ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-51/2018 от 12.03.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-51/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2018 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Соломиной О.С.,

с участием:

прокурора прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

представителя административного истца ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» Рожковской Т.А.,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Поповой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» о признании недействующим пункта 1.1 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 4 декабря 2017 года № 504-НПА «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2018 год», взыскании судебных расходов,

установил:

приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 4 декабря 2017 года № 504-НПА установлена плата за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2018 год.

Данный нормативный правовой акт опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2016 года.

Подпунктом 1.1 поименованного приказа установлен размер платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2018 год для потребителей с тепловой мощностью от 0,1 до 1,5 Гкал/час в размере 8 573 282,60 рублей за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки (с НДС).

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее ПАО «ТГК-14») посредством представителя по доверенности Слепцовой Ю.В. обратилось в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь с учетом дополнений, на то, что утвержденный приказом размер платы за подключение к системе теплоснабжения является экономически необоснованным, поскольку не обеспечит ПАО «ТГК №14» компенсацию всех расходов, необходимых для подключения объектов потребителей г. Читы к тепловым сетям в соответствии с утвержденной инвестиционной программой на 2018 год, так как рассчитан регулирующим органом с нарушением основных начал тарифного законодательства, а именно положений подпунктов 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 2, 9, 108 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, пунктов 29, 32, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, пунктов 11, 167 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э. По мнению административного истца, РСТ Забайкальского края незаконно исключило из расчета как экономически необоснованные (необоснованно полученный доход) учтенные при формировании платы за подключение на 2014 и 2015 годы расходы по налогу на прибыль в размере <данные изъяты> рублей, которые предприятием фактически понесены не были. При расчете платы на 2018 год могли быть учтены необоснованные доходы организации только за предыдущий период регулирования, а именно за 2017 год. По расчету предприятия плата за подключение согласно инвестиционной программе на 2018 год должна исчисляться исходя из размера затрат, необходимых обществу для выполнения мероприятий по подключению потребителей, в размере <данные изъяты> тыс. рублей и составлять <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки. В связи с тем, что установленный размер платы за подключение является обязательным для применения регулируемой организацией при заключении договоров о подключении с обратившимися к обществу потребителями, а также по причине отсутствия иных источников финансирования подобного рода затрат, ПАО «ТГК-14» полагает нарушенными свои права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Представитель РСТ Забайкальского края Попова М.В. в представленных письменных пояснениях с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что стоимость реализации мероприятий инвестиционной программы на 2018 год по предложению ПАО «ТГК-14» была принята в размере <данные изъяты> тыс. рублей, однако орган регулирования скорректировал указанную сумму затрат путем исключения из расчета <данные изъяты> тыс.рублей. Названная сумма была учтена регулятором при формировании платы за подключение на 2014 и 2015 годы в числе расходов по налогу на прибыль, которые фактически предприятием понесены не были. Принимая оспариваемый нормативный правовой акт, орган регулирования исходил из положений, закрепленных в пункте 9 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, пункте 170 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э.

В судебном заседании представитель ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» Рожковская Т.А. позицию административного истца поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном заявлении.

Представитель РСТ Забайкальского края Попова М.В. просила административное исковое заявление оставить без удовлетворения, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что при утверждении платы за технологическое присоединение на 2013-2015 годы в составе необходимой валовой выручки были учтены расходы на уплату налога на прибыль в общей сумме 116 772,11 тыс. рублей. Данные расходы предприятием фактически понесены не были в связи с освобождением от уплаты налога, что было установлено в 2016 году. В связи с этим, при установлении платы за технологическое присоединение к теплосетям ПАО «ТГК-14» на 2017 год указанные суммы были определены как подлежащие поэтапному исключению из состава НВВ с разбивкой на 2017 и 2018 годы: из состава НВВ на 2017 год было исключено <данные изъяты> тыс.рублей, оставшаяся часть необоснованных доходов признана подлежащей исключению в 2018 году. Указанное решение ПАО «ТГК-14» в установленном порядке не оспорило, возражений не высказывало. При утверждении платы за технологическое присоединение на 2018 год РСТ Забайкальского края исключило из расчета на основании ранее принятого решения оставшуюся часть необоснованных доходов в размере <данные изъяты> тыс.рублей, что соответствует положениям действующего законодательства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В целях реализации положений Закона о теплоснабжении в части регулирования деятельности по установлению тарифов в указанной сфере Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято постановление № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов)).

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление платы за технологическое присоединение относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.15 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Таким образом, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края по установлению платы за технологическое присоединение и, соответственно, принятию нормативных актов в данной области.

Действуя в пределах своей компетенции, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края с учетом экспертного заключения издала приказ от 4 декабря 2017 года № 504-НПА «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2018 год», в пункте 1.1 которого установила плату за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2018 год для потребителей с тепловой мощностью от 0,1 до 1,5 Гкал/час в размере 8 573 282,60 рублей за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки (с НДС).

Приведенный нормативный правовой акт принят на заседании Правления РСТ Забайкальского края при наличии необходимого кворума (7 членов Правления) посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования тарифов, что подтверждается выпиской из протокола заседания от 4 декабря 2017 года № 84. Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета платы за подключение на период регулирования.

Нормативный правовой акт в установленном порядке опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2016 года и вступил в силу с 1 января 2018 года.

Из материалов дела и объяснений сторон усматривается, что в расчеты платы за подключение к сетям теплоснабжения ПАО «ТГК-14» на 2013-2015 годы были включены расходы регулируемой организации на уплату налога на прибыль в размере <данные изъяты> тыс.рублей, отнесенные на деятельность по подключению к системе теплоснабжения по данным раздельного учета по видам регулируемой деятельности.

