ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-519/2022 от 13.05.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

66OS0000-01-2022-000015-77 Дело № 3а-519/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 13 мая 2022 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Шмелёвой А.С.,

с участием прокурора Васильевой Марии Александровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединённое административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Инфраструктурные решения – город Лесной» о признании недействующими в части нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

14 декабря 2018 года заключено концессионное соглашение в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности городского округа «Город Лесной». Концессионеру – ООО «Инфраструктурные решения – город Лесной» (далее – ООО «РИР-Лесной») предоставлено право владения и пользования Объектом соглашения, состав и перечень которого приведён в приложении № 1.

Срок действия концессионного соглашения – до 31 декабря 2033 года; в приложении № 9 к концессионному соглашению установлены долгосрочные параметры регулирования; определено, что государственное регулирование тарифов осуществляется с использованием метода индексации.

Опубликованным (и общедоступным) постановлением органа местного самоуправления ООО «РИР-Лесной» с 01 февраля 2019 года присвоен статус гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению. То есть, начиная с 2020 года, это влечёт возможность, в пределах долгосрочного периода регулирования, с учётом заявления этой суммы и предоставленного расчёта при корректировке тарифа, включать в необходимую валовую выручку расчётную предпринимательскую прибыль.

31 января 2019 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области) принято постановление № 9-ПК «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Инфраструктурные решения – город Лесной» (город Лесной) долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, и тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям городского округа «Город Лесной», на 2019 – 2033 годы» (далее – постановление № 9-ПК).

Долгосрочные тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения для поименованной организации утверждены органом тарифного регулирования с использованием метода индексации установленных тарифов, на основе долгосрочных параметров регулирования, на период с 01 февраля 2019 года по 31 декабря 2033 года включительно, с календарной разбивкой.

Утверждённые тарифы ежегодно индексируются; РЭК Свердловской области издаёт постановления «О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области», в результате принятия которых, тарифы для административного истца излагаются в новых редакциях. Так, на 2021 год проиндексированные тарифы установлены в результате издания органом тарифного регулирования постановления от 09 декабря 2020 года № 226-ПК; на 2022 год – издано постановление от 09 декабря 2021 года № 213-ПК.

Названные постановления № 9-ПК, № 226-ПК и № 213-ПК являются нормативными правовыми актами. Они в установленном порядке опубликованы, размещены и общедоступны на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru).

В результате издания поименованных нормативных правовых актов для ООО «РИР-Лесной» тариф на питьевую воду установлен в размерах:

с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года – 25,66 руб./м3 (без НДС);

с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года – 25,66 руб./м3 (без НДС);

с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года – 27,86 руб./м3 (без НДС);

Тариф на водоотведение для ООО «РИР-Лесной» установлен в размерах:

с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года – 20,68 руб./м3 (без НДС);

с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года – 20,68 руб./м3 (без НДС);

с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года – 23,10 руб./м3 (без НДС);

28 декабря 2021 года, полагая нарушенными свои права и законные интересы, ООО «РИР-Лесной» направило в Свердловский областной суд административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Просило признать недействующим постановление № 9-ПК (в редакции постановления от 09 декабря 2020 года № 226-ПК) в части установления на второе полугодие 2021 года тарифа на питьевую воду в размере 25,66 руб./м3 (без НДС) и тарифа на водоотведение в размере 20,68 руб./м3 (без НДС).

24 февраля 2022 года ООО «РИР-Лесной» обратилось в Свердловский областной суд с ещё одним административным исковым заявлением, также подлежащим рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Просило признать недействующим постановление № 9-ПК (в редакции постановления от 09 декабря 2021 года № 213-ПК) в части установления на 2022 год:

– тарифа на питьевую воду на первое и второе полугодие в размерах 25,66 руб./м3 (без НДС) и 27,86 руб./м3 (без НДС);

– тарифа на водоотведение на первое и второе полугодие в размерах 20,68 руб./м3 (без НДС) и 23,10 руб./м3 (без НДС).

Определением от 19 апреля 2022 года административные дела по двум названным административным исковым заявлениям ООО «РИР-Лесной» объединены для совместного рассмотрения и разрешения в одно производство.

В судебном заседании представитель ООО «РИР-Лесной» заявленные требования поддержал. Ссылаясь на несоответствие оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, настаивал на признании недействующими утверждённых с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2022 года для административного истца тарифов на питьевую воду и водоотведение.

