ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-514/2022 от 29.03.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-514/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2022 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием прокурора Филипповской О.Н.,

представителя административного истца Регионального отделения военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области ФИО1, представителя административного ответчика губернатора Оренбургской области – председателя Правительства Оренбургской области, а также заинтересованного лица министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2, представителя заинтересованного лица министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО3, представителя заинтересованного лица ООО «Самарское» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области к Губернатору Оренбургской области - председателю Правительства Оренбургской области о признании недействующим подпункт 1.3 пункта 1 указа Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 746-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года № 8-ук и приложения к названному указу,

установил:

Указом Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года № 8-ук утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области. Указами Губернатора Оренбургской области от 14 июня 2017 года № 323-ук, от 5 ноября 2019 года № 498-ук, от 13 февраля 2020 года № 57-ук в указ № 8-ук вносились изменения.

В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области представлены сведения об осуществлении территориального охотустройства в Оренбургской области.

Указом Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 746-ук в указ Губернатора от 18 января 2016 года № 8-ук вновь внесены изменения.

Указ опубликован на официальном интернет-портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://pravo.gov.ru/, и ttp://www.pravo.orb.ru, 30 декабря 2021 года.

Пункт 1 указа Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 746-ук предписывает: «1. Внести в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года № 8-ук «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области» (в редакции указов Губернатора Оренбургской области от 14 июня 2017 года № 323-ук, от 5 ноября 2019 года № 498-ук, от 13 февраля 2020 года № 57-ук) следующие изменения:

Подпункт 1.3 пункта 1 указа № 746-ук предписывает: «В приложении к указу разделы «РО ВОО МСОО ОО, ОХ «Тоцкое», «ООО "Самарское» участок № 1» приложения А «Описание границ закрепленных охотничьих угодий (ЗОУ)» изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему указу.

Согласно приложению к указу от 29 декабря 2021 года № 746-ук:

«РО ВОО МСОО ОО, ОХ «Тоцкое»

Площадь в Тоцком районе: 25330 гектаров.

Площадь в Сорочинском городском округе: 2594 гектара.

Общая площадь: 27924 гектара

Северная граница: от точки 1 (***.) на границе Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов по указанной границе до поворота на н.п. Маховка, далее до н.п. Маховка, затем по дороге Маховка - Пронькино до н.п. Пронькино, далее по реке Боровка до н.п. Баклановка.

Восточная граница: от н.п. Баклановка в юго-западном направлении по дороге через н.п. Березовка до пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа, далее по указанной границе до реки Самары.

Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с рекой Самара вдоль указанной реки в западном направлении до н.п. Тоцкое 2-е, далее в северо-западном направлении вдоль границы военного полигона до точки 2 (***.).

Западная граница: от точки 2 (***.) до границы Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов в точке 1 (***.).

Карта-схема границ охотничьего хозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ «Тоцкое» (рисунок).

ООО «Самарское», участок № 1

Площадь: 16000 гектаров.

Тоцкий район

Северная граница: от места пересечения автодороги Медведка - Каменная Сарма с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов вдоль указанной границы до точки 1 (***.), от точки 1 (***.) до точки 2 (***.), далее в юго-восточном направлении вдоль границы военного полигона до н.п. Тоцкое 2-е, далее по реке Самаре до ее пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа.

Восточная граница: от места пересечения реки Самары с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа вдоль указанной границы до ее пересечения с железной дорогой Самара - Оренбург.

Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с железной дорогой Самара - Оренбург вдоль железной дороги в северо-западном направлении до станции Погромное.

Западная граница: от станции Погромное на север мимо н.п. Медведка до автодороги направлением Медведка - Каменная Сарма, далее по этой дороге до ее пересечения с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов.

Карта-схема границ охотничьего хозяйства ООО «Самарское», участок № 1 (рисунок)».

Региональное отделение военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области (далее РО ВОО При ВО СМОО ОО) обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующими: подпункт 1.3 пункта 1 указа Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 746-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года № 8-ук и приложение к этому указу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что указ Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года не соответствует части 9 статьи 39 и части 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июня 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ), а также Приказу Минприроды Российской Федерации от 6 августа 2010 года № 306 «Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий и Приказу Минприроды России от 31 августа 2010 года № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре».

