ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-51/17 от 02.05.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-51/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2017 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Трофимова А.А.,

представителя административного ответчика главы МО «Северный район» Оренбургской области ФИО1,

представителя совета депутатов МО «Северный район» Оренбургской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к совету депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области, главе муниципального образования «Северный район» Оренбургской области, администрации муниципального образования «Северный район» Оренбургской области о признании незаконным решения совета депутатов,

установил:

решением совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области от 23 декабря 2016 года № 47-РС утверждён бюджет муниципального образования «Северный район» на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов.

ФИО3 и ФИО4, являясь членами совета депутатов МО «Северный район» Оренбургской области, обратились в суд с административным иском об оспаривании решения об утверждении бюджета района, полагая, что, имея право на получение компенсации на расходы, связанные с их депутатской деятельностью, лишены возможности реализовать это право, поскольку в утверждённом на 2017 год бюджете района отсутствует такая статья расходов. Между тем в соответствии с действующим бюджетным законодательством в бюджет муниципального образования должны быть включены расходы на функционирование представительного органа, которые фактически существуют.

Административные истцы просили суд признать недействующими пункты 7, 8, 9, 10 решения совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области от 23 декабря 2016 года № 47-РС «О бюджете МО «Северный район» на 2017 год и на плановый период
2018-2019 годов» со дня вступления решения в законную силу 30 декабря 2016 года; обязать администрацию Северного района Оренбургской области подготовить дополнения и изменения в бюджет муниципального образования «Северный район» Оренбургской области на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов; обязать совет депутатов МО «Северный район» Оренбургской области принять решение о внесении дополнений и изменений в бюджет МО «Северный район» Оренбургской области на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов; обязать главу Северного района Оренбургской области подписать решение о внесении дополнений и изменений в бюджет МО «Северный район» Оренбургской области и на плановый период 2018-2019 годов в части дополнения приложений
7, 8, 9, 10 к решению от 23 декабря 2016 года № 47-РС «О бюджете МО «Северный район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» подразделом: «Расходы на функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» и целевой статьёй: «Обеспечение деятельности совета депутатов МО «Северный район» Оренбургской области» и изменения распределения бюджетных ассигнований между подразделами и целевыми статьями в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители МО «Северный район» Оренбургской области и совета депутатов МО «Северный район» Оренбургской области ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, представив суду возражения в письменном виде. Считают, что бюджет района незначителен и не позволяет включать расходы на содержание представительного органа; в районе отсутствует положение о компенсации депутатам таких расходов.

В судебное заседание не явились административные истцы
ФИО3, ФИО4, административный ответчик глава МО «Северный район» Оренбургской области ФИО5 О явке в суд стороны извещены надлежащим образом, суд вынес определение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Трофимов А.А. в судебном заседании полагал заявление подлежащим удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Установлено, что решением совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области от 23 декабря
2016 года № 47-РС утверждён бюджет муниципального образования «Северный район» на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов, который в соответствии с решением совета депутатов МО «Северный район» Оренбургской области от 03 июня 2014 года № 282-РС «Об утверждении Порядка опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов» опубликован на официальном сайте муниципального образования «Северный район» в сети Интернет mo-se.orb.ru.

Оспариваемое решение содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений, поэтому является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривается.

Решение принято советом депутатов муниципального образования, уполномоченным на принятие указанного акта в пределах своих законных обязанностей.

Административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Решением совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области от 23 декабря 2016 года № 47-РС на основании статьи 21 Устава Северного района утверждены основные характеристики районного бюджета на 2017 год, в том числе:

пунктом 7 утверждено распределение бюджетных ассигнований районного бюджета по разделам и подразделам на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов согласно приложению 6 к решению совета депутатов;

пунктом 8 утверждена ведомственная структура расходов районного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов согласно приложению 7 в решении совета депутатов;

пунктом 9 утверждено распределение бюджетных ассигнований районного бюджета по разделам и подразделам, целевым статьям (муниципальным программам Северного района и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов в пределах сумм, установленных пунктом 6 решения совета депутатов согласно приложению 8;

пунктом 10 утверждено распределение бюджетных ассигнований районного бюджета по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), разделам, подразделам, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов согласно приложению 9.

В силу пункта 1 части 15 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы на обеспечение деятельности представительных органов муниципальных образований подлежат отражению по единому для бюджетов бюджетной системы РФ подразделу «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов.

В составе классификации расходов бюджетов в разделе 0100 «Общегосударственные вопросы» предусмотрен подраздел 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований», в рамках которого (согласно требованиям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01 июля 2013 года № 65-н) подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Кроме того, при необходимости предусмотрена возможность осуществить дальнейшую детализацию расходов бюджета субъекта на вышеуказанные цели путем введения обособленных целевых статей и (или) видов расходов классификации расходов бюджетов. Данное право закреплено в пункте 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, из анализа указанных выше норм следует, что отражение в планируемом бюджете района расходов на обеспечение деятельности представительных органов муниципального образования предусмотрено законом и обязательно для исполнения при составлении бюджета.

Оспариваемый бюджет муниципального образования «Северный район» Оренбургской области на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов, утверждённый решением совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области от 23 декабря 2016 года № 47-РС, при распределении бюджетных ассигнований районного бюджета не предусматривает расходы на функционирование представительных органов муниципального образования, что противоречит требованиям федеральных нормативных актов.

Доводы административных ответчиков о минимальных затратах на содержание представительного органа, недостаточность материальных средств для таких расходов, отсутствие в районе положения о компенсации затрат депутатов на функционирование представительного органа не могут повлиять на установленную законом обязанность включения указанных расходов в бюджет муниципального образования.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд считает, что требования административных истцов частично подлежат удовлетворению, поскольку решение совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области от 23 декабря
2016 года № 47-РС об утверждении бюджета на 2017 год не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в части отсутствия в утверждённом бюджете указаний на расходы на функционирование представительных органов муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться в том числе указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

Суд исходит из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемое решение применялось, суд считает необходимым признать его противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Учитывая изложенную норму процессуального права, суд считает возможным возложить обязанность на представительный орган местного самоуправления по принятию нормативного правового акта, заменяющего пункты 7, 8, 9, 10 решения совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области от 23 декабря 2016 года № 47-РС «О бюджете МО «Северный район» на 2017 год и на плановый период
2018-2019 годов».

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте муниципального образования «Северный район» Оренбургской области в сети Интернет mo-se.orb.ru.

В остальной части административные требования удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

Суд не обладает полномочиями обязать орган местного самоуправления принять какой-либо правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно указанному принципу разделения властей суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязывать органы власти осуществить соответствующее правовое регулирование, определять содержание издаваемых ими актов либо необходимость того или иного акта.

Кроме того, статьёй 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, его самостоятельность в пределах своих полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО3, ФИО4 удовлетворить частично.

Решение совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области от 23 декабря 2016 года № 47-РС об утверждении бюджета муниципального образования «Северный район» на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов признать незаконным и недействующим в части отсутствия в утверждённом бюджете указаний на расходы на функционирование представительных органов муниципального образования со дня вступления решения суда в силу.

Возложить обязанность на совет депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области в течение следующего месяца со дня вступления решения суда в законную силу по принятию нормативного правового акта, заменяющего пункты 7, 8, 9, 10 решения совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области от 23 декабря 2016 года № 47-РС «О бюджете МО «Северный район» на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» с учётом расходов на функционирование представительного органа муниципального образования.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда подлежит опубликованию на официальном сайте муниципального образования «Северный район» Оренбургской области в сети интернет mo-se.orb.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию административной коллегии Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда И.Ф. Селютина