РЭК Свердловской области (административный ответчик), возражая против обоснованности суждений административного истца, заявленные требования не признала; ссылаясь на представленные тарифные дела, просила отказать в удовлетворении административных исковых заявлений по доводам, которые изложены в представленных письменных возражениях.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного истца подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по административному делу доказательства, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд связан только с предметом заявленного административного иска. При этом, суд не связан с теми основаниями и доводами, которые содержатся и приведены в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. В связи с этим, и в отличие от иных видов, категорий рассматриваемых дел, суд первой инстанции не должен и не обязан в обязательном порядке оценивать все доводы и суждения административного истца, давая им оценку в судебном акте. Вне зависимости от волеизъявления административного истца, но исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;

б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Не вызывает никаких сомнений, что ООО «РИР-Лесной» является субъектом публичных правоотношений, которые регулировали вышеназванные тарифы на питьевую воду и водоотведение; именно в отношении этой организации для обязательного применения утверждались названные тарифы. В связи с этим заявленные требования о проверке судом в порядке абстрактного нормоконтроля вышеназванных тарифов должны быть рассмотрены судом по существу. Задачей суда является проверка нормотворческой деятельности административного ответчика относительно предписаний и положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года № 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен. РЭК Свердловской области устанавливает подлежащие государственному регулированию тарифы и размер платы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (пункты 1 и 13 Положения). Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для определения основных направлений деятельности в области регулирования цен и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган – Правление Комиссии, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями РЭК Свердловской области.

Проанализировав доказательства, представленные административным ответчиком, проверив соблюдение требований и условий, перечисленных в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что постановления № 9-ПК, № 226-ПК, 213-ПК приняты уполномоченным органом, в надлежащей форме, при соблюдении установленной процедуры для их принятия. Поименованные нормативные правовые акты опубликованы в установленном порядке, введены в действие; нормы (тарифы), о признании которых недействующими просит административный истец, применялись и применяются в сфере регулируемых ими отношений. Поводов и причин для иных утверждений не усматривается; несоблюдение условий, перечисленных в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.

Относительно вопроса соответствия утверждённых с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2022 года для ООО «РИР-Лесной» тарифов на питьевую воду и водоотведение, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Отношения в сфере водоотведения регулирует Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливая в статье 5, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Из положений статьи 31 названного Федерального закона, содержащей исчерпывающий перечень тарифов подлежащих регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения, следует, что к тарифам, подлежащим регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения относятся тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение. Порядок формирования тарифов, методы расчёта тарифов, способы регулирования тарифов, а также период их действия регулирует статья 32 этого же Федерального закона, предусматривая, что порядок формирования тарифов устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Расчёт тарифов осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки. В число методов, с использованием которых осуществляется расчёт таких тарифов, входит (помимо иных методов) метод индексации, при котором расчёт производится с учётом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены «Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования) и «Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила регулирования тарифов). Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при условии непревышения тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря (пункт 9 Основ ценообразования).

Из положений части 2 статьи 44 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Концессионное соглашение заключено 14 декабря 2018 года; следовательно, Основы ценообразования и Методические указания, регулирующие порядок индексации тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежат применению при разрешении данного административного дела в редакциях, которые действовали по состоянию на 14 декабря 2018 года.

Применительно к рассматриваемому делу, тарифы рассчитываются в соответствии с формулой 42 Методических указаний, которая предусматривает деление необходимой валовой выручки регулируемой организации, относящейся на соответствующий регулируемый вид деятельности, на объём отпускаемой воды (принимаемых сточных вод) абонентам и другим регулируемым организациям (пункт 96 Методических указаний).

Руководствуясь названной формулой, РЭК Свердловской области непосредственно рассчитывала размеры тарифов на водоснабжение и водоотведение, о признании которых недействующими просит ООО «РИР-Лесной».

Среднегодовой тариф 2021 года на питьевую воду рассчитан РЭК Свердловской области в размере (без НДС) 24,91 руб./м3 (необходимая валовая выручка 119074,03 тыс. руб. поделена на объём водоснабжения 4781,11 тыс. м3).

Далее, с соблюдением условия о непревышении утверждаемого тарифа первого полугодия в сравнении со вторым полугодием предшествующего периода утверждены размеры тарифов для первого и второго полугодий.

Таким же способом РЭК Свердловской области рассчитаны остальные обжалуемые ООО «РИР-Лесной» тарифы на водоснабжение и водоотведение.

Из положений пункта 29 Основ ценообразования видно, что расчётный объём отпуска воды, также как и объём принятых сточных вод, определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние три года.

Объём воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объём воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчётный объём воды, отпускаемый новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объёма воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды, а также темп изменения (снижения) потребления воды. В случае если данные об объёме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учёта этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

Объём принятых сточных вод также рассчитывается с применением формул, предусмотренных в названном пункте 5 Методических указаний.

Цифровые значения плановых и фактических объёмов не оспариваются.

В рассматриваемом деле динамика отпуска воды (приёма сточных вод) за последние три года отсутствует; соотносимой и сопоставимой информации по динамике, применимой к тарифному регулированию административного истца, за предшествующие три года не имеется. Фактические объёмы регулируемой организации существуют только за 11 месяцев 2019 года. Расчёты объёмов осуществлены органом тарифного регулирования с использованием более высоких значений плановых показателей, при соблюдении не превышения темпа изменения (снижения) объёма на 5 процентов в год.

Объёмы водоснабжения и водоотведения, рассчитанные в данном случае органом регулирования с использованием плановых показателей (их значений), соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере тарифного регулирования и, по мнению суда, не противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Объёмы рассчитаны и применены РЭК Свердловской области правильно, в экономически обоснованных размерах, с учётом соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и её абонентов. В случае использования вместо плановых показателей объёмов водоснабжения и водоотведения показателей фактических (которые меньше по своему размеру) в итоге происходит существенное и значительное повышение величин рассчитываемых и утверждаемых тарифов. Кроме того, данные фактических объёмов за последний отчётный год допустимо использовать только при одновременном наличии такой динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние три года, которые (по критерию своей схожести) сопоставимы и тождественны с деятельностью регулируемой организации.

Из положений пункта 33 Основ ценообразования видно, что одним из методов установления долгосрочных тарифов является метод индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, которые (по общему правилу) не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением прямо предусмотренных случаев (которых в рассматриваемом административном деле не установлено).

Основой применения метода индексации являются долгосрочные параметры регулирования тарифов (пункт 75 Основ ценообразования).

Одним из долгосрочных параметров регулирования тарифов является базовый уровень операционных расходов; для формирования тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения регулируемой организации – ООО «РИР-Лесной» установлены базовые уровни операционных расходов: водоснабжение – 77192,55 тыс. руб.; водоотведение – 85185,66 тыс. руб.

Базовый уровень операционных расходов является одним из долгосрочных параметров регулирования и представляет собой также уровень операционных расходов, который устанавливается на первый год долгосрочного периода регулирования (пункты 2 и 79 Основ ценообразования).

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования, пункт 85 Методических указаний, формула 30).

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» – «д» пункта 73, а также с учётом положений пункта 78 Основ ценообразования.

При сравнении положений пунктов 74 и 80 Основ ценообразования видно, что проводимая ежегодно корректировка необходимой валовой выручки не тождественна и отличается от необходимой валовой выручки, величина которой рассчитывается при установлении тарифов. По своему смыслу, изначально необходимая валовая выручка устанавливается и рассчитывается для первоначального периода, а далее, в течение долгосрочного периода регулирования, проводится корректировка этой необходимой валовой выручки. По замыслу законодателя при применении метода индексации не предусмотрено ежегодное установление необходимой валовой выручки. Кроме того, при ежегодно проводимых индексациях тарифов (что предполагает корректировку необходимой валовой выручки) долгосрочный параметр регулирования – в данном случае базовый уровень операционных расходов (равный операционным расходам первого года долгосрочного периода регулирования) не пересматривается, оставаясь неизменным.

Формула корректировки необходимой валовой выручки (32) содержится в пункте 90 Методических указаний. В этом пункте предусмотрено и регламентировано, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Непосредственно корректировка необходимой валовой выручки должна была осуществляться по формуле:

Для рассматриваемого дела отдельные составляющие изложенной формулы – ?ДГОi не применяются при методе индексации, а по причине отсутствия у административного истца утверждённой инвестиционной программы, показатели в формуле ?Иi и ?ЦПi должны быть равны нолю.

Нельзя не обратить внимания, что действовавшие по состоянию на 14 декабря 2018 года пункты 90 – 95 Методические указания регламентировали и устанавливали порядок корректировки необходимой валовой выручки. Однако, в этих нормах не предусмотрено и не содержится никаких предписаний о том, каким же образом следовало рассчитывать, определять и устанавливать «размер корректировки необходимой валовой выручки за год i-2, тыс. руб.» (показатель в формуле – ?НВВкi-2).

