ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-51/2018 от 15.03.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2018 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Матрозе Л.Ю.,

с участием:

представителя административного ответчика Правительства Иркутской области и заинтересованного лица Губернатора Иркутской области ФИО1,

представителя заинтересованного лица Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области ФИО2,

представителя заинтересованного лица Министерства финансов Иркутской области ФИО3,

представителя заинтересованного лица Службы государственного финансового контроля Иркутской области ФИО4,

представителя заинтересованного лица Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО5,

прокурора Иркутской области Вафиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-51/2018 по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования города Братска к Правительству Иркутской области о признании недействующими отдельных положений Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп, в редакции последующих изменений,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование первоначальных и уточненных административных исковых требований (л.д.10-14 том 1, л.д.107-110 том 2, л.д.175-177 том 6, том 7) административным истцом Администрацией муниципального образования города Братска указано, что 29 мая 2013 года Правительством Иркутской области принято постановление № 199-пп, которым утверждена Региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах».

Положения пункта 6 Раздела II «Цели, задачи и сроки реализации Программы» в части слов «расселение всего аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2012 года, необходимо осуществить до 1 сентября 2017 года», а также положения раздела III «Система программных мероприятий, механизм реализации Программы» в части слов «мероприятия Программы подлежат реализации участвующими в них муниципальными образованиями Иркутской области в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом начала этапа Программы. Этап 2016-2017 годов Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года», в их взаимосвязи с положениями раздела V «Финансовое обеспечение Программы» о финансировании этапов Программы 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 годов как в первом, так и во втором годах каждого этапа Программы, противоречат положениям Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»), поскольку ими установлены сроки окончания ее этапов с нарушением прав муниципальных образований на определенный срок для реализации мероприятий каждого этапа Программы с момента окончания их финансирования.

Положения Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предоставляющие муниципальному образованию определенный срок на реализацию Программы с момента окончания финансирования, имеют равную юридическую силу с положением этого же закона об окончании Программы до 1 сентября 2017 года. Поэтому положение части 11 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» об окончании программы до 1 сентября 2017 года, при условии нормативного нарушения программой положений этой же части указанного закона в части сроков финансирования, не может применяться к оспариваемым положениям Программы, поскольку будет нарушаться конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Начиная с 30 июня 2014 года Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» муниципальным образованиям было предоставлено право на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда с использованием трех механизмов: первый – приобретать жилые помещения в готовом жилье, второй – принимать участие в долевом строительстве, третий – заключать соглашения с собственниками жилого помещения о предоставлении выплат за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда. Однако, механизм реализации Программы, позволяющий приобретать жилые помещения также и на вторичном рынке недвижимости, был включен в Программу спустя один год и три месяца после того, как такое право было предоставлено федеральным законом. То есть муниципальное образование города Братска в течение указанного времени было лишено права на использование такого механизма, как приобретение жилых помещений на вторичном рынке недвижимости.

Механизм реализации Программы, позволяющий заключать соглашение с собственником жилого помещения о предоставлении выплат за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда, был включен в Программу спустя два года после того, как такое право было предоставлено федеральным законом. Муниципальное образование города Братска в течение двух лет было лишено такого механизма реализации Программы, как заключение соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении выплат за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда.

Положения Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающие определенный срок окончания каждого этапа региональной адресной Программы, установлены с предоставлением определенных прав муниципальным образованиям для реализации мероприятий Программы, в том числе и с предоставлением права на реализацию мероприятий с использованием трех механизмов.

Положения Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предоставляющие муниципальному образованию определенные механизмы для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, имеют равную юридическую силу с положением этого же закона об окончании Программы до 1 сентября 2017 года.

Оспариваемые положения Программы, устанавливающие те же самые сроки для окончания этапов Программы, что и Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», при условии нормативного нарушения положениями этой Программы в течение длительного срока прав муниципального образования города Братска на реализацию ее мероприятий с использованием всех механизмов, предусмотренных федеральным законом, незаконно возлагают на муниципальное образование города Братска обязанность по окончанию каждого этапа Программы и всей Программы в определенные сроки, установленные с учетом возможности использовать все три механизма, предусмотренные указанным федеральным законом.

Административный истец полагает, что сроки окончания этапа 2014-2015 годов должны быть установлены Программой до 31 декабря 2016 года, сроки окончания этапа 2015-2016 годов должны быть установлены Программой до 31 декабря 2017 года, сроки окончания этапа 2016-2017 годов должны быть установлены Программой до 1 сентября 2018 года.