По мнению административного истца, указ Губернатора Оренбургской области № 746-ук изменив конфигурацию границ, уменьшил площадь охотничьих угодий Тоцкого охотхозяйства РОВОО При ВО МСОО ОО и за счет этого увеличил площадь смежного охотхозяйства – ООО «Самарское».

Основанием для включения в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области сведений о распределении охотничьего угодья и его принадлежности административному истцу является охотхозяйственное соглашение от 13 июля 2011 года № 18, заключенное в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, то есть на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии , выданной 21 июня 2001 года на площади 29,3 тыс. га на срок с 21 июня 2001 года по 21 июня 2011 года.

Площадь, указанная в долгосрочной лицензии 29,3 га, в силу прямого указания части 1 статьи 71 и пункта 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ перешла в охотхозяйственное соглашение. Границы охотхозяйства «Тоцкое» указаны в распоряжении главы администрации Оренбургской области от 18 июля 1997 года № 613-р.

Административный истец указывает, что спорной является «Южная граница» - северный берег реки Сакмара на запад до пос. Ключевой». Такое описание полностью перешло в заключенное с ним охотхозяйственное соглашение.

ООО «Самарское» заключило охотхозяйственное соглашение позже, чем административный истец - 4 марта 2014 года, следовательно, документация по охотхозяйству «Самарское», по мнению административного истца, не могла содержать территорию, уже принадлежащую РО ВОО При ВО МСОО ОО.

В редакции указа Губернатора Оренбургской области № 746-ук площадь охотхозяйства «Тоцкое» уменьшается до 26 364 га, а охотхозяйства «Самарское» увеличивается до 1600 га.

Административный истец полагает, что изменение схемы территориального охотустройства Оренбургской области произведено в нарушение пункта 7 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре, утвержденного Приказом Минприроды России № 335, без проведения охотоустроительных работ.

Описание границ, приведенные в приложении оспариваемого указа губернатора, по мнению административного истца, не соответствует пунктам 3, 4, 5, 6 и 7 Требований к описанию границ охотничьих угодий, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации № 306.

Определением Оренбургского областного суда от 3 февраля 2022 года к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и ООО «Самарское».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования административного иска поддержал.

Представитель губернатора Оренбургской области и министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 и представитель министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, считая их необоснованными, указав, что оспариваемый административным истцом указ Губернатора Оренбургской области № 746-ук издан в пределах компетенции главы администрации области, с соблюдением установленной процедуры. Федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права административного истца, оспариваемый указ не нарушает, поскольку оспариваемый указ уточнил южную границу охотхозяйства «Тоцкое», в соответствии с выданной долгосрочной лицензией и заключенным договором, в связи с чем в удовлетворении административного иска просили отказать. Представлен письменный отзыв.

Представитель ООО «Самарское» просил в удовлетворении требований административного иска отказать по основаниям, указанным представителями губернатора области и министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области, а также по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Филипповской О.Н., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. В силу частей 3 - 5 этой же статьи документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации; в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов; к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.

Частью 8 статьи 39 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года № 335 утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к ее составу и структуре.

В соответствии с пунктом 2 приложения 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года № 335 схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема) является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 того же приложения предусмотрено, что составление Схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Пунктом 11 приложения 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года № 355 установлено, что изменения вносятся в Схему в порядке, предусмотренном для ее составления, и утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Органом, уполномоченным на составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области с 10 января 2020 года является министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (пункт 14.9.9 указа Губернатора Оренбургской области от 10 января 2020 года № 5-ук «Об утверждении положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и признании утратившими силу некоторых указов Губернатора Оренбургской области»).

Ранее полномочия на составление схем были отнесены к министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.

Согласно пункту 7 приложение 1 Приказа № 335 схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления схемы и отражающих реальное состояние экосистем.

Согласно пункту 5 указанного приложения Схема утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Статьей 42 Устава (Основного закона) Оренбургской области установлено, что высшим должностным лицом Оренбургской области является Губернатор области.

