ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-51/18 от 17.12.2018 Томского областного суда (Томская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2018 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Бондаревой Н.А.,

при секретаре Шумаковой Ю.М.,

с участием прокурора Емельяновой С.А., представителя административного истца ФИО1 ФИО2, представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-51/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании не действующим пункта 232 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года,

установил:

распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены перечни объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год (далее – распоряжение).

В соответствии с пунктом 232 приложения к распоряжению в указанный перечень (далее - перечень) включено нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/.

ФИО1, являющийся собственником данного здания, обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года в части включения в перечень названного объекта недвижимости.

Административный иск мотивирован тем, что включение нежилого здания в перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание не обладает признаками объекта, подлежащего налогообложению, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, нарушает права и законные интересы административного истца как налогоплательщика на уплату налога в законно установленном размере, приводя к увеличению налога на имущество.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался также на нарушение процедуры включения спорного объекта в перечень, поскольку он не был уведомлен о проведении обследования объекта, а само обследование объекта с целью включения его в перечень вообще не проводилось.

Кроме того, спорный объект недвижимости находится в пользовании у арендатора ООО «Востокпромгеофизика» и субарендатора ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика», основным видом производственной деятельности которых является «работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы». Все помещения здания используются исключительно для размещения персонала предприятий, осуществляющих производственную деятельность по регистрации, сбору, анализу и интерпретации геофизического материала с нефтяных и газовых месторождений, выдачи полученных результатов заказчикам с помощью специальных программных продуктов.

Здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности в нем также не ведется.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 настаивала на требованиях административного иска. Пояснила, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, безусловно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. В данном случае подлежало выяснению фактическое использование объекта недвижимости, при котором могло быть достоверно установлено, что в здании располагаются службы, непосредственной деятельностью которых является обслуживание производственного процесса, а также иные вспомогательные помещения.

Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области ФИО3 в письменных возражениях и в пояснениях суду считала административный иск не подлежащим удовлетворению. Указала, что процедура включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Определение вида фактического использования спорного здания не проводилось ввиду его включения в перечень объектов для целей налогообложения по виду разрешенного использования земельного участка «эксплуатация административно-офисного здания с фитнес-клубом «Remix» и сооружения артезианской скважины», на котором здание расположено. Данного обстоятельства является достаточным для отнесения такого объекта недвижимости к административно-деловому центру.

В судебное заседание не явился извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный истец ФИО1, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о наличии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в части, проверив оспариваемое распоряжение на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Подпунктом 2 пункта 4 решения Думы Города Томска от 11 ноября 2014 года № 1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц» предусмотрено, что физическим лицам в отношении объектов, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, предоставляется налоговая льгота в виде уменьшения налоговой ставки, установленной статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2015 году - до 0,5 процента; в 2016 году - до 1,0 процента; в 2017 году - до 1,5 процента. Основанием для предоставления льготы является поданное налогоплательщиком в налоговый орган заявление.

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

К такому недвижимому имуществу Налоговый кодекс Российской Федерации относит, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 названной статьи).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, которые предусматривают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, являются самостоятельным основанием для включения этих зданий в перечень.

Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом в целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Постановлением Администрации Томской области № 454а от 03 декабря 2014 года утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 1); создана комиссию по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 3).

В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.

По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).

Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.

Департамент по управлению государственной собственностью Администрации Томской области согласно пункту 1 Положения, утверждённого постановлением Губернатора Томской области № 68 от 11 июня 2013 года (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения), является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделён правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 8.1 пункта 10).

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником четырехэтажного административного здания общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, что подтверждается повторным свидетельством о государственной регистрации права от 16 декабря 2015 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29 сентября 2018 года (л.д. 17, 62-64).

15 ноября 2017 года на заседании Комиссии по определению видов фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (создана постановлением Администрации Томской области № 454а от 03 декабря 2014 года) (л.д. 102) утверждён сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость. Под порядковым номером 575 данного перечня значится нежилое здание, расположенное по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/ (л.д. 108-111, 163).

Данный документ был направлен в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, оспариваемым распоряжением Департамента № 85-о от 29 ноября 2017 года на основании сводного перечня комиссии определён перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год (приложение), пунктом 232 которого включено спорное здание (л.д. 128-141).

Распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2016 года с приложением было официально опубликовано в полном соответствии со статьёй 30 Закона Томской области № 9-ОЗ от 07 марта 2002 года «О нормативных правовых актах Томской области», статьёй 6 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12 мая 2000 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» 30 ноября 2017 года на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://дугс.рф. (л.д. 143-144).

При изложенных данных оспариваемое административным истцом в части распоряжение принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре его принятия, официально опубликовано для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспаривается.

Поскольку оспариваемым положением нормативного правового акта затрагиваются права и обязанности административного истца в виде наложения на него обязанности оплатить налог на имущество за период 2018 года исходя из кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: /__/, ФИО1 вправе оспорить распоряжение в части утверждения пункта 232 перечня.

Судом установлено, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание включено в перечень по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /__/, на котором оно расположено.

Положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости расположен на принадлежащем на праве собственности ФИО1 земельном участке площадью /__/ кв.м по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/, который отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации административно-офисного здания с фитнес-клубом «Remix» и сооружения артезианской скважины. Данный вид разращенного использования земельного участка в период с 1 января 2015 года по 1 января 2018 года не менялся (л.д. 31, 65-66, 148).

Названный выше земельный участок имеет один вид разрешенного использования, исходя из наименования которого он допускает размещение на нем только одного объекта недвижимости, помещения в котором должны одновременно использоваться как для административно-офисной деятельности, так и для деятельности фитнес-клуба «Remix», то есть предусматривает использование земельного участка для нахождения на нем здания смешанного назначения.

Для однозначной идентификации объектов правоотношений в правовых актах в социально-экономической области используются общероссийские классификаторы (пункт 6 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года № 677 Положения о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области).

При этом согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, принятому приказом Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст, деятельность фитнес-центров относятся к разделу R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений», имеет код 93.13 и включает в себя деятельность клубов по фитнесу и бодибилдингу, и не подпадает под понятие деловой, административной или коммерческой деятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.

Деятельность с кодом 93.13 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р к бытовым услугам не отнесена.

При таком положении нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения. Формулировка «для эксплуатации административно-офисного здания с фитнес-клубом «Remix» и сооружения артезианской скважины», содержащаяся в определении вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, вопреки доводам административного ответчика, не предполагает безусловное отнесение названного объекта к административно-деловому или торговому центру.

Утверждение административного ответчика о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/ он был отнесен к 7 группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», подлежит отклонению, поскольку не подтверждает обоснованности включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый перечень по виду разрешенного использования земельного участка.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7). При этом виды разрешенного использования земельных участков приведены в данных методических указаниях в целях определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (пункт 1.2).

Предусмотренный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не в полной мере соответствует виду разрешенного использования, поименованному в пункте 1.2.7 Методических указаний, и из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объекта исключительно в целях коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

Ссылка административного ответчика на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судебные акты по иным делам не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора. Обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении и решение принимается судом на основании представленных и исследованных доказательств в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.

Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), здание административного истца не могло быть включено в перечень лишь по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится.

Следовательно, для того чтобы признать административное здание по адресу: /__/, в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в перечень, не представлено.

По сведениям технического плана, составленного по состоянию на 13 апреля 2016 года, спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м имеет назначение – нежилое, наименование – 4х этажное административное здание. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану спорное здание состоит из следующих наименований объектов: «финская баня», «турецкая баня», «комната отдыха», «инфракрасный кабинет», «спорт-бар», «большой спортивный зал», «малый спортивный зал», «бассейн», «зал аэробики», «маникюрный кабинет», «парикмахерская», «солярий», «учебный класс», «кухня», «столовая», «косметический кабинет», «ногтевая студия», «педикюрный кабинет», «косметология», «массажный кабинет», «кабинет ухода за телом», «конференц-зал», «комната для приема гостей», «спальня», «гостевой кабинет», «кабинет», отнесенных к основным помещениям, а также: «коридор», «туалет», «душевая», «щитовая», «тепловой узел», «лестница», «раздевалка», «комната для хранения инвентаря», «вентиляционная», «гардероб», «мужская раздевалка», «женская раздевалка», «запасной выход», «подсобное помещение», «холл», «серверная», «кладовая», «умывальник», отнесенных к вспомогательным помещениям (л.д. 18-30). При этом помещения с наименованиями «маникюрный кабинет», «парикмахерская», «солярий», «косметический кабинет», «ногтевая студия», «педикюрный кабинет», «косметология», «кабинет ухода за телом», расположенные на 1 и 2 этажах и предусматривающие размещение объектов бытового обслуживания, имеют общую площадь /__/ кв.м, что менее 20 процентов общей площади здания (2623,2 кв.м).

Помещения, предусматривающие размещение офисов, в здании отсутствуют, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.

В указанной связи спорное здание не могло быть включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества как предусматривающее размещение офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Обследование здания и помещений в нем на предмет его фактического
использования не проводилось.

Вместе с тем из пояснений представителя административного истца, а также из представленных договоров аренды и субаренды от 1 января 2016 года следует, что спорное здание используется для обеспечения единого производства ООО «Востокпромгеофизика» и ООО «ТомскГАЗПРОМгеофизика», основным видом деятельности которых являются геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (л.д. 32-50).

Изложенное указывает на то, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования перечня не позволяли с достоверностью определить спорное здание в качестве объекта делового, административного или коммерческого назначения, а также объекта торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем оснований для включения его в перечень не имелось.

С учетом приведенных данных требования истца подлежат удовлетворению, а пункт 232 перечня объектов в целях налогообложения на 2018 год, определённого распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2017 года - признанию не действующим, как не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество в 2018 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является задачей административного судопроизводства, а оспоренное распоряжение вступило в противоречие с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, со дня его принятия, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт перечня подлежит признанию недействующим со дня принятия распоряжения.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет - портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 232 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года, в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

Возложить на Департамент по управлению государственной собственностью Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий