ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-51/18 от 14.11.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-51/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров 14 ноября 2018 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кощеева А.В.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Кировской области Окатьева А.Л. в интересах неопределенного круга лиц к Санчурской районной Думе Кировской области об оспаривании Положения об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области, утвержденного решением Санчурской районной Думы Кировской области от 13.12.2017 № 13/113,

установил:

и.о. прокурора Кировской области Окатьев А.Л. обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Санчурской районной Думе Кировской области об оспаривании Положения об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области, утвержденного решением Санчурской районной Думы Кировской области от 13.12.2017 № 13/113.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в силу абзаца 18 раздела 1 Положения управление образования администрации Санчурского района Кировской области (Управление) осуществляет отдельные полномочия учредителя в пределах предоставленных ему администрацией прав, осуществляет управление деятельностью в отношении подведомственных Управлению образовательных организаций. Согласно пункту 3.51 Положения Управление организует работу по подготовке, подбору и расстановке руководящих кадров, назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных образовательных организаций.

В тоже время, в соответствии с пп.3 п.2 ст.15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч.4 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ст.123.21 Гражданского кодекса РФ назначение руководителя муниципального учреждения относится к полномочиям его учредителя, а полномочия учредителя осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления.

Управление образования администрации Санчурского района Кировской области (далее – Управление образования), являясь отраслевым органом администрации Санчурского муниципального района Кировской области, не выступает в качестве самостоятельного органа местного самоуправления, в связи с чем не может исполнять полномочия учредителя муниципальных учреждений, назначать на должность и освобождать от должности руководителей муниципальных образовательных организаций.

Административный истец просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абз. 18 раздела 1 Положения об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области, утвержденного решением Санчурской районной Думы от 13.12.2017 № 13/113, в части слов «осуществляет отдельные полномочия Учредителя» и п.3.51 Положения в части слов «назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных образовательных организаций».

МКУ Санчурская районная Дума Кировской области, Администрация МО Санчурский муниципальный район Кировской области в отзывах указали, что Управление образования, являясь отраслевым органом администрации, казенным учреждением, обеспечивает реализацию полномочий органа местного самоуправления – администрации Санчурского района, обладающей самостоятельной компетенцией по решению вопросов местного значения. Администрация района в целях реализации предусмотренных РФ полномочий вправе наделять полномочиями, отнесенными к ее компетенции, любые отраслевые органы администрации района, в том числе Управление образования.

Управление образования администрации Санчурского района Кировской области в отзыве указало на отсутствие противоречия оспариваемых пунктов Положения нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Оспариваемые полномочия Управления образования осуществляются последним на протяжении значительного промежутка времени. Кроме того, Положение об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области прошло правовую экспертизу в Прокуратуре Санчурского района Кировской области, при этом, замечаний на предмет противоречия Положения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не высказано.

В ходе рассмотрения административного искового заявления судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство образования Кировской области.

Министерство образования Кировской области в отзыве указало, что с целью выполнения установленных законодательством полномочий в сфере образования администрация района вправе наделять полномочиями, отнесенными к ее компетенции, управление как отраслевой орган администрации, в том числе полномочиями учредителя образовательного учреждения.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кировской области Русанова О.А. доводы и требования административного искового заявления поддержала.

Представитель административного ответчика Санчурской районной Думы Кировской области – ФИО1 в судебном заседании полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Администрация Санчурского муниципального района Кировской области, Управление образования администрации Санчурского муниципального района Кировской области, министерство образования Кировской области своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Министерство образования Кировской области представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд, заслушав объяснения сторон, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела, 13.12.2017 Санчурской районной думой Кировской области принято решение № 13/113, которым утверждено Положение об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области (л.д.11).

В соответствии с абзацем 18 раздела 1 Положения, Управление осуществляет отдельные полномочия учредителя в пределах предоставленных ему администрацией прав, осуществляет управление деятельностью в отношении подведомственных Управлению образовательных организаций.

Разделом 3 Положения определены полномочия Управления.

Согласно пункту 3.51 Положения Управление организует работу по подготовке, подбору и расстановке руководящих кадров, назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных образовательных организаций.

Решение принято управомоченным органом, обладающим полномочиями по нормативному-правовому регулированию в сфере образования, осуществления деятельности по опеке и попечительству (статьи 15, 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 11 части 1 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 8.1 Устава муниципального образования Санчурский муниципальный район Кировской области).

Согласно выписке из протокола № 13 очередного заседания районной Думы от 13.12.2017, в заседании приняли участие 16 депутатов (установленное число депутатов 18), большинством голосов проголосовавшие за принятие проекта решения «Об утверждении положения об управлении образования администрации Санчурского муниципального района Кировской области».