В соответствии со статьей 50 (части 1 и 2) Устава (Основного закона) Оренбургской области Губернатор области в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области и законов области издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Оренбургской области. Нормативные правовые акты принимаются в форме указов.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Оренбургской области по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодателем, и опубликован в установленном законом порядке.

Административный истец является охотпользователем, субъектом отношений, регулируемых указом Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 746-ук, и в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе его оспорить.

Проверяя указ Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 746-ук в оспариваемой части на предмет соответствия его федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ), под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются на закрепленные (используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Законом) и общедоступные (охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты).

Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 209-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона № 209-ФЗ на землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.

На основании части 2 статьи 27 Федерального закона № 209-ФЗ по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Охотхозяйственное соглашение в числе иных условий включает в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (пункт 1 части 4 статьи 27 Федерального закона № 209-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Приведенные законоположения в их системной взаимосвязи свидетельствуют о том, что федеральный законодатель, принимая новое правовое регулирование в области охотпользования, одновременно предусмотрел неизменность до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром границ охотничьих угодий, описанных в долгосрочной лицензии на пользование животным миром и в ранее заключенном договоре.

Из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела следует, что спорной является южная граница охотхозяйства «Тоцкое» и северная граница ООО «Самарское», расположенные в пойме реки Самара.

Текстовое описание южной границы охотхозяйства «Тоцкое» по указу Губернатора области 8-ук в редакции указа № 323-ук (то есть до издания оспариваемого указа) было следующим:

«Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с рекой Самарой вдоль указанной реки в западном направлении мимо населенного пункта Тоцкое Второе до точки 2 (***)».

После издания оспариваемого указа № 746-ук текстовое описание южной границы охотхозяйства «Тоцкое» стало:

«Южная граница: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с рекой Самара вдоль указанной реки в западном направлении до н.п. Тоцкое 2-е, далее в северо-западном направлении вдоль границы военного полигона до точки 2 (***.)».

Текстовое описание северной границы ООО «Самарское» по указу Губернатора области 8-ук в редакции указа № 323-ук следующее:

«Северная граница: от места пересечения автодороги Медведка - Каменная Сарма с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов вдоль указанной границы до точки 1 (***), далее в юго-восточном направлении до населенного пункта Тоцкое Второе, далее по реке Самаре до ее пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа».

После издания оспариваемого указа № 746-ук текстовое описание северной границы ООО «Самарское» стало:

«Северная граница: от места пересечения автодороги Медведка - Каменная Сарма с границей Тоцкого и Бузулукского муниципальных районов вдоль указанной границы до точки 1 (***.), от точки 1 (***.) до точки 2 (***.), далее в юго-восточном направлении вдоль границы военного полигона до н.п. Тоцкое 2-е, далее по реке Самаре до ее пересечения с границей Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа».

Из изложенного следует, что спорным участком стал участок поймы реки Самара вдоль границы военного полигона.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что первоначально схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области разработана АНО НИПИ «Кадастр» по заданию министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.

Исходными данными являлись действующие законодательные и нормативные правовые документы (федеральные и региональные); нормативная, методическая и инструктивная документация, касающаяся использования охотничьих ресурсов и охотничьих угодий; материалы о состоянии, текущем использовании охотничьих ресурсов и охотничьих угодий, предоставленные министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, ФГБУ «Центрохотконтроль»; материалы федеральной системы статистического наблюдения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, монографические и иные источники, содержащие результаты исследований, и другие информационные материалы по направлению НИОКР.

Последующие изменения были обусловлены изменением наименований населенных пунктов Оренбургской области, заключением новых охотхозяйственных соглашений, (соответственно вносились изменения с отражением информации о новых закрепленных охотничьих угодьях и соответственно об изменении границ общедоступных охотничьих угодий), исправлением неточностей, и не требовали проведения каких-либо видов работ (мониторингов, исследований и т.д.).

Основанием для издания оспариваемого указа Губернатора Оренбургской области «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года № 8-ук» стали установленные фактические обстоятельства того, что спорная территория охотничьих угодий Тоцкого охотхозяйства в пойме реки Самара (южная граница схемы) административному истцу по долгосрочной лицензии и договору, заключенному на основании распоряжения главы администрации Оренбургской области от 18 июля 1997 года № 613-р, не предоставлялась.