С учетом уточнений заявленных требований (л.д.107-110 том 2) административный истец указал, что положения части 2 статьи 4, пункта 11 части 1 статьи 14, части 1, пунктов 3 и 11 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» предоставляли муниципальным образованиям определенный срок для выполнения мероприятий Программы, а именно 1 год и 8 месяцев с момента окончания финансирования Программы. Однако самой Программой финансирование было запланировано вплоть до 2017 года включительно, что не соответствует вышеназванным положениям федерального закона.

Административный истец просил признать недействующими:

- положения пункта 6 Раздела II «Цели, задачи и сроки реализации Программы» в части слов «расселение всего аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2012 года, необходимо осуществить до 1 сентября 2017 года»,

- положения раздела III «Система программных мероприятий, механизм реализации Программы» в части слов «мероприятия Программы подлежат реализации участвующими в них муниципальными образованиями Иркутской области в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом начала этапа Программы. Этап 2016-2017 годов Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года»,

Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп, в редакции последующих изменений, внесенных постановлениями Правительства Иркутской области от 30.06.2014 № 302-пп, от 23.09.2014 № 479-пп, от 22.12.2014 № 674-пп, от 03.04.2015 № 124-пп, от 24.09.2015 № 489-пп, от 24.12.2015 № 673-пп, от 11.02.2016 № 69-пп,

в их взаимосвязи с положениями раздела V «Финансовое обеспечение Программы» о финансировании этапов Программы 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 годов как в первом, так и во втором годах каждого этапа Программы,

и в условиях ущемления прав муниципального образования города Братска региональной адресной программой Иркутской области в период с 30 июня 2014 года по 23 сентября 2015 года, как не предоставляющей муниципальным образованиям права, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ, расходовать средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в период с 24 сентября 2015 года по 24 августа 2016 года, как не предоставляющей муниципальным образованиям права, расходовать средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 13-15 марта 2018 года представитель административного истца Администрации муниципального образования города Братска ФИО6 не присутствовал, направил заявление об уточнении заявленных требований, настаивал на удовлетворении административных исковых требований.

Учитывая, что административный истец надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие представителя административного истца, заявившего о необходимости его участия в судебном заседании, но невозможности прибыть в административный центр Иркутской области, в связи с занятостью в судебных заседаниях в Братском городском суда Иркутской области и рассмотрении административного дела в его отсутствие (л.д.15-16 том 7).

В судебном заседании 13-15 марта 2018 года представитель административного ответчика Правительства Иркутской области и заинтересованного лица Губернатора Иркутской области ФИО1 административные исковые требования не признала, указала на соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и на соответствие его требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В судебном заседании 13-15 марта 2018 года представитель заинтересованного лица Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области ФИО2 с административными исковыми требованиями не согласилась, указала, что министерство определено ответственным исполнителем Региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах». Обязательства, принятые муниципальным образованием города Братска в соответствии с заключенными с министерством соглашениями о предоставлении субсидий, не исполнены, не расторгнут муниципальный контракт с ООО «СтройСпецГрупп» в связи с ненадлежащим осуществлением им обязательств по строительству жилых домов. В рамках реализации этапов 2015-2016 и 2016-2017 годов Региональной адресной программы с участием средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» муниципальному образованию города Братска необходимо расселить 132,8 тысяч квадратных метров и переселить 8,5 тысяч граждан из 3,5 тысяч аварийных жилых помещений. Весь объем расселяемого аварийного жилищного фонда обеспечен финансированием на 100% за счет средств Фонда и консолидированного бюджета Иркутской области. На реализацию Программы направлено 4,8 миллиардов рублей, из них 2,2 миллиарда рублей – средства Фонда, 2,2 миллиарда рублей – средства областного бюджета и 0,4 миллиарда рублей (8%) – средства бюджета муниципального образования города Братска Иркутской области. По многочисленным обращениям Администрации муниципального образования города Братска постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2015 года № 489-пп внесены изменения в Региональную адресную программу, введен механизм, позволяющий приобретать жилые помещения на вторичном рынке, при условии, что уровень их износа не превышает 40%. Однако заключение муниципальных контрактов на вторичном рынке началось с декабря 2015 года и составляет 2 тысячи квадратных метров или 5% от этапа. Не достижение целевых показателей имело место и до указанных изменений: по этапу 2014-2015 годов общий объем этапа был всего 13,1 тысяч квадратных метров, при этом в нарушение сроков введен в эксплуатацию 24 марта 2016 года объект по улице Олимпийской, 31 площадью 3,2 тысячи квадратных метров (24% от общего объема этапа). Постановлением Правительства Иркутской области от 25 августа 2016 года № 512-пп дополнительно введен механизм заключения соглашений с собственником жилого помещения о предоставлении выплат за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда. В настоящее время по этапу 2015-2016 годов остаются не расселенными 6,9 тысяч квадратных метров в связи с не сдачей объектов ООО «СтройСпецГрупп» по улице Котельной, 11 (первая очередь); по этапу 2016-2017 годов остаются не расселенными 10,3 тысяч квадратных метров в связи с не сдачей объектов ООО «СтройСпецГрупп» по улице Котельной, 11 (2 очередь), по улице Набережной, 45, по улице Енисейской, 32А, по улице Горького, 25. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.

