ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-51/19 от 06.05.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 3а-51/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 6 » мая 2019 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием представителя административного истца Птахиной И.Г., представителя правительства Амурской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области Соловьевой С.А., представителя некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» Соловьева В.А., прокурора Дегтяренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Павлова Александра Сергеевича к правительству Амурской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Павлов А.С. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что постановлением правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 утверждена Региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах» (далее – Региональная программа), приложением № 1 к которой является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Амурской области, вошедших в программу капитального ремонта в 2014 - 2043 годах (далее – Перечень), в который под порядковым <номер> (в первоначальной редакции) (значащийся под порядковым <номер> в действующей редакции) значится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. На основании свидетельства государственной регистрации права от 08.06.2016 г. <номер> Павлов А.С. является собственником жилого помещения <номер>, расположенном в названном многоквартирном жилом доме. Разрешение на ввод в эксплуатацию 4 очереди многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение <номер>, выдано 27 августа 2015 года. С сентября 2015 года Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» производит административному истцу начисление взносов на капитальный ремонт. Полагает, что в Региональную программу может быть включен многоквартирный дом только после введения в эксплуатацию всего дома в целом, в соответствии с действующим законодательством. Получение разрешения на ввод в эксплуатацию первой очереди (подъезды 1, 2 МКД), а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию <номер> от 10.11.2011 г. не свидетельствует о вводе в эксплуатацию всего многоквартирного дома в целом, так как четвертая очередь, в которой расположено жилое помещение <номер>, была сдана в эксплуатацию только 27 августа 2015 года (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <номер> от 27.08.2015 г.) то есть после утверждения Региональной программы. На момент введения в эксплуатацию первой очереди (10 ноября 2011 года), как и второй и третей очереди, данный объект носил статус объекта незавершенного строительства. Включение объекта незавершенного строительства – 1 и 2 очереди многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в первоначальную редакцию Региональной программы является незаконным. Спорный объект должен быть включен в Региональную программу при ее актуализации не ранее 2015 года – при принятии постановления правительства Амурской области от 30.10.2015 г. № 568 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области» от 23 января 2014 г. № 26». На основании изложенного, просит признать недействующим Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Амурской области, вошедших в программу капитального ремонта в 2014-2043 годах, являющегося приложением № 1 к постановлению правительства Амурской области от 23.01.2014 г. № 26 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах» в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В письменных возражениях представитель правительства Амурской области Соловьева С.А. выразила несогласие с заявленными требованиями. Указала, что жилой дом представляет собой единый комплекс недвижимого имущества. Ввод в эксплуатацию осуществлен в несколько этапов, из которых первый этап датирован 10 ноября 2011 года, т.е. до момента принятия оспариваемой Региональной программы. Между тем, наличие самостоятельных разрешений на ввод очередей в эксплуатацию не является доказательством того, что каждая очередь представляет собой отдельный многоквартирный дом. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что введенная 27 августа 2015 года в эксплуатацию 4 очередь является самостоятельным объектом недвижимости, не является неотъемлемой частью жилого дома, не имеет с ним общих коммуникаций. Таким образом, несмотря на разные даты ввода в эксплуатацию очередей, жилой дом включен в Региональную программу как единый многоквартирный дом. Доводы заявителя о том, что на момент введения в эксплуатацию первой, второй и третьей очередей жилой дом носил статус объекта незавершенного строительства, ничем не подтверждены. Нормы действующего законодательства не устанавливают зависимость сроков по уплате взносов на капитальный ремонт от даты ввода в эксплуатацию дополнительных секций многоквартирного дома.

В судебном заседании представитель административного истца Птахина И.Г. настаивала на заявленных требованиях.

В судебном заседании представитель правительства Амурской области и министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области Соловьева С.А., представитель некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» Соловьев В.А. возражали относительно заявленных требований, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит законодательству и не нарушает права административного истца.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Павлов А.С. является собственником объекта недвижимости – квартира, назначение: жилое, площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права от 08.06.2016 г. <номер>.

Постановлением правительства Амурской области от 23.01.2014 г. № 26 утверждена Региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах».

Приложением № 1 к данной Региональной программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Амурской области, вошедших в программу капитального ремонта в 2014 - 2043 годах.

Согласно пояснениям представителя некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», а также справки о состоянии расчетов по лицевому счету на имя Павлова А.С. по состоянию на 30 апреля 2019 года административный истец обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества дома по адресу: <адрес> с сентября 2015 года.