Эта величина – «размер корректировки необходимой валовой выручки за год i-2, тыс. руб.» представляет собой показатель учёта результатов деятельности регулируемой организации за предшествующий период.

В такой ситуации не лишним будет отметить, что в дальнейшем, действующая с 06 декабря 2019 года (в редакции приказа ФАС России от 29 октября 2019 года № 1438/19) названная норма – пункт 90 Методических указаний и формула 32, изложены иным образом. Действующая редакция не содержит неясностей и позволяет рассчитывать необходимую валовую выручку на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточнённых значений прогнозных параметров регулирования, а также с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений(НВВскi).

Далее, Методические указания содержали пункт 91, который устанавливал, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учёта отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчётный период регулирования, по которому имеются фактические значения:

Необходимая валовая выручка, определяемая на i-й год на основе фактических значений параметров расчёта тарифов взамен прогнозных, НВВiф, рассчитывается с учётом пунктов 22-23 Основ ценообразования по формуле 38:

Величину операционных расходов, определяемую на основе фактических значений параметров расчёта тарифов взамен прогнозных, для её использования в формуле 38 (показатель – ОРiф) следовало определять по формуле 39.

Проанализировав вышеизложенное и ранее действовавшее правовое регулирование, суд, прежде всего, приходит к выводу, что единственно правильным, и не противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является ежегодное проведение корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации в точном соответствии с положениями пунктов 80 Основ ценообразования и 90 – 95 Методических указаний. Иные способы и варианты ежегодной корректировки необходимой валовой выручки, вне зависимости от содержания Методических указаний в ранее действовавшей по состоянию на 14 декабря 2018 года редакции, по мнению суда, следует расценивать как корректировку, которая не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Орган тарифного регулирования, соблюдая Основы ценообразования, должен ежегодно корректировать необходимую валовую выручку с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Фактически РЭК Свердловской области для расчёта тарифов, о признании которых недействующими просит ООО «РИР-Лесной», определяла величину необходимой валовой выручки (для последующего расчёта тарифов) суммировав текущие расходы, нормативную прибыль, расчётную предпринимательскую прибыль; и, применяя корректировку, уменьшала полученный результат на величину изменения необходимой валовой выручки, в целях сглаживания тарифов. В составы текущих расходов включались проиндексированные операционные расходы (равные утверждённым величинам базовых уровней операционных расходов).

Такой способ определения необходимых валовых выручек, соответствуя действующей формуле 30 Методических указаний, и математически наиболее приближенный к формуле 38 действовавших Методических указаний, не соответствует и не соотносится с положениями действовавших и подлежавших применению пунктов 80 Основ ценообразования и 90 – 95 Методических указаний. Суд не может признать такой способ правильным и допустимым.

С момента начала осуществления регулируемой деятельности административный истец поменял планировавшуюся организацию своей деятельности. Вместо подъёма воды из скважин (как это планировалось и учитывалось при установлении тарифов), регулируемая организация начинает приобретать воду. В результате, возникают не планировавшиеся расходы на покупку воды; одновременно снижаются операционные расходы; то есть, происходит изменение фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов.

Однако, такое изменение регулируемой организацией технологии производства воды (изменение и замена объёмов подъёма воды, на объёмы покупки воды, которые не учитывались при установлении тарифов) не налагает на орган тарифного регулирования обязанность учитывать расходы на покупку воды, в большем, чем учтено при установлении тарифов, размере. Вода в данном случае это один из энергоресурсов, который учитывается при корректировке тарифов в размере, не превышающем, того, который был учтён при установлении тарифов, как это предусмотрено в формулах по корректировке тарифов, действовавших по состоянию на 14 декабря 2018 года (на дату заключения концессионного соглашения).

В свою очередь, из положений пункта 15 Основ ценообразования следует, что если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), учитываются при установлении тарифов для регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Поэтому, помимо непосредственного определения необходимых валовых выручек (для последующего расчёта тарифов), РЭК Свердловской области рассчитывала также размеры корректировок необходимых валовых выручек, осуществляемых с целью учёта отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов с применением данных за последний расчётный период регулирования, по которому имеются фактические значения. Тем самым РЭК Свердловской области установлены в их цифровых значениях экономически обоснованные расходы, фактически понесённые за последний прошедший период, и недополученные доходы.