В судебном заседании 13-15 марта 2018 года представители заинтересованных лиц Министерства финансов Иркутской области ФИО3, Службы государственного финансового контроля Иркутской области ФИО4, Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО5 полагали, что административные исковые требования являются необоснованными, так как оспариваемый нормативный акт соответствует требованиям законодательства, а административным ответчиком допущены нарушения сроков реализации Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах».

В судебное заседание 13-15 марта 2018 года заинтересованное лицо Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен, что подтверждается почтовым уведомлением, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных пояснениях на административное исковое заявление указал, что положения оспариваемой Программы не противоречат Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», а Администрация города Братска не только нарушила сроки реализации Программы (1 сентября 2017 года), но и по состоянию на октябрь 2017 года не завершила этапы 2015-2016 годов. Указанные факты установлены решениями правления Фонда от 31 марта 2017 года (л.д.114-120 том 4).

В судебное заседание 13-15 марта 2018 года не явился представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения дела извещен, что подтверждается почтовым уведомлением, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных пояснениях указал, что последний этап реализации Программы должен быть завершен не позднее 1 сентября 2017 года, а контроль за использованием средств федерального бюджета осуществляет Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (л.д.121-125 том 2, л.д.122-126 том 4).

В судебное заседание 13-15 марта 2018 года не явился Мэр города Братска, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением суда от 12 февраля 2018 года (л.д.100-101 том 4), направил письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие (л.д.26-27 том 7).

В соответствии с положениями статей 150 и 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении разбирательства административного дела и не представивших доказательств уважительности причин отсутствия.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Вафиной Г.А., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 64 Устава Иркутской области и части 1 статьи 1 Закона Иркутской области «О Правительстве Иркутской области» Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области (л.д.253 том 3, л.д.22 том 4).

Постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп утверждена Региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах». Постановлениями Правительства Иркутской области от 09.12.2013 № 552-пп, от 30.06.2014 № 302-пп, от 23.09.2014 № 479-пп, от 22.12.2014 № 674-пп, от 03.04.2015 № 124-пп, от 24.09.2015 № 489-пп, от 24.12.2015 № 673-пп, от 11.02.2016 № 69-пп, от 25.08.2016 № 512-пп, от 31.08.2016 № 536-пп, от 28.10.2016 № 700-пп, от 09.01.2017 № 1-пп, от 24.03.2017 № 184-пп, от 09.06.2017 № 388-пп, от 25.07.2017 № 494-пп, от 13.10.2017 № 653-пп в указанную Программу вносились изменения. Данное постановление является нормативным правовым актом, поскольку издано управомоченным органом государственной власти, в нем содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Поскольку оспариваемый правовой акт является нормативным и принят Правительством Иркутской области, поэтому административное исковое заявление по настоящему делу подлежит рассмотрению и разрешению по существу Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Поскольку Администрация муниципального образования города Братска является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, а также учитывая, что в отношении административного истца данный акт применялся и применяется, суд приходит к выводу о наличии у него права на обращение в суд с указанным административным иском.

В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу положений части 8 статьи 213 указанного кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Правительства Иркутской области на принятие нормативного правового акта, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 22 указанного закона установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Поскольку Правительство Иркутской области является высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, у него имелись полномочия на принятие оспариваемого нормативного правового акта.

Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих форму и вид, в которых орган государственной власти Иркутской области вправе принимать нормативные правовые акты, а также процедуру принятия, суд установил следующее.

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 года № 9/5-ЗС принят новый Устав Иркутской области.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 63 Устава Иркутской области исполнительную власть Иркутской области осуществляют:

1) высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области - Правительство Иркутской области;

2) министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.

В первоначальной редакции Устава Иркутской области, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта 29 мая 2013 года, Правительство Иркутской области возглавлял Губернатор Иркутской области, поэтому им подписано оспариваемое постановление № 199-пп «Об утверждении Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах».

В соответствии с положениями статей 64 и 66 Устава Иркутской области, в редакции последующих изменений, Правительство Иркутской области возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Иркутской области, обеспечивает выполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, устава Иркутской области, законов Иркутской области, иных правовых актов Иркутской области на всей территории Иркутской области.

С 1 октября 2015 года должности Губернатора Иркутской области и Председателя Правительства Иркутской области разделены в соответствии с Уставом Иркутской области в редакции Закона Иркутской области от 7 июля 2015 года № 2-У «О поправках к Уставу Иркутской области» и Закона Иркутской области от 1 октября 2015 года № 71-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области».

С 1 октября 2015 года правовые акты Правительства Иркутской области подписывает первый заместитель Губернатора Иркутской области – Председатель Правительства Иркутской области, поэтому все последующие постановления, которыми внесены изменения в постановление Правительства Иркутской области № 199-пп, подписаны Председателем Правительства Иркутской области.

В соответствии со статьей 34 Регламента Правительства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства иркутской области от 5 июня 2012 года № 381-пп, в редакции от 25 января 2013 года, непосредственная подготовка проектов правовых актов осуществлялась министерствами Иркутской области.

Согласно Положению о министерстве строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 9 февраля 2011 года № 29-пп, в задачи указанного министерства входит реализация государственной политики в области развития жилищного строительства.

На основании распоряжения Правительства Иркутской области от 3 апреля 2013 года № 128-рп министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области разработан проект региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2015 годах». Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области является также ответственным исполнителем Программы.

В соответствии с пунктами 43-48, 144 Регламента Правительства Иркутской области проект постановления прошел все согласования (л.д.31-33 том 3), зарегистрирован в день подписания под порядковым номером 199.

В соответствии с положениями статьи 67 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области принимает правовые акты в форме постановлений Правительства Иркутской области и распоряжений Правительства Иркутской области.

Правовые акты Правительства Иркутской области принимаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов Иркутской области, правовых актов Губернатора Иркутской области.

Правовые акты Правительства Иркутской области должны содержать указания на положения правовых актов, на основании и во исполнение которых они принимаются.

Постановления Правительства Иркутской области принимаются по вопросам нормативного регулирования.

Распоряжения Правительства Иркутской области принимаются по оперативным и другим текущим вопросам, не требующим нормативного правового регулирования.

Из содержания оспариваемого нормативного правового акта в первоначальной редакции и в редакции последующих изменений усматривается, что он принят по вопросу нормативного регулирования в форме постановления, в нем содержится указание на принятие в соответствии с положениями Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», поэтому суд приходит к выводу, что форма, вид и процедура принятия нормативного правового акта соблюдены.

Проверяя соблюдение правил введения нормативного правового акта в действие, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 53 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Иркутской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (л.д.17 том 4).

Согласно статье 54 указанного закона области официальное опубликование правового акта области осуществляется для всеобщего сведения посредством помещения текста правового акта области, полностью совпадающего с официально принятым, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденном органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации учреждено печатное средство массовой информации – общественно-политическая газета «Областная» (статья 3 закона Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ (л.д.29-30 том 4).

Постановление Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп «Об утверждении Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах» (л.д.31-219 том 3) опубликовано в газете «Областная» от 17 июля 2013 года № 77 (л.д.220-237 том 3).

Постановление Правительства Иркутской области от 9 декабря 2013 года № 552-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп» (л.д.159-233 том 5) опубликовано в газете «Областная» от 19 марта 2014 года № 29.

