ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-51/19 от 19.07.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-51/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2019 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Борковской А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АВТО» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов,

установил:

1 марта 2019 года общество с ограниченной ответственностью «АВТО» (далее – ООО «АВТО») в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений от 9 июля 2019 года, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации объекта недвижимости (шиномонтажная мастерская), для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2014 года в размере, равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей.

В обоснование требований представитель административного истца указала, что названный земельный участок находится в собственности общества. Кадастровая стоимость земельного участка на вышеуказанную дату определена в размере <данные изъяты> рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке земельного участка от 14 декабря 2018 года. Данное обстоятельство нарушает права ООО «АВТО», поскольку ведет к необоснованному увеличению налоговых платежей, уплачиваемых им за указанный земельный участок.

Одновременно заявлено требование о взыскании в пользу административного истца судебных расходов в размере 62 000 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца ФИО1 не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без стороны истца.

Административный ответчик Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в лице представителей по доверенности ФИО2, ФИО3 представил письменные возражения о несогласии с требованиями о взыскании судебных расходов с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, заинтересованное лицо Администрация городского округа «Город Чита», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, ранее просило о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08 апреля 2000 года, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно статьи 390 Налогового кодекса РФ (часть вторая) кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для исчисления размера уплачиваемого собственниками земельных участков земельного налога.

Таким образом, собственник земельного участка вправе обратиться с заявлением в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, поскольку величина кадастровой стоимости определяет размер налоговых платежей по земельному налогу.

По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации объекта недвижимости (шиномонтажная мастерская), для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит ООО «АВТО» на праве собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 27 марта 2019 года – т. 1 л.д. 175-176).

Сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости 3 марта 2003 года.

На основании Приказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10 декабря 2014 года № 6/нпа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.

Сведения о данном размере кадастровой стоимости 11 февраля 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29 марта 2019 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.

В подтверждение того, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 14 декабря 2018 года, составленный оценщиком АНО «СУДЭКС-Чита» ФИО4, являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (регистрационный от 4 февраля 2008 года). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: состраховщики – СПАО «Ингосстрах» и ОАО «АльфаСтрахование», период действия договора – с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2018 года (страховой полис от 7 апреля 2017).

Оценщик в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к субъекту оценочной деятельности статьей 4 Закона об оценочной деятельности, осуществляет свою деятельность в соответствии с направлением «Оценка недвижимости», указанным в квалификационном аттестате от 31 августа 2018 года. АНО «СУДЭКС-Чита» имеет страховой полис от 14 июня 2018 года, страховщик – СПАО «Ингосстрах», срок действия договора - с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019 года, страховая сумма 30 000 000 рублей.

Согласно названному отчету рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации объекта недвижимости (шиномонтажная мастерская), для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> с учетом допущений и ограничений по состоянию на 1 января 2014 года составляет <данные изъяты> рублей.

В материалах дела имеются сведения о том, что комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю решением от 9 января 2019 года отклонено заявление ООО «АВТО» об установлении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости. Основанием для отклонения заявления послужило несоответствие представленного отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки.

В ходе судебного разбирательства в связи с подачей представителем Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО2 возражений относительно обоснованности представленного отчета по делу по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.

С 16 апреля 2019 года по 3 июля 2019 года производство по делу было приостановлено для направления материалов административного дела в экспертное учреждение – ООО «АРМО-Сибирь», г. Шелехов (ответственность застрахована, страховщик - ООО «Абсолют Страхование», страховой полис , страховая сумма – 5 000 000 рублей, период действия договора – с 12 апреля 2019 года по 11 апреля 2020 года).

2 июля 2019 года в Забайкальский краевой суд поступило заключение эксперта № 2019-ИН-52 от 16 июня 2019 года.

Экспертное заключение подготовлено экспертом ФИО5, являющейся членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков Экспертный совет» (регистрационный от 25 апреля 2016 года в реестре членов СРО). Оценщик имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 17 мая 2018 года по направлению «Оценка нендвижимости», сертификат соответствия от 4 апреля 2018 года стандартам СТО-НСЭ-2016 по специальности «Судебная оценочная экспертиза». Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована, страховщик – СПАО «Ингосстрах», период действия договора – со 2 мая 2019 года по 1 мая 2020 года (страховой полис от 23 апреля 2019 года).

Рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации объекта недвижимости (шиномонтажная мастерская), для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2014 года, определена в размере <данные изъяты> копеек. Одновременно, в заключении указано на соответствие отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 14 декабря 2018 года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы, его ответственность застрахована.

Экспертиза проведена на основании материалов административного дела, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, в нем приведены выводы, сформулированы однозначные ответы на поставленные вопросы.

Участвующим в деле лицам предоставлена возможность ознакомления с результатами экспертного заключения.

Каких-либо возражений относительно содержащихся в заключении выводов, доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, нежели отражено в экспертном заключении, суду не представлено. О назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы участники судебного процесса не просили.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит установлению на 1 января 2014 года в размере, равном его рыночной стоимости, - <данные изъяты> рублей.

Таким образом, требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.

В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ООО «АВТО» обратилось 20 декабря 2018 года.

На основании изложенного, рыночная стоимость объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и подлежит использованию на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года № 20-П, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», и полагает возможным в связи с удовлетворением требований административного истца при наличии существенной разницы в стоимости объекта (в 7,2 раз), что само по себе свидетельствует о допущенном нарушении методологии проведения массовой оценки, взыскать с административного ответчика – Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, как органа, утвердившего оспариваемый результат оценки кадастровой стоимости земельного участка, сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 2000 рублей, расходы на проведение экспертизы в размере 30 000 рублей, а также расходы на оплату услуг по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 15 000 рублей (договор на оказание услуг с АНО «СУДЭКС-Чита» от 13 декабря 2018 года, квитанция от 20 декабря 2018 года).

При этом учитывается, что согласно приведенному выше Постановлению Конституционного Суда РФ несение административным истцом указанных расходов, вытекает из необходимости соблюдения им требований процессуального законодательства, устанавливающих порядок рассмотрения дел данной категории, а значит, указанные расходы подлежат возмещению как не обусловленные процессуальным поведением лица.

Касаясь вопроса возмещения расходов на оплату услуг представителя (договор об оказании юридических услуг от 25 января 2019 года, чек безналичной оплаты от 31 января 2019 года), суд, учитывая, что по делу было составлено и подано одно исковое заявление в отношении одного объекта, полагает возможным удовлетворить требования частично, взыскав в пользу административного истца 7 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АВТО» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации объекта недвижимости (шиномонтажная мастерская), для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <данные изъяты> копеек, по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 20 декабря 2018 года.

Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «АВТО» судебные расходы в размере 54 000 (пятьдесят четыре тысячи) рублей.

Решение является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.

Судья Т.И. Васильева

Решение изготовлено 19.07.2019.