В судебном заседании установлено, что решением исполнительного Комитета Оренбургского областного Совета депутатов трудящихся от 25 февраля 1965 года № 155 (далее - Решение), за Тоцким гарнизонным Советом военно-охотничьего общества для ведения охотничьего хозяйства была закреплена территория (охотничьи угодья), принадлежащая воинской части 96538 в ее установленных границах, сроком на 10 лет. (л.д.367).

В решении указано о признании нецелесообразным закрепление за Тоцким гарнизонным Советом военно-охотничьего общества охотничьих угодий в пойме реки Самарки, в связи с ограниченностью других пойменных угодий для охотколлективов Тоцкого и Бузулукского обществ охотников и рыболовов.

Договором на пользование охотничьими угодьями для ведения охотничьих хозяйств от 13 июня 1977 года, заключенным Госохотинспекцией и Оренбургским гарнизонным Советом ВОО ПриВО, охотпользователю в лице Оренбургского гарнизонного Совета ВОО ПриВО в пользование на 10 лет, с 13 июня 1977 года по 13 июня 1987 года были переданы охотничьи угодья, расположенные на территории Тоцкого района, Оренбургской области, для организации и ведения охотничьего хозяйства под наименованием «Тоцкое», площадью 29 тыс. га в границах, установленных решением облисполкома от 25 февраля 1965 года № 155. (л.д.108).

Согласно Паспорта Внутрихозяйственного устройства Тоцкого охотничьего хозяйства ВОО При ВО от 1987 года, разработанного самим Тоцким охотничьим хозяйством ВОО При ВО, Тоцкое охотхозяйство, находящееся в ведении совета ВОО При ВО, организовано решением Оренбургского облисполкома от 25 февраля 1965 года № 155 и оформлено заключением договора с Гоохотинспекцией от 13 июня 1977 года сроком на 10 лет (л.д.123-130)

Также в Паспорте указана площадь Тоцкого охотхозяйства 29,3 т.га и в разделе «Гидрография» дается описание водоемов, находящихся на территории ФИО5, а именно на территории хозяйства расположены 3 озера. Река Самара протекает южной стороной хозяйства с востока на запад. Южная граница хозяйства проходит по правому берегу этой реки примерно 20 км. (л.д.129)

Кроме того, в Паспорте указано, что Тоцкое охотхозяйство (угодья) расположены на землях спец. назначения. Лесной фонд, находится в ведении военного лесхоза (пункт 1.4 Паспорта) (л.д.130)

На основании распоряжения главы администрации области от 18 августа 1999 года № 747-р Оренбургоблохотуправлением 21 июня 2001 года ВОО При ВО Оренбургского гарнизона выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира на площади 29,3 тыс.га в границах охотхозяйства «Тоцкий» Тоцкий район. Срок действия определен с 21 июня 2001 года по 21 июня 2011 года (л.д. 148)

Тогда же между Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Оренбургской области (Оренбургоблохотуправление) и ВОО ПриВО Оренбургского гарнизона был заключен Договор о предоставлении участка (участков) охотничьих угодий для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (далее - Договор) (л.д.115-122).

Пункт 6.2 договора содержит указание на приложения с описанием границ, картосхему, условия согласования с собственниками земель и землевладельцами, владельцами водного и лесного фонда.

Из приложения № 1 к договору следует, что «Тоцкое» охотхозяйство расположено на землях специального назначения, а весь лесной фонд хозяйства составляет 29,3 тыс. га и находится в ведении военного лесничества (л.д.119).

В приложении к договору (без номера) содержится описание границ охотхозяйства «Тоцкое» и также указано на расположение охотхозяйства на землях специального назначения (л.д.120).

Схема земель Тоцкого военного лесничества от 2001 года, представленная в Облохотуправление в приложении к договору как Картосхема территории РСОО ВОО ПриВО Оренбургского гарнизона, также не включает спорную пойму реки Самара. В этой части на карте за пределами территории охотхозяйства имеется обозначение «ГЛФ», что означает государственный лесной фонд (л.д. 121-122).

