Дело № 3а-51/2019
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2019 года г. Смоленск
Смоленский областной суд в составе
судьи Смоленского областного суда Холиковой Е.А.,
при секретаре Зуйковой А.А.,
с участием прокурора Павленко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Богородицкое» к Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконным решения Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30.01.2019 № 1 «Об отмене решения от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме»,
установил:
30.01.2019 Совет депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принял решение № 1 «Об отмене решения от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме».
Решение опубликовано в печатном издании – газете «Сельская правда», № от (дата)
ООО «Коммунальные системы «Богородицкое» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области при Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30.01.2019 № 1, взыскании с Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Уточнив требования, ООО «Коммунальные системы «Богородицкое» просило признать незаконным решение Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области при Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30.01.2019 № 1 в части отмены решения Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме», взыскать с Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
В обоснование заявленных требований, указало, что ООО «Коммунальные системы «Богородицкое» на основании лицензии от (дата) №, с учетом изменений, внесенных в Приказ Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» от (дата) №, и договоров по управлению многоквартирным домом (т. № л.д. №) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами по следующим адресам: .... Принятое Советом депутатов решение существенно нарушает требования части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от (дата) , действующей до (дата) , статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, поскольку отмена тарифов, утвержденных решением от 28.05.2018 № 13, не позволит управляющей компании выполнить надлежащим образом обязательства по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, а также может привести к принудительному сокращению штата организации.
Протокольным определением от 15.08.2019 Совет депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Коммунальные системы «Богородицкое» Раткевич В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Барсукова Е.Н. административный иск не признала, ссылаясь на его необоснованность. Указала, что решение об увеличении тарифов 28.05.2018 № 13 было принято незаконно, с нарушением порядка принятия и требований Жилищного кодекса Российской Федерации, ввиду чего решением от 30.01.2019 № 1 было отменено.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, проверив оспариваемое решение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Павленко Н.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом установлено, что (дата) на заседании Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принято решение об установлении с (дата) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения по Козинскому сельскому поселению согласно приложению № 1 (протокол № заседания Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области).
В преамбуле решения указано, что оно принимается в связи с отсутствием решения общего собрания собственников многоквартирного дома, в соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества, утвержденными Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491, статьей 22 Устава Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Действие решения распространяется на правоотношения, возникшие с (дата) .
(дата) Советом депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в связи с отсутствием решения общего собрания собственников многоквартирных домов об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в целях соблюдения законодательства, руководствуясь статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества, утвержденными Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491, статьей 22 Устава Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и обращениями граждан о предоставлении протокола общего собрания, принято решение об отмене принятого им решения от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме» (протокол № 1 заседания Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области).
Решение Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30.01.2019 № 1 опубликовано в печатном издании – газете «Сельская правда», №) от (дата) .
Как видно из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт был принят органом местного самоуправления с учетом статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая дает право органу, принявшему муниципальный правовой акт, отменить его либо его действие приостановить.
Данный правовой акт был принят в порядке самоконтроля, поскольку при принятии решения от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме» по обращению управляющей компании ООО «Коммунальные системы «Богородицкое» были допущены нарушения требований федерального законодательства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением процедуры его принятия, официально опубликован.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя на соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
На основании части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Решение от 28.05.2018 № 13 было принято Советом депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в период действия части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ), согласно которой если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Поскольку документов от управляющей компании ООО «Коммунальные системы «Богородицкое», подтверждающих, что вопрос об установлении размера платы за содержание жилого помещения разрешался на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома, представлено не было, при этом способ управления многоквартирным домом собственниками был определен, выбрана управляющая компания, у органа местного самоуправления не имелось оснований для принятия решения об установлении размера такой платы.
Возможность установления размера платы за содержание жилого помещения предусмотрена с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе рассмотрения дела представитель административных ответчиков Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Барсукова Е.Н. пояснила, что при принятии решения от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме» Советом депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области не были учтены методические рекомендации, расчет экономического обоснования Советом депутатов не осуществлялся.
Поскольку данный нормативный правовой акт был принят с нарушением требований действующего федерального законодательства, при установлении таких обстоятельств, Совет депутатов вправе был своим решением от 30.01.2019 № 1 отменить его как противоречащий федеральному законодательству.
Разрешая заявленные требования административного истца о признании незаконным решения Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30.01.2019 № 1 от 30.01.2019 № 1 «Об отмене решения от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме», суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что заявитель ссылается на существенное нарушение оспариваемым нормативным правовым актом требований части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от (дата) , действующей до (дата) , статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 29.06.2012 № 96-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ), на соответствие которой административный истец просит проверить оспариваемый нормативный правовой акт, вступила в силу с (дата) .
Данной нормой установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований),
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации слова «и ремонт» исключены (подпункт «б» пункт 18 статьи 1).
Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: «Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.» (пункт 8 статьи 1).
Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» вступил в силу с (дата) .
На момент принятия оспариваемого решения Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30.01.2019 № 1 «Об отмене решения от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме» и рассмотрения настоящего административного дела часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 29.06.2012 № 96-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ) не действовала в связи с внесением в нее изменений Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ.
Таким образом, ООО «Коммунальные системы «Богородицкое» просит проверить суд оспариваемое решение на соответствие требованиям недействующего в настоящее время федерального законодательства, что процессуальным законодательством не предусмотрено.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта статьям 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеют правового значения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4.1 договоров управления многоквартирным домом, заключенных с ООО «Коммунальные системы «Богородицкое», цена договора определяется как плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома включает в себя плату за содержание и ремонт, включающую в себя плату за услуги и работы (установленные и перечисленные в настоящем договоре), по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт (ст. 158 ЖК РФ) определяется в соответствии с тарифами, установленными на соответствующей территории субъекта Российской Федерации.
Размер платы за оказанные работы и услуги, указанные в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего договора, может быть изменен на основании нормативных-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления (пункт 4.3).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из совокупности норм жилищного и гражданского законодательства (часть 7 статьи 156, пункт 3 части 3 статьи 162, часть 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации) следует, что изменения в договор управления в части изменения платы за жилое помещение может быть внесено по предложению управляющей организации. Управляющая компания может в судебном порядке защищать права в случае, если собственники не учитывают ее предложения по размеру платы за содержание общедомового имущества.
Положения договора управления, на которые ссылается административный истец, об установлении платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме исключительно на основании решения органа местного самоуправления, противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку вопрос об установлении собственниками размера платы за содержание жилых помещений урегулирован федеральным законодательством, положения о свободе договора не применяются, оснований проверять оспариваемое решение Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на соответствие нормам статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы административного истца о нарушении его прав в сфере экономической деятельности в связи с отменой оспариваемым нормативным правовым актом решения от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме» являются несостоятельными.
Собственники помещений в многоквартирном доме имеют возможность воспользоваться своим правом принятия на общем собрании решения об установлении платы за содержание жилого помещения.
Тарифы, определенные органом местного самоуправления, не подлежат применению, за исключением случая, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом в случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска ООО «Коммунальные системы «Богородицкое» о признании недействующим нормативного правового акта не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Богородицкое» к Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконным решения Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30.01.2019 № 1 «Об отмене решения от 28.05.2018 № 13 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников и нанимателей жилья в многоквартирном доме» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Москва) через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Холикова
Решение принято в окончательной форме 16 октября 2019 года.