По своей сути данная корректировка представляет собой ничто иное как математическое сравнение величины необходимой валовой выручки, которая ранее была учтена для расчёта тарифа в предшествующем периоде, с фактическими расходами (затратами) по итогам прошедшего периода. В результате такого сравнения видны отклонение (разница) между учтёнными и планировавшимися расходами с реально полученными результатами прошедшего периода. Сравнивая и анализируя полученные значения, в зависимости от излишне ранее учтённых средств либо наоборот не учтённых, но экономически обоснованных и подтверждённых расходов, орган тарифного регулирования осуществляет ежегодные индексации тарифов в течение долгосрочного периода регулирования.

В рассматриваемых по данному административному делу четырёх корректировках видно, что во всех случаях (за исключением водоотведения 2022 года) РЭК Свердловской области нарушила императивное правило и принцип недопустимости изменения долгосрочного параметра регулирования (базовых уровней операционных расходов по водоснабжению и водоотведению, которые равны операционным расходам).

Так, вместо операционных расходов на водоснабжение в размере 77192,55 тыс. руб., для корректировки за 2019 год РЭК Свердловской области приняла к расчёту (для сравнения) операционные расходы в размере 48332, 82 тыс. руб. (за 2020 год в размере 55323,35 тыс. руб.). Вместо операционных расходов на водоотведение в размере 85185,66 тыс. руб. для корректировки 2019 года РЭК Свердловской области приняты к расчёту (сравнению) операционные расходы в размере 77950,71 тыс. руб.

Основы ценообразования и Методические указания не предполагают, не предусматривают и не допускают возможности при проведении корректировки изменять долгосрочные параметры регулирования тарифов в случае изменения фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов. Изменение структуры планировавшихся расходов у регулируемой организации, и её составляющих, не дают органу тарифного регулирования возможности при корректировках необходимых валовых выручек для их сравнения между собой (осуществляемых с целью учёта отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов с применением данных за последний расчётный период регулирования, по которому имеются фактические значения), изменять величины долгосрочных параметров регулирования. Федеральные нормативные правовые акты наоборот ограничивают и не допускают в течение долгосрочного периода регулирования произвольно пересматривать долгосрочные параметры регулирования тарифов, поскольку иначе нарушается сам смысл и предназначение метода индексации, который основывается и базируется именно на долгосрочных параметрах регулирования.

Поэтому суд приходит к выводу и считает, что нормотворческая деятельность административного ответчика в рассматриваемом случае не соответствует положениям подлежавших применению редакций Основ ценообразования и Методических указаний, нарушая тем самым право регулируемой организации ООО «РИР-Лесной» на правильное тарифное регулирование. В связи с чем, тарифы для административного истца на питьевую воду и водоотведение на периоды с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2022 года следует признать недействующими.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Не вызывает никаких сомнений, что решение органа тарифного регулирования об установлении тарифов не имеет обратной силы (пункт 33 Правил регулирования тарифов). Это означает, что на прошедшее время невозможно установить тариф. При этом, долгосрочный период регулирования ООО «РИР-Лесной» истекает более чем через десять лет, только в 2033 году. Основы ценообразования и Методические указания позволяют учитывать при методе индексации и ежегодных корректировках необходимой валовой выручки результаты рассмотрения данного административного дела. Поэтому нет вообще никакой необходимости и нет никаких причин признавать нормативный правовой акт недействующим не с момента вступления в законную силу решения суда, а с каких-либо иных моментов. Наиболее негативным последствием в ином случае становится невосполнимое и отсутствующее правовое регулирование тарифных правоотношений в отношении рассмотренного периода времени. Суд уверен в том, что единственно правильным и допустимым является признание нормативного правового акта недействующим только с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые заявления общества с ограниченной ответственностью «Инфраструктурные решение – город Лесной» о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31 января 2019 года № 9-ПК «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Инфраструктурные решения – город Лесной» (город Лесной) долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, и тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям городского округа «Город Лесной», на 2019 – 2033 годы» в редакциях ежегодно принимаемых постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 09 декабря 2020 года № 226-ПК (действовавшего) и от 09 декабря 2021 года № 213-ПК (действующего), поименованных – «О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области», в части установления для административного истца тарифов на питьевую воду и водоотведение на периоды с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2022 года.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в «Областной газете».

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2022 года.

Судья

М.В. Старков