В пункте 2.2.2 заключенного РСОО ВО ПриВО Оренбургского гарнизона и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области охотхозяйственного соглашения от 13 июля 2011 года № 18 также указано на отсутствие лесных участков на территории охотхозяйства (л.д.19-23).

Исследовав и оценив доказательства, суд приходит к выводу, что предоставленная РО ВОО при ВО МСОО ОО территория для ведения охотничьего хозяйства, спорную пойму реки Самара не включала.

Доводы административного истца о том, что в результате принятия оспариваемого указа и изменения схемы охотничьих угодий уменьшилась территория охотхозяйства «Тоцкое» и увеличилась территория ООО «Самарское» не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Так, судом установлено, что пойма реки Самары от пос.Тоцкое-2 на запад ранее относилась к территории закрепленной за Оренбургским областным обществом охотников и рыболовов ассоциации Росохотрыболовсоюз, что подтверждается распоряжением администрации Оренбургской области от 11 мая 1994 года № 345-р «О закреплении охотничьих угодий области и организации охотничьих хозяйств Оренбургского областного общества охотников и рыболовов ассоциации Росохотрыболовсоюз», из пункта 1 которого следует, что за Оренбургским областным обществом охотников и рыболовов в пользование закреплены охотничьи угодья общей площадью 1712,1 тыс. га сроком на 25 лет в границах согласно приложениям 1, 2 для организации и ведения охотничьего хозяйства) (л.д.149-157).

Пунктом 2 указанного распоряжения администрации Оренбургской области управлению охотничьего хозяйства предписано заключить договор на пользование охотничьими угодьями с Оренбургским областным обществом охотников и рыболовов в границах согласно приложениям № 1,2 и проекту внутрихозяйственного охотустройства 1989 года (л.д.149).

В 2005 году Самарским охотничьим - рыболовным хозяйством Тоцкого района Оренбургской области был разработан Проект внутрихозяйственного устройства. Согласно Разделу 2 «Краткая характеристика объекта исследования» Подразделу 2.1. «Местоположение, площадь, граница» к Проекту Самарское охотничье хозяйство Бузулукского РООООООиР занимает площадь 17060 га. и имеет следующие границы, в том числе Северная – от дороги Медведка-Каменная Сарма по границе Бузулукского района до границы спецучастка, далее по западной и южной границе спец.участка до границы Сорочинского района. (л.д.164, 198).

Указанная в проекте внутрихозяйственного устройства северная граница обхода, соответствует южной границе Тоцкого охотхозяйства.

В приложении имеется карта, на которую нанесены контуры участка по границе военного полигона, а также указан смежный пользователь – Тоцкое охотхозяйство.

26 февраля 2001 года Оренбургскому областному обществу охотников и рыболовов выдана долгосрочная лицензия серии ХХ № 2131 на пользование объектами животного мира сроком с 1 марта 2001 года по 1 марта 2011 года, в границах согласно распоряжению № 345-р от 11 мая 1994 года (л.д.114).

Из пояснений представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, а также предоставленной суду аукционной документации (л.д.201-208), следует, что участок Самарского обхода, ранее закрепленный за Оренбургским областным обществом охотников и рыболовов, был выставлен на аукцион, а затем, по результатам торгов, на основании охотхозяйственного соглашения от 4 марта 2014 года № 75 передан ООО «Самарское» (л.д.209-217).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что спорная территория в пойме реки Сакмара в пользование административного истца по долгосрочной лицензии, выданной 21 июня 2001 года и заключенному соглашению от 13 июля2011 года № 18, не передавалась, а находилась в пользовании иного лица. В связи с чем, оснований признавать, что оспариваемый административным истцом указ Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 746-ук не соответствует положениям части 1 и части 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ, нет. Южная граница охотхозяйства «Тоцкое» была приведена в соответствие с указанными лицензией и соглашением.

Доводы административного истца о том, что описание границ схемы охотустройства, приведенные в приложении оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют пунктам 3, 4, 5, 6 и 7 требований к описанию границ охотничьих угодий, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации от 6 августа 2010 года № 306 не обоснованы.

Судом установлено, что на основании государственного контракта от 3 сентября 2013 года № 032/13 Автономной некоммерческой организацией Научно-исследовательский проектный институт «Кадастр» проводилась работа по исследованию охотничьих угодий и охотничьих ресурсов на территории Оренбургской области, целью которой было составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области.

