Дело №3а-51/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Калуга 6 октября 2017 года
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жудова Н.В.,
при секретаре Деминой О.В.,
с участием прокуроров Земскова А.Ю., Антиповой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия города Обнинска Калужской области «Теплоснабжение» к Министерству конкурентной политики Калужской области о признании недействующим приказа Министерства тарифного регулирования Калужской области от 20 августа 2015 года №136 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Калужской области с применением расчетного метода»,
установил:
Министерством тарифного регулирования Калужской области издан приказ от 20 августа 2015 года №136 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Калужской области с применением расчетного метода» (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
Приказом установлены названные нормативы расхода тепловой энергии на территории Калужской области, дифференцированные по температуре горячей воды, наличию изолированных стояков и полотенцесушителей, типу системы горячего водоснабжения.
Данный нормативный акт зарегистрирован в администрации Губернатора Калужской области 3 сентября 2015 года за № 5325 и опубликован в соответствии с положениями пункта 2 статьи 53 Закона Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» от 25 июля 1995 года N 12 на сетевом издании «Сайт «Газеты Калужской области «Весть» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) 11 сентября 2015 года (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
Согласно п.3.6.1 Положения о Министерстве тарифного регулирования Калужской области, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 1 марта 2013 года №111, министерство осуществляло полномочия по утверждению в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
Постановлением Правительства Калужской области от 6 октября 2016 года №539 деятельность Министерства тарифного регулирования Калужской области прекращена, путем реорганизации в форме присоединения к его правопреемнику (в части осуществления полномочий) - Министерству конкурентной политики Калужской области (далее – административный ответчик, министерство) (т.<данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).
Муниципальное предприятие города Обнинска Калужской области «Теплоснабжение» (далее – административный истец, предприятие) обратилось в областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим полностью указанного нормативного правового акта с даты его принятия и возложении на Министерство конкурентной политики Калужской области обязанности принять новый нормативный акт по данному вопросу в течение одного месяца, с момента вступления в силу решения суда. В обоснование заявленных требований предприятие указало на то, что оно осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, и при отсутствии у потребителя коммунальной услуги приборов учета, обязано рассчитывать количество переданной тепловой энергии в соответствии с установленным нормативом. Министерство в нарушение Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, при определении нормативов расхода тепловой энергии, вместо метода аналогов, являющегося приоритетным, незаконно применило расчетный метод, используя который, также допустило нарушения, что привело к получению неверных значений нормативов. Нарушения при установлении норматива потребления коммунальной услуги, повлекшие установку размера норматива ниже уровня фактического потребления коммунальной услуги, влекут нарушение права предприятия на получение оплаты за количество предоставленных коммунальных услуг по нормативам, подлежащих расчету с применением аналогового метода, и соответственно возникновение убытков.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 и ФИО3 поддержали заявленные требования.
Представители административного ответчика ФИО4, ФИО5 и ФИО6 просили в иске отказать.
Существо объяснений указанных лиц сводится к тому, что оспариваемый приказ принят в соответствии с законодательно установленной компетенцией министерства, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица администрации города Обнинска, представившей суду письменный отзыв, в котором разрешение административного иска оставлено на усмотрение суда.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, заключение прокурора Антиповой Е.Ю. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, утвердившим Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила №306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Установление нормативов потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций (пункт 9 правил №306)
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил N 306). Объем выборки рассчитывается по формуле, содержащейся в пунктах 1 и 2 приложения N 1 к названным правилам (пункт 34 Правил N 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
В свою очередь расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Согласно уставу МП «Теплоснабжение», основная деятельность предприятия сводится к обеспечению надежного и бесперебойного снабжения тепловой энергией в виде пара и горячей воды на нужды отопления, горячего водоснабжения для потребителей г.Обнинска Калужской области (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с постановлением администрации города Обнинска от 8 мая 2014 года №815-п, МП «Теплоснабжение» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории МО «Город Обнинск», в определенных указанным постановлением зонах деятельности (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
Предприятие оказывает коммунальные услуги жителям многоквартирных домов, в том числе услуги по горячему водоснабжению. Оспариваемые нормативы подлежат применению при расчете платы за указанную коммунальную услугу в случае, предусмотренном статьей 157 ЖК РФ.
Оспариваемый акт принят министерством по собственной инициативе, с применением расчетного метода.
По смыслу приведенных нормативных положений, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Для расчета необходимого объема выборки для определения нормативов расхода тепловой энергии на подогрев методом аналогов, министерству было необходимо на момент принятия оспариваемого приказа не менее 10 домов, оборудованных приборами учета, определяющими количество тепловой энергии в горячей воде (в соответствии с формулами 2 и 7.1 Приложения №1 к Правилам №306).
Согласно предоставленным результатам анализа выборки (расчету), на территории Калужской области насчитывается 2712 многоквартирных дома, имеющих централизованное горячее водоснабжение, из них 1533 дома имеют установленные общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению. При этом 1222 дома оснащены приборами, определяющими только количество горячей воды (расходомерами). Оставшиеся 311 домов оснащены приборами учета, определяющими одновременно количество тепловой энергии (Гкал) и количество горячей воды (куб.м.) (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
При выборе метода, административный ответчик использовал сведения о наличии приборов учета и предоставленных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области по состоянию на 1 июля 2015 года, с учетом разъяснений, предоставленных муниципальными образованиями в устной форме (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с пунктом 36 Правил №306, после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Показания приборов учета снимаются: в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа отопительного периода (п.п. «а» п.37 Правил №306).
Как указывалось выше, оставшиеся 311 домов оснащены приборами учета, определяющими одновременно количество тепловой энергии (Гкал) и количество горячей воды (куб.м.)
Из материалов дела следует, что в г.Обнинске используется открытая система теплоснабжения. Аналогичная система функционирует и в г.Кременки Жуковского района Калужской области (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).
В открытых системах теплоснабжения, как это видно из рисунка 6 Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр и не оспаривалось административным истцом, в отопительный период осуществляется общий (суммарный) учет тепловой энергии – как на нужды горячего водоснабжения, так и на нужды отопления.
То есть, приборное измерение в отношении только горячего водоснабжения в таких системах, первого и последнего числа отопительного периода, как того требуют положения п.п. «а» п.37 Правил №306, является невозможным.
По этой причине, 307 домов из 311 (254 дома в <...> дома в г.Кременки) также не вошли в предварительную выборку.
Количество домов для предварительной выборки таким образом составило 4 (расположены в г.Людиново Калужской области), что не отвечает условиям такой выборки.
Полученные сведения, а также представленный министерством расчет, который сомнений у суда не вызывает, подтверждают, что по состоянию на 1 июля 2015 г. количество многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, на территории Калужской области было меньше необходимого объема выборки домов, требуемого для применения метода аналогов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого приказа, административный ответчик правомерно отказался от применения метода аналогов.
Кроме того, министерство, вопреки доводам административного истца, изложенным в п.10 дополнений к иску на л.д.218 т.1, не могло установить и отдельные нормативы расхода специально для городов Обнинск и Кременки с использованием упомянутого метода.
Так, предприятие, со ссылкой на письмо Минстроя России от 12.07.2016 г. (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>) полагает, что в открытых системах теплоснабжения Правилами №306 не исключается применение аналогового метода по показаниям общедомовых приборов в течение неотопительного сезона (с последнего числа отопительного периода по первое число следующего отопительного периода, то есть в межотопительный период, когда отопление отсутствует).
Однако приведенная позиция административного истца не может быть признана состоятельной, поскольку противоречит буквальному содержанию п.п. «а» п.37 Правил №306, из которого достаточно определенно и недвусмысленно следует, что показания приборов учета снимаются в соответствующие числа отопительного (а не иного) периода.
Иное толкование названного пункта Правил №306, предложенное административным истцом, суд считает ошибочным.
В этой связи, направленное предприятием в министерство письмо от 25 февраля 2016 года №5/541 (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>) с приложениями (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>), содержащих в том числе сведения о приборных показаниях в неотопительный период, не могло в соответствии с п.п. «в» пункта 16 Правил №306 являться основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг.