Постановление Правительства Иркутской области от 30 июня 2014 года № 302-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.161-259 том 4) опубликовано в газете «Областная» 21 июля 2014 года № 79 (л.д.1-22 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 23 сентября 2014 года № 479-пп «О внесении изменений в раздел III Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.160 том 4) опубликовано в газете «Областная» от 3 октября 2014 года № 111 (л.д.23 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 22 декабря 2014 года № 674-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.1-158, 234 том 5) опубликовано в газете «Областная» от 19 января 2015 года № 4 (л.д.42-57 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 03 апреля 2015 года № 124-пп «О внесении изменения в Приложение 1 к Региональной адресной программе Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.159 том 4) опубликовано в газете «Областная» от 22 апреля 2015 года № 43 и на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 08 апреля 2015 года (л.д.58-59 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 24 сентября 2015 года № 489-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.148-158 тои 4) опубликовано в газете «Областная» от 14 октября 2015 года № 116 и на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 октября 2015 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 24 декабря 2015 года № 673-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.234, 241-247 том 5) опубликовано в газете «Областная» от 19 февраля 2016 года № 17 и на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 декабря 2015 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 11 февраля 2016 года № 69-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.147 том 4) опубликовано в газете «Областная» 8 апреля 2016 года № 36 и на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18 февраля 2016 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 25 августа 2016 года № 512-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.146 том 4, л.д.234 том 5) опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 августа 2016 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 31 августа 2016 года № 536-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» (л.д.234, 235-240 том 5) опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 5 сентября 2016 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 28 октября 2016 года № 700-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.145 том 4) опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 ноября 2016 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 9 января 2017 года № 1-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.144 том 4) опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17 января 2017 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 24 марта 2017 года № 184-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.143 том 4) опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 марта 2017 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 9 июня 2017 года № 388-пп «О внесении изменений в раздел V «Финансовое обеспечение программы» Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.137-142 том 4) опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 14 июня 2017 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 25 июля 2017 года № 494-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.136 том 4) опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 июля 2017 года (л.д.58-69 том 6).

Постановление Правительства Иркутской области от 13 октября 2017 года № 653-пп «О внесении изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 годах» (л.д.135 том 4) опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18 октября 2017 года (л.д.58-69 том 6).

Указанные постановления вступили в силу через десять календарных дней после дня их официального опубликования в соответствии с частью 2 статьи 57 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области». Оспариваемый нормативный правовой акт является действующим.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормам федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно подпункту «к» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 14 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» определяет условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, к которым относится, в частности, наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Статья 16 указанного закона определяет, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда.

Расселению подлежат многоквартирные дома, признанные до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах.

Согласно части 11 статьи 16 названного федерального закона региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе эти программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ (за исключением этапа 2016 года), на реализацию которых с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой финансовой поддержки. Этап 2016 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе этап 2016 года этой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года, этап этой программы, указанный в третьем предложении части 2.1 настоящей статьи, должен быть реализован не позднее завершения срока деятельности Фонда. При этом к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемые жилые помещения, в совокупности не должны быть менее чем предусмотренное этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количество граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими программами, не должна быть меньше чем предусмотренная этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда общая площадь аварийного жилищного фонда, на переселение из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка.

Постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп утверждена Региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», последняя редакция которой фактически оспаривается административным истцом.

Пунктом 6 Раздела II «Цели, задачи и сроки реализации Программы» предусмотрено, что расселение всего аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2012 года, необходимо осуществить до 1 сентября 2017 года.

Разделом III «Система программных мероприятий, механизм реализации Программы» установлено, что мероприятия Программы подлежат реализации участвующими в них муниципальными образованиями Иркутской области в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом начала этапа Программы. Этап 2016-2017 годов Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» под этапом программы понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи.

Таким образом, правовое значение имеет факт принятия решения о предоставлении финансовой поддержки, а фактическое перечисление средств Фонда на основании такого решения может осуществляться как в том же году, в котором принято решение, так и в следующем году.

Проанализировав положения федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что срок реализации этапа региональной программы начинает исчисляться с даты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании соответствующего решения, и заканчивается не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой поддержки, и в котором указывается сумма оказанной финансовой поддержки в этапе программы. Один этап длится два года, а этап 2016 года должен быть реализован не позднее 1 сентября 2017 года.

