ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-51/2016 от 23.11.2016 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-51/2016

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 23 ноября 2016 года

Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к Кировской региональной общественной организации «Кировская область-область здоровой молодежи» о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (далее - Управление Министерства юстиции) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кировской региональной общественной организации «Кировская область-область здоровой молодежи» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что ею не устранены нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе документарной проверки, отраженные в акте проверки и вынесенных в адрес организации предупреждениях, допускались нарушения сроков сдачи ежегодной отчетности.

Выслушав объяснение представителя административного истца Феофилактовой В.Н., изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Осуществляя регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений, федеральный законодатель определил в Федеральном законе от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях) содержание данного права, которое, согласно части 1 его статьи 3, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений, и регламентировал в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. № 7-ФЗ (далее - Закон о некоммерческих организациях), как следует из пункта 1 его статьи 1, правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций (включая общественные объединения) как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом об общественных объединениях, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (часть 4 статьи 3 Закона об общественных объединениях).

Решение о государственной регистрации Кировской региональной общественной организации «Кировская область-область здоровой молодежи» (далее - Организация) в качестве юридического лица принято Управлением Министерства юстиции 13 июня 2013г..

21 июня 2013г. Управлением Федеральной налоговой службы по Кировской области сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1134300000603.

Пунктом 1.1 устава Организации предусмотрено, что названная организация является основанным на членстве общественным объединением, созданным по инициативе граждан и юридических лиц - общественных объединений, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе.

В отношении Организации в период с 11 августа по 05 сентября 2014г. Управлением Министерства юстиции проводилась внеплановая выездная проверка, по результатам которой были выявлены следующие нарушения.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В нарушение требований части 2 статьи 8 данного закона и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06 октября 2008г. № 106н, учетной политики в Организации не имеется.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

В нарушение указанных требований в Организации не утверждены самостоятельный баланс и (или) смета.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Исходя из пунктов 6.1 и 6.2 устава Организации для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Организации избирается ревизионная комиссия.

В нарушение данных требований ревизионная комиссия в Организации не избрана, её заседания не проводились.

В нарушение положений пункта 5.10 устава Организации, Норина Л.А., исключенная из состава членов Организации, не исключена из членов Правления Организации.

05 сентября 2014г. в адрес Организации направлено предупреждение об устранении нарушения вышеперечисленных норм с установлением срока исполнения до 15 декабря 2014г.. Предупреждение до настоящего времени не исполнено.

29 декабря 2014г. в адрес Организации направлено аналогичное предупреждение с установлением срока исполнения до 16 марта 2015г.. Письмо вернулось в связи с истечением срока хранения.

03 марта 2015г. постановлением мирового судьи судебного участка № 80 Октябрьского судебного района г.Кирова Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

14 августа 2015г. в адрес Организации, на имя председателя Правления Организации направлено повторное предупреждение об устранении нарушения вышеперечисленных норм с установлением срока исполнения до 16 ноября 2015г.. Предупреждение не было получено адресатом.

Кроме того, Организацией допускались нарушения сроков сдачи ежегодной отчетности.

На основании положений абзаца 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественные организации обязаны информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям абзаца 4 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение об их государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и сведений о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Формы и сроки предоставления указанных документов определены приказом Минюста России от 29 марта 2010г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. № 212, в соответствии с которыми документы должны предоставляться некоммерческой организацией в Управление Министерства юстиции ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение указанных положений Организация не предоставила в Управление Министерства юстиции сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003, а также информацию о продолжении своей деятельности за 2014- 2015 годы.

Исходя из положений части 1 статьи 26 и абзаца 3 части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению федерального органа государственной регистрации (в данном случае Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.

Аналогичное основание ликвидации юридического лица закреплено в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В данном случае ликвидация такого общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.

Ликвидировать Кировскую региональную общественную организацию «Кировская область-область здоровой молодежи» (ОГРН 1134300000603).

Исключить сведения о Кировской региональной общественной организации «Кировская область-область здоровой молодежи» (ОГРН 1134300000603) из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Сметанина О.Н.