Решение подписано Председателем Санчурской районной думы ФИО2, Главой Санчурского района ФИО3, полномочия которого на подписание нормативного правового акта оговорены частью 2 статьи 29 Устава.

В соответствии с пунктом 3 решения, последнее распространяет свои полномочия на правоотношения, возникшие с 01.11.2017.

Решение опубликовано в Сборнике основных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Санчурского района Кировской области № 138 от 19.12.2017, в связи с чем указанное решение согласно части 3 статьи 22, части 3 статьи 7 Устава является вступившим в силу.

Из приведенного выше следует, что решение Санчурской районной Думы Кировской области от 13.12.2017 № 13/113 принято в пределах полномочий, с соблюдением формы, порядка принятия и введения оспариваемого решения в действие.

Указанное обстоятельство административным истцом не оспаривается.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, предметом рассмотрения настоящего административного иска являет проверка законности решения представительного органа местного самоуправления МО Санчурский муниципальный район Кировской области в части наделения Управления образования администрации района полномочиями учредителя муниципального образовательного учреждения, в частности, полномочиями назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных образовательных учреждений.

Правоотношения, связанные с учреждением некоммерческих организаций, урегулированы положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Данная правовая позиция согласуется с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации назначается учредителем образовательной организации (пункт 2 части 1 статьи 51 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Таким образом, указанными нормативными правовыми актами определен статус и вид органов, осуществляющих полномочия учредителей муниципальных учреждений: органы местного самоуправления.

Правовые и организационные принципы органов местного самоуправления отражены в Главе 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 34 названного федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 19 Устава муниципального образования Санчурский муниципальный район Кировской области, структуру органов местного самоуправления образуют: представительный орган муниципального района – Санчурская районная Дума; глава муниципального района – глава Санчурского района; администрация муниципального района – администрация Санчурского района; контрольно-счетная комиссия Санчурского района.

Управление образования администрации Санчурского района Кировской области в структуре органов местного самоуправления муниципального образования Санчурский муниципальный район Кировской области не поименовано.

В соответствии с Положением об администрации Санчурского муниципального района Кировской области, утвержденного решением Санчурской районной Думы от 19.08.2011 № 7/51, администрация района (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом МО Санчурский муниципальный район Кировской области полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления, Федеральными законами и законами Кировской области РФ (пункт 1.1 указанного Положения).

В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Положения в структуру администрации района входят: глава района; заместитель главы района, управляющий делами администрации района; структурные подразделения администрации района; отраслевые (функциональные) органы администрации района.

В соответствии со структурой администрации Санчурского района, утвержденной решением Санчурской районной Думы от 25.10.2017 № 11/85 (л.д.25), Положением об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области, утвержденного решением Санчурской районной Думы от 13.12.2017 № 13/113, Управление образования администрации Санчурского района является отраслевым органом администрации муниципального образования (л.д.25).

Учитывая изложенное, Управление образования администрации Санчурского района Кировской области, являясь отраслевым органом администрации муниципального образования, не включено в структуру органов местного самоуправления муниципального образования, не является равнозначным последнему в части осуществления полномочий учредителя муниципального учреждения.

Актом, определяющим его правовой статус, не предусмотрено право выступать от имени администрации муниципального образования в правоотношениях, связанных с осуществлением функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений.

Начальник Управления образования, организационно-правовой формой которого является муниципальное казенное учреждение, не вправе в данном случае от своего имени назначать на должность и освобождать от нее руководителя муниципального образовательного учреждения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что абзац 18 раздела 1 Положения об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области, утвержденного решением Санчурской районной Думы Кировской области от 13.12.2017 № 13/113, в части слов «осуществляет отдельные полномочия Учредителя» и пункт 3.51 названного Положения в части слов «назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных образовательных организаций», противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах требования и.о. прокурора Кировской области к Санчурской районной Думе Кировской области о признании недействующими абзаца 18 раздела 1 Положения об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области, утвержденного решением Санчурской районной Думы Кировской области от 13.12.2017 № 13/113, в части слов «осуществляет отдельные полномочия Учредителя» и пункт 3.51 названного Положения в части слов «назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных образовательных организаций», - подлежат удовлетворению.

Разрешая в соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта следует признать недействующими, суд, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», приходит к выводу о признании нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по данному делу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов местного самоуправления муниципального образования Санчурский муниципальный район Кировской области.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора Кировской области Окатьева А.Л. удовлетворить.

Признать недействующими абзац 18 раздела 1 Положения об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области, утвержденного решением Санчурской районной Думы Кировской области от 13.12.2017 № 13/113 в части слов «осуществляет отдельные полномочия Учредителя» и пункт 3.51 названного Положения в части слов «назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных образовательных организаций» со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органов местного самоуправления муниципального образования Санчурский муниципальный район Кировской области

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Кировского областного суда А. В. Кощеев