Положениями раздела V «Финансовое обеспечение Программы» Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп, в редакции последующих изменений, предусмотрено финансирование этапов Программы 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 годов как в первом, так и во втором годах каждого этапа Программы, что не противоречит положения Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта Иркутской области соответствуют требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Доводы административного истца о том, что финансирование всех этапов Программы должно было закончиться 31 декабря 2015 года для того, чтобы у муниципального образования имелась возможность осуществить расселение всего аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 года, основаны на ошибочном толковании положений Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», который предусматривает возможность подачи заявок на финансирование этапов программы как в 2016, так и в 2017 годах.

Суд не усматривает ограничений конституционных прав органов местного самоуправления оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку участие в Региональной адресной программе Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», является добровольным для органов местного самоуправления, так как они вправе решать, каким способом обеспечивать переселение граждан из аварийного жилищного фонда: за счет средств бюджета муниципального образования, либо за счет привлечения денежных средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Суд также исходит из того, что Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года № 80-р, разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», целевыми показателями и задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Целью стратегического планирования государства в области жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем. Поэтому установление предельного срока для переселения граждан из аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 года, с учетом необходимости исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600, является оправданным, учитывая соблюдение Фондом содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства и Иркутской областью обязательств по финансированию мероприятий Программы.

Так, судом установлено, что Региональной адресной программой Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп, в редакции последующих изменений, предусмотрено четыре этапа по ее реализации.

Первый этап – 2013-2014 годы. Решение Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении финансовой поддержки принято 28 июня 2013 года (л.д.151-152 том 6), поэтому первый этап заканчивается 31 декабря 2014 года.

Второй этап – 2014-2015 годы. Решение Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении финансовой поддержки принято 11 июля 2014 года (л.д.154-155 том 6), поэтому второй этап заканчивается 31 декабря 2015 года.

Третий этап – 2015-2016 годы. Решение Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении финансовой поддержки принято 12 января 2015 года (л.д.158-159 том 6), поэтому третий этап заканчивается 31 декабря 2016 года.

Четвертый этап – 2016-2017 годы. Решение Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении финансовой поддержки принято 11 января 2016 года (л.д.160-161 том 6), поэтому четвертый этап заканчивается 1 сентября 2017 года.

Предоставление финансовой поддержки Иркутской области осуществлялось на основании договора от 9 сентября 2008 года № 65-ЗС, в редакции последующих дополнительных соглашений (л.д.99-150 том 6).

Из содержания представленных Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства документов (л.д.82-94 том 6) следует, что в 2017 году Фондом не принималось решение о предоставлении поддержки Иркутской области ввиду отсутствия заявки субъекта Российской Федерации – Иркутской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В связи с этим, в оспариваемом нормативном правовом акте обоснованно отсутствует этап 2017 года, срок реализации которого мог быть установлен 31 декабря 2018 года – не позднее срока завершения деятельности Фонда 1 января 2019 года.

Непосредственное перечисление денежных средств Фондом осуществляется в соответствии частью 8 статьи 17 и части 3 статьи 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» на основании Порядка перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты, который утвержден Правлением Фонда.

По этапам 2015 и 2016 годов 13 января 2015 года Фондом муниципальному образованию города Братска перечислен аванс на сумму 155 417 813,05 рублей. 16 мая 2016 года перечислены 2 132 883,34 рублей в соответствии с представленным реестром заключенных муниципальных контрактов. 27 сентября 2016 года перечислены 359 533 037,95 рублей в качестве опережающего финансирования.

В 2016 году объем финансовой поддержки с учетом корректировки составил 1 996 054 528,25 рублей. Аванс перечислен несколькими траншами: 221 423 316,32 рублей в январе 2016 года, 208 876 609 рублей в феврале 2016 года, 62 659 892,72 рублей в ноябре 2016 года в рамках дополнительной финансовой поддержки.

Денежные средства в размере 946 700 870,47 рублей перечислены в качестве опережающего финансирования в сентябре 2016 года;132 948 085,19 рублей перечислены муниципальному образованию города Братска в ноябре 2016 года в качестве дополнительной финансовой поддержки; 48 906 184,22 рублей перечислены в мае 2017 года на основании представленного реестра муниципальных контрактов; 9 320 735,79 рублей перечислены в сентябре 2017 года также на основании реестра муниципальных контрактов; 11 837 909,18 рублей перечислены в декабре 2017 года на основании реестра муниципальных контрактов.

Судом также установлено, что 31 марта 2017 года Правлением государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» рассмотрена годовая отчетность Иркутской области за 2016 год, принято решение, которым мероприятия этапов 2015-2016 годов и 2016-2017 годов признаны реализованными частично (л.д.82-86 том 6).