В рамках настоящего дела Павлов А.С. оспаривает данный Перечень в части включения в него многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Поскольку оспариваемое постановление правительства Амурской области непосредственно регулирует правоотношения, участником которых является Павлов А.С., он был вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения по формированию и использованию фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4), относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (часть 1 статьи 168 поименованного кодекса), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).

Постановлением правительства Амурской области от 23.01.2014 г. № 26 утверждена Региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах». Указанное постановление опубликовано в изданиях «Амурская правда» № 30 от 19.02.2014 г. (постановление, Программа (начало)), «Амурская правда» № 32 от 21.02.2014 г. (Программа (окончание)

Оспариваемый нормативный правовой акт в полной мере соответствует изложенным требованиям, принят уполномоченным органом, опубликован в установленном порядке, доводов о нарушении процедуры его принятия административным истцом не заявлено.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Согласно части 1 статьи 169 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Согласно части 5.1 статьи 170 ЖК Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее, чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона Амурской области от 08.07.2013 № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.

В соответствии с абзацем 2 части 5 статьи 1 названного Закона Амурской области обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы», применительно к помещениям (в том числе жилым) в многоквартирном доме как объектам права собственности, обладающим значительной спецификой, следует принимать во внимание неразрывную физическую связь помещения как части объема здания, ограниченной строительными конструкциями, и конструктивных элементов здания как объемной строительной системы, включающей в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной, если речь идет о жилом здании, для проживания и (или) деятельности людей (пункты 6 и 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Этим во многом предопределяется их общая правовая судьба: поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в многоквартирном доме обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (статья 290 ГК Российской Федерации и статья 36 ЖК Российской Федерации).

Соответственно, исходя из того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> строился и вводился в эксплуатацию поэтапно (в четыре очереди):

1 очередь – многоквартирный жилой дом (со встроенными: нежилым помещением и помещением насосной), общей площадью 4893,7 кв.м. – разрешение на строительство <номер> от 04.08.2010 (взамен утратившего силу <номер> от 29.05.2009); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <номер> от 10.11.2011 (взамен утратившего силу <номер> от 05.08.2010);

2 очередь – многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения в осях «3-4»/«А-Д», общей площадью 3499,1 кв.м. – разрешение на строительство <номер> от 11.07.2012 (взамен утратившего силу <номер> от 27.10.2011); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <номер> от 25.07.2012;

3 очередь – многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями узла учёта тепловой энергии (УУТЭ), электрощитовой и помещениями общественного назначения в осях «3/4-5»/«Е-Ж», общей площадью 5428,6 кв.м. - разрешение на строительство <номер> от 22.07.2014 (взамен утратившего силу <номер> от 26.11.2013); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <номер> от 31.07.2014;

4 очередь – многоквартирный дом со встроенными помещениями общественного назначения, в осях «1-2»/«А-Б», общей площадью 6089,2 кв.м. - разрешение на строительство <номер> от 27.04.2015 (взамен утратившего силу <номер> от 01.04.2014); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <номер> от 27.08.2015.

Разрешения на ввод каждой очереди объекта строительства в эксплуатацию выданы администрацией города Благовещенска в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Под многоквартирным домом по <адрес> сформирован единый земельный участок с кадастровым <номер>, общей площадью 8 357 кв.м.

Сторонами не приведено и в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что каждая из построенных и введенных в эксплуатацию очередей многоквартирного жилого дома представляла собой самостоятельный объект недвижимости, обособленная от остальных.

В соответствии с вышеназванными положениями ЖК Российской Федерации для целей определения даты начала исчисления сроков возникновения у собственников помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт законом применяется дата включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. При этом нормы действующего законодательства не устанавливают зависимость исчисления данных сроков от даты ввода в эксплуатацию дополнительных секций (подъездов) этого же многоквартирного дома.

Таким образом, установленный в соответствии с частью 5.1. статьи 170 ЖК Российской Федерации срок возникновения обязанности по уплате взносов распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме вне зависимости от даты ввода в эксплуатацию отдельных секций (подъездов).

Поскольку первая очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию до принятия Региональной программы, жилой дом представляет собой единый недвижимый комплекс, его включение в оспариваемый Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Амурской области, вошедших в программу капитального ремонта в 2014-2043 годах, соответствует требованиям федерального законодательства.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ввиду того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, по своему содержанию каким-либо конкретным положениям федерального законодательства не противоречит, в удовлетворении требований Павлова А.С. следует отказать.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Павлова Александра Сергеевича о признании недействующим Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Амурской области, вошедших в программу капитального ремонта в 2014-2043 годах, являющего приложением № 1 к постановлению правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах» в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13 мая 2019 года.

Председательствующий Никитин В.Г.

Дело № 3а-51/2019