Суд считает, что определение оспариваемых нормативов расчетным методом министерством произведено с соблюдением требований пункта 43 Правил N 306.
Согласно названному пункту нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II Приложения N 1 к названным Правилам.
В соответствии с пунктом 24(1) Приложения №1 к Правилам №306, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, при применении расчетного метода определяется по формуле 23.1.
В составе формулы 23.1, в том числе используются такие переменные, как:
- tхв - температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (°C), определяемая в соответствии с пунктом 25 Приложения №1, и
- Кn - коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения, определяемый на основании таблицы 5.2 Приложения №1.
Из пункта 25 Приложения №1 к Правилам №306 следует, что средняя температура холодной воды в сети водопровода определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы. При отсутствии достоверных данных средняя температура (°C) определяется по формуле 24.
По делу установлено и сторонами не оспаривалось, что орган гидрометеорологической службы (Калужская ЦГМС) не ведет наблюдение за температурой воды в сетях водопровода на территории Калужской области.
В связи с этим, министерством средняя температура холодной воды была определена по формуле 24 и составила 9,25 °C.
Выражая несогласие с этим значением, предприятие ссылалось на то, что по данным осуществляемого им коммерческого учета холодной воды, среднегодовая температура закупаемой холодной воды из артезианских скважин составляет менее 8 °C, что ниже рассчитанной величины. При этом об осуществлении коммерческого учета холодной воды министерство уведомлялось, соответствующие результаты измерений обобщены в справке на л.д.64 т.1 и являются достоверными.
Как полагают административный истец, а также заинтересованное лицо, при отсутствии сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы о температуре воды, но при наличии соответствующих достоверных данных коммерческого учета, осуществляемого предприятием, министерство не вправе было переходить к расчету температуры по формуле 24. Соответствующая формула применяется только в случае отсутствия достоверных сведений.
Суд считает такой довод ошибочным, так как пункт 25 Приложения №1 не предусматривает возможность обращения к данным приборов учета отдельных ресурсоснабжающих организаций, как к источникам сведений, на основании которых определяется средняя температура холодной воды в сети водопровода.
Относительно довода о том, что коэффициенты тепловых потерь (0,1-0,35), примененные министерством при установлении оспариваемых нормативов значительно меньше фактических, так как по данным сводной ведомости показаний общедомовых приборов учета в неотопительном периоде данный коэффициент в среднем составляет 0,7 (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>), суд также считает, что при установлении нормативов министерством правомерно учитывались коэффициенты, приведенные в таблице 5.2 Приложения №1 к Правилам №306. Применение иных коэффициентов тепловых потерь трубопроводами систем горячего водоснабжения не соответствует пункту 24 (1) Приложения №1.
Все требуемые в соответствии с пунктом 24 (1) Приложения №1 величины, для установления норматива расхода тепловой энергии, министерством применены в формуле 23.1. Какого - либо специального порядка определения норматива на подогрев расчетным методом при открытой системе теплоснабжения Правилами №306 не предусмотрено.
В ходе рассмотрения настоящего дела, административный истец указывал на то, что при расчетах за поставленную им тепловую энергию, с применением оспариваемых нормативов, являющихся по его мнению заниженными, у предприятия образуются убытки, уменьшающие его прибыль.
Вместе с тем, заявляя об убытках, предприятие по сути основывается на сравнении нормативов расхода, определенных расчетным способом и нормативах расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, определенных методом аналогов, применение которого в данном случае является необоснованным, по причине необеспечения представительности выборки. Иных доказательств, подтверждающих зависимость понесенных административным истцом убытков от применения оспариваемого приказа, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска МП «Теплоснабжение».
Руководствуясь статьями 177- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать муниципальному предприятию города Обнинска Калужской области «Теплоснабжение» в удовлетворении административного иска о признании недействующим приказа Министерства тарифного регулирования Калужской области от 20 августа 2015 года №136 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Калужской области с применением расчетного метода».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Калужский областной суд.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 12 октября 2017 года.