13 ноября 2017 года Правлением Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» приняты два решения (л.д.87-91 том 6), которыми обязательства, принятые Иркутской областью, признаны невыполненными, а допущенные нарушения признаны не устраненными.

1 декабря 2017 года Правлением Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» принято решение (л.д.92-94 том 6) о возврате Иркутской областью денежных средств в размере 8 556 500 рублей в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных пунктом 2.3.8 договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда от 18 июня 2008 года № 40-ЗС, и в соответствии с частью 5 статьи 23.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп «Об утверждении Государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы», а также согласно постановлению Правительства Иркутской области от 17 марта 2016 года № 135-пп «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на строительство и (или) приобретение жилых помещений, на предоставление возмещений гражданам за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда Иркутской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Иркутской области, включенного в Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу в рамках программы, являющийся приложением 1 к региональной адресной программе Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013 - 2017 годах» заключены соглашения о предоставлении бюджету муниципального образования города Братска субсидий в целях софинансирования расходных обязательств по строительству и (или) приобретению жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Иркутской области (л.д.42-87 том 2).

Судом установлено, что в 2016 году на основании Плана контрольной деятельности (л.д.165-174 том 2) Службой государственного финансового контроля Иркутской области проведена проверка законности использования в 2014-2016 годах субсидий, предоставленных муниципальному образованию города Братска на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (л.д.175-212 том 2).

При проведении проверки Служба государственного финансового контроля Иркутской области установила, что во исполнение требований Региональной программы постановлением администрации муниципального образования города Братска от 15 октября 2013 года № 2759 утверждена муниципальная программа города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2015 годы, включающая подпрограмму «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».

Ответственным исполнителем программы являлся Комитет по градостроительству администрации муниципального образования города Братска, который не обеспечил выполнение ряда показателей результативности. По показателю «определение поставщиков (подрядчиков) и заключение муниципальных контрактов» по этапу 2014-2015 годов в установленный в соглашении срок до 31 октября 2014 года заключено муниципальных контрактов на сумму 578 806,7 тысяч рублей, что меньше планируемого показателя на 15 517,6 тысяч рублей. По этапу 2015-2016 годов с соблюдением срока заключено 11 муниципальных контрактов на сумму 359 563 тысяч рублей или 26,3% от плана. По этапу 2016-2017 годов на 23 сентября 2016 года заключен 61 муниципальный контракт на сумму 989 699,1 тысяч рублей или 30,8% от плана. По этапу 2015-2016 годов не выполнен показатель «количество переселяемых граждан в 2015 году». Следовало переселить 401 человек, фактически переселено 119 человек, из 159 расселяемых помещений, фактически расселено 65 помещений (л.д.211 том 2).

По результатам выявленных нарушений 24 ноября 2016 года Службой государственного финансового контроля в адрес директора муниципального казенного учреждения «Дирекция капитального строительства и ремонта» муниципального образования города Братска внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства (л.д.217-219 том 2), а также направлена информация прокурору Иркутской области (л.д.220-223 том 2) и в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (л.д.213-216 том 2).

По данным Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области по этапу 2015-2016 годов по состоянию на 1 января 2018 года расселено 83% аварийного жилищного фонда от необходимого объема; по этапу 2016-2017 годов на 1 января 2018 года расселено 52% от аварийного жилищного фонда.

В соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», в редакции, действовавшей до 1 августа 2013 года, региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могли предусматривать такие механизмы как приобретение жилых помещений на вторичном рынке и выплата собственникам за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда.

Часть 6 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», в редакции Федеральных законов от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ и от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ, также предусматривает указанные механизмы реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2015 года № 489-пп внесены изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах». Введен механизм, позволяющий приобретать жилые помещения на вторичном рынке, при условии, что уровень их износа не превышает 40% (пункт 2 раздела III Программы).

По данным Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области заключение муниципальных контрактов на вторичном рынке началось только с декабря 2015 года и составляет 5% от этапа.

Постановлением Правительства Иркутской области от 25 августа 2016 года № 512-пп внесены изменения в Региональную адресную программу Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах». Дополнительно введен механизм заключения соглашений с собственником жилого помещения о предоставлении выплат за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда (пункт 2 раздела III Программы).