По итогам проведенного исследования АНО НИПИ «Кадастр» составил Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области в двух частях.

При разработке схемы АНО НИПИ «Кадастр» произвел анализ долгосрочных лицензий и охотхозяйственных соглашений, что подтверждается пояснительной запиской к Схеме, составленной АНО НИПИ «Кадастр» (часть 1 стр. 88, 92, 104).

Вместе с тем, суд учитывает, что АНО НИПИ «Кадастр» не были представлены указанные в ходе рассмотрения данного дела документы, первичного предоставления участка РО ВОО При ВО МСОО ОО, а представленные для исследования охотхозяйственные соглашения, не содержали всей необходимой для определения границ информации.

Административный ответчик своим указом изменил не всю схему территориального устройства Оренбургской области, а лишь уточнил описание границы охотхозяйства «Тоцкое» и ООО «Самарское» с учетом выданных лицензий и заключенных соглашений, поэтому не было необходимости проводит весь комплекс охотоустроительных работ.

При подготовке проекта указа Губернатора Оренбургской области № 746-ук была использована схема разработанная АНО НИПИ «Кадастр», перечисленные выше первичные документы, которые стали основанием для заключения охотхозяйственного соглашения и выдачи лицензии, а также было использовано заключение кадастрового инженера от 31 октября 2021 года ФИО6, согласно которому площадь земельного участка охотхозяйства РО ВОО МСОО ОО, ОХ Тоцкое составила 27 924 га.

Кадастровым инженером при нанесении границ земельного участка использовалось следующее описание границ, в том числе в отношении Южной границы: от места пересечения границы Тоцкого муниципального района и Сорочинского городского округа с рекой Самара вдоль указанной реки в западном направлении до н.п.Тоцкое-2-е, далее в северо-западном направлении вдоль границы военного полигона до точки 2.

При этом, при натурном обследовании южной границы кадастровым инженером были обнаружены фактические закрепленные аншлаги с указанием принадлежности территорий к охотхозяйствам с их названием, в том числе и РСОО ВОО При ВО ОГ охотхозяйство «Тоцкое».

Учитывая, что административным ответчиком не утверждалась полностью новая схема охотхозяйства, а лишь вносились изменения в уже существующую схему, оснований признавать, что изменение схемы территориального охотустройства Оренбургской области произведено с нарушением Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре, утвержденного Приказом Минприроды России № 335 - нет.

Описание границ, приведенные в приложении оспариваемого указа губернатора, соответствует пунктам 3, 4, 5, 6 и 7 Требований к описанию границ охотничьих угодий, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации N 306.

Доводы административного истца о том, что кадастровым инженером неверно рассчитана площадь охотхозяйства, не могут стать основанием для признания оспариваемого нормативного акта недействующим, поскольку арифметическая ошибка кадастрового инженера, даже если она допущена, не может стать основанием для удовлетворения административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, так как арифметическая ошибка может быть исправлена в ином порядке.

Доказательств того, что оспариваемый указ губернатора Оренбургской области нарушает законные права и интересы административного истца, не представлено. Внесение изменений в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий не ограничило прав охотпользователя РО ВОО При ВО МСОО ОО по ведению деятельности в охотничьих угодьях, в тех границах и той площадью, которые закреплены в охотхозяйственном соглашении от 13 июля 2011 года № 18.

Ссылка административного истца на решение Оренбургского областного суда от 13 февраля 2020 года (дело № 3а-413/2020) не может стать основанием для удовлетворения административного иска, поскольку предметом рассмотрения тогда был иной указ Губернатора Оренбургской области (57-ук), который принимался при иных обстоятельствах и судом исследовались иные доказательства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что указ Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 746-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года № 8-ук» (с приложением), принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает, поэтому правовых оснований для удовлетворения требований административного истца - нет.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Регионального отделения военно-охотничьего общества Приволжского военного округа межрегиональной спортивной общественной организации в Оренбургской области и признании недействующим подпункт 1.3 пункта 1 указа Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 746-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года № 8-ук и приложения к указу – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен 4 апреля 2022 года.