ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-51/2021 от 25.06.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)

Дело № 3а-51/2021г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2021 года город Липецк

Липецкий областной суд

в составе:

председательствующего судьи Михалевой О.В.

с участием прокурора Кима И.Е.

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи Бобылевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Черкизово-Свиноводство» о признании недействующим пункта 21.1 приложения к Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, и об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, и земельных участков, расположенных на территории <адрес> государственная собственность на которые не разграничена, принятого решением Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области от 15 апреля 2020 года №348-рс,

установил:

ООО «Черкизово-Свиноводство» обратилось в суд с административным иском к Совету депутатов Добровского муниципального района Липецкой области о признании недействующим пункта 3 решения Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области №348-рс от 15.04.2020г., пунктов 21 и 21.1 приложения к решению Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области №348-рс от 15.04.2020 г.

Требования мотивированы тем, что между ООО «Черкизово-Свиноводство» и администрацией Добровского муниципального района Липецкой области заключены договоры аренды от 14.05.2005г. №6, от 29.09.2017г. №39, от 20.04.2018г. №29, №30, 31 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно условиям договоров аренды, размер годовой арендной платы является регулируемым и определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Липецкой области и органами местного самоуправления. Решением Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области №348-рс от 15.04.2020г. изменена ставка арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территори Добровского муниципального района Липецкой области, размер арендной ставки составил 7% от кадастровой стоимости земельного участка, о чем был уведомлен административный истец путем направления в его адрес расчета размера, условий и сроков уплаты арендной платы за 2020 год. Указанным решением установлены разные ставки для лиц, зарегистрированных на территории Добровского муниципального района (ставка 4%) и для иных лиц (ставка 7%). Полагет, что такое повышение ставки экономически не обосновано, противоречит ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции". Советом депутатов Добровского муниципального района Липецкой области принято решение от 3.03.2021г. №39-рс «О внесении изменений в положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Добровского района, государственная собственность на которые не разграничена». Данным решением установлена единая ставка арендной платы вне зависимости от места регистрации в размере 5%, которое вступило в силу со дня его принятия. Учитывая, что в период с 01.01.2020г. по 03.03.2021 г. действующим являлось решение Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области №348-рс от 15.04.2020 г., ООО «Черкизово-Свиноводство» просил признать недействующим со дня принятия пункт 3 решения Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области №348-рс от 15.04.2020г., пункты 21 и 21.1 приложения к решению Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области №348-рс от 15.04.2020 г.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Черкизово-Свиноводство» по доверенности ФИО1 заявленные требования уточнил, поддержал требования о признании недействующим пункта 21.1 приложения к Положению о порядке определения размера арендной платы со дня принятия.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель заинтересованного лица администрации Добровского муниципального района Липецкой области по доверенности ФИО2 в судебном заседании полагала разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Кима И.Е., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Черкизово-Свиноводство» зарегистрировано по адресу: <адрес>, одним из дополнительных видов деятельности является смешанное сельское хозяйство.

Согласно представленным договорам аренды, выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, ООО «Черкизово-Свиноводство» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории <адрес>.

Решением Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области от 15 апреля 2020 г. №348-рс принято Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Добровского муниципального района, и об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Добровского муниципального района, и земельных участков, расположенных на территории Добровского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена. Решение вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (п.3).

Согласно пунктам 21 и 21.1 приложения к Положению установлены ставки арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения (пашни), которые для производства сельскохозяйственных культур сельхозпроизводителями, зарегистрированными на территории <адрес> в соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» составляют 4.0 % от кадастровой стоимости, а для прочих сельхозтоваропроизводителей – 7 %.

Данное решение принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы, порядка принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.

Решением Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области от 3 марта 2021 года № 39-рс внесены изменения в Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Добровского муниципального района, и об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Добровского муниципального района, и земельных участков, расположенных на территории Добровского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, пункт 21.1 раздела «Земли сельскохозяйственного назначения» исключен, а пункт 21 названого раздела изложен в новой редакции, предусматривающей ставку арендной платы на землях сельскохозяйственного назначения (пашни) за производство сельскохозяйственных культур -5 % от кадастровой стоимости. Решение вступает в силу со дня его принятия.

Административным истцом оспаривается пункт 21.1 приложения к Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, и об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, и земельных участков, расположенных на территории Добровского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, принятого решением Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области от 15 апреля 2020 года №348-рс, действовавший с момента принятия и до 3.03.2021 г., и предусматривавший ставку арендной платы для прочих сельхозтоваропроизводителей, к которым относится административный истец, – 7 %.

Разрешая заявленные требования, проанализировав доводы истца, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление), которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Одним из принципов определения арендной платы Постановление указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.

В подтверждение доводов о соблюдении при принятии оспариваемого решения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" административным ответчиком представлено финансово - экономическое обоснование базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, подготовленного 25.02.2020 г. ООО «Документыплюс».

Оценив указанное доказательство по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оно не может считаться надлежащим экономическим обоснованием оспариваемой базовой ставки, поскольку не содержит каких-либо расчетов, анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, базовые ставки арендной платы не дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в частности не учитывались оценка местоположения, данные об оценке доходности земельного участка, полученного арендатором от осуществления коммерческой деятельности на таком участке, о доле арендных платежей совместно с затратами арендатора, связанными с использованием этого земельного участка, о влиянии размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации земельного участка и фактическую возможность арендатора уплачивать арендную плату с учетом установленной ставки.

Административным ответчиком не представлено доказательств обоснования разграничения ставок арендной платы для сельхозпроизводителей в зависимости от места государственной регистрации юридического лица.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что при формировании базовой ставки арендной платы учитывался только бюджетный интерес муниципального образования, и не были соблюдены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.

Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность установления ставки арендной платы, однако административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванной ставки арендной платы условиям, установленным Земельным кодексом РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, не представлено, не содержится их и в материалах дела, следовательно, нормативный акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ООО «Черкизово-Свиноводство» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 21.1 приложения к Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Добровского муниципального района, и об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Добровского муниципального района, и земельных участков, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, принятого решением Совета депутатов Добровского муниципального района Липецкой области от 15 апреля 2020 года №348-рс.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу в информационном бюллетене «Добровский официальный курьер» МАУ «Редакция районной газеты «Знамя Октября».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья подпись О.В. Михалева

Решение в окончательной

форме принято 7.07.2021 г.

Копия верна:

Судья

Секретарь