По данным Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области даже при наличии всех трех механизмов реализации программы Администрация муниципального образования города Братска не обеспечила реализацию в полном объеме всех этапов Программы.

Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что права, свободы и законные интересы Администрации муниципального образования города Братска не нарушены оспариваемым нормативным правовым актом, как в первоначальной редакции, так и в редакции последующих изменений, поскольку в полном объеме реализовать обязательства по расселению аварийного жилищного фонда Администрации муниципального образования города Братска не позволили не оспариваемые положения нормативного правового акта, который соответствует федеральному законодательству, а иные обстоятельства.

Доводы административного истца о том, что бюджетные ассигнования Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и лимиты бюджетных обязательств на средства бюджета Иркутской области фактически были доведены до муниципального образования с опозданием, не являются основаниями для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку финансирование этапов Программы как в первом, так и во втором году, не противоречит положениям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Все иные доводы административного истца основаны на ошибочном толковании положений Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который является специальным законом по отношению к Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам.

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, проанализировав положения оспариваемого нормативного правового акта, как в первоначальной редакции, так и в редакции последующих изменений, а также положения федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу в области жилищно-коммунального хозяйства, приходит к выводу об отказе Администрации муниципального образования города Братска в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, поскольку оспариваемые положения постановления Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп «Об утверждении Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», в редакции последующих изменений, внесенных постановлениями Правительства Иркутской области от 30.06.2014 № 302-пп, от 23.09.2014 № 479-пп, от 22.12.2014 № 674-пп, от 03.04.2015 № 124-пп, от 24.09.2015 № 489-пп, от 24.12.2015 № 673-пп, от 11.02.2016 № 69-пп,

в их взаимосвязи с положениями раздела V «Финансовое обеспечение Программы» о финансировании этапов Программы 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 годов как в первом, так и во втором годах каждого этапа Программы,

соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Суд приходит к выводу об отсутствии ущемления прав муниципального образования города Братска региональной адресной программой Иркутской области в период с 30 июня 2014 года по 23 сентября 2015 года, как не предоставляющей муниципальным образованиям права, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ, расходовать средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в период с 24 сентября 2015 года по 24 августа 2016 года, как не предоставляющей муниципальным образованиям права, расходовать средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку Администрация муниципального образования города Братска находилась в равных условиях с другими муниципальными образованиями, учитывая отсутствие обязанности регионального законодателя устанавливать данные механизмы, а также то обстоятельство, что использование указанных механизмов не осуществлялось в полном объеме административным истцом.

При этом, суд считает заслуживающими внимания доводы административного ответчика Правительства Иркутской области о том, что отсутствие указанных механизмов в оспариваемом нормативном правовом акте в первоначальной редакции было вызвано желанием органа государственной власти Иркутской области предотвратить возможность в последующем признания авариными жилых помещений, которые могли быть приобретены на вторичном рынке как органом местного самоуправления, так и гражданами муниципального образования за счет предоставленных им средств, учитывая цели и задачи Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Администрации города Братска к Правительству Иркутской области о признании недействующими:

- положения пункта 6 Раздела II «Цели, задачи и сроки реализации Программы» в части слов «расселение всего аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2012 года, необходимо осуществить до 1 сентября 2017 года»,

- положения раздела III «Система программных мероприятий, механизм реализации Программы» в части слов «мероприятия Программы подлежат реализации участвующими в них муниципальными образованиями Иркутской области в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом начала этапа Программы. Этап 2016-2017 годов Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года»,

Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года № 199-пп, в редакции последующих изменений, внесенных постановлениями Правительства Иркутской области от 30.06.2014 № 302-пп, от 23.09.2014 № 479-пп, от 22.12.2014 № 674-пп, от 03.04.2015 № 124-пп, от 24.09.2015 № 489-пп, от 24.12.2015 № 673-пп, от 11.02.2016 № 69-пп,

в их взаимосвязи с положениями раздела V «Финансовое обеспечение Программы» о финансировании этапов Программы 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 годов как в первом, так и во втором годах каждого этапа Программы,

и в условиях ущемления прав муниципального образования города Братска региональной адресной программой Иркутской области в период с 30 июня 2014 года по 23 сентября 2015 года, как не предоставляющей муниципальным образованиям права, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ, расходовать средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в период с 24 сентября 2015 года по 24 августа 2016 года, как не предоставляющей муниципальным образованиям права, расходовать средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2018 года.

Судья М.А. Ткачук