В связи с установлением в 2016 году факта неуплаты организацией налога на прибыль с 2012 года по причине получения убытка и переносом его части на будущее (2013-2016 годы) в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса РФ, регулятор при установлении платы за технологическое подключение на 2017 год в целях сохранения источника реализации инвестиционной программы принял решение о поэтапном исключении названной суммы из состава необходимой валовой выручки как излишне учтенной в предыдущих периодах регулирования: из состава НВВ на 2017 год было исключено <данные изъяты> тыс.рублей, оставшаяся часть необоснованных доходов в этом же размере признана подлежащей исключению в 2018 году (экспертное заключение по расчету размера платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» на 2017 год).

Приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 8 декабря 2016 года № 478-НПА «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2017 год» регулируемой организацией в установленном порядке, в том числе в части исключения из состава необходимой валовой выручки не понесенных регулируемой организацией в 2013-2015 годах расходов на уплату налога на прибыль, учтенных при установлении платы в соответствующие периоды, не оспаривался.

Согласно экспертному заключению по расчету размера платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14» на 2018 год необходимая валовая выручка на 2018 год скорректирована на оставшуюся часть необоснованных доходов в размере <данные изъяты> тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 настоящего документа, - в индивидуальном порядке.

В случае если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/ч, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям. В случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (пункты 107, 108 Основ ценообразования).

Органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций (пункт 9 Основ ценообразования).

Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, определено, что расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 настоящих Методических указаний (пункт 167).

Плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, состоит из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей; расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч; расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч; налога на прибыль (пункт 170).

В свою очередь, размер налога на прибыль, отнесенный к плате за подключение, рассчитывается путем вычисления соотношения фактических расходов на уплату налога на прибыль, отнесенных на деятельность по подключению к системе теплоснабжения по данным раздельного учета по видам регулируемой деятельности в предшествующем расчетном периоде регулирования, и плановой на очередной расчетный период регулирования суммарной подключаемой тепловой нагрузки объектов заявителей (пункт 170).

Из сведений, представленных Межрегиональной ИФНС России № 2 по г. Чите от 12 марта 2018 года, копий налоговых деклараций ПАО «ТГК-14» за 2013-2015 годы усматривается, что по итогам налогового периода налогоплательщиком за 2012 год отражен убыток в размере <данные изъяты> рублей, за 2013 год – прибыль в размере <данные изъяты> рублей, за 2014 год – прибыль в размере <данные изъяты> рублей, за 2015 год – прибыль в размере <данные изъяты> рубль.

На основании пункта 1 статьи 283 Налогового кодекса РФ, устанавливающего, что налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее), ПАО «ТГК-14» уменьшило налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль организаций текущего отчетного (налогового) периода по итогам 2013, 2014, 2015 годов на сумму полученного убытка по итогам 2012 года, в связи с чем налог на прибыль, а также ежемесячные авансовые платежи организацией в указанные периоды не исчислялись и не уплачивались.

Из расчета платы за технологическое присоединение на 2016 год расходы на уплату налога на прибыль были исключены приказом РСТ Забайкальского края от 12 сентября 2016 года № 116-НПА в связи с фактическим отсутствием, законность принятого решения была установлена решением Забайкальского краевого суда от 16 ноября 2016 года, вступившим в законную силу 22 декабря 2016 года.

Таким образом, суд находит установленным, что основания для включения в состав платы за технологическое подключение на 2013-2015 годы налога на прибыль отсутствовали, поскольку фактические расходы организацией на его уплату не неслись, и у регулятора, выявившего данный факт в 2016 году, имелись законные основания для исключения указанных расходов, не понесенных в предыдущих периодах регулирования, из расчета платы на 2017 год (расходы на уплату налога на прибыль за 2013-2014 годы), с отнесением их части на 2018 год (расходы на уплату налога на прибыль за 2014-2015 годы).

Доводы административного истца о том, что регулятор вправе учесть только те доходы, которые были необоснованно получены в предыдущем периоде регулирования, то есть в 2017 году, а также о том, что порядок формирования платы за подключение не предусматривает возможность уменьшения необходимой валовой выручки, не допускает переоценку затрат, включенных в плату, с экономически обоснованных на экономически необоснованные, не могут быть приняты судом во внимание как противоречащие пункту 9 Основ ценообразования, допускающему исключение из расчетов экономически необоснованных доходов, полученных в предыдущем периоде регулирования, в том числе в результате включения в состав платы расходов, которые фактически организацией понесены не были. Поскольку указанные суммы были обоснованно учтены при установлении платы на 2017 год с отнесением их части на 2018 год, оснований для признания незаконным решения регулятора о корректировке размера необходимой валовой выручки на 2018 годы не имеется.

Не имеет под собой достаточных оснований и утверждение о несоблюдении органом регулирования пунктов 11, 167 Методических указаний, а также требований инвестиционной программы на 2018 год о необходимых объемах инвестиций в размере <данные изъяты> тыс. рублей, так как исключенные при корректировке затрат денежные средства были получены регулируемой организацией в предыдущих периодах регулирования.

С учетом изложенного, суд находит пункт 1.1 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 4 декабря 2017 года № 504-НПА «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2018 год» соответствующим действующему законодательству, оснований для признания его не действующим не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» о признании недействующим пункта 1.1 Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 4 декабря 2017 года № 504-НПА «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2018 год», взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Забайкальский краевой суд.

Судья (подпись) Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 19.03.2018.

Решение в законную силу не вступило.

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-51/2018, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.