 250) «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения в него соответственно склада ЛДСП и готовой продукции, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 629,6 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и здания колбасного цеха, назначение: нежилое, 1- этажный, общей площадью 295,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.

Председательствующий

судья Брянского областного суда Т.И. Парамонова

мотивированное решение принято 22.05.2019 г.